Лекции по "Первобытному искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:51, курс лекций

Краткое описание

Таким образом, если раньше палеолитические люди считались примитивными и телесно и умственно, то теперь ученые доказывают их гениальность. На самом деле же не было ни того, ни другого и уровень развития доисторического человека был естественным для этого этапа его развития. Палеолитический человек – это Homo sapiens в полном смысле слова – человек разумный, мыслящий, рисующий, с определенными эстетическими и мифологическими воззрениями, но в то же время у него еще нет ни производительного хозяйства, ни гончарного производства, всего того, что позволит нам говорить о неолитической «революции».

Содержание

Тема 1 Эволюция человека и первобытное общество
Тема 2 История открытия памятников первобытного искусства

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по первобытному искусству.doc

— 609.00 Кб (Скачать файл)

    В  Португалии впервые за историю  изучения палеолитического искусства  было обнаружено такое большое  количество наскальных рисунков  вне пещер, под открытым небом. Следовательно, деятельность художников древнего каменного века не была ограничена лишь пещерными росписями, созданием тайных «святилищ», и в разных регионах Евразии художественные традиции проявлялись по-разному и различные рисунки создавались не для одних и тех же целей.

   Несмотря  на длительное и пристальное  внимание к проблемам палеолитического  искусства, нынешние данные о  распространении пещерной живописи  отражают всего лишь степень  ее сохранности и изученности.  Редкость находок рисунков древнекаменного века на территории между Уралом и Юго-западом Европы, скорее всего можно объяснить природными условиями (т.е. тем, что памятники искусства просто не сохранились до наших дней) и неоднородной изученностью территорий, где есть пещеры, чем какими-либо иными причинами.

   Как пример  можно привести тот факт, что  даже на юге Франции, где  в течение более ста лет  идут регулярные поиски палеолитической  живописи в пещерах, за десять  лет – с 1984 по 1994 гг. был найден 21 новый памятник, а среди них  пещеры Коске и Шове, ставшие для исследователей древнего искусства важнейшими открытиями.

 

Тема 6 Пещерная живопись

 

На стенах палеолитических  пещер мы можем обнаружить изобразительные  памятники нескольких видов –  как красочную живопись, так и  гравированные рисунки. Гравировки обычно менее известны – они не так зрелищны и заметны на темном фоне скальной поверхности. Однако они более многочисленны.  Как правило, они процарапаны острыми орудиями. Скорее всего, это были острые камни, обломки кости и, вероятно, куски твердого дерева. Иногда художники удовлетворялись тем, что набрасывали фигуры животных очень простыми линиями, которые варьировались от глубоких и широких до тонких и маленьких, что зависело от фактуры стены. Некоторые изображения сегодня мы можем увидеть только под определенным углом освещения, но, скорее всего, они были гораздо более видимыми во времена их создания, когда белый цвет царапин резко выделялся на темной поверхности, до тех пор, пока рисунки не покрылись патиной.

   Вопреки  широко распространенному мнению, палеолитическое наскальное искусство – это не просто «пещерное» искусство. На самом деле, последние исследования показали, что во Франции, например, в 88 случаях памятники живописи были обнаружены в полной темноте, в 65 же – на пространстве, освещенном дневным светом (гроты). Эти две тенденции сосуществуют на протяжении всего палеолита, причем искусство «в темноте» характерно для определенного региона (Пиренеи) и определенных периодов (средний и поздний мадлен).

    Рельефные  скульптуры обнаруживаются, как правило, только в гротах. Рисунки «на дневном свете» в большинстве своем разрушены под влиянием агрессивной внешней среды и практически неразличимы невооруженным глазом, в противоположность достаточно хорошо сохранившимся гравировкам.

    Всего  можно различить 3 вида памятников:

1) глубокие пещеры, в которых был необходим искусственный  свет,

2) гроты с  более или менее хорошим дневным  освещением,

3) искусство  под открытым небом (как правило,  оно характерно для Испании  и Португалии, 1 случай был зафиксирован на территории Франции – в Кампоне).

   Сами  по себе  произведения живописи  внутри неосвещенной пещеры показывают  серьезное отношение к ним,  здесь нельзя говорить о простом  развлечении или индивидуальной  фантазии. Для выполнения этих грандиозных работ требовались месяцы напряженного труда,  и один человек не в состоянии был создать их даже по частям. Устройство  освещения,  подмостков,  изготовление  красок требовало общих усилий. Художники работали в неудобных положениях, в опасных местах  - на карнизах, под потолком. Вероятно, все это связано с тем,  что пещеры были своего рода святилищами, местами совершения ритуальных обрядов с целью,  в частности, обеспечить успех в охоте. Помимо этого, существует предположение, что в декорированных  пещерах  древние  люди проводили обряды, сходные с обрядами инициации у современных первобытных народов. Примечательно, что следы ног на полу пещер, как правило, принадлежат детям и подросткам в возрасте от 8 до 15 лет, что и наталкивает на эту мысль. Пещера подчеркивала как нельзя лучше метафору перехода неофита из одного состояния в другое, из одного мира в иной.                                                                      

   Кроме  того, большинство декорированных  пещер имеют  трудный  доступ: например,  в галерею пещеры Марсула,  можно проползти только на четвереньках;  попасть  в  Пасьегу  через  узкий колодец;  а вход  в  Пиндаль  находится в обрывистом береговом утесе.

