Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:51, курс лекций
Таким образом, если раньше палеолитические люди считались примитивными и телесно и умственно, то теперь ученые доказывают их гениальность. На самом деле же не было ни того, ни другого и уровень развития доисторического человека был естественным для этого этапа его развития. Палеолитический человек – это Homo sapiens в полном смысле слова – человек разумный, мыслящий, рисующий, с определенными эстетическими и мифологическими воззрениями, но в то же время у него еще нет ни производительного хозяйства, ни гончарного производства, всего того, что позволит нам говорить о неолитической «революции».
Тема 1 Эволюция человека и первобытное общество
Тема 2 История открытия памятников первобытного искусства
В
Португалии впервые за историю
изучения палеолитического
Несмотря
на длительное и пристальное
внимание к проблемам
Как пример
можно привести тот факт, что
даже на юге Франции, где
в течение более ста лет
идут регулярные поиски
Тема 6 Пещерная живопись
На стенах палеолитических пещер мы можем обнаружить изобразительные памятники нескольких видов – как красочную живопись, так и гравированные рисунки. Гравировки обычно менее известны – они не так зрелищны и заметны на темном фоне скальной поверхности. Однако они более многочисленны. Как правило, они процарапаны острыми орудиями. Скорее всего, это были острые камни, обломки кости и, вероятно, куски твердого дерева. Иногда художники удовлетворялись тем, что набрасывали фигуры животных очень простыми линиями, которые варьировались от глубоких и широких до тонких и маленьких, что зависело от фактуры стены. Некоторые изображения сегодня мы можем увидеть только под определенным углом освещения, но, скорее всего, они были гораздо более видимыми во времена их создания, когда белый цвет царапин резко выделялся на темной поверхности, до тех пор, пока рисунки не покрылись патиной.
Вопреки широко распространенному мнению, палеолитическое наскальное искусство – это не просто «пещерное» искусство. На самом деле, последние исследования показали, что во Франции, например, в 88 случаях памятники живописи были обнаружены в полной темноте, в 65 же – на пространстве, освещенном дневным светом (гроты). Эти две тенденции сосуществуют на протяжении всего палеолита, причем искусство «в темноте» характерно для определенного региона (Пиренеи) и определенных периодов (средний и поздний мадлен).
Рельефные скульптуры обнаруживаются, как правило, только в гротах. Рисунки «на дневном свете» в большинстве своем разрушены под влиянием агрессивной внешней среды и практически неразличимы невооруженным глазом, в противоположность достаточно хорошо сохранившимся гравировкам.
Всего можно различить 3 вида памятников:
1) глубокие пещеры,
в которых был необходим
2) гроты с
более или менее хорошим
3) искусство
под открытым небом (как
Сами
по себе произведения живописи
внутри неосвещенной пещеры
Кроме того, большинство декорированных пещер имеют трудный доступ: например, в галерею пещеры Марсула, можно проползти только на четвереньках; попасть в Пасьегу через узкий колодец; а вход в Пиндаль находится в обрывистом береговом утесе.
О том, что пещеры выступали в роли своего рода святилищ, говорят и сюжеты наскальных рисунков, которые весьма разнообразны, но нельзя сказать, чтобы они охватывали все стороны жизни первобытного человека. В основном содержание этих произведений включает в себя следующие темы: изображения животного, знаков, а также фантастических существ.
Число
представленных видов животных
невелико, и их топографическое
расположение постоянно: бизон
и лошадь занимают центр
Как считал
А. Леруа-Гуран, структура
Конечно, схема идеального святилища реализуется в зависимости от топографии пещер, однако ее существование доказывается статистикой взаимного расположения животных.
Согласно
А. Леруа-Гурану различаются
Получается
так, что древние художники
имели вполне определенную
Несмотря
на большую затрату труда,
Изучение
наскального искусства
В пещерах оставался уголь, падавший с факелов, некоторые орудия из камня и кости, остатки пищи, следы очагов. В результате изучения таких непроизвольных следов удалось установить, что расписные пещеры чаще всего оставались незаселенными, по крайней мере, на длительное время. Существуют и некоторые исключения из правила – Лабастид, Мас д`Азиль, Бедейяк. Однако и в этих случаях трудно понять были ли поселения действующими.
Огромную
проблему перед
Если живопись древнего каменного века в целом можно разделить на «освещенную» и «неосвещенную», то общепринятой классификации палеолитических изображений не существует. Большинство исследователей сходятся во мнении, что рисунки делятся на реалистичные (их называют еще «физиопластические» либо «сенсорные»), т.е. воспроизводящие настоящие, существующие в природе вещи или животных, и условные («символические», «имажинативные») – абстрактные, комбинированные, ирреальные изображения.
Необходимо отметить своеобразный характер ранних палеолитических изображений. Широко распространено представление о чрезвычайном реализме палеолитического искусства. Но всем известные, замечательные изображения Ляско, Альтамиры, Труа-Фрер не являются первоначальными - наиболее ранние верхнепалеолитические рисунки носят другой характер: они отрывочны, фрагментарны и обычно воспроизводят не целостный образ какого-либо животного, а одну его характерную деталь, например линию спины, крупа, изгиб рогов.
С течением времени и развитием художественного творчества и начинает формироваться палеолитический реализм (который, впрочем, ярко проявился лишь на изображениях животных). А. Хаузер (1892-1978) в своей «Социальной истории искусства» скажет о нем: «палеолитический художник еще рисует то, что он действительно видит во вполне определенный момент и при вполне определенном взгляде на объект, он еще ничего не знает об оптической неоднородности различных элементов картины и рациональных методах композиции... Палеолитическое искусство без всяких трудов располагает единством зрительного восприятия, достигнутым современным искусством после столетия долгой борьбы».
Чаще
всего на камнях изображали
животных, к тому же это
наиболее ранний сюжет.
Художник
палеолита создавал свои
А. Леруа-Гуран произвел подсчет примерно 1800 палеолитических изображений в пещерах Франции и Испании. Оказалось, что 39 % от общего числа фигур падают всего на два вида млекопитающих - лошадь (24 %) и бизона (15 %), тогда как на любой другой вид остается от 1 до 6 %. Известны, кроме того, пещеры с культурными слоями эпохи палеолита и рисунками того же возраста на стенах, причем соответствия между сюжетами росписей и остеологическими останками не наблюдается. Например, кости оленя составляют около 90 % из числа останков животных, обнаруженных на различных палеолитических стоянках, в рисунках же он практически не встречается. Из этого можно сделать вывод, что древний человек чаще рисовал наиболее желанные, а не распространенные объекты добычи: северного оленя, лань, первобытного быка, мамонта, горных коз, сибирского носорога.
В общей
сложности, изображения
Кроме травоядных животных иногда на скалах рисовали и хищников. Возможно, они привлекали палеолитического художника своей силой, ловкостью. Долгое время исследователи затруднялись ответить на вопрос, какие крупные кошачьи обитали в древности на территории Евразии – тигр или лев. Однако обнаружение и обследование пещеры Шове разрешили эту проблему. На стенах пещеры отчетливо можно увидеть характерные очертания львиных морд. Шове преподнесла еще один сюрприз, – как правило, изображения хищных и опасных для человека животных достаточно немногочисленны, здесь же носороги, львы, медведи составляют 63 % от всех зверей, которых удалось идентифицировать.