Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:51, курс лекций
Таким образом, если раньше палеолитические люди считались примитивными и телесно и умственно, то теперь ученые доказывают их гениальность. На самом деле же не было ни того, ни другого и уровень развития доисторического человека был естественным для этого этапа его развития. Палеолитический человек – это Homo sapiens в полном смысле слова – человек разумный, мыслящий, рисующий, с определенными эстетическими и мифологическими воззрениями, но в то же время у него еще нет ни производительного хозяйства, ни гончарного производства, всего того, что позволит нам говорить о неолитической «революции».
Тема 1 Эволюция человека и первобытное общество
Тема 2 История открытия памятников первобытного искусства
Определенная
часть памятников мобильного
искусства служила украшениями
или имела культовые функции.
Палеолитические охотники
Тема 12 Датировка памятников первобытного искусства
В своем становлении
искусство, несомненно, должно было пройти
несколько этапов. От мустьерской
эпохи до нас дошло несколько
фактов, которые хотя и не могут
рассматриваться как
Но
еще в 1971 г., на стоянке Молодова
I, в мустьерском слое была
В разных
частях Евразии – от Европы
до Индии найдены артефакты,
датирующиеся нижним
И
все же трудно определить, когда
на самом деле различные
Как
правило, в числе первых
Как известно,
для палеолитического
1) ориньяко-перигордийский цикл изначально характеризовался присутствием в настенной живописи руки, обведенной красной, коричневой, фиолетовой, иногда желтой и белой краской. Вместе с ней встречались чрезвычайно немногочисленные следы точек и контурные рисунки. За ними последовали уже более совершенные позитивные отпечатки рук, выполненные красной краской, нарисованные сразу несколькими пальцами меандры («макароны») и среди них первые отчетливые контурные фигуры в Ла Бом-Латрон и Ла Пилете. Далее идут клавиформы Сантианы, Ла Пасьеги, Альтамиры, Портеля, крупные изображения животных из той же Альтамиры.
Затем
следует расцвет контурного
Следующий
этап характеризуется плоскими
росписями. К нему можно
2) солютре-мадленский цикл характеризуется простыми черными рисунками. Изображения выполняются широкими расплывчатыми линиями.
В сформулированной позднее, (к середине 60-х годов XX в.) и основанной на структурном анализе изображений, классификации А. Леруа-Гурана, произведения палеолитического искусства делятся по 4 стилям, последовательно сменяющим друг друга.
Предшествует
этим стилям так называемый «
Первобытный период (стиль 1 и 2) - это время ориньяка, с абстрактными и нескладными изображениями головы или передней части туловища зверя, соединенными со знаками пола. Фигуры животных предельно схематичны и с трудом поддаются отождествлению. Этот стиль по преимуществу геометричен, в том числе и при передаче немногочисленных деталей в виде глаз, рта, ушей. Это искусство в большей степени понятийное, нежели символическое.
Второй стиль медленно развивается из первого в течение граветта и древнего солютре (ок. 25-20 тыс. лет назад). Примитивность изображений еще сохраняется, но говорить о геометрическом символизме первого стиля уже нельзя, так как теперь животные ясно отличаются друг от друга. Фигуры зверей строятся однообразно - к голове добавляются детали, часто самые общие, которые характеризуют бизона, мамонта, лошадь. Чаще всего образ животного строится на основе шейно-спинной извилистой линии. Сходно стилизованы и человеческие фигуры, с огромным, относительно головы и конечностей, туловищем. К этому периоду относятся такие памятники как Ля Ферраси, Абри Селье, Истюриц. Очень часто, при тщательной разработке общего контура, ноги изображались схематично, а концевые суставы не показаны вовсе. Это вполне понятно: ведь охотники видели профиль туловища и основание ног, а их концевые суставы скрывались травой.
Начало архаического периода (стиль 3) относится к позднему солютре (20 - 15 тыс. лет назад). Построение рисунка на основе шейно-спинной линии перестает быть господствующим принципом. Техническое мастерство становится безупречным. Все части тела животного начинают передаваться равноценно и по отдельности в целом отражают анатомические реалии, но общий их вид достаточно непропорционален. Фигуры зверей (а также и человека) имеют огромный корпус, маленькие головы и конечности (Ляско, Ла Пасьега).
Классический период (стиль 4 древний) - мадлен (15 - 11 тыс. лет назад) отличается реализмом совершенных форм. Ему свойственны простые черные контурные рисунки. Пропорции зверей приближаются к настоящим, прорисовываются мелкие детали, мех, создается впечатление объемности изображений. В мадлене развивается почти «фотографический» реализм. Тенденция к реализму распространяется и на человеческие изображения, в особенности женские. Мужские изображения в то же время остаются, как правило, схематичными. Фигуры, однако, остаются как бы в «подвешенном» состоянии и лишь к концу периода «встают» на почву (Англь сюр Англен, Фон де Гом, Нио, Труа Фрер).
Поздний период (стиль 4 поздний) берет начало в позднем мадлене (10 тыс. лет назад), когда прекращаются украшения пещер и остаются лишь образцы мобильного искусства. У фигур теряются последние черты древних стилей, а изображения животных отличаются реализмом с поразительной точностью форм и движений. Затем, в связи с упадком палеолитического искусства, наступает период схематизации образов. (Рок де Сер, Аддора) На финальном этапе эпохи мадлена нарастающее упрощение форм приводит к появлению большого числа символических изображений, для которых характерна абсолютная абстрактность.
Как можно увидеть, характеристики стилей описывались с опорой, главным образом, на наскальное искусство, которое для Западной Европы, где оно было богаче, чем скульптура, гораздо более показательно.
Есть
серьезные основания
Одной из первых
серьезных нападок
В 1989 г. М. Меню и Ф. Уолтер получили разрешение собрать 59 кусочков красочного пигмента, величиной с булавочную головку, с рисунков Нио. Когда эти образцы проанализировали, оказалось что их возраст 12 – 13 тыс. лет (поздний мадлен). В дальнейшем сомнения лишь усилились. Произведения живописи во французской пещере Гаргас были датированы при помощи нового метода 26 820 ± 420 лет назад. На основании же системы Леруа-Гурана их возраст был определен 8 тыс. лет древнее, т.е. около 34 тыс. лет назад.
С
открытием вполне «
В этой связи достаточно справедливо, на наш взгляд, полагать, что полностью доверять и считать непреложной классификацию палеолитических рисунков только по их художественным стилистическим характеристикам совершенно неправильно. Впрочем, и сегодня, только по сюжету картины, как правило, не определяют время ее написания.
Конечно,
в связи с критикой системы
Леруа-Гурана мы вовсе не
Вполне возможно, что
разность в исполнении
Тем не
менее, даже в столь трудной
области как датирование
Радиокарбонное датирование, наиболее точный из пока имеющихся у нас методов, может быть проведено только в том случае, если в составе краски присутствует древесный уголь. Первые такие даты были получены в 1989 г., когда развитие науки и техники сделало возможным использовать намного меньшие, чем раньше, частички краски.
Сравнительно
недавно у ученых появилась
возможность датировать сам
В
вопросе датирования