Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:15, реферат
Кыргызы являются древним народом Центральной Азии истоки зарождения художественной культуры которого уходят в глубину веков. На протяжении своей многовековой истории кыргызы вынуждены были вести самоотверженную борьбу с иноземными и местными поработителями. В этих условиях они сумели не только сохранить свой язык, свою самобытную культуру, но и внести вклад в сокровищницу мировой художественной культуры.
Археологические, этнографические и искусствоведческие исследования свидетельствуют о том, что еще в культуре первобытного общества на территории Кыргызстана сформировались материальные и духовные предпосылки создания изобразительного искусства (комплекс петроглифов урочища Саймалуу-Таш, росписи пещеры Ак-Чункур в бассейне р. Сары-Жаз и др.).
Тенир-Тооская и Памиро-Алайская группы кыргызских племён испытывали в определённой степени влияние культурных традиций оседло- земледельческих народов Средней Азии (совре менной Центральной Азии). Прежде всего оно проявлялось в жилище, в сооружении стацио нарных жилых помещений; в пище, мучные изделия становились составной частью систем пи тания кыргызов. Материальная культура, осно ванная на кочевнических традициях, была веду щей, системообразующей тенденцией в общей эволюции этнокультурных традиций кыргызс кого народа.
Жилище и связанные с ним обычаи и обряды. Одним из ярких проявлений материальной культуры кыргызов является переносное жилище — юрта «боз үй». Она представляет собой вершину кочевой архитектуры и народно-прикладного искусства. Кроме этого, она была прекрасно приспособлена к кочевому образу жизни: мяг кость, простота конструкций, удобность в транс портировке, всесезонность были её неизменными качествами. Юрта состояла из деревянной конструкции; остов, собираемый из нескольких частей складных решетчатых стенок «кереге», при дающих юрте в плане круглую форму. «Кереге» состояли из отдельных звеньев «канат», над к-рыми на жердях «уук» поднимали купол юрты — «түндүк». На месте соединения «канатов» уста навливали дверную раму «босого», на к-рую на вешивается двустворчатая дверь «каалга». Вок руг стенок ставятся циновки — «чий», обшитые войлоком, а весь остов юрты покрывается раз ной формы и размеров войлоками. Размер юрты зависел от кол-ва звеньев «канат», при сравне нии говорили «алты канат уй», «он канат уй», — «шестиканатная юрта», «десятиканатная юрта» или от кол-ва жердей — «уук», к-рые загнутым концом «ууктун алаканы» прикрепляются к вер ху раздвинутых «кереге», «ууктун учу» упираются в отверстия обода «түндүк» — «жүз баштуу», «сексен баштуу», «алтмыш баштуу уй» — баш — голо ва, верхушка остова юрты — «керегенин башы». В зависимости от качества «кереге», юрту делили на «тор көз», «жел көз», «ара көз». Особо крепкими и качественными были юрты, если решётки «кереге» были маленькими — «тор көз кереге». К убранствам юрты относились: «кереге чалгыч» — тесьма, проходящая по верхней части «кереге»; «ууктун боосу», верёвка для привязывания унин к верхней части «кереге»; «чырмоок чий» — циновка, обмотанная цветными нитка ми; «жабык баш», «тегирич» — тканая ковровая полоса, идущая внутри юрты ниже сгиба уни ны; «туурдук» — кошмы, к-рыми покрывается «кереге»; «үзүк» — кошмы, идущие между «туур- дуком» и «түндүком» и др. Убранство гостевой юрты «конок үй» отличалась богатством экстерь ера и интерьера, качеством всех её составных ча стей.
