Лекции по "Историb лингвистических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:13, курс лекций

Краткое описание

Язык - удивительнейшее явление на Земле. Язык объединяет и разъединяет людей, дает возможность думать и фантазировать, позволяет помнить прошлое и заглядывать в будущее. Без языка невозможна ни одна наука.
Понятие «язык» является одним из самых сложных для того, чтобы дать ему определение. Для сравнения можно привести словарные статьи из разных словарей:
Язык – совокупность всех слов народа и верное их сочетанье для передачи мыслей своих (В.И. Даль).
Язык – всякая система знаков, пригодная для того, чтобы служить средством общения между индивидами (Ж. Марузо).

Содержание

РАЗДЕЛ 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 3
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫКОВЕДЫ МИРА 144
РАЗДЕЛ 3. ХРОНОЛОГИЯ ПЕРСОНАЛИЙ 247
ЛИТЕРАТУРА 254

Вложенные файлы: 1 файл

Литература 254.doc

— 738.50 Кб (Скачать файл)

Вьякарана - дает описание грамматики;

Нирукта - дает трактование вопросов лексики и этимологии.

     Автором  нирукты является уже  упоминавшийся брахман Яска. Нирукта состоит из 5 разделов. В первом приводятся слова-названия богов. Эти же названия являются и наименованиями стихий: стихия (имя бога) земли, стихия пространства между землей и небом (воздух) и стихия неба.  Во втором Яска дает слова, называющие движение, изменение, т.е. глаголы, которые приводятся в форме 3-го лица единственного числа: «дышит», «вредит», «умаляет».  В третьем разделе даются слова-описания богов, т.е. описываются прилагательные, существительные и несколько наречий. В четвертом и пятом разделах даются списки слов, при помощи которых можно дать описание культового обряда.

     Работу  Яска можно назвать первой, в  которой дана попытка объяснения  слова, т.е. в нирукте Яски  видны  первые попытки этимологического анализа. Изучать нирукту, как указывал сам Яска, можно было только  после изучения веданги о грамматике, т.е. вьякараны. Полностью грамотным считался тот ученик, который успешно усвоит все четыре веданги.  Как утверждает известнейший  историк  языкознания  профессор В.А. Звегинцев, "этими четырьмя ведангами определены основные направления, по которым развивалась древнеиндийская наука  о  языке".

         Наибольшей известности как научный  труд достигла грамматика, составленная  брахманом Панини,  жившим в IV веке до нашей эры. Панини создал стихотворную грамматику "Аштадхъяи" ("Восемь разделов грамматических правил" или "Восьмикнижие). Эта грамматика является уникальнейшей древнейшей  грамматикой.  Она содержит 4 тысячи правил (3996) - сутр - в которых фиксируется сложнейшая морфология санскрита. Сутры заучивались брахманами наизусть. В грамматике Панини даны первые сведения о фонетике,  морфологии, синтаксисе санскрита.

     Брахманы  считали,  что тексты священных  гимнов могут достичь магического результата только тогда, когда они произносятся безукоризненно четко.  Фонетическая четкость текстов достигается точностью артикуляции. Поэтому древние индийцы, обучая учеников правильной артикуляции, дали описание работы речевого аппарата. Органы речи делились на  артикулирующие и неартикулирующие. В грамматике Панини  даются сведения о правильном произношении, о правильном  артикулировании.

     При  характеристике звуков учитываются  такие их признаки, как долгота,  краткость, слияние звуков (сандхи). Дается описание влияния звуков друг на друга,  т.е. дана попытка описания фонетических процессов. Панини приблизился к понятию фонема, он указывал  на звук как образец - это фонема, а звук, звучащий в речи, - это вариант фонемы. Следовательно, Панини  стремился различать звучащий звук и звук-образец, символ, знак.

     В  грамматике  Панини выделяются 4 части речи:  имя,  глагол, предлог,  частица. Имя обозначает предмет.  Глагол обозначает действие. Частицы - соединительные,  сравнительные,  пустые - используются для  формального оформления стихотворного текста. Предлог определяет значение имени и глагола и оформляет предложение. Панини не выделяет местоимение и наречие в качестве самостоятельных частей речи. В грамматике  большое место уделено анализу структуры слова. Панини выделяет  корень, суффикс, окончание. Служебные морфемы делятся на словообразовательные и словоизменительные. Панини отметил изменение формы имени в предложении и выделил семь падежей,  которые соответствуют современным: первый - именительный, второй - родительный,  третий - дательный,  четвертый  - винительный, пятый  - творительный (орудийный),  шестой - отложительный (аблатив), седьмой - местный. Падежи именовались порядковыми числительными.

