Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:02, курсовая работа
Цель: Изучение феномена «Польской школы плаката». Изучение пластического языка польского плаката 50-х – 70-х годов XX века. Актуальность «Польской школы плаката» в мировом графическом дизайне.
Задачи: Хронология развития плакатного искусства в Польше. Подробный анализ пластического языка польского плаката 50-х – 70-х годов XX века. Выявление причин падения «польской школы плаката».
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛЬСКОГО ПЛАКАТА.............................4
2. ИСТОРИЯ ПОЛЬСКОГО ПЛАКАТА...............................................................8
2.1. Начало................................................................................................................8
2.2. Тадеуш Гроновский: отец польского плаката .............................................9
2.3. Архитекторы Варшавы..................................................................................10
2.4. Тема войны (1939-1945) в современном польском плакате.......................11
2.5. Агитационные плакаты..................................................................................16
2.6. 50-е и 70-е годы: Золотой век........................................................................17
2.7. Джаз и плакат..................................................................................................20
2.8. 70-е и 80-е годы: Закат...................................................................................20
2.9. Музей городской стены.................................................................................22
3. ПЛАСТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ПОЛЬСКОГО ПЛАКАТА
50-x – 70-x ГОДОВ ХХ ВЕКА..............................................................................23
3.1. Метафоричность.............................................................................................23
3.2. Условность......................................................................................................24
3.3. Живописность.................................................................................................25
3.4. Экспрессивность, эмоциональность.............................................................25
3.5. Юмор, сатира, остроумие, текст...................................................................26
3.6. Пространственные особенности...................................................................27
3.7. Фрагментация образа.....................................................................................27
3.8. Графичность....................................................................................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
2. ИСТОРИЯ ПОЛЬСКОГО ПЛАКАТА.......................
2.1. Начало........................
2.2. Тадеуш Гроновский: отец польского
плаката ..............................
2.3. Архитекторы Варшавы.......................
2.4. Тема войны (1939-1945) в современном польском
плакате.......................
2.5. Агитационные плакаты.......................
2.6. 50-е и 70-е годы: Золотой век...........................
2.7. Джаз и плакат........................
2.8. 70-е и 80-е годы: Закат.........................
2.9. Музей городской стены.........................
3. ПЛАСТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ПОЛЬСКОГО ПЛАКАТА
50-x – 70-x ГОДОВ ХХ ВЕКА..........................
3.1. Метафоричность................
3.2. Условность....................
3.3. Живописность..................
3.4. Экспрессивность, эмоциональность...............
3.5. Юмор, сатира, остроумие, текст.........................
3.6. Пространственные особенности...................
3.7. Фрагментация образа........................
3.8. Графичность...................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................
ПРИЛОЖЕНИЯ....................
ВВЕДЕНИЕ
Предмет исследования: «Польская школа плаката»
Цель: Изучение феномена «Польской школы плаката». Изучение пластического языка польского плаката 50-х – 70-х годов XX века. Актуальность «Польской школы плаката» в мировом графическом дизайне.
Задачи: Хронология развития плакатного искусства в Польше. Подробный анализ пластического языка польского плаката 50-х – 70-х годов XX века. Выявление причин падения «польской школы плаката».
Польская школа плаката — определение тенденции в искусстве плаката в Польше, относящееся к периоду с конца 1940-х годов до конца 1980-х годов. Характерной чертой польской школы плаката являлось не подчинение одновременно как доктрине социалистического реализма, так и коммерческим требованиям, применение упрощённых графических форм, краткость и выразительность, новаторское шрифтовое оформление.
Пионером польской школы плаката считается Генрих Томашевский (1914-2005), который на Международной выставке киноплаката в Вене в 1948 году получил сразу пять первых призов за свои работы.
