Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:41, лекция
История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.
До нашего времени дошло примерно 50 трудов Аль-Фараби. Они представляют большую научную ценность. Например, «Астрология», «Китаб аль-мусика аль-кабир» и другие. Его труды охватывают все сферы науки. Во всем мире Аль-Фараби признан как выдающийся мыслитель древности. Его философские, мировоззренческие идеи лежат в основе современной физики, астрономии, лингвистики, истории, философии, логики, математики, естествознания и др.
Юсуф
Баласагуни - выдающийся поэт XI века, философ-мыслитель,
известный всему Востоку
Он написал множество трудов по самым различным отраслям знаний, но до нас дошло принесшее ему всемирную известность только одно произведение - "Благодатное знание" ("Кутадгу билиг").
О жизни и творческой деятельности Юсуфа Баласагуни сохранилось мало сведений. Лишь из отдельных строк его поэмы "Благодатное знание" нам известно, что он родился в городе Баласагун. А свою книгу "Кутадгу билиг" поэт написал по хижре в 462 году - по новому летоисчислению - в 1070 году. Опять же из книги узнаем о том, что он был в преклонном возрасте, когда завершил работу над поэмой: А мне пятьдесят, и немолод я телом, Был вороном черным, стал лебедем белым.
Итак, можно предполагать, что Юсуф Баласагуни родился в 1015-1016 году.
Юсуф
Баласагуни был главным визирем,
великим «хас хажи-бом», главой всего
придворного штата, всевидящим оком
правителя. Он наблюдал за исполнением
государственных законов и
Юсуф Баласагуни отмечает в своей поэме, что до него было написано много прекрасных книг на арабском, персидском языках, но именно он впервые в Караханидском государстве создал подобное произведение на тюркском языке: Паслось слово тюрков оленем нагорным, А я приручил его, сделал покорным.
Долгие годы не утихали научные дискуссии по вопросу определения языка "Благодатного знания". Так, А.М.Щербак считает, что поэма написана на карлукском языке, Г.Ф.Благова - на карлукско-кыпчакском, С. Е. Малов - на уйгурском и т. д. Бесспорно только одно: язык поэмы был понятен всем тюркам, проживающим на огромной территории от Кашгара до Амударьи. Похоронен в мавзолее в городе Кашгар.
Махмуд Кашгари родился в 1029 г., умер в 1101. Махмуд, будучи родом из высших кругов караханидской знати, а может быть, и прямым представителем самой династии, в силу ряда причин и политических преследований посетил почти все области, населенные тюрками. В Багдаде, принадлежавшем в то время сельджукидам, у Кашгари созрел замысел книги, в которой бы давалось объяснение многих сторон жизни тюркского народа, его менталитета, обычаев, географии расселения, а прежде всего языка.
Знаменитая
книга Махмуда Кашгари "Диван
лугат ат-турк" представляет собой
тюркскую энциклопедию в полном смысле
этого слова. В ней собран и
обобщен обширный историко-культурный,
этнографический и
Будучи младшим современником Юсуфа Баласагуни, испытавшим его влияние, в особенности, во взглядах на роль и сущность языка, Кашгари ввел в изучение языков сравнительный метод и исторический подход, заложив основы того, что ныне мы называем тюркологией. Предшественником Кашгари был уроженец Фараба Исхак ибн Ибрахим аль-Фараби (Джаухари), на чей труд "Диван аль-адаб фи" байан лугат аль-'араб" ("Собрание литературных произведений в изложении на языке арабов") опирался и Бируни. Тюркские названия лекарственных средств у Бируни и у Кашгари одни и те же. У Махмуда наряду с прекрасным арабо-филологическим образованием просматривается и основательное знание всех областей средневековой мусульманской науки.
Нельзя
дать лучшей характеристики книге Махмуда
Кашгари, воплотившей в себе весь
его жизненный опыт и изыскания,
чем его собственными словами. "Эту
книгу, - пишет Махмуд - я составил
в алфавитном порядке, украшал ее
пословицами, саджами (рифмованная
проза), поговорками, стихами, раджазами
(стихи воинственного
Национальные игры казахов
У
казахского народа есть очень много
различных национальных игр, носящих
чаще всего состязательный характер.
