Предмет цели изпдачи истории казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 09:41, лекция

Краткое описание

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История – прежде всего открытие мира, открытие его прошлого. Успешное развитие общества невозможно без активной помощи его граждан, без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамического движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: без истории нет народа. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколении. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

Вложенные файлы: 1 файл

Палеолит (140–40 тысячелетие до н э.).docx

— 364.54 Кб (Скачать файл)

До  нашего времени дошло примерно 50 трудов Аль-Фараби. Они представляют большую научную ценность. Например, «Астрология», «Китаб аль-мусика аль-кабир» и другие. Его труды охватывают все сферы науки. Во всем мире Аль-Фараби признан  как выдающийся мыслитель  древности. Его философские, мировоззренческие идеи лежат в основе современной физики, астрономии, лингвистики, истории, философии, логики, математики, естествознания и др.

Юсуф  Баласагуни - выдающийся поэт XI века, философ-мыслитель, известный всему Востоку ученый-энциклопедист, крупный государственный деятель.

Он  написал множество трудов по самым  различным отраслям знаний, но до нас  дошло принесшее ему всемирную  известность только одно произведение - "Благодатное знание" ("Кутадгу  билиг").

О жизни и творческой деятельности Юсуфа Баласагуни сохранилось мало сведений. Лишь из отдельных строк  его поэмы "Благодатное знание" нам известно, что он родился в  городе Баласагун. А свою книгу "Кутадгу  билиг" поэт написал по хижре в 462 году - по новому летоисчислению - в 1070 году. Опять же из книги узнаем о  том, что он был в преклонном возрасте, когда завершил работу над поэмой: А мне пятьдесят, и немолод  я телом, Был вороном черным, стал лебедем белым.

Итак, можно предполагать, что Юсуф Баласагуни родился в 1015-1016 году.

Юсуф  Баласагуни был главным визирем, великим «хас хажи-бом», главой всего  придворного штата, всевидящим оком правителя. Он наблюдал за исполнением  государственных законов и обычаев, от имени правителя давал указания придворным, визирям (министрам), казначею, писцу. Кроме того, хас хажиб принимал послов, наблюдал за организацией официальных  церемоний, выслушивал жалобы и просьбы  бедняков, сирот и докладывал о  них правителю государства Караханидов  Табгач Кара Богра-хану.

Юсуф  Баласагуни отмечает в своей поэме, что до него было написано много  прекрасных книг на арабском, персидском языках, но именно он впервые в Караханидском  государстве создал подобное произведение на тюркском языке: Паслось слово  тюрков оленем нагорным, А я приручил его, сделал покорным.

Долгие  годы не утихали научные дискуссии  по вопросу определения языка "Благодатного знания". Так, А.М.Щербак считает, что  поэма написана на карлукском языке, Г.Ф.Благова - на карлукско-кыпчакском, С. Е. Малов - на уйгурском и т. д. Бесспорно  только одно: язык поэмы был понятен  всем тюркам, проживающим на огромной территории от Кашгара до Амударьи. Похоронен в мавзолее в городе Кашгар.

Махмуд  Кашгари родился в 1029 г., умер в 1101. Махмуд, будучи родом из высших кругов караханидской знати, а может  быть, и прямым представителем самой  династии, в силу ряда причин и политических преследований посетил почти  все области, населенные тюрками. В  Багдаде, принадлежавшем в то время  сельджукидам, у Кашгари созрел замысел  книги, в которой бы давалось объяснение многих сторон жизни тюркского народа, его менталитета, обычаев, географии  расселения, а прежде всего языка.

Знаменитая  книга Махмуда Кашгари "Диван  лугат ат-турк" представляет собой  тюркскую энциклопедию в полном смысле этого слова. В ней собран и  обобщен обширный историко-культурный, этнографический и лингвистический  материал. "Диван" Кашгари - памятник тюркской культуры, запечатлевший этические  ценности и нормы поведения, специфическое  мировосприятие тюркских народов в XI в., впитавшее в себя все предшествующее наследие предков. В книге наряду с древним зороастрийско-шаманистским миропредставлением запечатлены элементы новой идеологии - ислама и такой его ветви как суфизм.

Будучи  младшим современником Юсуфа  Баласагуни, испытавшим его влияние, в особенности, во взглядах на роль и сущность языка, Кашгари ввел в  изучение языков сравнительный метод  и исторический подход, заложив основы того, что ныне мы называем тюркологией. Предшественником Кашгари был уроженец Фараба Исхак ибн Ибрахим аль-Фараби (Джаухари), на чей труд "Диван  аль-адаб фи" байан лугат аль-'араб" ("Собрание литературных произведений в изложении на языке арабов") опирался и Бируни. Тюркские названия лекарственных средств у Бируни и у Кашгари одни и те же. У Махмуда наряду с прекрасным арабо-филологическим образованием просматривается и основательное знание всех областей средневековой мусульманской науки.

