Лекции по "Детской литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:11, курс лекций

Краткое описание

Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения

Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.

Вложенные файлы: 1 файл

0807344_0F87E_shpargalka_ekzamenacionnye_otvety_po_detskoy_literature.docx

— 244.39 Кб (Скачать файл)

Герои е и. Чарушина добры, обаятельны. Они легко входят в  сказочный мир. Художник любил изображать звериных детенышей - пушистых, мягких и еще совсем беспомощных.

Е и чарушин выработал  свой метод иллюстрирования - чисто  живописный. Он рисует не контурно, а, можно  сказать антиконтурно, необычайно искусно, пятнами и штрихами. Зверь может  быть изображен просто "лохматым" пятном, но в этом пятне ощущается  и настороженность позы, и характерность  движения, и особенность фактуры - упругость поднятой дыбом длинной  и жесткой шерсти вместе с пуховой  мягкостью густого подшерстка.

К творчеству художник подходил всерьез, именно как к творчеству, а не как к забаве или просто время провождению (пусть даже полезному). Главным он считал создание образа, "а если нет образа, так и  изображать нечего, и остается другой процесс работы - вроде руководителя, это путь, идущий от механических навыков" 

 

Вопрос  50

Н. Н. Носов. Единство веселого  и серьезного в произведениях  «фантазеры», «живая шляпа», «карасик»

 

Никола́й никола́евич но́сов (1908—1976) — советский прозаик, драматург, киносценарист. Лауреат сталинской премии третьей степени (1952). Русский советский детский писатель, драматург, киносценарист. Наиболее известен, как детский писатель, автор трилогии о незнайке.

Николай николаевич носов  родился 23 ноября 1908 года в киеве  в семье регента церковного хора (в советских биографиях писали «в семье артиста-эстрадника»). Разносторонне  одаренный мальчик, носов с гимназических  лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой  и даже радиолюбительством. Чтобы  прокормить семью, потерявшую стабильный заработок из-за революции, николай  с 14 лет был вынужден работать: был  газетным торговцем, землекопом, косарём  и т. П. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в ирпенe, потом на частном кирпичном заводе в городе буча. В 19 лет поступает в киевский художественный институт, но через два года переводится в московский институт кинематографии. После окончания института носов занимается режиссурой учебных фильмов для красной армии, за эту деятельность награжден в 1943 году орденом красной звезды. С 1935 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после великой отечественной войны. Носов никогда не был членом кпсс.

Николай носов, писатель яркого юмористического таланта, считал, что  дети начинают понимать шутки очень  рано, до двух лет, и что смешит нарушение  порядка вещей, только что ими  усвоенного. Вообще у книг носова, как  правило, два адреса - ребенок и  воспитатель. Воспитателю носов  помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и  найти более тонкие способы воздействия  на него. Ребенка он воспитывает  смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание.

В юмористических рассказах  носова для младших школьников и  детей дошкольного возраста смешное – не в обстоятельствах, а в характерах, комизм которых проистекает из особенности мальчишеской натуры. Веселые книги носова рассказывают о серьезных вещах, и дети, воспринимая жизненный опыт героев, узнают, как трудно, но как хорошо быть ответственным за порученное дело.

Художественно достоверно у  писателя проникновение в психологию ребенка. Его произведения отражают особенности детского восприятия. Лаконичный выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры  ребят

Носов в своих рассказах  умеет разговаривать с детьми, умеет понимать самые сокровенные  мысли. Читая рассказы носова, видишь перед собой реальных ребят –  точно таких, каких мы встречаем  в повседневной жизни, с их достоинствами  и слабостями, глубокомыслием и наивностью. Писатель смело прибегает в своем  творчестве к фантазии, озорной выдумке. В основе каждого его рассказа или повести лежит случай, который  произошел или мог произойти  в жизни, описываются характеры  ребят, каких мы часто встречаем  в окружающей действительности.

В веселых рассказах всегда таится что – то такое, что заставляет всерьез задуматься. Задуматься над  тем, как необходимо с ранних лет  готовить себя к самостоятельной  жизни: учиться варить кашу, жарить пескарей на сковороде, сажать рассаду  в огороде и ремонтировать  телефон, зажигать бенгальские огни и соблюдать правила уличного движения. Это надо знать и уметь  каждому. Рассказы эти помогают избавляться  от дурных свойств характера –  от рассеянности, трусости, чрезмерного  любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия.