Польский плакат появился на стыке XIX и XX веков, но школа польского плаката сложилась лишь к 1950 году. Как ни странно, термин «польская школа плаката» появился еще позднее, в европейских искусствоведческих текстах к 1960-му году (термин Яна Леница). Рассматривая графический дизайн в целом, можно выделить в нем отдельные школы, развитие которых происходило одновременно. Школа польского плаката, явление с одной стороны универсальное, но с другой – это тот стиль, который четко сохранил свою национальную окраску и характер, при этом имел множество последователей. Проблема заключается в том, что информации по направлениям графического дизайна катастрофически мало: западные издания содержат краткие упоминания о нем, с множеством иллюстраций, но без комментариев и экспертной оценки, то российские источники практически не затрагивают этой темы. В России феномен польской школы плаката до сих пор мало изучен с теоретической точки зрения.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛЬСКОГО ПЛАКАТА
Польский плакат это не мертвое явление, это та школа, которая рождает все новое и новое поколение плакатистов. По словам теоретика Сергея Ивановича Серова, они стремятся дать современную интерпретацию польской школе плаката, сохраняя ее оригинальность и своеобразие. В радикально изменившемся и продолжающем меняться мире графического дизайна молодые мастера ищут свои собственные пути.
При анализе этого явления, необходимо помнить о том, что польский плакат имеет в своих истоках: кубизм, конструктивизм, ар-деко. Безусловно, польские мастера генерировали некий симбиоз приемов и особенностей, обогатив их новыми ценностями, которые с развитием школы становились все острее и акцентированнее. Польский плакат это то, что, в последствие, стало связующим звеном между искусством и дизайном, между художественностью авторской работы и производственной технологичностью, отражающим идею дизайна в «чистом виде», то есть не коммерческий продукт, а воплощенную концептуальную идею – работу.
На 50-е годы пришелся так
же расцвет швейцарской школы
графики, несмотря на географическую принадлежность,
вскоре названной «интернациональным
стилем» благодаря
Говоря о польской школе плаката, имея в виду не зарождение, а ее становление, очевидным становится сосуществование со швейцарской школой. Обе они относятся к явлению «позднего модернизма». Их расцвет пришелся на 1950-е годы, и та и другая имела огромное влияние на тенденции графического дизайна в целом. Но если швейцарская школа растворилась в интернационализме, то польская школа, претерпев немало преобразований, продолжает удивлять своими работами и сегодня. Имея четкое очертание, она подобна пряже связала навеки традиции, менталитет, яркое отражение настоящего, (именно данный момент), художественное мастерство, иронию, шокирующую выразительность; культивировало в единое целое интеллектуальные ценности.
Рассматривая в историческом контексте феномен польского плаката, искусствоведы отмечают, что помимо культурных особенностей, повлиявших на его формирование, стоит учитывать временную эволюцию, насчитывающую к тому моменту около пятидесяти лет. Можно сказать, что, польский плакат развивался будучи «зеркальным отражением мира», отражая как глобальные изменения (смена социальных и политических приоритетов, культурных идентичностей) так и локальные (заказы от варшавских театров).
Сегодня произошла переориентация подходов, мотиваций, отношений, повлиявших на выбор приемов инструментариев. И здесь можно выделить две стороны феномена польской школы: влияние традиций польского плаката на современный графический дизайн, и влияние современных технологий на польский плакат наших дней. Будучи глубоко индивидуальным, трансформируемым, он зачастую использует прием буквального изображения действительности, что не редко бывает абсурдным. Эти приемы можно проследить в тенденциях современного дизайна. На эстетических основах заложенных ведущими мастерами польского плаката, такими как: Войцех Замечник, Ян Леница, Вальдемар Свежи, Генрих Томашевский, Роман Чеслевич, Веслав Валкуски – выросло не одно поколение графических дизайнеров. С развитием мультимедийных технологий и типографики в целом, происходит симбиоз авторского изображения и новых подходов.
Среди современных мастеров польского плаката, можно выделить: Кубу Совински, Якуба Стемпень, Монику Старович, Себостьяна Кубица и других. Польский плакат в советские годы был мечтой графических дизайнеров: воплощающей идеи авторской свободы творчества, в 1990-е – почвой для ретроспективы и цитатничества, в 2000-е годы – образцом инноваций, и нестандартных подходов.
Польская школа плаката — это несколько выдающихся графиков, которым выпал момент полной творческой свободы, несмотря на действующую в послевоенное время в Польше цензуру. Пять первых премий, завоеванных Томашевским на Международной выставке плаката в Вене в 1948 г., положили начало международному интересу к польскому плакату и серьезным успехам польских плакатистов. Польский плакат стал знаменитым благодаря своей свободе фантазии, новым идеям, оригинальной манере создания. Разнообразные польские плакаты часто украшали на Западе стены архитектурных мастерских или графических студий, а также играли заметную роль в кинематографе. В наше время, плакат, который родился, как уличное искусство и был призван заманивать зрителя на рекламируемое мероприятие, снова возвращаясь к выставочным залам.
