Культура КР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:15, реферат

Краткое описание

Кыргызы являются древним народом Центральной Азии истоки зарождения художественной культуры которого уходят в глубину веков. На протяжении своей многовековой истории кыргызы вынуждены были вести самоотверженную борьбу с иноземными и местными поработителями. В этих условиях они сумели не только сохранить свой язык, свою самобытную культуру, но и внести вклад в сокровищницу мировой художественной культуры.
Археологические, этнографические и искусствоведческие исследования свидетельствуют о том, что еще в культуре первобытного общества на территории Кыргызстана сформировались материальные и духовные предпосылки создания изобразительного искусства (комплекс петроглифов урочища Саймалуу-Таш, росписи пещеры Ак-Чункур в бассейне р. Сары-Жаз и др.).

Вложенные файлы: 1 файл

Кыргызы яв ляются древним народом Центральной Азии истоки зарождения художественной культуры к.docx

— 220.04 Кб (Скачать файл)

Характерными чертами  русской поэзии Кыргызстана в  целом являются: опора на традиции русской поэтической культуры (С.А.Фиксин, Е.Г.Колесников, Ю.М.Смышляев, Н.А.Пустын-ников), обогащение её традициями кыргызской поэтической культуры (С.А.Фиксин, В.И.Шапо валов, С.Г.Токомбаева), формирование «жен ской лирики» (С.А.Луговая, С.Г.Токомбаева, Р.В.Горбачёва, В.Н.Кортикова и др.), создание сатирической поэзии (Я.Б.Земляк, М.М.Ронкин, Э.И.Праг, А.Г.Зарифьян и др.), обращение к но ваторским формам: лирической миниатюре (Л.М.Аксельруд), лирической повести и лири ческого романа (С.Г.Токомбаева), драматической поэме (Ю.М.Смышляев, М.М.Ронкин), создание поэтического образа Киргизии как родного дома (С.А.Фиксин, В.И.Шаповалов, С.Г.Токомбаева и др.).

Русская драматургия  Кыргызстана возникла в годы Великой  Отечественной войны. Первыми драматургическими  произведениями были пье сы в стихах В.В.Винникова «Я стреляю послед ним» (1942) и героическая драма в стихах Я.В.Апушкина «Меч Грюнвальда» (1945).

Заметный след в  истории драматургии оста вил  В.А.Швембергер — создатель и  художествен ный руководитель Республиканского театра ку кол. В 1947 им была организована нац. группа кукольников и для неё создан оригинальный репертуар, основанный на кыргызском сказочном фольклоре. Лучшие произведения вошли в сбор ник «Пьесы для театра кукол» (1958). За время творческой деятельности В.А.Швембергер напи сал более 30 пьес и 4 методические книги по кукольному театру. Драматические произведения для театра создавали В.И.Паршков (пьеса «Вре мя не ждёт», 1954), М.Г.Аксаков (драма «Когда листья падают», 1960), Ю.М.Смышляев (драма тические поэмы «У стен Пишпека», 1963 и «Ка рамолдо», 1964). В 80-е годы получили при знание пьесы А.М.Сорокина: «И будет судный день» (1984), «Колокол вечного боя» (1985), «Восемь баллов по шкале Рихтера» (1988).

В области кинодраматургии  успешно работа ли М.Г.Аксаков и  Л.Б.Дядюченко. По литера турным сценариям М.Г.Аксакова на киностудии «Киргизфильм» сняты первые кыргызские пол нометражные художественные фильмы «Моя ошибка» (1958) и «Девушка из Тянь-Шаня» (1960). Л.Б.Дядюченко написал сценарии к фильмам «Водопад» (1974) и «Зеница ока» (1976). Драматургические произведения для телеви дения создавали М.Г.Аксаков, М.М.Ронкин, Л.Б.Дядюченко и др. писатели. Русские писатели Кыргызстана активно и це ленаправленно занимаются переводческой дея тельностью. Благодаря им кыргызская литерату ра стала достоянием русскоязычного читателя, а затем через переводы с русского языка — обрела многоязычную читательскую аудиторию.

