Курс лекций по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:08, курс лекций

Краткое описание

1.Понятие культуры. Основные определения понятия «культура»
2.Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии
3.Культура как специфически человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура в жизни общества.
4.Становление развитие культурологического знания. Историческое развитие представлений о культуре.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 551.51 Кб (Скачать файл)

Авангардисты, ощутив глобальность начавшегося перелома в культуре как целостной системе, приняли на себя роль ниспровергателя  традиций, пророка и творца нового в своей сфере – в искусстве. При этом цели и задачи искусства  виделись представителями различных  направлений авангарда самыми разными  вплоть до отрицания искусства как  такового в его новоевропейском  понимании.

 

30.Человек и мир человека  на рубеже 20-21 века и его отображение  в изобразительном искусстве.  Постмодернизм.

В XX веке, веке потрясений, мировых войн и тоталитаризма, искусство переживало глубокий кризис. Попытки забить неугодных  творцов, очернить и уничтожить памятники  искусства, бросающие тень или просто неугодные властям порой напоминали вакханалии. Но, тем не менее, сами деспоты  становились жертвами искусства. У  Гитлера, например, были свои любимые  композиторы и художники. К середине XX века обстановка мире изменилась, изменилось и мировоззрение вследствие резкого скачка вперед технического прогресса. Появились новые формы искусств, остатки старины обратились же в бесценные реликвии. Таким образом, вся история человечества отражена в произведениях искусства. На искусство влияли государственный строй, проблемы эпохи, искусство было официальным лицом наций и империй. Все грани жизни от уродливого до прекрасного отражает искусство в своем беспристрастном зеркале, оказывая сильное эмоциональное воздействие на человека. Ведь и человек многообразен и многолик. Сегодня он вандал, завтра он Рафаэль, послезавтра… Не знаю, будущее покажет.

История появления Постмодернизма в искусстве:

Постмодернизм явился результатом отрицания отрицания. В свое время модернизм отверг классическое, академическое искусство и обратился к новым художественным формам. Однако по прошествии множества лет сам стал классикой, которая привела к отрицанию традиций модернизма и возникновению нового этапа художественного развития в образе постмодернизма, провозгласившего возврат к предмодернистским формам и стилям на новом уровне.

Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой  общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется для  характеристики  комплекса стилей в художественном искусстве.

Постмодерн  — состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.

В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).

Особенности Постмодернизма в искусстве:

Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникационных технологий, теоретических  знаний, широких возможностей выбора для каждого индивида, постмодернизм  несет на себе печать плюрализма и  терпимости, в художественном проявлении вылившихся в эклектизм. Его характерной  особенностью стало объединение  в рамках одного произведения стилей образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала разных эпох, регионов и  субкультур. Художники используют аллегорический язык классики, барокко, символику древних  культур и первобытных цивилизаций, творя на этой основе собственную  мифологию, соотнесенную с личными  воспоминаниями автора. Произведения постмодернистов представляют собой  игровое пространство, к котором происходит свободное движение смыслов – их наложение, перетекание, ассоциативная связь. Но включив в свою орбиту опыт мировой художественной культуры, постмодернисты сделали это путем шутки, гротеска, пародии, широко используя приемы художественного цитирования, коллажа, повторения.

Идя по пути свободного заимствования из уже существовавших и существующих художественных систем, постмодернизм  как бы уравнивает их в правах, значимости и актуальности, создавая единое мировое  культурное пространство, охватывающее всю историю духовного развития человечества.

 

31. Традыцыйныя  рамёствы і промыслы беларусаў: гісторыя і сучаснасць.

Перш  за ўсё, адзначым розніцу паміж спажывецкімі і мастацкімі рамёствамі і промысламі. Мастацкія рамёствы і промыслы беларусаў маюць глыбокія і трывалыя традыцыі, якія фарміраваліся ва ўласцівым Беларусі экалагічным і гісторыка-культурным асяроддзі. Так, лес адыгрываў важную ролю ў жыцці нашых продкаў. Таму шмат рамёстваў звязана з апрацоўкай драўніны (так званыя дрэва-апрацоўчыя рамёствы). Асобна трэба разгледзіць такія рамёствы, як пляценне, кавальства, ганчарства, шкларобства, ткацтва, тэхнало-гію апрацоўкі скуры, футра і воўны і падумаць, чаму яны атрымалі найбольшае распаўсюджванне на Беларусі.

