Курс лекций по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:08, курс лекций

Краткое описание

1.Понятие культуры. Основные определения понятия «культура»
2.Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии
3.Культура как специфически человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура в жизни общества.
4.Становление развитие культурологического знания. Историческое развитие представлений о культуре.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 551.51 Кб (Скачать файл)

 

  В настоящее время в культурологии  насчитывается несколько десятков  направлений и школ. В современной западной культурологии широкое распространение получил социологический подход, или социология культуры. Ее основными представителями являются П. Сорокин, Т. Адорно, Г. Маркузе. Цель социологии культуры – сопоставление развития культуры с другими социальными явлениями. Значимость здесь имеет не культура как целостность, а лишь ее общественно важные проявления.

 

  Выдающееся место в социологии  культуры занимает теория суперсистем  П.А.Сорокина (1889—1968) — нашего соотечественника, ставшего подданным США, классика  мировой социологии. Центральное  место в его теории отводится  проблемам существования культурных  суперсистем, по П.Сорокину –  основополагающих фаз развития культуры.

 

  Широкое распространение получил  и семиотический подход, который  рассматривает культуру как систему  символов или знаков. Здесь особый  интерес представляют труды Э.  Кассирера.

 

^ Эрнст Кассирер (1874—1945) — немецкий  философ, автор монументального  труда “Философия символических  форм” (1923—1929), один из наиболее  ярких представителей символической  концепции происхождения культуры  – культурологической теории, рассматривающей  человеческую культуру как синтез  разнообразных символов. Основой  своей концепции культуры он  делает человеческую способность  к массовой, систематической и  постоянной символизации. Истоки  культуры он ищет в способностях  человека “творить” некий искусственный  мир, обозначая реальность определенными  символами. Язык, письменность, наука,  искусство, религия, мифы и  т.п. являются составными частями  символического круга, в котором  живет и страдает человек. То  обстоятельство, что человек, в  отличие от животного, существует  в созданной им самим символической  системе, и составляет специфику  его жизни. По сравнению с  другими живыми существами человек  находится как бы в другой  действительности, живет не просто  в физической, а в символической  Вселенной. Язык, литература, искусство,  религия, все наши духовные  проявления — части этой Вселенной.  Они как нити сплетаются в  плотную символическую сеть, которая  порой заслоняет от нас реальность. Весь наш духовный прогресс  в мысли и на практике делает  эту сеть все более сложной  и непроницаемой для здравого  смысла естественного человека. Отсюда огромная разница в  восприятии мира каким-нибудь  европейским ученым и южноамериканским  дикарем. Цивилизованный человек  уже не может иметь дело  непосредственно с вещами, а взаимодействует  с ними не иначе, как с  помощью искусственных символов. Исходя из этого, Кассирер предлагает  называть человека не “мыслящим  животным”, а “символическим  животным”.

 

  Теперь рассмотрим те концепции  происхождения и развития культуры, которые пользуются наибольшей  известностью.

 

  Прежде всего обратимся к наследию ^ Николая Яковлевича Данилевского (1822—1885) — публициста, историка и естествоиспытателя, одного из тех русских умов, которые повлияли на становление культурологии. Его взгляды на культуру удивительно созвучны концепциям двух виднейших мыслителей XX в. — немца О. Шпенглера и англичанина А. Тойнби.

 

  Данилевский задолго до О. Шпенглера  в своем главном сочинении  “Россия и Европа” (1869) обосновывал  идею о существовании так называемых  культурно-исторических типов, в  соответствии со взглядами Н. Данилевского - основных фаз развития мировой культуры.

 

  Как считал Данилевский, можно  назвать некоторые основные закономерности  или законы возникновения, роста  и заката цивилизаций (культурно-исторических  типов). На страницах своей книги  Данилевский формулирует эти  законы:

 

  Теория Н.Я. Данилевского оказала  сильное влияние на творчество  немецкого мыслителя ^ О. Шпенглера,  предвосхитив многие положения  его знаменитой книги “Закат  Европы”. Шпенглер, как и Данилевский,  является одним из создателей  циклической (цивилизационной) культурологической концепции, рассматривающей существование культуры как смену независимых друг от друга циклов, цивилизаций.

У Шпенглера первичной является внерациональная  душа культуры. Искусство, наука, политика всегда вторичны по отношению к этой душе.

  Вполне понятно, что невозможно  рассмотреть все значительные  культурологические концепции и  теории. Задачей ставилось представить  лишь некоторые из наиболее  существенных и популярных.