Рассказы носова всегда включают воспитательное начало. Есть оно в  рассказе об огурцах, украденных на колхозном  огороде, и о том, как федя рыбкин «разучился смеяться на уроках» («клякса»), и о дурной привычки учить уроки, включив радио («федина задача»). Но даже самые «моралистические рассказы» писателя интересны и близки детям, потому что помогают им понять взаимоотношения между людьми.

Герои произведения носова активно стремятся к познанию окружающего: то они обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки («шурик у дедушки»), то целый день трудились – «строили снежную  горку» («на горке»).

Мальчики носова несут  в себе все черты человека: его  принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление, привычку изобретать, что в действительности соответствует  образам настоящих ребят.

Рассказ «живая шляпа» останется  актуальным всегда. Этот веселый рассказ  был любимым у многих в детстве. Рассказ носова «живая шляпа» является как бы пособием для малышей, как  преодолеть свой страх. Прочитав этот рассказ, ребенок вспоминает его  каждый раз, когда его преследуют «придуманные» страхи, и тогда  он улыбается, страх отходит, он смел и весел.

 

 

Вопрос  51

Художники -  иллюстраторы детских книг

 

    владимир григорьевич сутеев (1903-1993, москва) - детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок рисунки сутеева превратили в шедевры. Так, например, далеко не все родители, считают произведения корнея чуковского необходимой классикой, и большая часть из них не считает его произведения талантливыми. Но сказки чуковского, проиллюстрированные владимиром сутеевым, хочется держать в руках и читать детям.

            борис александрович дехтерёв (1908-1993, калуга, москва) – народный художник, советский график (считается, что «школа дехтерёва» определила развитие книжной графики страны), иллюстратор. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Старые добрые иллюстрации дехтерёва – это целая эпоха в истории детской иллюстрации, многие иллюстраторы называют бориса александровича своим учителем. Дехтерёв проиллюстрировал детские сказки александра сергеевича пушкина, василия жуковского, шарля перро, ганса христиана андерсена. А также произведения других русских писателей и мировых классиков, например, михаила лермонтова, ивана тургенева, уильяма шекспира.

            николай александрович устинов (1937г.р., москва), его педагогом был дехтерёв, а многие современные художники-иллюстраторы уже устинова считают своим учителем. Николай устинов – народный художник, иллюстратор. Сказки с его иллюстрациями издавались не только в россии (ссср), но и в японии, германии, корее и других странах. Почти триста произведений проиллюстрировал знаменитый художник для издательств: «детская литература», «малыш», «художник рсфср», издательств тулы, воронежа, санкт-петербурга и других. Работал в журнале мурзилка. Самыми любимыми для детей остаются иллюстрации устинова к русским народным сказкам: три медведя, маша и медведь, лисичка сестричка, царевна-лягушка, гуси-лебеди и многим другим.

             юрий алексеевич васнецов (1900-1973, вятка, ленинград) - народный художник и иллюстратор. Его картинки к фольклорным песенкам, потешкам и прибауткам нравятся всем малышам (ладушки, радуга-дуга). Он иллюстрировал народные сказки, сказки льва толстого, петра ершова, самуила маршака, виталия бианки и других классиков русской литературы. Покупая детские книги с иллюстрациями юрия васнецова обращайте внимание, чтобы рисунки были четкими и в меру яркими. Пользуясь именем известного художника, в последнее время часто издают книги с нечеткими сканами рисунков или с повышенной неестественной яркостью и контрастностью, а это не очень хорошо для детских глаз.

            леонид викторович владимирский (1920 г.р., москва) — русский график и самый популярный иллюстратор книг про буратино а. Н. Толстого и про изумрудный город а. М. Волкова, благодаря которым он получил широкую известность в россии и странах бывшего ссср. Рисовал акварелью. Именно иллюстрации владимирского многие признают классическими для произведений волкова. Ну а буратино в том виде, в котором его знает и любит уже несколько поколений детей, бесспорно его заслуга.

            виктор александрович чижиков (1935 г.р., москва) - народный художник россии, автор образа медвежонка мишки, талисмана летних олимпийских игр 1980 года в москве. Иллюстратор журнала «крокодил», «весёлые картинки», «мурзилка», много лет рисовал для журнала «вокруг света». Чижиков проиллюстрировал произведения сергея михалкова, николая носова (витя малеев в школе и дома), ирины токмаковой (аля, кляксич и буква "а"), александра волкова (волшебник изумрудного города), стихи андрея усачева, корнея чуковского и агнии барто и другие книги. Справедливости ради стоит отметить, что иллюстрации чижикова довольно специфические и мультяшные. Поэтому далеко не все родители предпочитают покупать книги с его иллюстрациями, если есть альтернатива. Например, книги «волшебник изумрудного города» многие предпочитают с иллюстрациями леонида владимирского.