 

 

 

Литературная общественность республики 20 июля отметит  105 лет со дня рождения Сергея Андреевича Фиксина (1907–1978) – заслуженного деятеля культуры Киргизской ССР, поэта, переводчика, журналиста, прожившего долгие годы в Кыргызстане, хорошо известно и любимо. В начале 30-х гг прошлого века молодой журналист, уроженец Смоленщины, приехал в солнечную Киргизию. Здесь его поэзия пережила качественное оьбновление и обогащение, получила как бы второе дыхание, не утратив своих прежних сильных строн и достоинств – душевности, лиризма, тонкого ощущения природы.

Один из старейших русских  поэтов, он остался верен смоленскому  краю. Но в то же время скотлько вдохновенных строк написано им о Кыргызстане!  Здесь как бы образовался своеобразный  поэтический  сплав самых различных художественных компонентов русской и кыргызской литератур. Правдиво и искренне звучат такие признания поэта:        

 

Во мне живут         

 Два милых сердцу  края,         

 Моя двойная радостная  боль,         

 Холмы да юрты,         

 Словно карави,         

 Напоминают русскую  хлеб-соль… 

 

Творчество поэта мнообразно. В его наследии – и стихотворения  для детей, и острые эпиграммы, и  очаровательная пейзажная лирика.

Поэт-интернационалист С. Фиксин был подлинным мастером художественного  перевода. Переводил с большим  вкусом, выразительно и точно и  непременно только то, что ему приходилось  по душе, по его творческому настроению. В сборник «Избранное» – последнее  прижизненное издание поэта, выпущенное в 1977 г. к 70-летию со дня рождения, вошли переводы из Токтогула, А. Токомбаева, Т. Уметалиева, К. маликова, А. осмонова, О. Болебалаева, Т. Адышевой, С. Жусуева… И это еще не полный перечень авторов, к творчеству которых он обращался.

На протяжени  многих лет поэт трудился в редакции журнала «Литературный Киргизстан», возглавлял русскую секцию Союза писателей Кыргызстана, был ее литературным консультантом.

«Я знаю Сергея Андреевича Фиксина, истинного поэта, глубоко  требовательного к себе, до болезненности  скромного человека… Главным  всегда у него оставался интерес  не к внешнему, а к глубинному – к человеческой душе. Он и Киргизию почувствовал и понял изнутри»,– писал о нем Константин Ваншенкин.

Советуем прочитать: Фиксин С. Край синего и золотого: Стихи, поэмы.–  Ф.: Кыргызстан, 1974. – 108 с.; Фиксин С. Два  милых сердцу края: Стихи разных лет. – Ф.: Кыргызстан, 1982. – 176 с.

 

 

ЖИВОПИСЬ  

 

Отдел живописи

Живописная коллекция  начала формироваться и комплектоваться  еще за год до начала музея –  в 1934 году, – когда из ГТГ и  Наркомпроса РСФСР пришла большая  посылка из 72 картин, отобранных С.А. Чуйковым.

Все последующие  годы коллекция пополнялась из выставочных  фондов Министерства культуры СССР и  Союза художников СССР. Были неоднократные  поступления из ГТГ, ГЭ, ГМИИ имени  А.С. Пушкина, Музея искусства народов  Востока, приобретения из частных собраний, у авторов и наследников.

Начиная с 1 Республиканской  художественной выставки 1934 года, в  музей регулярно поступают произведения художников Кыргызстана.

Фонды отдела живописи насчитывают более 3800 единиц хранения и составляют следующие разделы: западноевропейская живопись, русское  и советское искусство, живопись художников Кыргызстана.

Самым крупным разделом является коллекция кыргызской живописи. В ней наиболее полно нашли  отражение все периоды исторической, духовной и культурной жизни Кыргызстана.

Основоположник  кыргызской живописи С.А. Чуйков представлен 90 работами, среди которых небольшие  этюды, датированные 1917-1919 годами, части  знаменитой «Киргизской колхозной  сюиты», одни из лучших пейзажей кыргызской живописи «Осенний джайлоо» и «Прикосновение к вечности».  В.В. Образцов представлен 17 работами, то есть всем, что было сохранено. Первые национальные живописцы Г. Айтиев и С. Акылбеков – 134 и 159 – соответственно. И так далее – до 2001 года наиболее значительные и интересные произведения поступали в коллекцию живописи КНМИИ.

