Образцом индуктивного подхода
к анализу языка является грамматика
Пор-Рояль.
Грамматика
Пор-Рояль как опыт общелингвистической
теории
В XVII веке крупным научным
центром становится монастырь Пор-Рояль
вблизи Версаля под Парижем, прославившийся
тем, что в его стенах была создана
уникальная грамматика. Аббатство Пор-Рояль
представляло собой женский католический
монастырь. В XVII веке аббатство Пор-Рояль
было центром янсенизма - религиозно-социального
движения, в основе которого лежало
учение голландского теолога епископа
Корнелия Янсения (1585-1638 гг.), направленного
в общих чертах против римско-католической
церкви. Янсенизм был не только политическим
движением, направленным против феодального
абсолютизма, но и социальным, развивавшим
педагогическую деятельность по
созданию начальных школ с широкой
программой обучения, построенной на сознательном
усвоении материала.
После
смерти кардинала Ришелье, ярого
сторонника абсолютизма, в аббатстве
создаются на основах янсенизма
сначала женская, а затем мужская
школы. Основателем школ явился
аббат-философ Клод Лансло (1616-1695
гг.). Очень быстро стараниями К.
Лансло монастырь становится ведущим,
с высоким уровнем преподавания, учебным
заведением Франции, где помимо теологического
(религиозного) давалось широкое светское
образование, в котором особое место
отводилось изучению литературы, философии
и языков. Одним из учеников был
знаменитейший писатель Франции
драматург Жан Батист Расин
(1639-1699 гг.), известный такими произведениями,
как "Федра", "Сутяги" и многими
другими. В стенах данного монастыря жил
и работал Блез Паскаль, выдающийся французский
математик и логик, классик геометрии
и теории чисел. По приказу правительства
была закрыта в 1660 году мужская школа,
в 1710 году - женская. В 1712 году монастырь
был сожжен по велению Людовика Четырнадцатого,
вставшего на сторону иезуитов. Учителя-аббаты
были вынуждены бежать из Франции. И А.
Арно, и К. Лансло умерли в изгнании.
Но вернемся к тому времени,
когда школы существовали. Для
обеспечения их работы необходимы
учебники, которые создавались
здесь же, в аббатстве, силами своих же
монахов. Учебник по логике Антуана Арно
и Пьера Николя - "Логика, или искусство
мыслить", написанный в духе рационализма,
опубликованный в 1662 году анонимно, получил
большую известность далеко за стенами
монастыря Пор-Рояль. Аббат Клод Лансло
одним из первых стал преподавать латинский
язык как иностранный, определив
тем самым место латыни в жизни французов,
что для того времени было достаточно
смелым шагом. Логик Антуан Арно и языковед
Клод Лансло в 1660 году (по другим сведениям
– в 1662 году) написали ученый трактат под
названием "Грамматика всеобщая и теоретико-критическая,
содержащая основы искусства речи, которые
изложены ясным и простым языком; логические
основы всего того, что есть общего между
всеми языками, и главные различия между
ними, а также многочисленные замечания
по французскому языку", более известная
под названием "Универсальная и рациональная
грамматика".
У
авторов было стремление создать
систему описания, пригодную
для любого языка. Авторы подчеркивают всесилие человеческого
разума. Грамматика построена
на материале древнегреческого, древнееврейского,
испанского, итальянского, латинского
и французского языков. К основным
положениям данной грамматики можно
отнести следующие: язык существует для
выражения мыслей человека; звуки и буквы
- это средства выражения мыслей; внутренняя
структура знака - значение слова; внешняя
структура знака - звуки и буквы.
Грамматика
состоит из двух частей: фонетическая
и грамматическая. Слова делятся
на два типа: слова первого
типа называют предмет мысли,
к ним относятся существительные, артикли,
местоимения, причастия, предлоги, наречия.
Слова второго типа называют ход мысли,
к ним относятся глаголы, союзы, междометия.
Языковые
знаки – слова – нужны человеку для обозначения
и выражения готовых мыслей. Говорить
– значит объяснять свои мысли при помощи
знаков, изобретенных людьми для этой
цели. В разделе "Синтаксис" рассматриваются
отдельно учение о словосочетании и
учение о предложении. Традиционным для
того времени было описание языковых явлений
с позиций латинского языка. Но в грамматике
Пор-Рояль все явственнее проступает
французский язык.
Как
утверждают Б.А. Ольховиков и
Ю.Б. Рождественский, "Грамматика
Пор-Рояль кладет начало зарождению общего языкознания
как научной дисциплины, открывает
новую эпоху в исследовании языка".
Авторы Грамматики Пор-Рояль продемонстрировали
характерное для своего времени
стремление построить всеобъемлющую
грамматическую систему на основе обобщения
фактов ряда конкретных языков.