В юрте кыргызов заключены в конкретизированном виде древнейшие черты культуры на рода, социальных и общественных отношений. Чрезвычайно интересна организация жилого пространства в юрте. Оно делится на четыре ча сти. «Төр» — место противоположное от входа в юрту, самое почётное. Здесь располагались гос ти, старшие мужчины семьи. Здесь же на сунду ках, и др. предметах сооружали стопки одеял, войлоки, ковры, меховую и др. верхнюю одеж ду — «жүк». «Эр жак» — мужская сторона, левая от входа часть юрты. Здесь располагались мужчи ны средних и молодых лет, на ночь здесь находи лась спальня для молодожёнов. «Эпчи жак» — правая от входа часть юрты, принадлежит женщинам, здесь за оградой из циновок находились домашняя утварь, продукты питания. Затем «ула га», около порога. Здесь в левой, ближе к входу стороне, находились конские снаряжения — «ээр токум», «ат жабдыктар» и др. принадлежности бытового назначения. В центре юрты находи лось место, на к-ром разводился огонь — «ко ломто».
При установлении юрты вход ориентировали по-разному, в зависимости от рельефа местнос ти и направления ветра. Однако, преобладали ориентации на восток, на центр аила. У кыргы зов существовал целый ряд обычаев, обрядов, связанных с юртой. Прежде всего, к юрте и её принадлежностям относились бережно. Не при нято было плохо отзываться о юрте. Мастера юртовщики «үйчү», «уста», а также мастерицы — «уздар» пользовались среди кыргызов особым уважением . Существовал обычай «үй тою» — ново воселье. Когда семья ставила новую юрту, то обязательно устраивали праздник. Голову жертвенного животного (мелкого скота) в сыром виде б росали через дымоход юрты — «түндүктөн ашы ра ыргытат». На кошме или на циновке пришивал и кусочек старого войлока, в качестве обере га. В отношении огня — «коломто», существова л целый ряд обычаев. Огонь в представлениях кыргызов имел очищающую силу. В него не пл евали, не обрызгивали водой, нельзя было ход ить вокруг огня, перепрыгивать. Не давали горящую золу соседям затемно. Если умирал кто-нибудь из членов семьи, то тело покойника, по обыч аю, держали в течение трёх дней в юрте. В так ом случае из юрты выносилось все убранство, утварь, оставались только войлочные ковры — «кийиз», «шырдак», «килем», на к-рых сидели плакальщицы. Если покойник был мужского п ола, то его располагают в мужской стороне ю рты, а если женского, то в женской стороне.
Помимо юрты существовали и др. виды пе реносного жилища: конусообразный, покрытый вой локами шалаш из жердей, связанных в верх ней части — «сайма алачык» или «отоо», среднее между шалашом и юртой — «алачык», переносное жилище без решетчатых остов юрт «кереге». Эти виды жилища сооружались наспех и укрыва- тись там в ненастную погоду пастухи, табунщи ки.
Кроме переносного жилища кыргызы знали и жилища стационарного, постоянного типа — «үй », «там үй». Такие жилища в массовом отноше нии появились в период перехода к оседлости начи ная с 19 века. Этот переход совершался неравно мерно: юж. приферганская часть Кыргыз стана переходила к оседлому образу жизни рань ше, чем её сев. часть. Уже во 2-й половине 19 века большинство кыргызских семей равнинных зон имели дома постоянного типа с хозяйственны ми постройками. Техника строительства, интерь ep , планировка жилых камер были заимствован ы у соседних узбекских, таджикских мастеров. Традиционным было возведение стен из битой глины «пасха» или глиняных комков «гуваляк». В таких домах очаг находился на полу, в потолке проделывалось дымовое отверстие. Окнами служ или небольшие проёмы, к-рые закрывали деревянными ставнями. Перед домом, в лице вой его части строили открытые террасы — «ай ван». В сев. части Кыргызстана дома строили способом трамбовки глины — «сокмо». Здесь пос ле начала заселения края русскими, украински ми переселенцами строились дома, характер ные для культуры европейской части России и Украины. Этот процесс особенно усилился в начале 20 века, в связи с массовой колониза цией Кыргызстана и вытеснением кыргызов с равнинных и плодородных земель. Позднее по всеместно стали строить дома из сырцового кир пича, реже из жжёного. В практику домострое ния вошли деревянные дома с высокой двускатной крышей, крыльцом и окнами на улицу, а также примыкающие к дому надворные постройки, уличная система расположения строений.
