Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:28, курсовая работа
задачи исследования:
- рассмотреть основные тенденции развития систем образования в мире;
- дать понятие термину «концепция» и выделить основные их виды;
- рассмотреть основные западные концепции и реализовать на базе одной из них эксперимент;
- проанализировать результаты эксперимента.
Введение
Глава I
Зарубежные и отечественные концепции в обучения иностранному языку
1.1. Основные тенденции в обучении иностранному языку в мировой педагогической практике
1.2. Понятие и виды педагогических концепций обучения иностранному языку
1.3. Современные зарубежные концепции обучения иностранному языку
Выводы по главе I
Глава II
Применение концепций обучения иностранному (английскому) языку в старших классах общеобразовательных школ без профильного обучения
2.1. Психолого-педагогические основы обучения иностранному (английскому) языку старшеклассников общеобразовательной школы
2.2. Особенности использования современных концепций обучения иностранному (английскому) языку в старших классах общеобразовательной школы
2.3. Сравнительное исследование сознательно-практического, коммуникативного концепций обучения и метода-чтение М. Уэста на уроках английского языка в 10 классе по теме «Music in our world»
Выводы по главе I
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Заключение
Происходящее в настоящее
время развитие системы образования
в России предъявляет повышенные
требования к качеству педагогического
образования, составляющего фундамент
современной системы
В нашей работе мы изучили тенденции в развитии систем образования в мировой практике, современные концепции обучения иностранным языкам, и западные концепции в частности, провели исследование влияния сознательно-практического, коммуникативного методов и метода-чтение на результативность в обучении английскому языку.
Анализируя основные тенденции развития систем образования в мире, мы пришли к выводу, что практически во всех развитых странах мира поворот в развитии педагогических методов в ходе реформирования систем образования сделан на обучение самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач. Усвоение и обобщение готовых знаний становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека.
Давая понятие термину «концепция» и выявляя основные их особенности, мы пришли к выводу, что все педагогические концепции, независимо от их содержания и направленности, конечную цель обучения трактуют как овладение обучаемыми системой знаний и практической подготовленности, необходимых для успешной практической деятельности.
Значимой задачей описанных методов является создание дополнительной мотивации, обеспечивающей повышенную заинтересованность обучаемых в процессе обучения. Также следует упомянуть то, что в современных методах большую роль играет самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Не приветствуется подача учащимся готового материала, они должны проявлять больше самостоятельности, ибо это способствует запоминанию.
Большинство современных
концепций являются коммуникативно-ориентированным
Что касается практического применения методов, наиболее целесообразным является интеграция несколько концепций, объединив их наилучшие стороны, учитывая индивидуальные особенности учащихся.
На данный момент не существует универсального метода-направления, так как эффективность того или иного метода зависит от многих факторов. На современном этапе развития методики происходит интеграция методов. Можно сказать, что началось образование комплексного метода, который вбирает в себя лучшие элементы разных методов.
В результате проведенного исследования мы обратили особое внимание на реализацию коммуникативного метода с использованием технологии проектов, метода-чтения М. Уэста, и сознательно-практического методов обучении английскому языку.
Проведенное исследование показало следующие результаты: в целом коммуникативная концепция с использованием отдельных элементов различных концепций является эффективной, при этом она значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.
Реализация метода-чтение также дала хороший результат владения лексическим и страноведческим материалом, но грамматический материал повторялся и закреплялся недостаточно эффективно, что было очевидно после проведения итогового тестирования, 30% учащихся группы не справились с грамматическим заданием.
Что касается сознательно-практической концепции, то результаты в обучении по всем видам деятельности и материалу высокие, интерес ребят не такой очевидный, как при коммуникативном методе, но мы считаем, что данный метод дает более глубокие знания, так как отработка материала проходит более детально, поэтапно, медленнее и глубже.
Данная работа может быть полезна при создании и развитии других методик и, кроме того, для выделения основных тенденций развития методики обучения иностранному языку в современной отечественной и зарубежной педагогике.
Ну и конечно, на наш взгляд, наилучшее обучение иностранному языку - в стране - носителе языка. Наряду с культурой и традициями этой страны, процесс обучения языка был бы, несомненно, наиболее ускоренным и эффективным, познавательным и увлекательным.
Список литературы:
Тезисы беседы
с учителями по поводу использования
различных концепций в
1. Выделить основные виды концепций, используемых для обучения старшеклассников.
2. Выяснить, какие концепции наиболее эффективны для усвоения материала.
3. Выяснить, достаточно ли информированы педагоги о новых зарубежных и отечественных концепциях обучения иностранному языку.