В польских художников-плакатистов сформировался совершенно другой взгляд на графическое проектирование, они создали собственный стиль, свой особый язык символов. Школа польского плаката основывается на поисках новых решений, на рубеже стереотипов, на неповиновении схемам и на подчеркивании индивидуального стиля проектировщика. На примере польских плакатов можно увидеть, как требования однозначности информационного послания и знаковости графической формы могут сочетаться с высоким авторским артистизмом, богатством пластики и художественных методов. Силой польского плаката было то, что его создатели не пытались потакать вкусам заказчиков. Плакат всегда был авторским видением своего создателя.
Много мыслей было уделено феномену польской школы плаката. Кажется, что её успех можно отнести к социальному, а также художественному, условиям. Гениальный политический климат в стране в то время был важным фактором. Кроме того, всевозможные организации, особенно в сфере культуры, соперничали за плакаты, написанные одним из известных художников. В течение многих лет не существовало фильма, оперы или театральной премьеры, концерт, фестиваля или другого публичного мероприятия без плаката. «Были годы, когда я делал плакаты каждую неделю, и даже в этом случае мне часто приходилось снижать обороты» помнит Вальдемар Свежи[2]. Музей плаката собрал несколько тысяч польских плакатов написанных между 1956-х и 1963-х годами. Плакат вскоре стал элементом массовой культуры, и выставки плаката в Варшаве привлекали огромные толпы. Начало широко распространяться движение коллекционеров. Были галереи, которые специализировались на продаже плакатов, в то время как популярная ежедневная газета «Жизнь» в Варшаве в течение многих лет проводила знаменитый конкурс на лучшие плакаты каждый месяц и каждый год, по результатам зрительского голосования.
Неудивительно, что социалистические власти использовали плакаты как средство пропаганды, ввода в эксплуатацию художников, чтобы проводить торжества в таких случаях, как День труда, партийные съезды, юбилеи. Многие ведущие польские дизайнеры плаката сопротивлялись искушению, но другие поддались, и время от времени производили очень запоминающиеся произведения искусства. Успех польского плаката был приобретен за счет сильных художественных фондов, а также в связи с выгодными социальными условиями. Художники-графики, которые основали польскую школу плаката, были, прежде всего, отличными художниками. Эта была, конечно, не стандартная школа, ее наиболее выдающиеся представители принимали различные формы выражения. Эрудированный Францишек Старовейский любил шокировать зрителя. Он не избегал сюрреалистических мотивов, охотно ссылаясь на идиомы картины давно минувших дней. Вальдемар Свежи, мастер цветного пятна, смелых цветовых схем, близкий к поэтике поп-арта. Ян Млодозинец сознательно придерживался примитивизма, эффективно используя простые, почти детские линии и пятна. Как каждый из них сделал свой в клад в польский плакат, стиль которого сразу же узнаваем, не смотря на огромное разнообразие стилей и приемов. Но в тоже время было очень важно связать их вместе, что-то, что заставило польскую школу быть оригинальной. Это может быть связано с тем, что все они создавали картины, амбициозные плакаты, ожидая общественного понимания знаков, символов и аллегорий. Польские плакаты являются не только произведениями искусства, но и интеллектуальными лабиринтами и играми разума. Плакаты относятся не только к эмоциям, но и к интеллекту. Зрители должны размышлять. В 1970-х новое поколение молодых художников вошло в сферу плаката. Эти новички пришли из студенческого движения, сосредоточившись на так называемых концептуальных плакатах. Они во главе с амбициозными художниками, такие как: Рафал Ольбински и так называемая Вроцлав группа, в которую входили Ян Савка, Ежи Церниавский, Ян Яромир Алексиун и Евгений Станкевич. Их основные характеристики: чуткость, отражающая интерпретацию реальности, повышенная чувствительность к социальным происшествиям, несоответствия и противоречия.
Прежде чем приступить к анализу пластического языка польского плаката 50-х – 70-х годов XX века («польская школа плаката») рассмотрим историческое развитие польского плаката и становление такого явления как «польская школа плаката».
2. ИСТОРИЯ ПОЛЬСКОГО ПЛАКАТА