Формирование орфографического навыка в 1классе на примере образовательной системы «Гармония»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

«Литературный язык – это высшая, образцовая, обработанная и нормированная форма общенародного языка. Общенародный язык – это необработанный, сырой язык, частью которого являются и литературный язык, и диалекты, и жаргонизмы, и профессионализмы, и индивидуальная речь каждого. Норма – это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех «правила» произношения и правописания слов, образования их форм и построения предложений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
§1.Определение ключевых понятий в рамках темы исследования……………6
§2.Теоретические основы формирования орфографического навыка…….....10
§3. Анализ УМК по русскому языку образовательной системы «Гармония» с позиции формирования орфографического навыка……………………………17
§4. Апробация данной методики на уроках русского языка по образовательной системе « Гармония»………………………………………................................29
Заключение………………………………………………………………………..32
Литература………………………………………………………………………..34
Приложение 1……………………………………………………………………….36
Приложение 2……………………………………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

кусовая работа последний вариант.docx

— 113.17 Кб (Скачать файл)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Конспект пробного урока русского языка, проведённого в 1а классе   МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8» г. Вологды 10.04.2012 года

 

Учитель: Хабина Елена Николаевна.

Практикант: Старцева Алена Александровна.

Методист: Житова Елена Павловна.

Тема: Разграничение предлогов и приставок (без терминов). Запись слов и предложений.

Цель: Учить применять способы разграничения слов - помощников и частей слов при выполнении упражнений.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение правильно писать слова и предложения, в том числе под диктовку.
  2. Развивать орфографическую зоркость.
  3. Формировать умение анализировать слова с точки зрения лексического значения и правописания.
  4. Воспитывать внимательное отношение к значению слова.
  5. Оборудование: Напечатанные слова: удочки, уточки, улица, в наше окно, за большой дом, слез с дерева. Предложения: Какой слог является и частью слова и может быть целым словом? Как назовете слово – за? Речка по трубе прибегает в дом к тебе.

Ход урока:

Организация начала урока.

 

Введение в  тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение первого способа разграничения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение второго  способа разграничения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение третьего способа разграничения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги урока.

 

 

 

 

 

Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

-

+

 

+

-

+

 

+

 

 

+

 

-

+

 

-

+

 

+

 

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

 

+

-

+

-

+

 

-

 

 

 

+

 

-

+

-

+

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

-

+

 

 

 

 

 

+

-

+

 

 

+

-

+

 

 

 

-

+

-

+

 

-

+

-

+

 

-

+

 

+

-

 

+

 

 

+

 

 

 

+

 

+

 

 

 

+

+

 

-

 

 

+

 

+

+

 

 

Здравствуйте, дети. Тихонько садитесь. Меня зовут Алена Александровна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

(на доске напечатаны  слова: удочки, уточки, улица).

Ребята, прочитайте слова. Скажите, что они обозначают.

Анализируют слова  с точки зрения лексического значения.

Посмотрите, что  я сейчас сделаю: удочки – у дочки. Прочитайте, будьте внимательны, поменялось ударение.

Что получилось?

Поменялось значение слова.

Послушайте, я  с этим словом составлю предложение. ( У дочки красивая кукла).

Попробуйте вы составить предложение.

У дочки любимая  кукла.

Давайте попробуем  изменить слова уточки, улица. ( Аналогичная работа).

Посмотрите, как  бывает в русском языке: У - бывает частью слова и отдельным словом. Такие слова мы называем слова - помощники.

Послушайте загадку  и отгадайте ее: речка по трубе  прибегает в дом к тебе.

Водопровод.

Молодцы! А сколько  в этом предложении слов – помощников?

По, в, к.

Правильно, но в  русском языке еще много тайн. Одну из них вам предстоит сейчас открыть.

Откройте учебник: станица 49, упражнение 61. Прочитайте первое сочетание слов.

Какая буква выделена жирным шрифтом?

В

Как она написана с первым словом?

Слитно.

А со вторым?

Раздельно.

Скажите, есть ли такое слово – влетел?

Да.

А кто может  влететь в окно?

Муха, птичка и  т.д.

Что это слово  называет?

Действие.

Ребята, а сейчас я вам открою тайну: все слова, которые обозначают действие, пишутся  слитно.

А есть ли слово  – вокно?

Нет.

А какое слово  есть?

Окно.

Значит, какой  можно сделать вывод? Когда писать букву в составе слова, а когда  раздельно?

Если слово  обозначает действие и в употреблении с той или иной буквой такое  слово существует – раздельно, если такого слова не существует – слитно.

Правильно! Давайте  вспомним этапы работы при списывании.

Дети читают памятку  – 1.

Прочитайте вслух  так, как написано.

Влетел в окно, забежал за дом.

Повторите, не глядя  в учебник.

Проговорите все  опасные места, заметьте, что после  слова – помощника опасное  место.

Напишите по памяти, диктуя себе, отметьте опасные места.

А сейчас мы будем  работать в парах. Прочитайте каждый про себя 2 пару слов в первой строке. А затем, совещаясь в парах, ответьте на следующие вопросы: Какой слог является и частью слова, и может  быть целым словом? Как называется слово – за?

Антон вас внимательно  слушал, и у него возник вопрос: а  как же узнавать, когда буквы, слоги  входят в слово, а когда они сами целые слова? Что бы вы ему ответили?

Посмотрет,ь есть ли такое слово.

Правильно, но есть еще один способ.

( на доске:  в наше окно, за большой дом.)

Может кто-нибудь догадался, что это за способ. Галочка  – это знак вставки. Надо в этом месте, где возникло сомнение, попробовать  вставить слово.

 Прочитайте, что  получилось?

В наше окно, за большой  дом.

Если слово  можно вставить, как здесь, значит, есть слово – помощник и его  нужно писать отдельно.

Попробуйте вставить другие слова.

В большое окно, за деревянный дом и т.д.

Давайте потренируемся  в других случаях

(на доске напечатаны  слова: слез с дерева)

Попробуйте после  выделенной буквы вставить слово  в первом случае?

Не получается. Значит, пишем слитно.

Во втором случае?

С большого дерева. Пишем отдельно.

Рассмотрите картинку на стр. 45. Узнаете героев?

Это Буратино и  Мальвина.

Что они делают?

Мальвина обучает  Буратино грамоте.

Прочитайте предложение. С какой буквы написано слово  – Азор?

С заглавной.

Ребята, это кличка собаки, поэтому это слово написано с заглавной буквы.

Как написана буква а со словом роза? Почему?

Можно между ними вставить слово. А красная роза.

Ребята, мы тоже попробуем  написать это предложение под  диктовку. Закройте учебник.

Послушайте это  предложение.

Запишите предложение  схемой, выделяя слова.

Запишите схему  предложения. Проговаривайте себе предложение  и пишите слова слоговыми дугами.

Поставьте ударение и  отметьте «опасные места».

Послушайте предложение  еще раз, следите, в двух местах я  подскажу, как написать буквы.

Диктуя себе, пишите предложение. Не забудьте проверить  предложение.

Ребята, какое  открытие мы сегодня сделали?

Объясните, как  же узнавать, когда буквы входят в слово, а когда они целые  слова.

Попробовать вставить между ними слово, посмотреть, что  обозначает слово, посмотреть, есть ли такое слово.

Ребята, поднимите  руки, кто понял тему сегодняшнего урока.

Поднимите руки, у кого возникли трудности.

Ребята, урок окончен. Тихонечко идите на перемену.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование орфографического навыка в 1классе на примере образовательной системы «Гармония»