Нельзя  дать лучшей характеристики книге Махмуда  Кашгари, воплотившей в себе весь его жизненный опыт и изыскания, чем его собственными словами. "Эту  книгу, - пишет Махмуд - я составил в алфавитном порядке, украшал ее пословицами, саджами (рифмованная  проза), поговорками, стихами, раджазами (стихи воинственного содержания) и отрывками из прозы. Я облегчил трудное, разъяснил неясное и трудился годами: Я рассыпал в нем из читаемых ими (тюрками) стихов для того, чтобы ознакомить (читателей) с их опытом и знаниями, а также пословицы, которые они употребляют в качестве мудрых изречений в дни счастья и несчастья с тем, чтобы сказитель передавал их передатчику, а передатчик другим. Вместе с этими (словами) я собрал в книге упоминаемые предметы и известные (употребительные) слова и, таким образом, книга поднялась до высокого достоинства и достигла отличного превосходства". "Словарь тюркских наречий", посвященный халифу аль-Муктади, был составлен Махмудом Кашгари в 1072-1074 гг. Здесь он представил основные жанры тюркоязычного фольклора - обрядовые и лирические песни, отрывки героического эпоса, исторические предания и легенды (о походе Александра Македонского в область тюрков-чигилей), более 400 пословиц, поговорок и устных изречений.

Национальные  игры казахов

У казахского народа есть очень много  различных национальных игр, носящих  чаще всего состязательный характер. Есть испытания и на силу, и на выносливость, и на смекалку, и на умение держаться в седле, и на меткость, и на быстроту реакции. Вот  некоторые из казахских таких  игр: Качели "Алтыбакан" - это одно из неизменных развлечений любого казахского торжества или праздника, а также  любимое место встречи молодежи, где можно было петь песни и  веселиться. Для установки качель использовались шесть бревен высотой 3-4 метра, широкая перекладина и  три аркана. На качелях "Алтыбакан" качались по двое, чаще всего юноша  с девушкой. Кыз куу (Догони девушку)-Согласно древнему обычаю, бытующему еще в сакских племенах, прежде чем юноша женится на девушке, он должен был доказать свое мастерство наездника, умение держаться в седле. Обычай требовал, чтобы джигит, претендующий на руку и сердце девушки, догнал свою невесту на резвом скакуне. Для этого на народных собраниях или на праздниках затевалась игра "Кыз куу". Для этого девушка и юноша верхом на лошадях выходили на поле. По сигналу хозяина торжества девушка стегнув коня вырывалась вперед, а парень верхом на своем скакуне пытался догнать ее и поцеловать. Если ему это не удавалось, то уже ему приходилось скорее скакать от девушки, так как в таком случае девушка догнав его начинала что есть силы стегать его камчой. В казахской национальной игре "Кокпар" принимали участие жигиты аулов, соседствующих по пастбищу. К состязанию готовились заранее, так как это было состязание и на силу, и на ловкость, и на выносливость, и на умение держаться в седле. В день соревнований все участники и зрители собирались на поле. На расстоянии 50-60 шагов от соревнующихся бросалась туша козла и начиналась борьба за кокпар, которая могла продолжаться с обеда до вечера. Борьба велась верхом на лошадях. Тот аул, у которого в итоге борьбы окажется кокпар - тот и победил. Затем джигиты с гордостью ездили по наиболее уважаемым дворам аула с "боевым трофеем" кокпаром и жители поздравляли их и дарили подарки. Казахская национальная игра "Аударыспак" - это одна из самых зрелищных, интересных и захватывающих игр. Аударыспак - это борьба на лошадях, в которой принимают участие самые лучшие наездники, ведь борьба на лошадях требует исключительной выносливости, силы, ловкости и отличного умения держаться в седле. Суть борьбы заключается в том, что двое всадников верхом на лошади соревнуются в том, кто из них сможет стащить противника с лошади. Тот кому это удается, тот и считается победителем. Казахская национальная игра "Байга" - это конное состязание наездников. Всадники соревнуются кто из них быстрее доскачет до намеченной цели. Байга проходила на ровной местности по прямой, с поворотами, или же по замкнутому кругу. Участвовать в ней можно было на обыкновенной кляче. Казахская национальная игра "Жамбы ату" - это состязание казахских жигитов на меткость в стрельбе из лука. Жамбы - это сереряный диск, который подвешивался на тонкой веревке из конских волос на перекладине. Задачей участников состязания было стрелой, выпущенной из лука сбить диск, чтобы он упал на землю. Существовало несколько вариантов таких состязаний - сотязание могло проводиться верхом на лошадях, то есть жигит должен был попасть по диску, скача верхом на лошади, а могло проводиться состязание без лошадей, когда участники с определенной дистанции поочередно пытались сбить диск. У кого это получалось с меньшего количества попыток - тот и побеждал. В казахской национальной игре "Лак-устау" могут принимать участие 3-5 человек. Согласно условиям игры на поле выпускается козленок, а участники должны попробовать его поймать. Тот кто первым сумеет догнать козленка и отнести его руководителю игры, тот считается победившим

Средневековые города

Средневековые города Казахстана (6-12 века)

Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь  появились еще в кангарское и  усуньское время, однако наибольший расцвет их приходится на VH-X1I1 вв. В  этот период можно выделить несколько  основных центров развития городской культуры:

Среднее течение Сырдарьи - один из наиболее древних центров развития городской  культуры, В верховьях реки Арыс находился округ

КазахстанИспиджаб - столица Южного Казахстана в IX-XII вв. В среднем течении располагался округ Кенджид, а при слиянии  Арыса и Сырдарьи -округ Фараб или Отрар. Ниже по течению находился округ Ясы-Туркестана.

