Гробницы царицы Шуб-Ад и лугаля Мескаламдуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:56, реферат

Краткое описание

Ко времени I династии Ура относятся две гробницы: в одной был погребен лугаль Мескаламдуг, в другой – некая знатная женщина по имени Пуаби (имя, безусловно, семитское). Пуаби была погребена в подземном сводчатом склепе, где она лежала на спине на деревянном ложе, в плаще из синих лазуритовых бус, в пышном головном уборе из золотых листьев, венков и заколок в виде цветов. Вокруг склепа было выкопано довольно обширное помещение, в котором с серебряными лентами в волосах и в цветных плащах сидели трупы десятков женщин свиты, музыкантш и т.п; усыпленных или добровольно отравившихся. Здесь же найдены арфы тонкой работы, к резонаторам которых были приделаны золотые или серебряные головы быков с лазуритовой бородой. Найдены были также золотые туалетные приборы, доски для игры в кости и разная драгоценная утварь. В засыпанном землей пологом спуске-коридоре, ведшем с поверхности земли в склеп, были обнаружены повозки, скелеты волов и их погонщиков, а также воинов в шлемах-шишаках и с копьями, как бы охранявших вход.

Вложенные файлы: 1 файл

Гробницы царицы Шуб-Ад и лугаля Мескаламдуга.docx

— 228.02 Кб (Скачать файл)

Вот например, как выглядело типичное жилище горожанина средней руки города Ура, реконструкция которого представлена на рис. 4.16. Как видим поздний Каменный век предстает пред нами весьма своеобразно: внутренний дворик с галереей совсем не вписывается в привычную схему архитектуры того времени. 

Как-то все получается необычно. Вроде только недавно освоили  получение керамики на гончарном  круге, и то не совсем удачно, и тут  такой прогресс. «В то же время появившийся  в этот период скульптурный рельеф еще очень неумел и примитивен (так называемые «персонажи с перьями» и др.). Фигуры неловки и угловаты. Однако и здесь уже можно констатировать черты, которые будут канонизированы в искусстве более позднего времени». И в тоже время двухэтажные  особняки, построенные по всем законам  строительного дела. С фундаментом  из обожженного кирпича и стенами  сложенными сырцовым кирпичом. С камнем у них были проблемы, поэтому они  использовали глину, которой в дельте было в избытке. 

 

 

 В данном случае Шумеры строились  не там где удобней, а там где  выгодно для них. Поэтому строительный материал не являлся для них большой  проблемой. Была нужна именно Дельта, обеспечивающая выход в море и  они возводили города именно там. Как в свое время Петр I, построил Санкт-Петербург на болоте. Место  не имело значение, необходимо было прорубить «окно в Европу»  и он этого добился. Точно также  было и в Уре – там прорубили  окно в Индийский Океан с выходом  на весь азиатский рынок. Крупный  портовый и торговый город, имеющий  стратегическое значение. Такая дальновидная политика оказывается была присуща не только крупным державам стремящимся обеспечить себе выход к морским просторам, в период Великих Географических открытий, но и Неолите тоже. Какие же они в таком случае отсталые и примитивные? Что-то совсем не похожи на варваров. Все вполне цивилизованно. И неизвестно еще догадывались ли Шумеры о существовании Америки Австралии и Антарктиды. Так существующая карта Пири Рейса обнаруженная в Турции как раз и доказывает осведомленность Египтян и Шумеров о наличии далекого и холодного континента на юге, только он тогда почему-то был без льда. В 1513 год адмирал Турецкого флота Пири Рейс при создании морского каталога привел карту Антарктиды и двух Америк. Причем Антарктида показанная им была известна за 300 лет до ее открытия. Больше того сам адмирал упоминал, о существовании какой-то древней книги известной еще при Александре Македонском по которой плавал Колумб. Так откуда же взялся такой резкий скачок вперед? 

Даже Христианская церковь  и то обескуражена таким поворотом  событий: «Тщательные раскопки показали, что Ур Халдейский был могущественным и процветающим, красивым и деловым  столичным городом в начале второго  тысячелетия до Рождества Христова. Но также и гораздо раньше. В  связи с этими открытиями Леонард  Вулли писал: «Мы должны радикально изменить наш взгляд на еврейского Патриарха, когда мы видели, что его  годы прошли в таком лишенном наивности  окружении. Библейский праотец Авраам был горожанином Великого города и унаследовал традиции древней и высокоорганизованной цивилизации». Почему он покинул этот город не совсем понятно – то ли подался новым религиозным течениям и решил вернуться к кочевой жизни, или в самом деле услышал голос Свыше и оставил земные радости во имя главной цели жизни. Древний город тем не менее поражает воображение своим архитектурным обликом не свойственным своей эпохе. 

