Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:55, реферат
Целью нашего реферата является наблюдение за тем, как изменилось мнение критиков со времени написания романа в стихах «Евгений Онегин» до критики XX – начало XXI века.
Данная цель диктует следующие задачи:
- рассмотреть мнения об образе Татьяны Лариной XXI века на примере сочинений;
- рассмотреть исследовательские работы критиков XX и нашего веков;
- сравнить мнения и исследования критиков разных времен;
1.Введение:
1. Цели и задачи..................................................................................................1
2. «Участь пушкинской Татьяны на рубеже XX-XXI» В.Е. Хализев...........1
2. Глава№1. Отношение к образу Татьяны Лариной критиков XX-XXI в.
1.1. Позов А.С. «Метафизика Пушкина» (статья из книги)...........................8
1.2. С.А. Мартьянова «Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин»..............................................................................................................11
1.3. Н. Зуев «Татьяна и Онегин в эпилоге романа»......................................14
1.4. К. Эмерсон «Татьяна»...............................................................................20
3. Глава№2. Отношение к образу Татьяны Лариной в XIX веке.
2.1. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»..........................26
2.2. Милая мечтательница и равнодушная княгиня.....................................27
2.3. Объяснение в любви ................................................................................29
2.4. «Татьяны милый идеал»...........................................................................31
4. Глава№3. Вечный образ Татьяны Лариной.
3.1. Чувство долга в понимании Татьяны Лариной......................................34
3.2. Русская душа Татьяны Лариной..............................................................35
3.3. Вечный образ русской женщины.............................................................37
3.4. «Послушная влеченью чувства»..............................................................38
5. Заключение...................................................................................................41
Список литературы..........................................................................................42
В образе Татьяны Лариной поэт воплотил лучшие качества, подмеченные им ранее в жизни. Надо признать, что А.С. Пушкин создал новый литературный тип, которому нет аналогов в русской литературе.
Значение образа Татьяны Лариной для русской литературы и культуры трудно переоценить. Еще в 19 веке литературные критики, в том числе В.Г. Белинский отмечали, что в образе Пушкинской героини воплощены лучшие черты образа русской женщины. А философ Г. Гачев в этюде «Культ Татьяны» предлагает рассматривать этот образ как символ русской души, как некую «коренную» модель поведения русской женщины в «коренной" ситуации любовных отношений. ( У других народов: в крови и плоти французов, у них колыбели, как мифы – модели для всякой возможной любви стоят кроваво-семенные Абеляр и Элоиза, смертельно упоенные любовью Тристан и Изольда)
Даже современные филологи, говоря об образе Татьяны Лариной, выходят за рамки произведения А. С. Пушкина, что тоже указывает на концепт.
Для того,
чтобы выяснить, какой семантикой
в сознании современной
Методика:
устный и письменный опрос. (Пис.
Написание синквейна. Методика
синквейна: написание
Результаты: При устном опросе 51 человек респондентов дали ответ о том, что Татьяна Ларина – культурный концепт.
Письменный опрос показал, что концепт имеет четко выраженные ядро и периферию.
ЯДРО КУЛЬТУРНОГО КОНЦЕПТА.
Семантика |
Частность |
Любящая, любовь |
27 чел =53 % |
Нежная |
14 чел = 27 % |
Романтичная |
12 чел = 24 % |
Чувственная |
11 чел = 22 % |
Верная |
8 чел = 16 % |
Умная |
5 чел = 10 % |
Пишущая письмо |
6 чел = 12 % |
Живущая в себе |
5 чел = 10 % |
Цвет белый |
8 чел = 16 % |
Цвет серый |
7 чел = 14 % |
Сочувствие |
14 чел = 27 % |
Преданность |
8 чел = 16 % |
Цветочный запах |
14 чел = 27 % |
Интересно, что цитаты, характеризующие героиню, например, «молчалива и грустна», «русская душою», «дика», «печальна2, «как лань» и характеристика композиционного значения «видящая сны» относятся к периферии (1-2 ответа). По нашему мнению, это не говорит о том, что респонденты не знают текст пушкинского романа, а о том, что образ пушкинской Татьяны воспринимается опрашиваемыми как культурный концепт, вне прямой связи с худ. текстом.
Благодарю за внимание. Ваши вопросы.
Информация о работе «Вечный образ» Татьяны Лариной в русской критике XX- начало XXI веков