Ремесла и народные промыслы

  Наибольшее развитие получила  деревообработка.

  В деревнях и местечках существовало  до 30 ремесленных профессий, связанных  с обработкой дерева, в том  числе плотницкое дело, столярное  дело, бондарное ремесло, токарное  ремесло, судостроение, плетение  и др.

  Плотничество было повсеместным  занятием. Практически каждый взрослый  крестьянин мог срубить хату  и хозяйственные постройки. В  этой трудоемкой работе ему  помогали родственники и другие  односельчане. Профессиональные плотники  зачастую уходили в отходники.  Артели профессиональных плотников,  кроме жилых построек, возводили  мосты и плотины, ветряные и  водяные мельницы, сооружали деревянные  церкви.

  Столяры делали двери, оконные  рамы, декоративно-прикладные изделия;  другие специализировались на  изготовлении мебели, домашней утвари, ткацких станков, сельскохозяйственного  инвентаря, различных транспортных  средств. Из липы, ольхи, осины  изготавливалась разнообразная  долбленая посуда и утварь.

  Бондарное ремесло преобладало  в форме кустарного промысла. Бондари работали преимущественно на заказ и на местный рынок; изготавливали бочки и посуду из дубовой, сосновой, еловой, осиновой клепки; емкости для воды, соков, напитков (транспортная бочка, кадка - "вадзянка", бочонок - "бiклага, барылка"), для хранения продуктов и различных вещей ("кубел" - для хранения одежды, лохань - "балея" для стирки белья, квашня - "дзяжа" и др.).

  Особым видом ремесла - "стальмашный  промысел" - было производство  транспортных гужевых средств  (колес, телег, бричек, саней и  др.)

  При этом изготовление телег  и саней в качестве домашнего  ремесла существовало в каждой  деревне, а изготовление колес  (катков), как требующее специальных  навыков и опыта, чаще всего  осуществлялось специальными мастерами-колесниками,  работавшими на продажу на  более широкой территории.

  Особым видом деревообрабатывающих  ремесел было изготовление полозьев, дуг, оглобель, колесных ободьев.

  На прибрежных пристанях было  широко распространено речное  судостроение.

Из  различных пород дерева народные умельцы изготовляли музыкальные  инструменты (скрипки, свистульки, дудки, жалейки, цимбалы и др.)

  Народное ткачество - одно из  наболее распространенных и древних  ремесел. Во многих помещичьих  хозяйствах работали ткаческие  мастерские.

  Основным сырьем для ткачества  в домашних условиях являлся  лен, в меньшей степени - овечья  шерсть и волокно конопли. На  каждом этапе обработки льна  использовались соответсвующие  орудия. Для обивания льняных  головок служил валёк (пранiк). В процессе дальнейшей обработки льна его мяли ("церлi") с помощью мялки (цернiцы). Для очищения волокна его трепали с помощью специального орудия - трепала ("трапло").

  Чесали волокно гребнем (изначально  деревянным с вырезанными на  нем зубьями, позднее появился  гребень с металлическими зубьями). Такими же способами и орудиями  обрабатывалась и конопля. В  отличие от льна и конопли обработка овечьей шерсти не требует такого количества орудий, здесь существенны три момента: стрижка овец, мытье и чесание шерсти.

  Прядение осуществлялось вручную  с помощью лопатообразной прялки (праснiца). Готовую пряжу сматывали на специальное приспособление - вилкообразное мотовило для свивания пряжи в мотки.

Изготовление  тканей в домашних условиях выполнялось  на горизонтальном ткацком стане. Наиболее характерен для белорусской деревни  рамный стан, основу его составляла четырехугольная рама, на которой  располагались навои для пряжи  и полотна; нити крепились в верхней  части рамы на понебнике.

  Оригинальностью и красотой отличались  ткани для женской поясной  одежды. Изготавливались два типа тканей - полихромные и однотонные; среди узорных преобладали ткани с вертикальными и горизонтальными полосами, в основном двухнитовые. Повсеместное распространение имели также клетчатые ткани.

Изделия из шерстяных тканей назывались "андарак", "суконниiк", из полотняных - "спаднiца", "палатнянiк".

