Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:08, курс лекций
1.Понятие культуры. Основные определения понятия «культура»
2.Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии
3.Культура как специфически человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура в жизни общества.
4.Становление развитие культурологического знания. Историческое развитие представлений о культуре.
В этот период были созданы библиотеки, самые известные из которых – Александрийская и Пергамская.
Наиболее яркими представителями литературы того времени являются: Аполоний Родосский, Каллимах и Феокрит, писавший в новом поэтическом жанре – идиллическом, впоследствии переродившемся в буколическую поэзию, Менандр, создавший реалистическую бытовую комедию.
Широкое
распространение в эпоху
Философия в эпоху эллинизма обладала рядом особенностей: эклектизмом (стремлением сочетать элементы различных школ), эпической направленностью. Наиболее известными были философские направления: эпикуреизм (основатель школы – Эпикур) и кинизм, от которого отделился при Зеноне стоицизм. Для философии того периода характерен религиозный уклон.
Наиболее интересными памятниками того времени являются Фаросский маяк, Башня ветров, рельефы пергамского алтаря Зевса, Афродита с острова Мелос (Венера Милосская), «Ника Самофракийская»; скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык»; портрет Демосфена; не дошедший до нас бронзовый Родосский колосс высотой 35 м.
Таким образом, древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии невозможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии Нового времени. До наших дней в своих общих чертах дошла греческая система образования.
Значение древнегреческой культуры столь велико, что ее называют «золотым веком» человечества. Эта культура самая человечная, она и до сего времени дарит людям мудрость, красоту и мужество.
17.Культура древнего Рима и ее вклад в мировую культуру
Римская культура, опираясь на греческую культуру, смогла не только развить ее, но и внести новое, присущее только римскому государству.
Древняя Греция во II – I вв. до н.э. была завоевана Римом, и центр античной культуры сместился в Италию.
Родоначальницей Римской цивилизации считают этрусскую цивилизацию, находившуюся на Аппенинском полуострове. Этруски создали свою систему счета со своеобразными цифрами, а также письменность, впоследствии позаимствованные римлянами.
Архитектурные сооружения у этрусков были каменными, они первыми стали строить здания с купольным сводом. Культурными памятниками являются гробницы, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия.
Основание Рима (753 г. до н.э.) является началом создания Римской империи. Город Рим сложился как город греческого типа. Римляне обнесли его каменной стеной, построили канализацию и водопровод, создали первый цирк для гладиаторских боев. Многое в своей культуре римляне позаимствовали из древнегреческой и этрусской культур. Первый в Риме храм – храм Юпитера – был построен этрусскими мастерами.
В IV – III вв. до н.э. Рим становится республикой, на территории которой начинают распространяться греческий язык и греческие обычаи. Происходит замена этрусской письменности на греческую (латиницу). Возникает ораторское искусство (Цицерон). Создается театр.
Наиболее
известным представителями
Философских систем в Риме создано не было. Наиболее известными были греческие школы стоиков и эпикурейцев.
Развивалась архитектура: римляне широко применяли в строительстве арки, своды, купола, столбы, пилястры, бетон, триумфальные арки, акведуки, мосты, базилики и амфитеатры.
В скульптуре римляне придерживались греческих канонов, однако возникло два новых стиля: портретные статуи (бюсты) и тогатус – статуи, изображавшие ораторов в тоге.
Из наук большое развитие получила юриспруденция – наука о праве.
Последняя эпоха римской цивилизации – имперская (31 г. до н.э. – 395г н.э.) закончилась распадом Римской империи на Западную империю – с центром в Риме, и Восточную империю – с центром в Константинополе.
Такие города, как Рим, Александрия, Афины, Карфаген, становятся крупнейшими центрами науки: географии (Страбон, Птолемей), медицины (Плиний Младший, Гален), астрономии, историографии (Тит Ливий, Плиний Старший, Иосиф Флавий, Публий Корнелий, Тацит).