Нижнее  течение Сырдарьи - города Янгикент, Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент, имевшие  большое экономическое и культурное значение для кочевников.

Юго-западное Жетысу - регион междуречья Таласа и Шу. В верховьях Таласа раскинулся округ Шельджи, население которогозанималось металлургией. В Таласской долине располагался округ Тараза, а в долине Шу - Суяб и Баласагун.

Северо-восточное  Жетысу. Сюда входили города Ики-Огуз, Каялык, Алмалык и другие крупные  торговые пункты на ВеликомШелковом  пути.

Долина  Ертиса. Арабские и персидские источники  локализуют здесь 16 кимакских городов, в том числе столицы каганата -Хакан иХакан-Кимак.

Центральный Казахстан. К сожалению, собственные  названия большинства городов этого  района неизвестны, однако, археологические  исследования позволяют судить о  существовании здесь городской  культуры в Vlll-ХП вв.

Города  Казахстана. Понятие "город" в  разное время и в разных обществах  имело различное содержание. Нередко "городом" называли населенный пункт, жители которого в отличие от деревни  занимались ремеслом и торговлей. Города часто получали свои названия по имени  племени или представителей знати. По письменным источникам, к числу  городов, которые отождествляются  с развалинами крупных городищ, относятся Испиджаб, Отрар, Тараз. Арсубаникет, Кулан и другие.

Испиджаб (современное село Сайрам) был одним  из главных городов и торговых центров на юге Казахстана, к его  области причисляли и города Жетысу. Испиджаб- большой, крупный город. Есть крытые рынки, рынок полотна и соборная мечеть. Говорят, что в нем 1700 рабатов.

Другим  большим городом являлся Отрар. развалины которого находятся в 15 км от станции Темир в Шымкентской области. Отрар (или иначе - Фараб, Тарбан, Турар) был основан в начале V-VI вв. Он сформировался как типичный ранне-средневековый город. Его правитель чеканил собственную монету.

Наиболее  известен па Востоке Тараз, Как большой  город впервые упоминается в  источниках, датированных VII в. Тараз  был центром густонаселенного района. Вокруг него по рекам Талас, Асса и горным речкам располагались многочисленные города и поселения - Барсхан, Хамукет, Джикиль, Адахет, Дах-Наджикент и другие.

КазахстанБлагоустройство  и структура города. Для своего времени города отличались высоким  уровнем благоустройства. Дома имели  канализационную и отопительную системы. Обычным для быта крупных  городов были водопроводы. Сооружали  подземные сводчатые тоннели, уложенные  керамическими трубами. В каждом городе имелась общественная баня.

Средневековый город состоял из нескольких частей. В центре обычно была цитадель или  замок, где располагалась резиденция правительства. Цитадель окружал шахристан - район, заселенный городской знатью, богатыми торговцами и земледельцами, служителями культа, военными.

Вокруг  шахристана размещались торгово-ремесленные  предместья, рабады, где жило основное население города. Кроме собственно города в округе находились небольшие поселения.

В X-XLI вв. в Казахстане отмечался быстрый  рост городов и людских поселений. Появился целый ряд новых городов  -Крачук, Карнак, Каялык, Ики-Огуз, Ашнас, Барчынлыкент. А. Зубовский указывал, что в эпоху Караханидов города Средней Ани и Казахстана превосходили по численности города Европы. Тк, в Мерве н Самарканде в X и. население превышало 200 000 чаовек. По подсчетам К. Байпакова, для городов Семиречья чис-лмность населения Талгара составляла 3,5-4 тысячи, Челека - 4,5-5гыс. человек, Каялыка - 10-13 тыс., а Ики-Огуза - 5-6 тыс. чоовек. Общее количество оседлого населения Илийской долины (о"оиенивает в 40-50 тыс. человек.

О развитии городов того времени свидетельствует  появление мнументальпых сооружений, таких как мавзолеи Айша-биби, К|рахана. Бабаджа-хатун, находившихся в Таразе, мавзолей Сфылтам - в низовьях Сырдарьи, мавзолей Домбауя - в Центральны Казахстане. Архитектура городов Казахстана тесно связана с зичеством предшествующего времени. Материалом для постройки Дмов главным образом служили сырцовый кирпич, песок и дере-в) Наружные стены крупных зданий и замков зачастую облицовы-ваись фигурными терракотовыми плитками.

В заключение выделим несколько основных моментов, особенностей городов средневековья  Казахстана. во-первых, часть населения города занималась отгонно-пастбищным скотоводством, проводя лето вне городского округа, летних кочевьях

Во-вторых, города возникли, прежде всего как административно-торговые центры, а не торгово-ремесленные. как в Европе иди па Руси Величина и значение города определялись не только удобным мстоположением. но и административной ролью.

Информация о работе Предмет цели изпдачи истории казахстана