 

6.Современные культурологические  теории.

Современные культурологические теории могут рассматриваться  как антитеза рационалистической гармонизации мира и панлогическому пониманию  бытия, характерным для классического идеализма вообще и для Гегеля в частности. Если ранее истину видели в разуме, то теперь ее стали искать в досознательном, подсознательном и бессознательном. В то же время противопоставление классике обозначалось в критике идеи линейной эволюции и создании концепции «локальных цивилизаций». Эта концепция развивалась разными учеными и в разных странах: Шпенглером в Германии, Тойнби в Англии, Данилевским и Сорокиным в России.

 

^ Освальду Шпенглеру, автору известной  работы «Закат Европы», принадлежит  идея культурно-исторического круговорота:  каждый культурный организм, родившись,  проходит естественный круг, достигая  своего расцвета и истощаясь,  в форме цивилизации приходит  к своему естественному концу.  Цивилизация, достигшая таких  высот в Европе, свидетельствует  об истощении жизненного порыва, закате Европы. Можно заметить, что  Шпенглер уже опирался на обширный  этнографический материал, о котором  мы говорили, характеризуя культурную  антропологию, когда он развивал  учение о множестве равноценных  по достигнутой зрелости культур.  Таких культур, по Шпенглеру, восемь: египетская, индийская, вавилонская, китайская, античная (греко-римская, «аполлоновская», в терминологии Шпенглера), византийско-арабская, западноевропейская («фаустовская», в отличие от цельной и гармоничной «аполлоновской» культуры, проникнута скепсисом и рефлексией), южноамериканская культура майя.

 

  Серьезный удар по идее универсального  для всех народов пути исторического  развития, в основе которого находились  европоцентристские, по сути, представления  об историческом развитии, нанес  Арнольд Тойнби. Он пытается выяснить  смысл исторического процесса  на основе осмысления большого  фактического материала и приходит  к выводу о многообразии форм  социальной организации человечества. Исторический процесс во многом  определяется географическими условиями,  что и создает неповторимый  облик каждой цивилизации (так  называемые «региональные цивилизации»). Но не всем цивилизациям суждено  пройти все фазы исторического  существования («возникновение»,  «рост», «надлом», «упадок», «разложение»), некоторые погибают, не успев  расцвести, некоторые останавливаются  в своем развитии на одной  из фаз на очень длительный  исторический период.

 

  Для нашего соотечественника^  Н.Я. Данилевског�� проблема исторического разнообразия культур и различия их внутреннего содержания выступает уже в качестве достоверного исходного положения. История как таковая есть, по его мнению, историческое бытие этнических общностей, обособленных, локальных «культурно-исторических» типов («цивилизаций»), которые находятся в постоянной борьбе с природой и друг с другом.

 

^ П.А. Сорокин является одним  из крупнейших социологов и  культурологов XX века. Он создатель  теории социальной стратификации  (социального расслоения общества) и социальной мобильности (обновления  общества). Исторический процесс  есть самостоятельная целостность и имеет в своей основе несколько главных посылок, определяющих ее тип. Сорокин выделяет три типа культур:

 

чувственный (преобладает непосредственно чувственное восприятие действительности);

 

идеациональный (преобладает рациональное мышление);

 

идеалистический (преобладает интуитивное познание).

 

  Сложная судьба рационалистических  методов познания культуры в  структурализме и постструктурализме  может быть отражена, исходя из  критики схем осмысления культуры  в классической традиции. Такой  подход представляет одну из  попыток по-иному развить рационалистические  идеи в новой познавательной  и мировоззренческой ситуации  обращения к культуре в середине XX века.

 

^ Современное понимание культуры  складывалось как осознание кризиса  культуры, невозможности гармонии  человека и природы. Происходит  отказ от поиска рациональных  оснований этой гармонии. Формирующееся  в недрах философии жизни понимание  культуры оказало мощное влияние  на развитие культурологической  теории. Кризис культуры осознается  как распад ее внутреннего  единства, противопоставление ее  прежде единых идей и ценностей  (неокантианцы В. Виндельбанд  и Г. Риккерт).

 

  В отличие от существовавших  ранее и продолжавших свое  развитие философских теорий  культуры появляются конкретные  антропологические исследования, опирающиеся  на большой этнографический материал  и данные так называемой полевой  антропологии. Однако философия  дала ряд блестящих подходов  к осмыслению культуры. Остановимся  лишь на некоторых. Символические  свойства культуры выявлены в  работах Э. Кассирера. Именно  символическое значение окружающих  человека вещей и символика  действий репрезентируют мир  культуры, т.е. единичный предмет передает символику всего класса явлений, выступает его представителем, тем самым определяя отношения человека к миру.