Кыргызы, как и др. кочевые народы, прези рали оседлый образ жизни, не любили находиться подолгу внутри глиняных домов. Более состоя тельные семьи даже в условиях полного оседлого образа жизни всегда рядом с домом ставили юрты.
Многие стороны обычаев, обрядов, поверий, связанных с юртой, впоследствии были перене сены на дома постоянного типа. Кроме того, возникли новые обычаи, заимствованные у осед лых узбеков, таджиков. Например, заимство ван обычай коллективного труда «ашар» при выполнении трудоёмких частей строительства: закладка фундамента, возведение стены или по крытие кровли. По случаю начала строительства совершали жертвоприношение — «түлөө», первый колышек обливали «айраном», «үй ак жол той болсун», после завершения строительства устраивали большой праздник — «үй тою».
В течение 20 века завершился длительный исторический процесс перехода к оседлости, коренным образом изменился этнокультурный об лик кыргызского народа. Юрта, хотя и сохрани ла своё утилитарное значение в быту, в целом превратилась в музейный экспонат. Всё кыргыз ское население живёт в домах стационарного типа, построенных преимущественно по европей ским стандартам. Только на юге Кыргызстана можно обнаружить дома, построенных по архи тектурно-строительным традициям древнего и средневекового населения Среднеазиатского междуречья.
Одежда и связанные с ней обычаи, обряды. Традиционная одежда кыргызов является важ ной составной частью культуры народа в целом. Ей были присущи своеобразные черты, типич ные для одежды кочевников, что находит объяс нение всему исторически сложившемуся образу жизни, связанному с кочевым скотоводческим хозяйством. Климатические условия также ока зывали большое влияние на одежду, у кыргызов преобладали тёплый вид одежды на ватной ос нове или из меха диких животных. Поскольку основные торговые ветки Великого Шёлкового пути проходили через земли кыргызских племён Центральной и Средней Азии, они были вовле чены в международную торговлю и прекрасно были осведомлены о текстильном производстве у соседних народов. Ткани импортного произ водства были не только средством обмена в торговых операциях, но и шли для шитья одежды и предметов убранства в более знатных семьях.
Главной особенностью было то, что одежда простого народа и богатых семей отличалась толь ко качеством материала и кол-вом украшений у женщин. Источники 18 века сообщают, что ста рейшины носили одежду из парчи и войлочные шляпы с украшениями из меха, опоясывались красными шёлковыми кушаками, обувь у них была из красной кожи. Основная масса носила одеж ду из грубой шерстяной ткани с поясом из хол ста, шляпы без украшений и сапоги из сыромят ной кожи. Главная этномаркирующая одежда кыргызов — это головной убор мужчин — «кал пак», к-рый вероятнее всего, был заимствован именно у древних южно-сибирских кыргызских племён, впоследствии образовавших кочевую державу. О «калпаке», как о главном отличи тельном признаке внешности кыргызов рассказывают многие исторические источники. Дина стийная хроника «Тан шу» в повествовании о древних кыргызах сообщает, что их предводитель «зимою носит соболью шапку, а летом шапку с золотым ободочком, с коническим верхом и заг нутым низом. Прочие носят белые вяленные шляпы».