            николай эрнестович радлов (1889-1942, санкт-петербург) — русский художник, искусствовед, педагог. Иллюстратор детских книг: агнии барто, самуила маршака, сергея михалкова, александра волкова. Радлов с большой охотой рисовал для малышей. Самая его известная книга – комиксы для малышей «рассказы в картинках». Это книга-альбом с веселыми историями про зверей и птиц. Прошли годы, но сборник до сих пор очень популярен. Рассказы в картинках неоднократно переиздавались не только в россии, но и в других странах. На международном конкурсе детской книги в америке в 1938 году книга получила вторую премию.

            алексей михайлович лаптев (1905-1965, москва) — художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в россии и за рубежом. Иллюстрировал «приключения незнайки и его друзей» николая носова, «басни» ивана крылова, журнал «веселые картинки». Книга с его стихами и картинками «пик, пак, пок» очень любима уже ни у одного поколения детей и родителей (брифф, жадный мишка, жеребята черныш и рыжик, пятьдесят зайчат и другие)

            иван яковлевич билибин (1876-1942, ленинград) — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель. Билибин проиллюстрировал большое количество сказок, в том числе александра сергеевича пушкина. Разработал свой стиль – «билибинский» - графическое представление с учетом традиций древнерусского и народного искусства, тщательно прорисованный и подробный узорчатый контурный рисунок, расцвеченный акварелью. Стиль билибина стал популярен и ему стали подражать. Сказки, былины, образы древней руси для многих уже давно неразрывно связаны с иллюстрациями билибина.

            владимир михайлович конашевич (1888-1963, новочеркасск, ленинград) – русский художник, график, иллюстратор. Детские книги иллюстрировать начал случайно. В 1918 году его дочери было три года. Конашевич нарисовал для нее картинки на каждую букву алфавита. Один из знакомых увидел эти рисунки, они ему понравились. Так была напечатана «азбука в картинках» - первая книга в. М. Конашевича. С тех пор художник стал иллюстратором детских книг. С 1930 годов иллюстрирование детской литературы стало главным делом его жизни. Конашевич иллюстрировал также взрослую литературу, занимался живописью, рисовал картины в полюбившейся ему специфической технике - тушью или акварелью по китайской бумаге. Основные работы владимира конашевича:

- иллюстрация сказок  и песен разных народов, причем  некоторые были иллюстрированы  несколько раз;

- сказки г.х. Андерсена, братьев гримм и шарля перро;

- «старик-годовик» в.  И. Даля;

- произведения корнея  чуковского и самуила маршака.

 последней работой  художника было иллюстрирование  всех сказок а. С. Пушкина.

            анатолий михайлович савченко (1924-2011, новочеркасск, москва) - мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Анатолий савченко был художником-постановщиком мультфильмов "малыш и карлсон" и "карлсон вернулся" и автором иллюстраций к книгам линдгрен астрид. Самые известные мульт-работы с его непосредственным участием: мойдодыр, приключения мурзилки, петя и красная шапочка, вовка в тридевятом царстве, щелкунчик, муха-цокотуха, попугай кеша и другие. Дети знакомы с иллюстрациями савченко по книгам: «хрюшка обижается» владимира орлова, «домовенок кузя» татьяны александровой, «сказки для самых маленьких» геннадия цыферова, «маленькая баба-яга» пройслер отфрид, а также книг с аналогичными мультфильмам произведениями.

            олег владимирович васильев (1931 г.р., москва). Его работы находятся в собраниях многих музеев искусств россии и сша, в т.ч. В государственной третьяковской галерее в москве. С 60-х годов более тридцати лет занимался оформлением детских книг в содружестве с эриком владимировичем булатовым (1933 г.р., свердловск, москва). Наиболее известны иллюстрации художников к сказкам шарля перро и ганса андерсена, стихотворениям валентина берестова и сказкам геннадия цыферова.

            борис аркадьевич диодоров (1934 г.р., москва) - народный художник. Любимая техника - цветной офорт. Автор иллюстраций ко многим произведениям русской и зарубежной классики. Наиболее известны его иллюстрации к сказкам:

- ян экхольм «тутта  карлссон первая и единственная, людвиг четырнадцатый и другие»;

Информация о работе Лекции по "Детской литературе"