Русская живопись. В  коллекции находится 24 иконы, самая  ранняя из которых – «Спас нерукотворный» – датируется XVII веком. Живопись XVIII-XIX веков представлена великими именами, такими как Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, О.А. Кипренский, А.А. Иванов, И.К. Айвазовский, крупнейшими передвижниками – Н.Н. Ге, И.Е. Репиным, В.И. Суриковым, А.К. Саврасовым, представителями разнообразных художественных течений рубежа XIX-XX веков – П.П. Кончаловским, Р.Р. Фальком, Б.М. Кустодиевым, К.А. Коровиным, П.В. Кузнецовым и многими другими.

Советская живопись в фондах музея показана достаточно широко, от мастеров, творчество которых  началось еще в XIX веке (Н.М. Чернышев, В.Н. Бакшеев), до интереснейших представителей искусства 40-50 (С.В. Герасимов, А.Д. Древин, А.Г. Тышлер) и 60-80 (В. Попков, Е. Струлев, В. Иванов, И. Орлов, Н. Нестерова).

Западноевропейская  живопись очень малочисленна и представлена в основном работами неизвестных  авторов, но и среди них есть подлинные  шедевры, такие как «Женский портрет» неизвестного французского художника XVI века круга Клуэ, небольшие картинки-сценки голландских и фламандских мастеров.

 

 

 

Кыргызы яв ляются древним народом Центральной Азии истоки зарождения художественной культуры к-рого уходят в глубину веков. На протяжении своей многовековой истории кыргызы вынуж дены были вести самоотверженную борьбу с иноземными и местными поработителями. В этих условиях они сумели не только сохранить свой язык, свою самобытную культуру, но и внести вклад в сокровищницу мировой художественной культуры.

Археологические, этнографические  и искусствоведческие исследования свидетельствуют о том, что еще  в культуре первобытного обще ства на территории Кыргызстана сформирова лись материальные и духовные предпосылки создания изобразительного искусства (комплекс петроглифов урочища Саймалуу-Таш, росписи пещеры Ак-Чункур в бассейне р. Сары-Жаз и др.). В скифское время, а затем в средневеко вье развитие получила круглая культовая и мо нументальная скульптура (городища Ак-Бешим, Красная Речка, Кара Булак), металлопласти ка, декоративная стенопись в храмовом и уса дебном зодчестве, расписная керамика, коро- пластика. С распространением ислама, в част ности, с его отрицанием возможности воспри ятия божества в виде зрительного образа, по служившего основанием для преследования идолопоклонства, а позже, запрета на изобра жение людей и животных, происходил про цесс постепенного вытеснения привычных реалистических форм и сюжетов и замена их ор наментально-декоративным искусством. Чарующая красота и сила цветовых сочетаний, гармония красоты, любовь к жизни и окружающей при роде ощущается в дошедших до нас ворсовых и войлочных изделиях, ювелирных украшениях, вышивке, резьбе по дереву, убранстве юрты, и многих др. Они служили той благодатной поч вой, на к-рой в течении многих столетий рос ло и совершенствовалось народное изобрази тельное творчество.

Профессиональное  изобразительное искусст во кыргызского народа появилось лишь в годы Советской власти. На первых этапах становле ния (1917—34) кыргызское искусство, в результате восприятия традиций русского реалистичес кого искусства, носило подражательный харак тер, но уже во 2 половине 30-х годов оно стало приобретать самобытные черты. Важным в этом процессе было то, что кыргызское искусство, со прикасаясь с передовым русским искусством, со вершенствовалось профессионально.

Сложившимся коллективом  живописцев определились характер и  направление кыргызского искусства: демократизм образов, идущий от близости к народной жизни, целостный взгляд на мир, приверженность к работе с  натуры, ис пользование пленэрной  и колористической культуры, к-рые  во многом обусловлены тесной свя зью с русской живописной традицией, восхо дящей через С. А. Чуйкова к А. А. Иванову, Р. Фальку и др. мастерам, а через Г. А. Айтие ва и С. М. Акылбекова к Н. А. Крымову и П.Н. Петровичеву, т. е. к тем русским худож никам, к-рые большое значение придавали этюд ной, натурной работе и обладали способностью ощущения гармонии в решении композицион но-колористических задач. В то же время важ ное место в кыргызской живописи периода её формирования и на дальнейших этапах разви тия занял пейзаж, развиваясь и как самостоя тельный жанр, и как существенный компонент образного содержания сюжетных композиций — живописного, графического, а позже — мону ментально-декоративного.