Результаты беседы с учителями:
№ п/п |
Вопросы |
Ответы |
1. |
Перечислите основные концепции, на базе которых Вы строите урок? |
только 2 педагога перечислили основные концепции, остальные 3 педагога в целом так же справились с вопросом, но чувствовалось, что не в полной мере они владеют информацией. |
2. |
Как Вы считаете, какие из концепций наиболее эффективны в обучении? |
в рамках школы четыре
педагога считают, что следует использовать
несколько концепций, за основу необходимо
взять коммуникативную |
3.
|
Достаточно ли освещен вопрос разработки современных концепция? |
все пять педагогов считаю,
что вопрос недостаточно освещен, и
они страдают от недостатка информации
по передовым методам- |
Приложение №2
Таблица №2 Классификация концепций обучения иностранным языкам
Виды концепций |
Общая характеристика |
Концепции |
Основные черты концепции |
Прямые |
группа, оформившаяся во второй пол. XIX-нач. XXв. Основываются на положениях: -практ. направл. обучения; -интуитивность; -исключение перевода на родной язык; -последовател. развитие видов реч. дея-ти в системе слушание - говорение-чтение-письмо; -широк. примен. наглядности. специалисты: М. Берлиц, Ф. Гуэн, Г. Суит, О. Есперсен и др.
|
Натуральный
|
-лексико-грамматический -основная форма работы -диалог между учителем и учащимся. |
Устный
|
-в основе лежат слушанье и повторение речевых образцов; -не исключается родной яз. | ||
Аудиовизуальный
|
-глобальность, -устное опережение, -беспереводность, -ситуативность, функциональность, использование наглядности, | ||
Аудиолингвальный |
-приоритет устной речи над письменной, заучивание путем подражания, использование страноведческой информации | ||
Армейский |
-обучение в сжатые сроки; -основной материал -диалоги на бытовые темы; -дриллы –основной вид упр. | ||
«Метод гувернантки» |
-обучение под постоянным | ||
Сознательные |
нач. с XVIIIв. сознательный подход к овлад. языком. Также: -взаимосвяз. обуч.видам реч. деятельности; -организ. занятий в послед-ти
от сообщения знаний к -разграничение материала для рецептивного и продуктивного усвоения; -опора на родной язык. спец-ты: Д. Гамильтон, Ш. Туссен, Б.В. Беляев, Л.В.Щерба и многие другие |
Грамматико-переводной |
основа- письменная речь, гл. объект – грамматика, дословный перевод и заучивание. |
Сознательно-практический |
-учет родного языка, | ||
Сознательно-сопоставительный |
осознование значений языковых явлений, опору на родной язык для более глубокого понимания языков | ||
Комбинированные |
XX-нач.XXI вв Присущи черты прямых и сознательных концепций. Основываются на принципах: -речевая направленность -систематичность; -интуитизм+сознательность; -взаимосвязанноеобучение всем видам речевой деятельности; -устное опережение; -опора на письменный текст и др. Спец-ты: К.А Ганшина, И.А. Грузинская, М. Уэст, Е.И. Пассов и др. |
Чтения |
тщательный отбор текстов и упражнений по ним |
Коммуникативный |
ед. коммуникации- речевой акт, речевая направленность, учет индив. особенностей, функциональный подход к отбору материала, проблемность. | ||
Тандем-метод |
-обучение двумя носителями | ||
Интенсивные |
В 1960-70е гг. направлены на овладение устной иноязычной речью в сжатые сроки при значительной ежедневной концентрации учебных часов через активацию активацию психических резервов личности обучаемого. Спец-ты: И.Ю. Шехтер, В.В. Петрусинский, Г.А. Китайгородская, и др. |
Суггестопедический |
дешифровка, активный сеанс, концертный сеанс, спектакль |
эмоционально-смысловой |
опора на смыслообразование, возникающее в процессе ролевой игры. | ||
Гипнопедия |
обучение происходит посредством прослушивания материала во время сна | ||
Ритмопедия |
воздействие на биоритмику человека импульсами света, звука, цвета при обучении | ||
«Экспресс-метод» |
использование особых сигналов, которые влияют на запоминание при прослушивании записей | ||
Таблица №3
Результаты проведения итогового тестирования в двух группах
Экспериментальная группа №1 |
Экспериментальная группа №2 |
Контрольная группа | |
1. Задание на знание лексического материала | |||
На «5» - 60% учащихся, «4» - 30 % «3» - 10% «2» - 0%
|
На «5» - 80% учащихся, «4» - 20 % «3» - 0% «2» - 0% |
На «5» - 70% учащихся, «4» - 30 % «3» - 0% «2» -0%
| |
2. Здание на
знание грамматического | |||
На «5» - 30% учащихся, «4» - 40 % «3» - 20% «2»-10% |
На «5» - 30% учащихся, «4» - 20 % «3» - 10% «2» - 30%
|
На «5» - 50% учащихся, «4» - 40 % «3» - 10% «2»- 0 | |
3. Задание на
знание страноведческого | |||
На «5» - 90% учащихся, «4» - 10 % «3» - 0% «2»-0 |
На «5» - 90% учащихся, «4» - 10 % «3» - 0% «2» - 0%
|
На «5» - 80% учащихся, «4» - 20 % «3» - 0% «2»-0 | |
4. Опрос по итогам проведения исследования | |||
Понравился проект, интересно было работать с музыкой, ребята отметили, что им понравилось составлять свой проект, задания были интересными. |
Ребятам понравились тексты и проблемы, обсуждаемые на уроке, еще им понравилось творческое задание, хотели бы, чтобы больше времени уделялось грамматике, так как в ней чувствовали себя неуверенно. |
Работа была в обычном режиме, ребята отметили, что интересно было работать с диалогом и текстом. Не очень понравилось |
Информация о работе Современные зарубежные педагогические концепции обучения иностранному языку