Отклонение от традиционного
опыта, связанное с его творческим
развитием фиксируется понятием «новаторство».
Традиции и новаторство в сущности
своей понятия соотносительные.
Их связь обеспечивает содержательную
преемственность культурно-исторического
опыта, сохранение и развитие
культуры в целом. Традиции
и новаторство связаны друг
с другом рамками бесконечного
диалога. Именно новаторство может
оправдать жизненность и плодотворность
традиции. Обращение современников
к традициям прошлого само
по себе является новаторским,
ибо оно избирательно и открывает
в традиции неиспользованные
возможности. Современное соотношение
традиции и новаторства характеризуется
нарушением равновесия между
ними, связанного с немыслимой
прежде мерой свободы. «Новаторство
ради новаторства» характерно
для многих форм культуры и,
прежде всего, для искусства,
философии, науки, политики.
Система
белорусского законодательства об охране
историко-культурного наследия сформирована
в результате деятельности в этой
сфере на протяжении десятилетий
специалистов различных профессий
и основана на мировом опыте сохранения
древностей, отраженном в национальных
правовых актах, международных нормативно-правовых
документах, история развития которых
насчитывает без малого два с
половиной столетия.
Закон
Республики Беларусь «Об охране историко-культурного
наследия Республики Беларусь» от 09.01.2006
№ 98-3 определяет принципы и основные
направления государственной политики
в сфере охраны историко-культурного
наследия.
Государственный
список историко-культурных ценностей
Республики Беларусь, утвержденный постановлениями
Совета Министров Республики Беларусь
(от 14.05.2007 № 578, от 03.09. 2008 № 1288, 19.08.2009 №
1088), включает в себя нематериальные
ценности и материальные объекты (памятники
архитектуры, истории, градостроительства,
археологии, искусства и т.д.).
В
соответствии с законодательством
для каждой материальной историко-культурной
ценности Министерством культуры определяются
индивидуальные условия содержания
и использования, устанавливается
порядок выполнения работ, иные ограничения
деятельности их владельцев (собственников)
или пользователей, а также требования
по обеспечению их сохранности. Эти
требования фиксируются в охранном
обязательстве, составленном по форме,
утвержденной Министерством культуры,
и подлежат выполнению всеми юридическими,
физическими лицами и индивидуальными
предпринимателями (собственниками зданий,
а также жилых и нежилых
помещений). Охранные обязательства
входят в пакет документов при
оформлении завещаний, договоров купли-продажи,
дарения, приватизации и др. сделок с недвижимостью.
Кодексом
Республики Беларусь об административных
правонарушениях (ст. 19.2. «Невыполнение
требований охранных обязательств в отношении
историко-культурных ценностей», ст. 19.3.
«Нарушение порядка и (или) условий выполнения
работ на историко-культурных ценностях
либо совершение действий, создающих угрозу
историко-культурным ценностям») и Уголовным
Кодексом Республики Беларусь (ст. 344, 345)
предусмотрены меры за нарушение законодательства
об охране историко-культурного наследия.
12.Культура первобытного
общества. Ее основные черты и
этапы развития.
Первобытное
общество — самый длительный период
в истории человечества по шкале
абсолютного, астрономического времени:
первые найденные археологами орудия
из камня были изготовлены около
2,7 миллиона лет назад. Наша, начинающаяся
от Рождества Христова, эра длится
чуть больше 2 тысяч лет — менее
0,1 процента от этого периода. Практически
99% своей истории люди прожили
именно в первобытном обществе.
Основные
черты первобытной культуры
Специфика
первобытной культуры определяется
тремя главными обстоятельствами. Во-первых,
необычайной примитивностью всего
хозяйствования, применяемых технологий.
Во-вторых, полным отсутствием знаний
о причинно-следственных связях в
мире — тех знаний, которые доставляет
наука — при очень хорошем
знании о явлениях природы на чувственном
уровне. Наконец, в-третьих, тем, что интеллект
первобытных людей не уступал нашему,
так же как и совокупность их потенций.
Именно это последнее позволило древнейшим
людям сделать важнейшие изобретения,
без которых дальнейшее развитие культуры,
человека, человечества было бы невозможно:
жилище, одежда, овладение огнём, приручение
животных, земледелие и т.п. Нелишне напомнить,
что основы религиозных представлений
— вера в загробную жизнь — появились
ещё у неандертальцев, до начала палеолита.
Это как раз свидетельствует о могучем
творческом воображении и фантазии людей
каменного века, равно как и о непреодолимой
тяге к познанию мира.