Есть испытания и на силу, и на
выносливость, и на смекалку, и на
умение держаться в седле, и на
меткость, и на быстроту реакции. Вот
некоторые из казахских таких
игр: Качели "Алтыбакан" - это одно
из неизменных развлечений любого казахского
торжества или праздника, а также
любимое место встречи
Средневековые города
Средневековые города Казахстана (6-12 века)
Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь появились еще в кангарское и усуньское время, однако наибольший расцвет их приходится на VH-X1I1 вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры:
Среднее течение Сырдарьи - один из наиболее древних центров развития городской культуры, В верховьях реки Арыс находился округ
КазахстанИспиджаб - столица Южного Казахстана в IX-XII вв. В среднем течении располагался округ Кенджид, а при слиянии Арыса и Сырдарьи -округ Фараб или Отрар. Ниже по течению находился округ Ясы-Туркестана.
Нижнее
течение Сырдарьи - города Янгикент,
Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент, имевшие
большое экономическое и
Юго-западное Жетысу - регион междуречья Таласа и Шу. В верховьях Таласа раскинулся округ Шельджи, население которогозанималось металлургией. В Таласской долине располагался округ Тараза, а в долине Шу - Суяб и Баласагун.
Северо-восточное Жетысу. Сюда входили города Ики-Огуз, Каялык, Алмалык и другие крупные торговые пункты на ВеликомШелковом пути.
Долина Ертиса. Арабские и персидские источники локализуют здесь 16 кимакских городов, в том числе столицы каганата -Хакан иХакан-Кимак.
Центральный Казахстан. К сожалению, собственные названия большинства городов этого района неизвестны, однако, археологические исследования позволяют судить о существовании здесь городской культуры в Vlll-ХП вв.
Города Казахстана. Понятие "город" в разное время и в разных обществах имело различное содержание. Нередко "городом" называли населенный пункт, жители которого в отличие от деревни занимались ремеслом и торговлей. Города часто получали свои названия по имени племени или представителей знати. По письменным источникам, к числу городов, которые отождествляются с развалинами крупных городищ, относятся Испиджаб, Отрар, Тараз. Арсубаникет, Кулан и другие.
Испиджаб (современное село Сайрам) был одним из главных городов и торговых центров на юге Казахстана, к его области причисляли и города Жетысу. Испиджаб- большой, крупный город. Есть крытые рынки, рынок полотна и соборная мечеть. Говорят, что в нем 1700 рабатов.
Другим большим городом являлся Отрар. развалины которого находятся в 15 км от станции Темир в Шымкентской области. Отрар (или иначе - Фараб, Тарбан, Турар) был основан в начале V-VI вв. Он сформировался как типичный ранне-средневековый город. Его правитель чеканил собственную монету.
Наиболее известен па Востоке Тараз, Как большой город впервые упоминается в источниках, датированных VII в. Тараз был центром густонаселенного района. Вокруг него по рекам Талас, Асса и горным речкам располагались многочисленные города и поселения - Барсхан, Хамукет, Джикиль, Адахет, Дах-Наджикент и другие.
КазахстанБлагоустройство и структура города. Для своего времени города отличались высоким уровнем благоустройства. Дома имели канализационную и отопительную системы. Обычным для быта крупных городов были водопроводы. Сооружали подземные сводчатые тоннели, уложенные керамическими трубами. В каждом городе имелась общественная баня.
Средневековый город состоял из нескольких частей. В центре обычно была цитадель или замок, где располагалась резиденция правительства. Цитадель окружал шахристан - район, заселенный городской знатью, богатыми торговцами и земледельцами, служителями культа, военными.
Вокруг
шахристана размещались торгово-
В X-XLI вв. в Казахстане отмечался быстрый рост городов и людских поселений. Появился целый ряд новых городов -Крачук, Карнак, Каялык, Ики-Огуз, Ашнас, Барчынлыкент. А. Зубовский указывал, что в эпоху Караханидов города Средней Ани и Казахстана превосходили по численности города Европы. Тк, в Мерве н Самарканде в X и. население превышало 200 000 чаовек. По подсчетам К. Байпакова, для городов Семиречья чис-лмность населения Талгара составляла 3,5-4 тысячи, Челека - 4,5-5гыс. человек, Каялыка - 10-13 тыс., а Ики-Огуза - 5-6 тыс. чоовек. Общее количество оседлого населения Илийской долины (о"оиенивает в 40-50 тыс. человек.
О
развитии городов того времени свидетельствует
появление мнументальпых
В заключение выделим несколько основных моментов, особенностей городов средневековья Казахстана. во-первых, часть населения города занималась отгонно-пастбищным скотоводством, проводя лето вне городского округа, летних кочевьях
Во-вторых, города возникли, прежде всего как административно-торговые центры, а не торгово-ремесленные. как в Европе иди па Руси Величина и значение города определялись не только удобным мстоположением. но и административной ролью.