   О том,  что пещеры выступали в роли  своего рода святилищ, говорят и сюжеты  наскальных  рисунков,  которые весьма разнообразны,  но нельзя сказать, чтобы они охватывали все стороны жизни первобытного человека. В  основном содержание этих произведений включает в себя следующие темы: изображения животного, знаков, а также фантастических существ.

   Число  представленных видов животных  невелико, и их топографическое  расположение постоянно: бизон  и лошадь занимают центр разрисованной  панели, горный козел  и олень   образуют обрамление вокруг них  по краю, лев и носорог расположены по периферии. Та же тема может быть повторена в разное время в одной и той же пещере и повторяется в идентичной форме, хотя и с вариациями, от одной пещеры к другой. 

   Как считал  А. Леруа-Гуран, структура идеального  святилища следующая. В его  центре на главном панно находится основная композиция, состоящая из лошади (первое животное), бизона или быка (второе животное), и третьего животного (горный козел, благородный олень, лань, мамонт, северный олень). У входа чаще всего присутствует третье животное. В глубине же пещеры обычно находится четвертое животное (лев, медведь, носорог) и человекоподобные создания, почти всегда, – женские фигуры. Иногда эта структура стягивается в одно обширное панно, на котором взаимное расположение животных сохраняется.

   Конечно, схема идеального святилища реализуется в зависимости от топографии пещер, однако ее существование доказывается статистикой взаимного расположения животных.

  Согласно  А. Леруа-Гурану различаются следующие  зоны или ситуации  в пещерах:

  1. вход (первое появление изображений);
  2. повороты, переходы, сужения между подземными залами;
  3. вход в уголки альковного типа и т. п.;
  4. заключительное место изображений;
  5. центральная часть стены в залах или при расширениях;
  6. периферия той же стены;
  7. пространство в уголках альковного типа.

     Получается  так, что древние художники  имели вполне определенную схему,  которую они реализовывали при  декорировании пещеры. Такие неизменные  композиции свойственны самым  различным религиям последующих  времен, и даже современности  – христианству, исламу, буддизму. 

   Несмотря  на большую затрату труда, требовавшуюся  на создание настенных росписей, подавляющее их большинство не  предназначалось для повседневного  использования. О кратковременности  использования пещерных рисунков  говорит многократно наблюдаемая запись одних изображений другими. Кроме того, как уже было сказано, зачастую изображения одной и той же пещеры отделялись одно от другого сотнями, а то и тысячами лет. Например, хронологическая разница между так называемыми «Большим» и «Малым» бизонами Альтамиры составляет около 800 лет: 14 330 ± 190 лет для первого и 13 570 ± 190 лет для второго.  Долгие годы люди приходили в это место на непродолжительное время (расписанные пещеры обычно не имеют культурных слоев), рисовали схожие рисунки, затрачивая большое количество сил и ресурсов. Что же толкало их на это? Правильнее всего было бы предположить, что конечной целью их трудов было обеспечение себе какой-то материальной или нематериальной выгоды от всех этих утомительных действий. Значит, живопись в глубине пещер была предназначена для культовых целей. Мир первобытного человека, лишенного преимуществ занятий производительным хозяйством, не был изобильным. Отнять часть ресурсов племени (например, мозг, кровь, использовавшиеся для изготовления красок) или уменьшить число добытчиков пропитания, занятых расписыванием стен пещеры можно было только для чрезвычайно важного дела, от которого ждали соответствующей отдачи. Именно таким делом могло стать проведение ритуалов и обрядов, призванных обеспечить благосостояние всех членов общины.

    Изучение  наскального искусства палеолитического  периода, бесспорно, не может  быть оторвано от его археологического  контекста. При изучении изображений  огромную роль играют и следы  человеческой активности, обнаруженные в пещерах. Люди оставляли различные виды следов – намеренные и невольные. Если пол пещеры был мягкий (песок, влажная глина) на нем отпечатывались следы голых ног. Именно это позволило определить, что внутрь спускались дети, часто очень маленькие, которые сопровождались взрослыми. Этот факт, вместе с превалированием отпечатков маленьких рук на стенах памятников позволяет говорить об использовании пещер в качестве мест для обрядовой инициации детей и подростков.

