Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:47, дипломная работа
Актуальность данной работы так же обусловлена возросшими потребностями разработки и реализации законодательства в этой сфере. На данный момент в уголовном законодательстве отсутствует институт «религиозные преступления». Отсюда возникают проблемы правоприменительной практики.
Изучение противоречий в сфере религии, выяснение механизма совершения «религиозных преступлений» и принятие профилактических мер будет способствовать выявлению, и впоследствии, предупреждению негативных явлений и процессов в духовной сфере общества.
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения в религиозной среде, их взаимосвязь с преступностью.
Введение
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Религия и религиозная среда: предпосылки криминологического познания
1.2. Религиозная среда и преступность: ретроспективный анализ правового регулирования и взаимовлияния
1.3. Понятие и классификация религиозной преступности
ГЛАВА 2. КРИМИНОГЕННЫЙ И АНТИКРИМИНОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНОЙ СРЕДЫ
2.1. Криминогенное влияние религиозной среды на отдельные формы преступной деятельности: религиозный экстремизм, нетрадиционные религиозные организации, посягающие на личность и права граждан (секты)
2.2. Детерминанты религиозной преступности, проблемы предупреждения.
2.3. Использование правоохранительными органами антикриминогенного потенциала религии и традиционных религиозных организаций в противодействии преступности
Заключение
Приложение:
Практические рекомендации сотрудникам правоохранительных органов по предупреждению преступлений религиозной направленности;
Исследовательская часть дипломной работы: интервью.
На фоне общей экономической и политической нестабильности в обществе, при отсутствии какой – либо цензуры средства массовой информации становятся мощным орудием в руках «псевдо религиозных» организаций, которым на законодательном уровне разрешалось производить, приобретать, распространять предметы культа и религиозного назначения, религиозную литературу и иные печатные материалы, в том числе через средства массовой информации, а так же учреждать органы массовой информации, включая радио и телевидение. 114 В результате осуществляемой СМИ пропаганды «религиозной свободы», увеличилось количество радикальных изданий, телевизионных и радио передач, носящих провокационный и явно экстремистский характер, в конечном итоге повлиявшие на сознание масс, побудив многих из них встать на преступный путь.
Кроме
этого, полученное
Таким
образом, говоря о внешних
Однако
одних только внешних причин
недостаточно, чтобы говорить о
детерминации религиозной
Рассматривая вопрос о
Среди всего многообразия
При этом к внутренним
Однако,
на наш взгляд, говорить о детерминации
религиозной преступности
Башкатов Л.Д., рассматривая
внутренние причины и условия
преступного поведения
Таблица 1. Шкала ценностей религиозных преступников
Ценности, ради которых совершаются преступления сектантами, по их мнению |
Степень распространенности ценностей в % |
Зло, тьма, Дьявол |
69,7 |
Вера |
54,1 |
Деньги |
38,5 |
Власть |
31,2 |
Ощущение превосходства над окружающими меня людьми |
19,3 |
Соблюдение традиций исповедуемой религии |
11,9 |
Авторитет среди единоверцев |
4,6 |
Разрешить конфликтную ситуацию |
3,7 |
Спиртное, наркотики, сильнодействующие вещества |
2,8 |
Свобода |
1,8 |
Сексуальная потребность |
1,8 |
Добро, свет, Бог |
1,8 |
Переоценка ценностей |
0,9 |
Не могу пояснить |
0,9 |
Таблица 2. Эмоциональное отношение к жертве преступления
Какие чувства Вы испытываете по отношению к жертве преступления |
Удельный вес в % |
Равнодушие |
45,9 |
Неприязнь, презрение |
19,3 |
Озлобленность |
16,5 |
Гнев |
16,5 |
Обладание душой жертвы |
15,6 |
Ненависть |
13,8 |
Страх |
5,5 |
Неудовольствие |
2,8 |
Отсутствие сопереживания |
2,8 |
Из приведенных таблиц видно, что среди всех ценностей, ради которых совершались ими преступления преобладает «зло, тьма, дьявол» наряду с «верой» в это, и в сочетании с равнодушием к жертве преступления, которая для сектанта является обезличенной, даже если это близкий человек, сотоварищ по вере. Это видно при совершении сектантами истязаний, убийства своих же товарищей во исполнение ритуала соединения с дьяволом.
Далее
каждого третьего сектанта при
совершении преступления
Для
38 % опрошенных характерна
Далее
по степени распространенности
находится «ощущение
11, 9 % опрошенных,
среди основных мотивов
Анализируя
эмоциональное отношение к
13, 8 % опрошенных, согласно результатам исследования, испытывали к своих жертвам ненависть, которая, в отличие от гнева и озлобленности, является сильным, длительно действующим чувством.
Обобщая вышесказанное, к основные внутренним причинам религиозной преступности следует отнести: криминогенную ценностную ориентацию личности, ее нравственно – психологические качества, выраженные в убежденности в своей исключительности, превосходстве надо всеми, кто не является приверженцем их религиозных идей, нетерпимости к традиционным религиям, национально-духовным ценностям, ксенофобии, т.е. ненависти, неприятии, нетерпении к чему – либо чужому, незнакомому.
Подводя итог рассмотрению
- духовные искания;
- духовные и психические болезни;
- криминальные интересы;
- попытки расчленения
и искажения истинных
- иностранная агрессия
с целью развязывания
Рассмотрев основные причины
религиозной преступности, можно
наблюдать специфику и
В связи
с этим, в ходе осуществления
предупреждения религиозной
В соответствии с Указом Президента РФ от 06.09.2008 г. № 1316 ОВД являются главным координатором деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экстремистской направленности.122
Таким образом, именно правоохранительные органы являются главным субъектом, осуществляющим предупредительную деятельность. В связи с этим, необходимо рассмотреть каковы же представления сотрудников ОВД РФ о проблемах борьбы с религиозной преступностью. Для этого обратимся к результатам проведенного исследования Научного центра среди сотрудников Академии Управления МВД РФ в 2010 г.123
В
ходе проведенного опроса, можно
наблюдать, что среди
Так на вопрос какие религиозные организации следует считать деструктивными, 86 % опрошенных считают те организации, деятельность которых порождает религиозную рознь между людьми.124 Этот ответ во многом положителен и схож с мнением ученых, занимающихся этой проблемой. Однако, среди значительной части опрошенных сотрудников имеется не совсем верные подходы к пониманию данного вопроса. Так ¼ часть сотрудников считают деструктивными любые религиозные организации, не традиционные для нашего народа, 1/7 часть респондентов к деструктивным религиозным организациям относят любые нехристианские религиозные организации, при этом каждый восьмой опрошенный к ДРО относят любые не православные религиозные организации.125
Данные
результаты настораживают.
Таким образом, субъективное восприятие сотрудниками правоохранительных органов тех или иных религиозных организаций, относя «не приемлемые» к числу преступных, создает значительные проблемы в деятельности по предупреждению религиозной преступности, тормозя этот процесс, делая его не эффективным и не объективным.
Однако, на
наш взгляд, этому способствует
ряд объективных причин. Основная
из них – несовершенство