Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:24, реферат
Что же собой представляют социокультурные изменения? Это понятие с трудом поддается точному определению по причине относительной нестабильности всего, что связано с миром людей: в одну реку нельзя войти дважды, как утверждал Гераклит. Многоаспектность и многогранность категории «социокультурных изменений» затрудняет ее определение. Одним и тем же понятием – «социальное изменение» - описываются трансформации, относящиеся к разным уровням социальной организации (микро-, мезо-, макроуровень), захватывающие различные сферы жизни общества (экологические, демографические, технологические, экономические, политические, социокультурные, социально-психологические (и т.д.) изменения), характеризующиеся различными собственно динамическими параметрами (различные скорость, масштаб, сложность, направленность).
Философский вопрос касается границ (если таковые существуют) человеческого освобождения. (…) Практическая проблема состоит в том, как укрепить (или сконструировать заново) социальные институты, обеспечивающие хотя бы минимум стабильности в эпоху динамической неопределенности. (…) Социальный порядок становится все более ненадежной вещью в том мире, из которого уходит судьба.
Освобождение от всех цепей, ограничивающих человеческий выбор (индивидуальный или коллективный),- одно из сильных побуждений и стимулов современности. Цена освобождения - это именно «муки выбора», так хорошо описанные экзистенциалистами. Они составляют суть того парадокса, который Э. Фромм назвал «бегством от свободы» - бегством, которое действительно оценивает себя как освобождение. Это может быть не очень логично, но зато с большим психологическим смыслом. Совершенно очевидно, что есть два противоположных понимания освобождения в сегодняшнем мире: освобождение индивида от судьбы любого рода (социальной, политической и даже биологической) и освобождение его от аномии, которое характерно для состояния без судьбы. Проще говоря, существует идеал освобождения как выбор и идеал освобождения от выбора. В них переплетаются современные ценности и идеологии, и такой факт важен для правильного понимания социальных и психологических предпосылок возникновения этих идеалов. В противном случае все перемешается.
Наконец - дилемма секуляризации. Модернизация несет серьезную угрозу вероятности религиозной веры и опыта. Иначе говоря, современность, по крайней мере, до сих пор, была враждебной по отношению к трансцендентному измерению человеческого бытия. (…)
(…) Эта дилемма тесно связана с тем, что М. Вебер называл потребностью в «теодицеях», иначе говоря, в удовлетворительных способах объяснения и преодоления трудностей, страданий и зла в человеческой жизни. Существуют, конечно, светские теодицеи, но они гораздо слабее религиозных, по части придания смысла и примирения людей с болью, печалью и сомнением.
Последняя дилемма гораздо в большей мере, чем предыдущие, поднимает философские вопросы, хотя она, несомненно, имеет практические аспекты. Например, вопрос о правах религии в современном обществе. Я думаю, что вовсе не случайно движение контрмодернизации характеризуется сильным утверждением трансцендентности. Эмпирическую реальность тайны, благоговения и сверхъестественной надежды трудно вырвать из человеческого сознания. Так, даже в западных странах, где велики правовые гарантии религиозной свободы, существует традиция Просвещения, связанная с делегитимацией этой реальности. Подобная традиция сильнее всего выражена, конечно же, в культурной элите общества. По вполне социологическим (т. е. нетеологическим и нефилософским) причинам я сомневаюсь, что таково истинное положение дел. Само собой разумеется, что к этому имеют отношение политические проблемы (в США большая их часть связана с интерпретацией конституционного отделения церкви от государства).
(…)
Я
верю, что критика современности
является одной из наиболее важных
интеллектуальных задач будущего независимо
от того, будет такой анализ исчерпывающим
или только частичным. Анализ должен
охватывать широкую кросс-культурную
панораму действительности. Задача эта
по самой своей природе междисциплинарная.
Уверен, что и социология внесет свой уникальный
вклад. В конечном итоге это вопрос о том,
как мы и наши дети будем жить по-человечески
терпимо в мире, созданном модернизацией.
Информационное/
Американский социолог Рональд Инглхарт, как, впрочем, и целый ряд исследователей, считает, что в последние десятилетия зрелые индустриальные общества вышли в своем развитии на поворотную точку и стали двигаться в новом направлении, которое можно назвать «постмодернизацией» или формированием информационного общества. И хотя в полностью сложившемся виде постиндустриальных социокультурных систем еще не существует, а прогнозы относительно будущих социокультурных изменений весьма противоречивы, «… тем не менее, этот термин имеет важное значение, - пишет Р.Инглхарт, - поскольку в нем заложен определенный концептуальный смысл, согласно которому процесс, называющийся модернизацией, уже не является самым последним событием в современной истории человечества и социальные преобразования развиваются сегодня совершенно в ином направлении»37.