 И в самом деле, налицо  все признаки цивилизации с  современными постройками, которые  и сегодня существуют во многих  арабских городках с многовековой  историей, с их многотысячным  населением, узкими улочками и  бедными кварталами. Только у  Шумеров улочки были не кривые а вполне прямолинейны и весь архитектурный ансамбль был подчинен какому-то общему плану, а не застраивался стихийно, как кому в голову взбредет. 

 Стало быть, если жители  Двуречья жили в таких домах, то и выглядели соответственно – культурные образованные люди свойственные многим европейцам XIX века: Викторианской Англии, например.  

«Как же хорошо, в каких  просторных домах жили сограждане Авраама! Ни в одном месопотамском городе не было обнаружено настолько красивых и удобных жилищ. 

По сравнению с ними древние жилые дома, сохранившиеся  в Вавилоне, скромны и поистине убоги». Во время немецкой экспедиции начала прошлого века профессор Колвей не обнаружил ничего, кроме трех-четырех комнатных одноэтажных сооружений из кирпича-сырца, окруженных открытым двором. Вот как жили люди около 600 года до н.э. в столице Навуходоносора, которой восхищались и превозносили более других городов, - в великом Вавилоне. За полторы тысячи лет до этого горожане Ура жили в больших двухэтажных коттеджах, в которых было по тринадцать-четырнадцать комнат, рис. 4.17.  

 После разрушения страны  Эламом и аморритами город был восстановлен, но с восточным колоритом, прямолинейные улицы, сменились кривыми улочками и мелкими застройками, город потерял свою величественность. От этого периода сохранились два городских квартала, в том числе около полусотни жилых домов, литейная мастерская, три малых храма, школа. Почти в каждом доме была найдена утварь, деловые документы.  

Жилье для людей строилось  не столь тщательно и продуманно. Застройка производилась стихийно, между домами были немощенные кривые и узкие переулки и тупики. Дома в основном были прямоугольными в плане, без окон, освещались сквозь дверные проемы. Обязателен был внутренний дворик. Снаружи дом окружался глинобитной стеной. Во многих зданиях была канализация. Поселение обычно обносилось снаружи крепостной стеной, достигавшей значительной толщины. Первым поселением обнесенным стеной, был древний Урук, получивший в аккадском эпосе постоянный эпитет "Урук огражденный", рис. 4.16. 

Не известно имели другие города крепостные стены, но архитектурный  стиль, судя по всему, везде был одинаков. Власть периодически переходила от одного города к другому, и все они  были вполне цивилизованными по сегодняшним  меркам и жили везде одинаково, но нетронутыми захоронения Леонард  Вулли нашел именно в Уре. 

 Что бы более полно  представить картину жизни необходимо  обратить внимание не только  на оружие и царские доспехи,  но и предметы культа. Религиозные  представления , в связи с этим имеют немаловажное значение, что бы понять кому поклонялись и кого почитали Шумеры. Так, изображение козла, происходящее из царского некрополя в Уре, представляет собой одно из культовых подношений, возможно, связанных с погребальным культом. 

Что это за обряды не совсем понятно, но работа действительно высокохудожественна  и оригинальна, рис.4.18. Это произведение, на самом деле содержит в себе очень  много неожиданной информации. Н.А. Ионина полагает: « Что эти золотые  козлики символизируют какой-то очень древний миф, содержание которого до нас не дошло, но в свое время  он, видимо, был широко известен. Фигурки  козликов поддерживали особый стол для  жертвоприношений. Внутри козлик имеет  деревянную, покрытую слоем битума основу, поверх которой потом и  была наложена внешняя оболочка. Голова, тело и ноги козлика окованы золотым  листом, инкрустированным лазуритом  и перламутром. Таким способом древние  мастера выделили его выступающие  лопатки, а также глаза, бородку и витые рога. 