Темпы
развития культуры в первобытном
обществе, особенно в первые два
— два с половиной миллиона
лет, были необычайно медленны. Это
связано ещё и с тем, что
в то же время происходила и
биологическая эволюция предлюдей:
археологи обнаружили, что формирование
биологического облика человека шло
одновременно по нескольким направлениям,
так что, например, кроманьонцы достаточно
долго существовали рядом с
неандертальцами. Неандертальцы заметно
отличались от кроманьонцев (значит, и
от нас) мощной мускулатурой, формой черепа
(более похожей на горилл), массивностью.
Почему и как исчезли неандертальцы,
уступив место кроманьонцам, неизвестно.
Другие линии биологических предков
современного человека, особенно более
ранние, ещё больше походили на обезьян.
Однако первые, древнейшие каменные
орудия, найденные археологами, были
изготовлены ими. Ещё до неандертальцев
первобытные люди научились пользоваться
огнём (примерно 800-700 тыс. лет назад,
хотя есть сообщения, что обнаружены
остатки костров в геологических
пластах возрастом 1,4 миллиона
лет), что имело важнейшее значение
культурном плане. Огонь защищал
от холода; его боялись хищники,
так что появилась возможность
их отпугивать; поджигание травы
использовалось во время загонных
охот, чтобы направить животных
на охотников; наконец, огонь
стали применять для приготовления
пищи и, возможно, при изготовлении
орудий. Благодаря огню стало
возможно заселение более холодных
регионов. Те же самые предлюди
примерно 500 тысяч лет назад в
Европе организовывали коллективные
загонные охоты на слонов, 400 тысяч
лет назад начали делать из
ветвей укрытия от непогоды.
Около 80 тысяч лет назад в
Европе появились неандертальцы.
Медленно, но в целом постоянно
развивалась технология обработки
камня, кости, дерева, других материалов.
Разнообразилась деятельность, происходило
становление и совершенствование
труда, социальных отношений.
Археологические находки позволяют
судить, что неандертальцы заботились
об инвалидах. Несомненно, развивался
язык.
Одновременно развивалось мышление,
появлялись первоначальные представления
о мире. Несомненно, важнейшую роль
в этом играла способность
(потенция) воображения, фантазия. Археологи
обнаружили, что неандертальцы примерно
60 тысяч лет назад своих умерших
сородичей хоронили. Они укладывали
тело на толстую подстилку
из сосновых веток, в могилу
бросали охапки или букеты
цветов, причём большей частью
таких растений, которые были
целебны и/или съедобны. Некоторые
из этих растений до сих
пор используются в народной
медицине. Иногда тело покрывалось
слоем красной краски (охры). Значит,
у неандертальцев появились какие-то
представления о судьбе умершего
после смерти, забота сородичей
об умершем. Иначе говоря, поздние неандертальцы
уже задумывались о жизни и смерти, выработали
какие-то идеи о «том свете». Примерно
в то же время неандертальцы устраивают
в пещерах некие коллекции черепов и костей
медведя, расположенных в определённом
порядке. Это позволяет сделать вывод
о зародившемся культе медведя. Следовательно,
поздние неандертальцы начали размышлять,
выражаясь сегодняшним языком, о трансцендентном.
Примерно около 40 тысяч лет
до нашей эры в Европе появились
кроманьонцы — люди, биологически
такие же, как современный человек.
По своему образу жизни они
были вполне первобытны. Этот
временной рубеж — 40 тыс. лет
до нашей эры — в настоящее
время принято считать началом
палеолитаеолита. С него и принято
в настоящее время начинать
рассмотрение первобытной культуры.
Палеолит, как принято считать,
продолжался до 12-го тысячелетия
до нашей эры. В это время
развиваются верования в трансцендентное.
Появляются культовые женские статуэтки
(«палеолитические Венеры»), наскальные
росписи в пещерах Франции, Испании, Урала.
Изобретаются жилище, одежда, швейная
игла, копьеметалка, гарпун, рыболовный
крючок, жировой светильник с фитилём.
Приручается собака.
Период с 12 тыс. лет до
н.э. по 7 тысячелетие до н.э.
— среднекаменный век, или
мезолит. В это время люди
овладевают скотоводством. Люди
научились шлифовать и сверлить
камень, что позволило делать
топоры на рукоятке. Появляются
лук и стрелы, лодки с вёслами,
рыболовные сети, волокуши. Люди
начинают делать инструменты
(серпы) из кости и дерева, в
которые вставляются небольшие
(до 2,5 см) острые каменные лезвия
— микролиты. На Ближнем Востоке
появляется древнейший город
— Иерихон (до 8 тысячелетия до
н.э.). Уже в то время он был
обнесён каменной стеной, по меньшей
мере четыре метра высотой, с башней высотой
приблизительно 8 метров.
С 7 тысячелетия до н.э. по
4 тысячелетие до н.э. на Ближнем
Востоке продолжался новокаменный
век, или неолит (в Европе 5-3 тысячелетия
до н.э.).
