«Вечный образ» Татьяны Лариной в русской критике XX- начало XXI веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:55, реферат

Краткое описание

Целью нашего реферата является наблюдение за тем, как изменилось мнение критиков со времени написания романа в стихах «Евгений Онегин» до критики XX – начало XXI века.
Данная цель диктует следующие задачи:
- рассмотреть мнения об образе Татьяны Лариной XXI века на примере сочинений;
- рассмотреть исследовательские работы критиков XX и нашего веков;
- сравнить мнения и исследования критиков разных времен;

Содержание

1.Введение:
1. Цели и задачи..................................................................................................1
2. «Участь пушкинской Татьяны на рубеже XX-XXI» В.Е. Хализев...........1
2. Глава№1. Отношение к образу Татьяны Лариной критиков XX-XXI в.
1.1. Позов А.С. «Метафизика Пушкина» (статья из книги)...........................8
1.2. С.А. Мартьянова «Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин»..............................................................................................................11
1.3. Н. Зуев «Татьяна и Онегин в эпилоге романа»......................................14
1.4. К. Эмерсон «Татьяна»...............................................................................20
3. Глава№2. Отношение к образу Татьяны Лариной в XIX веке.
2.1. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»..........................26
2.2. Милая мечтательница и равнодушная княгиня.....................................27
2.3. Объяснение в любви ................................................................................29
2.4. «Татьяны милый идеал»...........................................................................31
4. Глава№3. Вечный образ Татьяны Лариной.
3.1. Чувство долга в понимании Татьяны Лариной......................................34
3.2. Русская душа Татьяны Лариной..............................................................35
3.3. Вечный образ русской женщины.............................................................37
3.4. «Послушная влеченью чувства»..............................................................38
5. Заключение...................................................................................................41
Список литературы..........................................................................................42

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_po_literature.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

  Татьяна  росла в семье одинокой. Девочка  не любила играть с подругами,  была погружена в свои мысли,  переживания. Она рано пыталась  понять окружающее, но у старших ответа на свои вопросы не находила. И тогда она обращалась к книгам.

  Но, попав  под влияние «обманов Ричардсона  и Руссо», Татьяна все же остается  естественной, простой. Она верит  «преданьям простонародной старины,  и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны».

  В то  же время Татьяна любит бродить по полям «с печальной думою в очах, с французской книгою в раках». Думаю, что это соединение предрассудков и любви к сентиментальным французским книгам возможно лишь в русской девушке, какой является Татьяна Ларина.

  В книгах  и мечтах пред нею представали интересные люди, которых она хотела встретить и в жизни. И встретив в первый раз Онегина, так непохожего на окружающих, Татьяна увидела в нем своего «героя», влюбилась в него. Весь внутренний мир Татьяны заключается в любви. Она создана, чтобы любить.

 

 

*38*

 

  Я уверена  в том, что Татьяна, став  счастливой женой, страстно любила  бы мужа. Меня восхищает ее  самоотверженное и серьезное  отношение к 

любви.

Татьяна решает написать письмо Евгению. «Я к вам  пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать?» - эти строки знакомы всем. Каждый, наверное, читая их, вспоминает свою первую любовь, первые ласковые слова, первые чувства, признания. Можно ли сказать искренне, нежнее, преданнее, чем это делает Татьяна? Но Евгений Онегин ответил ей нравоучениями, и все надежды бедной девушки рухнули.

  Вскоре  Татьяна попадает в новое, еще  незнакомое ей общество. В этой  среде она чувствует себя неуютно,  ей все чуждо.

  И в  светском обществе Татьяна остается  прежней, простой русской девушкой. Она готова отдать «всю эту ветошь маскарада, весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад...».

  Татьяна  выступает в романе как символ  верности, доброты, любви. Давно  всем известно, что счастье для  женщин заключается в любви,  в заботе о ближнем. Каждая  женщина (будь она политический деятель или жирналист, или учитель) должна быть любима, должна любить сма, растить детей, иметь семью.

  Для Пушкина  Татьяна – идеал молодой русской  женщины, которую, встретив, невозможно  забыть. Так сильны в ней чувства  долга, душевное благородство. «Я так люблю Татьяну милую мою...» - восклицает Пушкин.

  Но почему  же тогда заканчивается так  печально?

  Да потому, что если бы Татьяна Ларина оставила мужа, то это была бы уже не Татьяна. Это не был бы тот милый сердцу идеал, о котором так восторженно говорит поэт.

  Размышляя  над вновь прочитанным «Евгением  Онегиным», я сознаю, что Татьяна  Ларина всегда будет моим любимым  литературным героем. Я очень  хочу быть похожей на нее.  И хотя прошло много лет  со дня создания романа, черты  характера Татьяны Лариной будут цениться всегда.