   Грамматика  Панини почти два тысячелетия  считалась эталоном грамматики. «Восьмикнижие»  Панини и в настоящее время считается одним из самых полных и строгих описаний языка. В этой работе даны такие философские размышления о языке, которые поражают и сегодняшних философов. Гениальность Панини сказалась и в том, какую последовательную и четкую он создал методику описания языка. Позднее, оставаясь классической, грамматика Панини подвергалась только комментированию, т.е. детальному объяснению, толкованию.

    В  современном  языкознании санскрит изучен достаточно хорошо, современные ученые отмечают множество черт, сходных со структурами  других  древних  языков  - латинского и древнегреческого – на этом основании  предполагается,  что  санскрит  является  языком, родственным латинскому и древнегреческому.  Следовательно,  можно предположить, что существовал еще более древний язык, послуживший базой  для образования санскрита,  латыни и древнегреческого,  но язык не сохранился.

     Итак, в  Древней Индии возникновение  языкознания вызвано задачами практическими или религиозно-практическими.  Древнеиндийские филологи считали,  что основой выражения мысли является предложение,  которое создается из слов, а слова могут быть классифицированы  по  частям  речи.  Слово членится на неизменяемую часть (корень) и изменяемую (окончание).  Из звуков важнейшими являются гласные. Грамматика Панини является классической грамматикой классического санскрита.

     В XIII веке нашей эры была составлена новая грамматика  санскрита, автором явился  грамматист Вопадева,  но новая грамматика повторила основные положения грамматики Панини.

        Датский лингвист Вильгельм Томсен (1842-1927 гг.), читая лекции по "Введению  в языковедение" в Копенгагене,  говорил: "Высота, которую достигло  языкознание у индусов, совершенно исключительна, и до этой высоты наука о языке в Европе не могла подняться вплоть до XIX века, да и то научившись многому у индийцев".

 

Значение  древнего индийского языкознания

 

Индийские авторы дают четкую характеристику основных явлений в фонетике.  А именно:

А) Дали описание артикуляции звуков, описание различий между гласным и согласным  звуками.

Б) Составили  определенную классификацию звуков.

В) Дали описание слияния звуков, т.е. описание слога. Древние индусы считали гласный  звук самостоятельным, а согласный звук – зависимым.

Г) Индийские  авторы, особенно Панини, определяя  важность четкого произношения текста веды, традиционного чтения религиозных  гимнов,  выделяли особенности  звуков в  звучащей речи  и тем самым  вплотную приблизились к пониманию фонемы, т.е. к различению звука языка и звука речи.

В морфологии выделялись три раздела:

классификация частей речи (выделены 4 части речи: глагол, имя, предлог, частица).

Словообразование  (выделялись корни, суффиксы, окончания, а также выделялись первичные слова (корни) и производные слова).

Формообразование (выделяется система падежей).

Синтаксис - основной единицей  языка считается предложение.

Следует отметить,  что  синтаксис -   слабо изученный индусами раздел языкознания.

Значительных  успехов достигли индийские авторы в лексикографии: составлялись словари  в стихотворной форме. Индийская традиция оказала сильное влияние на развитие языкознание в Древнем Китае. А также  на развитие средневекового арабского языкознания.

 

 

Языкознание в Древнем Китае

 

     Китайский  язык стал изучаться более  двух тысяч лет назад.  Китайское  языкознание развивалось совершенно самостоятельно, обособленно, изолированно. Лингвисты отмечают лишь незначительное влияние на китайское языкознание традиций индийского языкознания. Китайское классическое языкознание представляет собой одну из трех независимых лингвистических традиций. Китайское  языкознание оказало влияние только на японское языкознание.

     Китайская  грамматическая традиция создается  на основе иероглифической письменности. Первые грамматические сочинения  в Китае формулируют отдельно  правила для создания знаков письменной речи - иероглифов - и правила чтения или произнесения иероглифов, следовательно, правила порождения письменной речи четко отделялись от правил  порождения устной речи.

     В  китайском языке мельчайшей единицей  иероглифа является элемент - целый слог (не расчлененный на звуки). А целый слог соотнесен с мельчайшим элементом смысла. (Можно провести параллель с европейскими языками, в которых звук не имеет значения,  а морфема - имеет. Морфема,  как правило,  равна слогу). Поэтому иероглиф записывает слово через смысл.

      В V-III веках до нашей эры в Китае царствовала философия, но древние китайские философы интересовались и языком, особенно именами. Знаменитейший философ Китая Конфуций говорил: «Если бы мне поручили управление государством, то я бы начал с исправления имен». Конфуций учил, что название (имя) неразрывно связано с обозначаемым (предметом, вещью, явлением), и  имя должно соответствовать обозначаемому явлению. Беспорядки в обществе Конфуций объяснял тем, что человек, занимающий определенное социальное положение, ведет себя не соответствующим этому положению образом.