   В пещерах  оставался уголь, падавший с факелов, некоторые орудия из камня и кости, остатки пищи, следы очагов. В результате изучения таких непроизвольных следов удалось установить, что расписные пещеры чаще всего оставались незаселенными, по крайней мере, на длительное время. Существуют и некоторые исключения из правила – Лабастид, Мас д`Азиль, Бедейяк. Однако и в этих случаях трудно понять были ли поселения действующими.

    Огромную  проблему перед исследователями  поставили погребения предположительно  граветта, не так давно обнаруженные  во французской пещере Кюссак (2001 г.). Здесь были найдены скелеты из семи могил, но пока неизвестно, относятся ли они к тому же периоду, что и несомненно палеолитические рисунки, или нет. Если найденные человеческие останки будут отнесены к древнему каменному веку, это станет первым свидетельством того, что доисторические люди хоронили умерших в пещерах, украшенных «картинами» современников. Возможно это открытие подтвердит магический или же религиозный характер живописи, обнаруженной в глубоких пещерах.

    Если живопись древнего каменного века в целом можно разделить на «освещенную» и «неосвещенную», то общепринятой классификации палеолитических изображений не существует. Большинство исследователей сходятся во мнении, что рисунки делятся на реалистичные (их называют еще «физиопластические» либо «сенсорные»), т.е. воспроизводящие настоящие, существующие в природе вещи или животных, и условные («символические», «имажинативные») – абстрактные, комбинированные, ирреальные изображения.

   Необходимо  отметить  своеобразный  характер  ранних палеолитических изображений.  Широко распространено представление о чрезвычайном  реализме  палеолитического  искусства.  Но всем известные,  замечательные изображения Ляско,  Альтамиры, Труа-Фрер не являются первоначальными - наиболее  ранние  верхнепалеолитические рисунки носят другой характер: они отрывочны,  фрагментарны и обычно воспроизводят не целостный образ какого-либо животного,  а одну его характерную деталь,  например линию спины, крупа, изгиб рогов.

   С течением  времени и развитием художественного творчества и начинает формироваться палеолитический реализм (который, впрочем, ярко проявился лишь на изображениях животных). А. Хаузер (1892-1978) в своей «Социальной истории искусства» скажет о нем: «палеолитический художник еще рисует то, что он действительно видит во вполне определенный момент и при вполне определенном взгляде на объект, он еще ничего не знает об оптической неоднородности различных элементов картины и рациональных методах композиции... Палеолитическое искусство без всяких трудов располагает единством зрительного восприятия, достигнутым современным искусством после столетия долгой борьбы».

   Чаще  всего  на  камнях изображали  животных,  к тому же это  наиболее ранний сюжет. Животное  привлекало доисторического человека, от него зависело в первую очередь его выживание. Бесспорное доминирование изображений животных над изображениями людей позволяет заключать об устойчивом преобладании в символике первобытных охотничьих коллективов той поры внешней (экологической) ориентации над внутренней (социальной).

    Художник  палеолита создавал свои рисунки  в период великого оледенения, которое оказало большое влияние  и на состав фауны, изображаемой  им. Это время существования холодолюбивых  и зачастую уже вымерших на  сегодняшний день животных: мамонта, шерстистого носорога, северного оленя. Поэтому если на произведении искусства ученые обнаруживают одно из существ, исчезнувших в конце ледникового периода, можно безошибочно говорить о его палеолитическом возрасте.

   А. Леруа-Гуран произвел подсчет примерно 1800 палеолитических изображений в пещерах Франции и Испании. Оказалось, что 39 % от общего числа фигур падают всего на два вида млекопитающих - лошадь (24 %) и бизона (15 %), тогда как на любой другой вид остается от 1 до 6 %. Известны, кроме того, пещеры с культурными слоями эпохи палеолита и рисунками того же возраста на стенах,  причем соответствия между сюжетами росписей и остеологическими останками не наблюдается. Например, кости оленя составляют около 90 % из числа останков животных, обнаруженных на различных палеолитических стоянках, в рисунках же он практически не встречается. Из этого можно сделать вывод,  что древний человек чаще рисовал наиболее желанные,  а не распространенные объекты добычи:  северного оленя, лань, первобытного быка, мамонта, горных коз, сибирского носорога.

   В общей  сложности, изображения животных  составляют около 80 % от общего  числа палеолитических рисунков.

   Кроме  травоядных животных иногда на  скалах рисовали и хищников.  Возможно,  они привлекали палеолитического художника своей силой, ловкостью. Долгое время исследователи затруднялись ответить на вопрос, какие крупные кошачьи обитали в древности на территории Евразии – тигр или лев. Однако обнаружение и обследование пещеры Шове разрешили эту проблему. На стенах пещеры отчетливо можно увидеть характерные очертания львиных морд. Шове преподнесла еще один сюрприз, – как правило, изображения хищных и опасных для человека животных достаточно немногочисленны,  здесь же носороги, львы, медведи составляют 63 % от всех зверей, которых удалось идентифицировать.

Информация о работе Лекции по "Первобытному искусству"