Во 2 половине 1930 были созданы первые произведения монументальной живописи — фресковые портреты вождей международного пролетариата и декоративно-орнаментальное оформление общественных зданий столицы  рес публики (Б. Уитц, О. Павленко, Л. Месарош).

Первые шаги пластического  искусства Кыргызстана были связаны  с творчеством венгерского художника  Л. Месароша, обратившегося к портретной пластике, историко-тематическому рельефу  и орнаментально-пластическому декору. Позднее, скульпторы О. Мануйлова, В. Пу зыревский, Н. Лодягин, Г. Тупый выполняли  преимущественно станковые работы. Жанровое разнообразие было присуще  творчеству О. Ма нуйловой (декоративная скульптура, медальерное творчество, портреты и скульптурные компо зиции).

Создание первых в республике коллективов театров  и филармонии вызвало к жизни  кыргызское театрально-декорационное  искусство, в к-ром поначалу работали художники-станковис ты и к-рое  обрело свою профессиональную ос нову с приездом в Кыргызстан московского теат рального художника Я. Штоффера, а также в связи с плодотворной деятельностью А. В. Аре фьева, народного художника Киргызской ССР, значительно поднявших культуру оформления спектаклей.

Таким образом, уже  в 30-е годы стала скла дываться морфологическая система профессиональ ного изобразительного искусства республики на пути равномерного развития её жанров. Этому процессу способствовал бурный рост новой культуры, помощь братских народов, подготовка нац. кадров.

В трудных условиях военных лет (1941—45) в Кыргызстане  получили развитие многие виды и жанры  искусства: живопись, станковая и  мону ментальная скульптура, графика, особенно её аги тационные формы (плакат), и газетно-журнальный рисунок. Живописные и скульптурные ра боты были проникнуты пафосом ратного и тру дового подвига народа — «Письмо с фронта» (1943) Г. Айтиева, «Портрет Ч. Тулебердиева» С. Чуйкова, «Освобождение деревни» А. Игнатьева, «Строительство БЧК» (1941), «В помощь фронту» (1942) О.Мануй ловой. В годы войны в столице Кыргызстана был сооружён первый на территории советской 
страны памятник герою Советского Союза, ге нерал-майору И. В. Панфилову (1942, авторы О. Мануйлова, А. Мануйлов).

В послевоенные годы творчество кыргызских художников С. Чуйкова, Г. Айтиева, А. Игна тьева, С. Акылбекова, О. Мануйловой, Л. Иль иной, Л. Дейманта, А. Михалёва и др. отмеча лось тематическим и жанровым многообразием. Их объединяло общее желание показать красоту своей земли, её славную историю, выразить в художественных образах то неповторимое время, свидетелями к-рого они были. Живостью наблюдения и непосредственностью восприятия отмечены произведения первого нац. живопис ца Г. Айтиева — «На колхозном дворе» (1946), «На окраине села» (1949). В них определились ос новные принципы творчества Г. Айтиева: тен денция к живописно-пластической лепке и стремление к большей обобщенности и эпич ности.

Крупным событием в  художественной жизни республики стало  написание С. Чуйковым живописной серии  «Киргизская колхозная сюита», за к-рую ему в 1948 была присуждена Гос. пре мия СССР. В сюиту вошли замечательные по лотна «Песня», «Утро», «Полдень», «Вечер» и «Дочь Советской Киргизии». В их идейно-художественном содержании преобладающим яв ляется лирико-эпическое начало. Человек, осоз навший радость бытия и открывший для себя как бы заново прекрасный мир солнца, полей, гор, воздуха — все это представляется внутренним стержнем образов «Киргизской сюиты». В 1950 С. Чуйков создал цикл пейзажей «На мирных полях моей Родины», «У подножия Тянь-Шаня», «Утро в совхозе». Эти прекрасные произведения талантливого живописца вновь были высоко оце нены — удостоены Гос. премии СССР. Успехи С. Чуйкова принесли ему славу одного из крупнейших советских художников и его полотна за няли почетное место в Третьяковской галерее, Музее искусств народов Востока, Гос. Русском музее.

Скульптура в  республике развивалась медленнее. Лучшие работы в портретном жанре  — бю сты Ж. Боконбаева (1947) и М. Куренкеева (1959) работы О. Мануйловой, бюст дважды Героя Социалистического Труда А. Таширова (1957) работы Н. Лодягина.

Информация о работе Культура КР