 

 

 Живот козлика выполнен из серебряной пластинки, искусно сделаны и  все остальные детали, например, нитки шерсти на спине и боках  вырезаны из маленьких гравированных  кусочков раковин, воткнутых в битум. Подставка самой статуэтки украшена серебряными полосами и красно-розовой  мозаикой. Золотое дерево, к которому серебряными цепочками прикованы  передние копытца козлика, высоко поднимает  изогнутые ветки с изящными цветами  и листьями». В инкрустации статуэтки  козлика кусочками раковин нет  ничего необычного. Надо так полагать, что раковины или перламутр первоначально  очень красиво смотрелись в сочетании  с золотом. Сегодня ювелирные  изделия в сочетании с дарами моря, как-то перламутр, жемчуг или кораллы, смотрятся особенно привлекательно и красиво. Все это может лишний раз свидетельствовать об утонченном художественном вкусе шумерских  мастеров. Но интерес вызывает даже не это, а то, что, вся инкрустация  расположена на битуме. Но битум  это же побочный продукт при получении  нефти. Нефть, бензин, мазут и битум  – звенья одной цепи. Энциклопедия в связи с этим сообщает: «Максимальное  число залежей нефти располагается  на глубине 1—3 км. Вблизи земной поверхности  нефть преобразуется в густую мальту, полутвёрдый асфальт и  др. — например, битуминозные пески  и битумы. Природные битумы —  это составная часть горючих  ископаемых. К ним относятся естественные производные нефти, образующиеся при  нарушении консервации её залежей  в результате химического и биохимического окисления, например асфальты, кериты, мальты, озокериты и др. Добычу проводят главным образом карьерным или шахтным способом (Битумные пески). Искусственные (технические) битумы — это остаточные продукты переработки нефти, каменного угля и сланцев. По составу сходны с природными битумами». В таком случае вся южная Месопотамия в III тыс. до н.э, успешно пользовалась так хорошо знакомым нам сегодня продуктами нефтепереработки. Совсем не верится, чтобы какой нибудь естествоиспытатель не сообразил поджечь нефть если она выходила на поверхность, и познать все прелести жидкого топлива, тем самым совершив промышленную революцию. Если догадались мы сто пятьдесят лет тому назад, то догадались и они. Тогда становится понятно, почему у них не один город, а сразу несколько так близко расположенных друг от друга и все находились на столь высоком уровне жизни. Все сидели на нефти. Фантастическое предположение, но оно могло быть на самом деле. Если у них была столь развитая цивилизация, то можно предположить и о столь же высоком сервисе.  

 Горожане, проживающие  в двухэтажных особняках, просто  были обязаны вести цивилизованный  по нашим понятиям образ жизни.  У минойцев, как мы видели были кондиционеры и канализация, а было ли что-нибудь необычное у шумеров. Эти достижения цивилизации были и у них, а раскопки древнего города Мари в Сирии доказали, наличие столь необходимых удобств у Шумеров. Уровень был одинаково высок для всех развитых государств того времени. Удивить особенно было не чем. Но, кое-что оригинальное было и у них, присущее только этому удивительному народу. Правда, это касалось в основном культурного времяпрепровождения или уровня сервиса, характеризующего тот или иной народ. Так что же это такое? А это не что иное, как, серебряный сосуд с золотой соломинкой, рис. 4.19! 

 Очень интересный экспонат. Как мы мало знаем, на самом  деле о наших далеких предках.  Они не просто пили пиво  из глиняного стакана, а растягивали  себе удовольствие, потягивая этот  «освежающий» напиток через соломинку  в серебряном стаканчике промышленного  производства. Соломинку не простую,  а золотую, которая называется  трубочкой. Что в свою очередь  подразумевает целую технологию изготовления труб различного диаметра волочением. По В.И. Марченкову этот процесс выглядит следующим образом: « Волочение трубок производится из предварительно прокатанных лент (тонких полос). Чтобы определить размеры заготовки, необходимо сделать расчеты. Когда известна ширина ленты, узнают ее длину. 