     Многие  древнейшие книги и словари  китайского языка не сохранились,  но о них есть упоминания  в более поздних источниках. Первым  систематизированным собранием иероглифов стал созданный в 3-м веке до н.э. свод китайских иероглифов с их орфографическим описанием, получивший название «Эръя». Название словаря комментируется по-разному,  традиционным принято считать, что  название означает «приближение к правильному». У словаря нет определенного автора. По-видимому, этот словарь – плод совместной деятельности  нескольких ученых. В словаре впервые была осуществлена систематизация китайских иероглифов по 19-ти темам, по смысловым группам: небо, земля, горы, воды, деревья, рыбы, птицы и т.д. В тексте "Эръя" даются не только значения иероглифов, но и определяется место каждого иероглифа в системе понятий, связанных с картинами окружающего мира.

     Более  значительным  для истории древней  китайской филологии и общего языкознания является словарь  Сю  Шеня. Сю Шень  (Сюй Шень)  - родился в 30 году нашей эры и скончался в 124 году, прожив 94 года. Свой словарь он назвал "Шовэнь  цзецзы" ("Описание простых и объяснение сложных знаков"). Словарь обычно датируется   первым веком нашей эры.  Сюй Шень закончил свой словарь в 100 году, но лишь через 21 год, в 121 году этот словарь был представлен императору.

        В этой работе слова расположены  не  по  темам,  как  в "Эръя", а в зависимости от формы  иероглифа, от его внешнего вида, облика. "Шовень цзецзы" приблизительно напоминает такой  словарь, в котором слова располагаются в зависимости от внешней формы слова  -  в алфавитном порядке по первой букве слова. Сю Шень  дал описание всех составных частей,  или элементов, иероглифов и приемы их использования для создания иероглифа. Смысловой элемент в современной китаистике называется «ключом». Словарь Сю Шеня представляет собой первый труд,  в котором дано описание китайского языка как предмета грамматического искусства. Слова по сходству «ключа» сгруппированы так, что сходные по форме слова оказались рядом. Сю Шень создал теорию категорий иероглифов,  установив шесть категорий: изобразительная, указательная, идеографическая, фонографическая (фонетическая), видоизмененная и категория заимствованных иероглифов. Иероглифы делятся на простые  и сложные. Сложные создаются из простых. Сю Шень перечислил все простые  иероглифы  и  правила  их использования для создания сложных иероглифов.

     История  создания словарей  иероглифов  была  продолжена  во II веке нашей эры: был создан словарь "Шимин", автор которого Лю Си указывает на то,  что он воспользовался традициями  словаря Эръя. Но  Лю  Си  в своем словаре большее место отдает этимологии  каждого имени с его значением.

     В  230 году нашей эры появился словарь Чжан И, названный автором «Гуанъя», переводится название как «расширенный Эръя».

 

Теория языка  в Древней Греции и Риме

 

 Языкознание в Древней Греции

 

     Интерес  к исследованию языка в древней  Греции вызван  иными, чем в  Индии и Китае причинами. В Древней Индии причинами были задачи педагогического характера: как передать знания молодым?  Как передать знания как можно лучше и полнее?  В Древнем Китае - причинами были задачи графического оформления речи.

     В  Древней  Греции - если вспомнить историю античной Греции - было популярно явление публичных выступлений философов перед толпой, перед народом. Своеобразные состязания в красноречии. Побеждал тот,  кто умел выбрать интересную тему  (познавательный  фактор), мог ее  философски изложить (философский фактор),  мог все это проделать красивым языком  (ораторское  искусство).  Следовательно, интерес к языку подкреплялся познавательно-философскими и ораторскими задачами. У греков,  как пишет В. Томсен,  первый толчок к анализу языка дали философы своими исследованиями отношений между мыслью и словом, между вещами и их греческими именами.

    В  Древней Греции языкознание не  выделялось как отдельная наука,  а как часть филологии  находилось  в составе философии. И поэтому  причинами возникновения  языкознания  явились познавательно-философские,  педагогические и ораторские задачи.

     Уделяя  внимание  теории познания - гносеологии  - древние античные философы пытались  объяснить происхождение слов,  происхождение языка. Наметились  две точки зрения: первая теория объясняла слова по их природе, истинно. Этой точки зрения придерживался Гераклит Эфесский (540-480 гг.  до н.э.). Он считал, что каждое имя неразрывно связано с той вещью,  названием которой служит. Такое понимание было названо термином "фюзей" - от греческого "фюзис" - природа. Свои взгляды на язык Платон изложил в произведении "Кратил". В диалоге участвуют философы Гермоген, Платон, Сократ и Кратил.  Диалог Платона "Кратил" трактуется учеными по-разному (и как серьезное философское произведение и как полушутливое изложение некоторых взглядов древних ученых), но ясно одно, что вопрос о  происхождении  языка даже в древности не был решен однозначно.

Информация о работе Лекции по "Историb лингвистических учений"