 

  Для современного понимания культуры  весьма важной представляется  игровая теория культуры, принадлежавшая ^ Й. Хёйзинге, который считает игру основой и источником культуры. Он отмечает, что игра старше культуры, ведь основные черты игры уже присутствуют в мире животных. И все же игра перешагивает биологические рамки, присутствует во всех формах рациональной деятельности человека: искусстве, философии, праве и т.д.

 

  Наконец, надо остановиться на  теории архетипов культуры, принадлежащей  К. Юнгу. Архетипы культуры заложены  в психике человека, в ее наиболее  глубоких слоях — коллективном  бессознательном. Архетипы, проецируясь  на внешний мир, определяют  своеобразие культуры. Важнейшей, по нашему мнению, является идея Юнга о сакрализации как о действенном способе формирования реальной культуры: ценности и установки того или иного типа культуры освящаются в коллективном сознании, переносятся в него из бессознательного, воспринимаются как освященные ценности, не подлежащие критике.

 

  Очевидно, что в той мере, в  какой философия осуществляется  в форме философии культуры, она,  в свою очередь, трансформируется  в теорию культуры. Можно говорить  о такой трансформации как  о характерном явлении для  философии XX века. Свои концепции  философии культуры, развернутые  в культурологические исследования, выработали практически все значительные  течения современной философии:  феноменология, экзистенциализм,  религиозная философия, аналитическая  философия, психоанализ, структурализм  и постструктурализм, неомарксизм.  Самостоятельность культурологии,  выход ее из-под родительской  опеки философии не означает, однако, полного разрыва с ней,  между ними остаются прямые  и обратные связи. Частные культурологические  методы воспринимаются философией  культуры и соответственно философией  как таковой (структурализм). Характерны  случаи, когда философия и культурология  как современная теория культуры  сосуществуют и тесно переплетаются  в творчестве философа или  ученого (О. Шпенглер, К.Г. Юнг).

 

7.Морфология культуры. Артефакт  и семантика культуры.

Морфология  Культуры - раздел наук о культуре (культурологии  социально-научного направления), в  рамках которого изучаются формы  и строение отдельных артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций) в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусств, объектов. В генерализованном смысле - это изучение строения искусств. среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности.

 

КУЛЬТУРНАЯ  СЕМАНТИКА 

- специфич. проблемная область науки  о культуре,  занимающаяся изучением  культурных объектов с т.зр. выражаемого  ими смысла, значения. Культурные объекты любого рода (системные и несистемные, универсальные и специфичные, униформные и многообразные и т.д.) рассматриваются в К.с. как средства трансляции культурно-значимой информации, реализующейся в процессах означения (закрепления этой информации - смысла за к.-л. объектом, к-рый выступает как знак - коммуникативный аналог, заместитель данной информации) и понимания (осмысления, реконструкции информации, транслируемой с помощью того или иного знака). Проблематика К.с. является смежной, с одной стороны, с проблематикой семантики как раздела логики (изучение процессов означения и понимания применительно к общелогич. понятиям и отношениям, таким, как "истинность", "определенность", "следование" и т.д.), семантики как раздела семиотики (изучение этих процессов в рамках общей теории знаков и знаковых систем), семантики как раздела лингвистики (изучение этих процессов применительно к естеств. языкам); а с др. стороны - проблематикой науки о культуре, поскольку любые культурные порядки могут рассматриваться как средства выражения смысла (в предельном виде - исключительно как средства выражения смысла). Т.о., в рамки предметной области К.с. как междисциплинарной области наук о культуре попадают отношения, связывающие смысл (значение) с реальным предметом, событием, явлением, информацией о к-ром он является (в логике и семиотике такой предмет называется денотатом, а соответствующее ему значение - концептом или десигнатом); со знаком, фиксирующим данный смысл, выступающим как его опредмеченный коммуникативный аналог; с пользователем (индивидуальным или коллективным), к-рый в процессе коммуникации осуществляет означение и понимание данного смысла - эти отношения рассматриваются на культурном материале. Междисциплинарный характер К.с. и предметная широта проблематики определили и исторически сложившееся многообразие исследоват. методологии.

Информация о работе Курс лекций по "Культурологии"