Длина ленты равна сумме  длин нужных отрезков трубки плюс длина  захватки. Для приготовления захватки один конец ленты обрезают клином, и с помощью небольшого молоточка  заворачивают в конусную трубку-захватку. Эту операцию производят на секенайзене – специальной металлической плите с желобками или на деревянной основе. Затем захватку и начальный участок ленты (с внешней стороны) смазывают и, протягивая через отверстие фильера, сворачивают ленту в свободную трубку. Размеры отверстий выбирают с таким расчетом, чтобы края трубки не были плотно сомкнуты. Во время протяжки ленты смотрят за тем, чтобы до входа в отверстие лента находилась в одном положении, иначе шов может оказаться неровным или спирально закрученным…». Очень сложная и ответственная операция, требующая мастерства, навыков и сноровки. Можно лишь напомнить, что необходима полоса, получаемая на прокатном стане, ни о каком кузнице в данном случае, не может быть и речи. Можно сколь угодно долго пытаться раскатать золотую отливку в полосу или лист, но из этого выйдет лишь кусок металла с рваными краями и неравномерным сечением по всей длине заготовки, не более того. У шумеров и египтян ничего похожего нет - полоса или лист выдержанных геометрических размеров, не важно где они использовались, в посуде или ювелирных украшениях. А это можно получить только прокаткой или вальцовкой. Само собой разумеется, что инструмент при этом соответственно должен быть стальным, как было подробно описано в первой книге « От Дуная до Китая». Если все это так, тогда образы древних правителей не соответствуют действительности, они также как и народ должны выглядеть иначе. Об этом можно судить только по материальным свидетельствам той эпохи, и не всегда полагаться на письменные источники, сомнительного перевода. А эти свидетельства подразумевают вполне современные способы изготовления оружия украшений и одежды. 

 Но, ни тех гипотезах  о чудо-кузнецах, при помощи бронзового молотка и каменной наковальни, способных якобы получить такие изделия. Так не бывает. Каковы инструменты, таковы и изделия. Можно иметь хоть какие «золотые» руки, но каменным молотком компьютер не сделаешь. Так было всегда, что сегодня, так и раньше, каковы инструменты таковы и творения рук человеческих. Нет стального инструмента, так и трубочки золотой ни за что не сделаешь. Значит, жили они вполне достойно, во многом сродни нашему времени, например веку XIX или началу XX, раз понимали, толк в эстетическом наслаждении от питья сока или пива через трубочку. Вот из стакана как-то не так пьется – можно облиться ненароком, а через трубочку из закрытого пакета или чаши с крышкой, уже не расплескаешь драгоценного напитка даже сидя на коне. Насколько же умными были древние шумеры, что такие блага цивилизации известные нам сегодня для них не были секретом уже пять тысяч лет назад. Все это лишний раз доказывает, что культура и уровень жизни древних шумеров был необычайно высок. 

Кто же была та женщина, которая  вкушала небесные напитки из этого  сосуда? Как бы не любили шумеры и  египтяне пиво, но женщина, которая  пила через такую соломинку коктейли или соки, могла быть кем угодно. Без всякого сомнения, она была знатного происхождения. Раз человек  дожил то того момента, когда он не просто пьет из граненого стакана  чай, вино или пиво, удовлетворяя свои физиологические потребности, а  через соломинку, значит, он способен к эстетическому наслаждению. Он культурный и цивилизованный человек. Бушменам ни к чему пить сок Гуавы  из серебряного стакана, для этого  сойдет и скорлупа Кокоса, лишь бы утолить  жажду. Шумеры были другие, и стояли на несколько ступеней выше, чем  современные обитатели Калахари. Они уже тогда понимали возвышенное и утонченное, способные видеть прекрасное, слушать классическую музыку и наслаждаться живописью. Все это и входит в понятие культура и воспитание. Царица, судя по всему, располагала и тем и другим, и еще наверно красотой и добротой, потому что вместе с ней ушли из жизни ее служанки. Здесь уже вопрос не к самой царице, а к морально – этическим основам самого общества, или даже к самому правителю решившему забрать с собой в последний путь все свое окружение. Судить его сложно не зная, что же произошло тогда на самом деле и почему стали возможны такие жертвы, но факт остается фактом. 

Леонард Вулли писал: «Рядом стоял массивный золотой кубок, в головах и в ногах лежали скелеты двух служанок. Вся верхняя  часть тела царицы Шубад была совершенно скрыта под массой золотых, серебряных, лазуритовых, сердоликовых, агатовых и  халцедоновых бус. Ниспадая длинными нитями от широкого ожерелья-воротника, они  образовали сплошной панцирь, доходящий  до самого пояса. По низу их связывала кайма цилиндрических бусин из лазурита, сердолика и золота. На правом предплечье лежали три длинные золотые булавки с лазуритовыми головками и амулеты: один лазуритовый, два золотых в форме рыбок, четвертый — тоже золотой в виде двух сидящих газелей. По всей усыпальнице были расставлены всевозможные приношения: серебряные, медные, каменные и глиняные сосуды, посеребренная голова коровы, два серебряных алтаря для жертвоприношений, серебряные светильники и множество раковин с зеленой краской, в том числе две искусственные — одна золотая, другая серебряная». 

Информация о работе Гробницы царицы Шуб-Ад и лугаля Мескаламдуга