Мужская одежда состояла из нательной и вер хней одежды. Нательная одежда из распашной рубахи — «көйнөк», шаровар — «шым». Было несколько разновидностей мужских штанов из выделанной кожи или замши — «жаргак шым», «кандагай», «чалбар». Низ шаровар из замши орнаментировали цветными шёлковыми нитя ми. Такие шаровары носили богатыри, богатые люди. Шили их глухими и настолько широки ми, что в них свободно заправлялись и полы ха лата. Верхняя одежда состояла из войлочного халата без подкладки — «кементай», различных видов стёганного халата — «чепкен», (төө чепкен», «тепме чепкен» из верблюжьей или кус тарной шерстяной материи), с подкладками и без них. Зимними видами одежды служили ме ховые шубы — «ичик», крытые тёмной тканью и с меховыми воротниками шалью. Особо ценились шубы из меха диких животных — волка, лисы, рыси и др. Др. разновидность зимней одежды — нагольные овчинные тулупы — «тон», с воротником или без него — постун. Головной убор у мужчин состоял из тюбетейки — «топу», войлочной шляпы — «калпак», меховой шапки без отворотов — «малакай», меховых шапок — «тебетей». Ансамбль мужской верхней одежды завершал непременно пояс — «кемер», ремень — «илгич» с принадлежностями. Пояса обычно носили поверх халатов — «чепкен». Мужская обувь состояла из кожаных сапог — «өтук», кожаные калоши на каблуках — «кепич» и мягких выво ротных сапожек — «маасы». Старинной обувью были сапоги, сшитые из сыромятины — «чарык», с подошвой, короткими голенищами и со слегка загнутыми кверху носками.
Женская одежда также состояла из нательной и верхней одежды. Нательными были платье — рубаха — «көйнөк» и шаровары. На груди женс ких рубах имелась вышивка или надевали нагруд ник — «өнүр», «жака», расшитые цветными нит ками. Уникальными элементами женской одеж ды являлась распашная юбка — «бельдемчи», головной убор тюрбан — «элечек». Эти виды одеж ды носили замужние женщины. «Бельдемчи» использовали в качестве боевой одежды и мужчины, в таких случаях их покрывали металличес кими пластинами. Головные уборы девушек обычно украшали перьями птиц, пришивали к ним различные украшения: серебро, жемчуг, коралл и др. Существовали такие виды голов ных уборов, как тюбетейка — «топу», меховая шапка — «тебетей». Поверх платья-рубахи наде вали короткую или длинную безрукавку — «чып тама», камзол с короткими рукавами — «кем- сел», халат — «чапан», стёганный халат — «чеп кен». Зимняя одежда состояла из меховых шуб — «ичик». В состав головного убора — «эле чек», «келек» или «илеки» входил «такыя» или «кеп такыя», к-рую надевали на голову прежде, чем намотать тюрбан. У женщин бытовали на косники: длинные бархатные полоски в виде тру бочек, в к-рые прятали косы — «чачпак» или «чачкап». На них нашивали различные украше ния. В зависимости от возрастных категорий женщины носили различные серебряные укра шения и амулет: это накосные украшения — «чач учтук», «чач мончок», серьги — «сөйкө», «сөйкө желбүрөөч», нагрудные — «тумар», «бой тумар», браслеты — «билерик», кольца — «шакек» и др. Детская и девичья одежда также украшались се ребряными пуговицами — «топчу», «бүчүлүк», кораллом — «шуру», различными амулетами и оберегами.
Обычаи, обряды, поверья, связанные с одеждой и её составными элементами образуют су щественную часть культуры народа. У кыргызов не принято бросать головной убор, забывать где попало, обменивать, ходить с непокрытой го ловой и т.д. При избрании хана на его голову одевали красную шапку — «кызыл тебетей» с кисточкой из цветных ниток. При выражении полной покорности или прошения пощады муж чины вешали свои пояса себе на шею. Запреща лось перепрыгивать через одежду. После смерти чел., вся его одежда раздаётся сразу же, после его погребения — «мүчө». Существовала также половозрастная особенность в одежде. По дос тижению «мүчөл» обязательно одевались в но вую одежду, а старую отдавали др. родственникам насовсем — «ырым».
Пища
и связанные с ней традиции. Пи
У кыргызов существует распространённый вид хлеб ного алкогольного напитка — «бозо», к-рый гото вят из проса, ячменя или кукурузы. Пьют «боз о» в основном взрослые и только в зимнее время За последние два столетия в традиционную к ухню кыргызов прочно вошёл обычай чаепития . Существовал уникальный способ приготовл ения чая с добавлением жареной на масле муки, соли, молока — «куурма чай» и его разновидность - «ак чай».