  Ни с  чем не сравнима радость первого прочтения великой книги. Это – привилегия юности. Как смело и просто перелистывается бессмертные страницы, как непринужденно и звонко звучат бессмертные стихи!

  Но незабываема и другая, ни с чем не сравнимая радость – радость нового прочтения, в иные лета, и ином возрасте, в изменившемся мире, когда загорается душа от строк великого Пушкина.

  Недаром  другой великий поэт, А. Твардовский,  сказал: «Если Пушкин приходит  к нам с детства, мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами».

 

 

 

 

*39*

 

3.4.«Послушная влеченью чувства».

 

   В каком бы возрасте ни обратился ты к творчеству Пушкина, всегда найдешь в нем ответы на волнующие тебя вопросы, пример для подражания.

Пока свободою горим,

Пока сердца для сердца живы,

Мой друг, отчизне  посвятим

Души прекрасные порывы!

  Кого  не волнуют эти строки? Разве  только глухих и слепых душой...

  Юность  – весенняя пора человеческой  жизни, пора наибольшей свежести  и остроты ощущений, пора неожиданностей и открытий, когда весь мир распахивается перед человеком во всем своем характеров, оценок и идеалов, вопросов, на которые необходимо отыскать ответы, пора дружбы и первой любви.

  И если  в эту пору человек не прочитал  «Евгения Онегина», он что-то очень важное упустил. У юности свой Пушкин.

  В этом  романе меня особенно привлекает  Татьяна, значительность и глубина  ее душевного мира, красота и  поэтичность ее души, искренность  и чистота. Это одна из лучших  героинь в нашей литературе, в  которой А.С. Пушкин «поэтически воспроизвел русскую женщину».

   Ей присущи мечтательность, замкнутость, стремление к уединению. Своим нравственным обликом, духовными интересами она отличается от окружающих людей.

  Любовь  поэта проявляется уже в том,  что он дает своей героине народное имя, тем самым подчеркивая ее близость к народу, к обычаям и «преданьям простонародной старины».

  «Татьяна  – русская душою». Все простое,  русское, народное по-настоящему  дорого ей. В этом Татьяна близка  героине баллады Жуковского «Светлана». С большой теплотой показывает Пушкин доброе отношение Татьняы к крепостным, к няне, которую она искренне любит.

 Поэт признавался,  что в няне Татьяны он изобразил  Арину Родионовну. Это замечательный  факт. Только с Татьяной Пушкин  мог  представить свою добрую няню. Это лишний раз подтверждает то, что поэт очень любит «Татьяну милую». Нежно и тонко, с глубоким проникновением в тайны девической души рассказывает Пушкин о пробуждении чувства любви в Татьяне, ее надеждах и мечтаниях. Она одна из тех цельных поэтических натур, которые могут любить только один раз.

Давно сердечное  томление

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь.

  Татьяна  не могла полюбить никого из окружающих ее молодых людей. Но Онегин сразу же был замечен и выделен ею:

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,

*40*

 

Вся обомлела, запылала

И в мыслях молвила: вот он!

  Горькие  чувства Татьяны после объяснения  с Онегиным Пушкин переживает  так, словно его самого сурово  и безжалостно обидели.

Татьяна, милая  Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью...

  Девушка  такой чистоты и простодушия,  как Татьяна, смогла первой  признаться Онегину в любви!  Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решиться написать ему.  Какие душевные муки пережила  она, прежде чем послала письмо  Евгению! Это письмо проникнуто  «умом и волею живой», «и сердцем пламенным и нежным».

  Многие  девушки повторяли про себя  эти строки. Безответная любовь. Через нее, наверное, прошли все.

  Не каждая  девушка и в наше время решиться  первой признаться в любви. А каково это было Татьяне? Признаться и услышать слова, отвергающие ее любовь, отнимающие надежду на взаимность и счастье. Любовь стала для Татьяны «величайшим бедствием жизни», поэтому что все лучшие порывы своей души она соединила с этой любовью. Как тревожиться за Татьяну Пушкин!

И меркнет милой Тани младость...

Увы, Татьяна  увядает,

Бледнеет, гаснет и молчит!

  Дуэль  Онегина и Ленского, смерть Ленского, отъезд Онегина... Отъезд Ольги... Татьяна одна.

И в одиночестве  жестоком

Сильнее страсть  ее горит,

И об Онегине  далеком

Ей сердце громче говорит.

  Для Татьяны  любовь к Онегину – величайшая  ценность, потому что Евгений  духовно близок ей. Татьяне тяжело, и в трудное для нее время  поэт не покидает ее ни на  минуту: он вместе с Лариной  едет в Москву, он постоянно  вместе с Татьяной.