В неолите повсеместно стала
использоваться посуда из обожжённой
глины (керамика), появились примитивные
ткацкие станки, на которых стали
ткать ткани из конопли, льна,
шерсти. Широко распространилось
сооружение домов из дерева, сырцового
кирпича, а также землянок. Кремень
начали добывать в шахтах. Зародилась
металлургия (на Ближнем Востоке
около 6000 лет до н.э.) — сначала
обработка самородной меди холодной
ковкой. Этот период часто называют
меднокаменным веком. В это
время появились парус, лошадиная
сбруя, гончарный круг, колесо. Люди
накопили определённые знания
о звёздном небе, начали выделять
созвездия, составлять первые
календари. Появились навыки лечения
ран, переломов, вывихов, применения
лекарственных растений. Появились
также первые попытки считать
и передавать информацию с
помощью пиктографического (картиночного)
письма.
И самое главное: в это время
(на Ближнем Востоке первые
проявления относятся уже к
IX тысячелетию до н.э.) происходит
основополагающий процесс, подготовленный
всем предшествовавшим развитием
культуры, настолько важный, что
его предложено называть «неолитической
революцией» (В.Г. Чайлд). Её сущность
— переход от хозяйствования присваивающего
(охота, собирательство, рыболовство...)
к производящему, то есть к скотоводству
и, главным образом, земледелию. Правда,
длительность этой революции — не десятилетия
и даже не века, а десятки веков; тем не
менее, по сравнению с предшествовавшими
сотнями тысяч лет этот период достаточно
краток, а итоги его поистине революционны.
В ходе неолитической революции изменился
весь образ жизни людей и сама основа дальнейшего
развития культуры: человечество перешло
к осёдлости. В результате появилась система
постоянных поселений, некоторые из которых
впоследствии стали городами. Именно города,
как уже говорилось, являются центрами
интенсивного развития культуры. Постоянное
ускорение культурных процессов с этой
поры становится заметным и всё время
усиливается. Появляются города восточнее
Иерихона, в Шумере и Месопотамии, становится
крупнейшим торговым центром Чатал-Гуюк,
начинается освоение долины Нила. Этим
и заканчивается развитие первобытной
культуры; далее появляется рабовладение
и первые великие цивилизации древности.
13.Первобытные верования
и культы. Миф и его роль
в культуре.
Фетишизм.
Одна из ранних форм верований,
связанная с почитанием фетишей,
предметов, наделённых магическими,
защитными и охранительными свойствами.
Когда в 15 веке первые европейцы
(а это были португальские мореплаватели)
высадились на побережье Западной
Африки, они столкнулись со сложным
и незнакомым миром представлений
темнокожих туземцев. Первые попытки
обратить туземцев в "истинную
веру" не удались, поскольку
местное население имело собственную
веру и португальцам поневоле
пришлось заняться её изучением.
Чем дальше они продвигались
в глубь Африканского континента, тем
более поражались местным обычаям поклоняться
различным предметам, которым приписывались
сверхъестественные свойства. Португальцы
назвали их фетишами (от порт. feitico "амулет",
предмет, обладающий защитными, охранительными
свойствами). В дальнейшем эта форма религии
получила название фетишизм. Видимо, она
является одной из самых ранних форм, известных
всем народам нашей планеты.
Фетишем мог стать любой предмет,
почему-либо поразивший воображение
человека: камень необычной формы,
окраски или размера, кусок
дерева, части тела животного.
Позднее появились специально
изготовленные из камня, кости,
дерева, металла фигурки. Если
фетиш не выполнял свои функции его
заменяли другим. У некоторых народов
существовал обычай благодарить а иногда
и наказывать фетиши.
До наших дней дошло множество
фетишей в форме амулетов-оберегов
(от лат. amuruli- "отстранять", "отвращать").
Амулетом служил предмет, которому
приписывали магические свойства
отвращать от человека несчастья
и приносить удачу. Амулет-оберег
должен был всячески оберегать
своего владельца от бед и
неприятностей. Способность отвращать
от беды приписывалась и талисманам
(от греч. "телесма" - "посвящение").
Но амулет носили открыто, обычно на шее,
а талисман прятали от посторонних глаз.
Фетишем иногда становилась частица почитаемого
объекта, например камень с горы, которой
поклонялись, кусочек священного дерева
или изображение почитаемого животного.
Особая группа фетишей связана
с распространённым у многих
народов мира культом предков.
Их изображения становятся предметом
поклонения. Иногда это Идолы
- человекоподобные фигурки из
дерева, камня, глины, а- иногда предка
изображает специальный знак, как это
было принято, например, в Китае.