Изготавливались также разнообразные ткани для  хозяйственных и других бытовых  нужд, а также декоративные ткани: полотенца (ручнiкi), скатерни, покрывала. Полотенца украшались как тканым, так и вышитым орнаментом. В тканых полотенцах преобладал геометрический узор, который создавался с помощью браной техники и располагался в виду поперечных полос. На некоторых полотенцах узор создавался с помощью многонитового тканья.

  Скатерти ткали из льняной  пряжи преимущественно в четыре  и восемь нитов. Рисунок создавался  серым утком на отбеленной  основе; обычный узор - геометрический  в клетку. Изготовляли также ажурные скатерти - тканые и плетеные.

  Одним из массовых домашних  ремесел было плетение. Из лозовых  прутьев плели корзины, кошелки,  коробы, рыболовные снасти, мебель, детские колыбели, кузова саней  и телег, изгороди, даже печные  трубы. Из корней сосны, ели,  можжевельника изготовляли утварь  и посуду; из бересты делали  солонки, табакерки, сумки, берестой  оплетали глиняную посуду ("берасцянiкi"). Повсеместно употреблялось липовое лыко; из него плели лапти, кошели ("варэнькi"), вили веревки.

  Распространено было также мочальное  ремесло, то есть заготовка  из липовой коры луба, мочала  и изготовление из них различных  хозяйственных вещей. 

  Липовую кору заготовляли весной. Для заготовки сухого луба  с коры соскребали топором  верхний слой, потом его распаривали  над костром и клали под  груз, после просушки использовали. Из луба делали короба, детские  люльки, кузова для возков.

  Для получения мочала луб замачивали  в водоемах, сдирали с него  волокнистую часть и после  просушки разрывали на узкие  полоски (ленты), из которых плели  или ткали на ручных станках  рогожи и циновки, различные  сетки, канаты, вили веревки для  лаптей, изготавливали мочальные  паруса для речных судов.

  Для плетения исполользовалась  также солома. Из соломенных жгутов  плели разнообразные короба, посуду  для хранения продуктов, шкатулки, игрушки и др. Соломенные шляпы  ("капелюшы") были летним головным  убором мужчин-белорусов.

  Важное значение в хозяйстве имел валяльный промысел. В ткацком производстве применялась операция мягчения тканей. Сукно-сырец для мягкости и прочности валяли с помощью ручных приспособлений. Сукно топтали босыми ногами в корыте или на полу, толкли толкачом в ступе, мяли на ребристой поверхности в ручных "валюшах" различной конструкции. При этом сукно смачивали горячей водой. Такой трудоемский процесс обычно выполняли коллективно в осенее и зимнее время. С древних времен из овечьей шерсти валяли войлок для конской сбруи, попон и др. Валяная войлочная шапка (магерка) - один из основных головных уборов белорусских крестьян. Магерку белорус носил круглый год, летом иногда надевали и широкополую войлочную шляпу ("брыль", "капялюш"). Шаповальство преобладало в форме отхожего промысла; мастера работали в домах заказчиков, переходя со своими инструментами из деревни в деревню и даже в соседние губернии. Во время отходничества ремесленники пользовались условным языком, который назывался катрушницкий лемезень (от слов "катруха" - шапка, "лемезень " - язык).

  Кожевенные промыслы и ремесла  - одно из древнейших занятий.  В зависимости от вида сырья  и назначения изделий издавна  существовали различные способы  обработки кож. Соответственно  сложилась специализация ремесленников.  Выделкой овчин и мехов занимались  скорняки ("кушняры", "чэмбары"), выделкой сыромятной кожи - шорники  ("рымары"), обувную кожу выделывали  кожевники ("гарбары"). Наиболее  древний способ обработки кож  - выделка сыромятной кожи. Шкуру  крупного рогатого скота размачивали  в воде, золили в растворе гашеной  извести для лучшего снятия  шерсти, затем на наклонной колоде  соскребали шерсть и мездру, мяли  с помощью специального мяла. Из сыромятной кожи шорники  шили сбрую: гужи, вожжи, шлеи, постромки, уздечки и проч. Сыромять  шла и на пошив крестьянской  обуви - кожаных лаптей ("поршнi", "пасталы"), и на изготовление различных хозяйственных и бытовых принадлежностей - поясов, кожаных мешков для продуктов в дорогу и др.

Информация о работе Курс лекций по "Культурологии"