Термин «информационное общество» - рассматриваемый как практически полный аналог понятий «постиндустриальное» и «постмодернизированное» общество – весьма активно используется в научной литературе, публицистике и обыденной речи. Попытаемся отвлечься от житейских представлений относительно будущего мира и сосредоточиться на анализе научных рассуждений о грядущих социокультурных изменениях. Подумаем и о том, можно ли считать информационное общество уже сложившимся (хотя бы в отдельных странах и регионах мира) или это пока отдаленные перспективы развития человечества.
Прежде
всего, заметим, что часть футурологов
(Д.Белл, Ж.Бодрийяр, М.Кастельс) расценивает
информационное общество как качественно
новое социокультурное образование, не
имеющее аналогов в прежней истории человечества,
тогда как другие ученые (Э.Гидденс, Ю.Хабермас)
подчеркивают преемственность развития
общества и полагают, что увеличение информации
в современном мире представляет собой
лишь количественные изменения и ничего
принципиально не меняет ни в сущности
человека, ни в устройстве культуры и общества.
Так, Э.Гидденс полемизировал с теми, кто
считал, что современное общество – это
постмодернистское или другое «пост»,
считая современную эпоху радикализированным
или универсализированным модерном, характеризующимся
такими чертами как во много раз возросшая
скорость изменения социальных процессов,
особенно – скорость изменения технологии;
втягивание социально и информационно
различных районов мира во взаимодействие
друг с другом, что в конечном счете выразилось
в процессе глобализации; изменение внутренней
природы современных институтов. Гипотетически,
за этим радикализированным модерном
может последовать постмодерн, однако
его наступление можно констатировать
лишь с радикальным изменением социокультурных
систем, которые, с точки зрения Э.Гидденса,
в современном мире не произошли.
Критерии определения и параметры описания информационного общества
Разные авторы предлагают различные критерии, в соответствии с которыми предлагается оценивать то или иное общество как «индустриальное» или «информационное». Впрочем, все соглашаются с утверждением, что информации в мире стало больше и роль, которую информация играет в общественной жизни, возросла. Прежде чем перейти к чтению следующего материала, попробуйте самостоятельно выделить критерии, которые были бы необходимы и достаточны для оценки значения информации в современном мире. Оформите ваши размышления в виде таблицы:
Критерий | Жизненное выражение критерия | Достаточность/недостаточность данного критерия для определения общества как «информационного» |
Теперь сопоставьте результаты ваших рассуждений с теми критериями информационного общества, которые предлагались в ходе становления теорий постиндустриального общества38.
1.
Технологический критерий39. Этот
критерий опирается на ощутимое в жизни
каждого из нас множество технологических
инноваций (кабельное и спутниковое телевидение,
компьютерные сети и т.п.). Этот критерий
кажется вполне логичным. Как писал в этой
связи Джон Нэсбит: «Компьютерные технологии
стали для информационного века тем же,
чем была механизация для промышленной
революции»40. Однако при том, что
кажется очевидным, что высокие технологии
занимают в нашей жизни значительное место
и при всей кажущейся логичности выделения
такого критерия, его «вычисление» оказывается
весьма затруднительным. Грубо говоря,
каким конкретно должно быть количество
компьютеров, приходящихся на страну/организацию/семью/
2.
Экономический критерий. При ориентации
на этот критерий
3.
Структура занятости населения:
4.
Пространственный критерий. Главный
акцент, в соответствии с этим
критерием делается на
5.
Критерий информационной
Социокультурные трансформации в эпоху постмодерна
Наступление новой эпохи – постмодерна – предполагает принципиальные изменения глубинных механизмов развития и воспроизводства культуры и функционирования социальных структур.
Рациональное научное познание, на котором основывалась эпоха модерна, «расколдовывание» мира (М.Вебер) привело к последствиям, которые могли бы показаться парадоксальными, если бы не были столь логичными. «Невероятное усложнение технологических, экономических и социальных систем постепенно приводит к тому, что они становятся непостижимыми и неконтролируемыми со стороны самих их создателей и обретают собственные, непостижимые и неконтролируемые человеком способы деятельности. Именно этим объясняется множество техногенных катастроф, провалы политической демократии, приводящие к власти демократическим путем авторитарных лидеров, именно этим, наконец, объясняются экономические кризисы, которые люди учатся предсказывать на основе теории «круговых процессов», «больших волн» и т.д., предпринимая парадоксальные попытки подвергнуть объективному анализу то, что они сами придумали и создали. А это означает ни больше ни меньше как обретение техническими, экономическими и прочими системами своей собственной органической или квазиорганической жизни – той самой, которую отрицали идеологи либерального прогресса»45.
Возможно,
наиболее очевидным источником постмодерна
можно считать глобализацию –
завершение начавшегося в
1.
Глобализация рынка – означает,
что основные корпоративные
2.
Глобализация производства. Этот
процесс, связанный с
Информация о работе Понятие социокультурных изменений. Концепция модернизации