Одним из высочайших достижений всей римской культуры является литература раннего имперского периода (конец I в. до н.э. – II в. н.э.), представленная Апулеем («Метаморфозы» или «Золотой осел»), Плинием Младшим; сатириками Ювеналом, Петронием, Лукианом; поэтами Вергилием, Горацием, Овидием.
К
этому периоду относится и
создание таких архитектурных
В поздний имперский период римской цивилизации (III – IV вв. н.э.) не было создано ничего нового. Произошел кризис античной культуры, обусловленный низким уровнем грамотности, огрублением нравов, пессимизма, широким распространением христианства.
История культуры позднего имперского периода проходит в борьбе с разлагающимися традициями античной цивилизации и новыми, христианскими принципами.
В первой половине IV в. христианство превращается в государственную религию, а во второй половине этого же века начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.
Христианские храмы строятся по подобию базилик.
Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте.
Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г.. Этот год считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья.
Таким образом, влияние культурного наследия Древнего Рима прослеживается во многих европейских языках,в научной терминологии, архитектуре, литературе.
Многие
памятники римской культуры сохранились
до наших дней. Латинский язык на
протяжении Средневековья и Нового
времени был языком всех образованных
людей. На основе латинского языка возникла
целая группа романских языков, на
которых говорят народы значительной
части Европы. Римская архитектура,
опиравшаяся на греческие каноны,
стала основой европейской
Древний Рим явился колыбелью христианства — религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.
18.Культура Византии
В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистинну блестящей культуры. Если пытаться отделить византийскую культуру от культуры Европы , Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы :
1.
В Византии была языковая
2. В Византии была религиозная общность ( основной религией было христианство в форме православия);
3. В Византии при всей
4. Византийскую империю всегда
отличали устойчивая
Это все, конечно, не
С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько или на значительно более низкой стадии развития ( византийцы называли их “варварами” ).
Процесс развития Византии был
не прямолинейным. В нем были
эпохи подъема и упадка, периоды
торжества прогрессивных идей
и мрачные годы господства
реакционных. Но ростки нового,
живого, передового прорастали рано
или поздно во всех сферах
жизни, во все времена.
Всю тысячелетнюю историю Византии можно условно разделить на три периода :
1. Середина IV - первая половина VII вв.
- период разложения
2. Середина VII - начало XIII вв. - появление
и развитие феодализма в
3. XII - середина XV вв. - последний период,
характеризующийся дальнейшим
Первые
столетия существования Византийского
государства можно
Формирование христианства как
философско-религиозной
В самом неоплатонизме
19.Культура
Средневековая
культура, как принято говорить,
возникла на обломках античной культуры.
Римская империя, сумевшая объединить
множество мелких народов почти
всей Европы, к V в. н. э. была раздираема
внутренними распрями. Бесконечные
нападения варваров (от лат. barba —
борода) в конце концов, погубили
эту мощную империю. Именно с V в. начинается
история средневековой культуры
и заканчивается эпоха античной
культуры. Иногда начало средневековой
культуры считают с Рождества
Христова, потому, что именно оно
стало формировать не только новое
мировоззрение и новое
Но на самом деле фактические изменения в культуре стали ощутимы только к V в., потому что именно в это время античные идеи теряли свой смысл, происходило осмысление пройденной истории, но ни в философии, ни в живописи, ни в архитектуре ничего принципиально нового не создавалось. Происходила своего рода ностальгия по старой уходящей античной культуре, и одновременно с этим осмысливалась новая культура.
Именно к V в. сформировались основные каноны христианства, церковные традиции, были приняты богословские доктрины на вселенских соборах. Это время, когда жили Николай-чудотворец Мирликийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Августин, Бонавентура, Боэций — те великие святители и философы христианства, которых сегодня называют Отцами Церкви. Они создали идеи, которые стали почвой для нового мировосприятия, нового государства, новых отношений в обществе, новых культурных феноменов, что сыграло огромную роль в формировании нового человека. Новый человек — это человек свободный, человек творческий. [с.115, 10]