  Пушкин тревожится за судьбу Татьяны (« с победою поздравим Татьяну милую мою»). Поэт гордится Татьяной, которая, став «... неприступною богиней роскошной царственной Невы», не изменила себе, осталась верна своим жизненным принципам.

  Глубина чувства, стремление к идеалу, нравственная чистота, целостность натуры, благородная простота характера, верность долгу – все это привлекает в Татьяне. Поэтому автор не скрывает своих симпатий к ней: «... я так люблю Татьяну милую мою!»

  И невозможно  не любить Татьяну! Это пленительный образ нашей литературы, который начинает собой галерею прекрасных характеров русских женщин, ищущих глубокого содержания в жизни, нравственно безупречных, поражающих нас глубиной и целостностью натуры,

*41*

 

способностью  преданно любить и глубоко чувствовать.

  Такова  Ольга Ильинская из романа  Гончарова «Обломов», «тургеневские  девушки», видящие смысл жизни  в служении людям, правде, воистину  святые жены декабристов из  поэмы Некрасова «Русские женщины», Наташа Ростова...

  Для Пушкина  Татьяна – идеал русской женщины («милый идеал»). Становится она «милым идеалом» для каждого, кто прочел роман. Стала она идеалом и для меня.

  Это вечный  идеал, потому что вечно будут  цениться в женщине целомудренная  чистота, искренность, глубина  чувств, готовность к самопожертвованию, высокое душевное благородство.

 

Заключение.

 

  Сейчас  мы можем сказать, что мнения  критиков XX-XXI веков неоднозначны. Кто-то очень идеализирует образ Татьяны, а кто-то, наоборот, чересчур строг, называя ее «беспощадным коршуном».

  На примере  сочинений видно, что читательские  мнения, напротив, считают Татьяну  идеалом русской женщины.

  Каждый  рассматривает поступки Татьяны  по-разному, бывает, что даже далеко  уходит от того смысла, что  хотел вложить в них автор. А.С. Пушкин хотел показать нам чистоту, скромность, готовность жертвовать личным счастьем этой девушки. Последнее объяснение с Евгением только доказательство того. Татьяна могла бы вернуть свою любовь и уйти с Онегиным, но она пожертвовала своим счастьем ради своего мужа, которой ее любил. Она не хотела разрушать то, что у нее уже было, оскорблять своего мужа.

  Да, Татьяна  любила Онегина все это время  и готова была отдать многое, чтобы вернуться в деревню,  где провела свое детство, отказаться  от всей роскоши, что ее окружала. Но для нее было долгом чести остаться с человеком любящим ее по-настоящему, не разбить его сердце и сохранить эту семью для него. Она понимала, что с Онегиным у нее нет будущего и не может быть!

  Такой  представлял поэт настоящую русскую  женщину, свой «милый идеал» и ни один критик не может этого изменить, тем более что сейчас многие воспринимают поступок Татьяны в последней главе романа таким, каким, как мне кажется, хотел показать его автор.

  Проблема  образа Татьяны Лариной достаточно  трудна и до сих пор есть разные мнения по этому поводу. Что же будет в будущем с этим вечным образом? Как его будут воспринимать люди другого поколения? На эти вопросы сложно ответить, но я считаю, что Татьяна Ларина еще долгое время будет первым идеальным образом женщины в русской литературе, коим она сейчас является.

 

*42*

 

Список литературы:

 

  • «Вестник Московского университета» 6/1995.
  • «Русская словесность» 2000 г.
  • «Новый мир» 12/2000.
  • «Литература в школе» 3’97.
  • Позов А.С. «Метафизика Пушкина».
  • «А.С. Пушкин в изложении для школьников».

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эксперимент.

  Мне бы  хотелось подробнее рассказать  о третьем параграфе и эксперименте.

  Что такое  культурный концепт? Чаще всего  концептами именуют «ментальные  сущности высокой либо предельной  степени абстрактности» (душа, счастье), которые «отправляют к «невидимому миру» духовных ценностей, смысл которых может быть явлен лишь через знак-символ, предполагающий использование своего образного предметного содержания для выражения содержания абстрактного». ( Воркачев С.Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты) Он входит в ряд культурных универсалий (принято выделять мифы, архетипы и культурные концепты.) Следовательно, можно сделать вывод, что концепты идеальны и кодируются в сознании личности единицами универсального кода, в основе которых лежат индивидуальные чувственные образы, формирующиеся на базе личного опыта человека.

Информация о работе «Вечный образ» Татьяны Лариной в русской критике XX- начало XXI веков