Как
пишет В.М. Алпатов, судьба
Грамматики Пор-Рояля была весьма
сложной. Она считалась образцовой
до XIX века не только во Франции.
Но в XIX веке в эпоху становления сравнительно-исторического
направления в языкознании о Грамматике
Пор-Рояль часто отзывались отрицательно
и И.А. Бодуэн де Куртенэ, и Л. Блумфилд
и многие другие. Возможно, что критика
Грамматики Пор-Рояль в XIX веке была
вызвана тем, что грамматика, описывая
синхронно латинский и французский языки,
не указывала на их генетическую связь,
о чем не говорили вовсе в XVII веке и что
было очень актуальным в XIX веке. В XX веке
интерес к этой грамматике вновь проявился
благодаря Ноэму Хомскому, который объявил
авторов Грамматики Пор-Рояля своими предшественниками.
Грамматика Пор-Рояль названа всеобщей, универсальной, т.к. содержит сведения, общие
для разных по грамматическому строю языков,
или универсалии.
Универсалии – явления, наблюдающиеся в типологически
и генетически разных языках; явления,
которые могут объединить языки, независимо
от их грамматического строя.
Всеобщей данная грамматика названа
(по замыслу авторов) потому, что она должна
была дать описание всех известных
классических и национальных языков.
Рациональной данная грамматика названа
потому, что должна была дать практические,
рациональные сведения о строе языка.
Языкознание
Нового времени XVII-XVIII века
Новым
временем приято называть период, охватывающий конец XVII века
и весь XVIII век. Данный отрезок времени
характеризуется переходом от феодализма
к капитализму и наличием связанных
с данным переходом важных исторических
событий: английская революция, французская
революция, борьба североамериканских
колоний за независимость, создание нового
государства – Соединенные Штаты Америки.
Эпоха Нового времени выделена еще и потому,
что вместе с изменением общественных
отношений менялось отношение к науке,
искусству.
Ветер перемен коснулся и языкознания,
которое в XVIII веке стало развиваться
очень бурно. Были открыты новые
языки. Созданы учебники по грамматике
уже известных языков. Составлялись новые
словари. Возникло множество идей,
подготовивших базу для ряда лингвистических
теорий. Были обозначены многие языковедческие
проблемы, решение которых либо было
найдено позднее, либо до сих пор не
найдено. Восемнадцатому веку принадлежит
научная деятельность многих философов
и лингвистов, чьи работы стали базовыми
для позднейших исследований.
В
качестве основных тем, разрабатываемых учеными в это время,
были вопрос о происхождении
языка; вопрос о классификациях языков
(группировки); вопрос о создании словарей.
Данный этап в языкознании
характеризуется деятельностью
ученых, чья профессиональная деятельность
не связана с лингвистикой: немец Георг
Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.), итальянец
Джанбатиста Вико (1668-1744 гг.), француз Этьен Бонно
де Кондильяк (1715-1780 гг.).
Этьен
де Кондильяк дал наиболее
разработанную для того времени
(18 век) теорию происхождения и развития языка. Как пишет
Алпатов, Кондильяк считал, что язык на
ранних этапах развивался от бессознательных
выкриков к сознательному их использованию.
Кондильяк первым высказал идею первичности
языка жестов. Язык жестов вначале лишь
сопровождался звуками, и позднее звуки
стали более важными знаками. Вопрос о
происхождении языка вообще
и конкретных языков в XVIII веке
решался умозрительно, философски.
Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.)
в своих философских трудах
выдвинул несколько предположений (гипотез) по происхождению
языка. В течение своей научной жизни он
придерживался то одной теории, то становился
сторонником другой теории. В истории
языкознания он известен работами
"Рассуждение о начале и основании неравенства
между людьми" (1755) и "Опыт о
происхождении языков" (1761), в которых
изложены основные мысли о происхождении
языка. В начале своей деятельности
Ж.-Ж. Руссо утверждал, что язык возник
по причинам социальным: людей заставила
объединиться необходимость борьбы
за существование. Многим животным
свойственно стремление объединиться
в стаю для охоты на крупного зверя.
Первобытные люди вынуждены были не только
охотиться на крупного зверя, но и обороняться
от набегов диких животных, обороняться
от враждебных племен. Стихийные бедствия
и изменения погоды тоже заставляли людей
объединяться. Первоначально люди
произносили лишь неопределенные
звуки, затем постепенно научились артикулировать
звуки более отчетливо, принимая их
по договоренности за знаки своих идей
или предметов до тех пор, пока не выработали
язык.
Ж.-Ж.
Руссо считал, что первоначальным
языком был природный крик, который
инстинктивно возникал в затруднительных
случаях и был мало употребительным
в естественных условиях. Звуками
сначала обозначали только то, что действовало
на слух. А предметы, воспринимаемые зрением,
изображались жестами. Ж.-Ж. Руссо отмечает,
что замена жеста звуком была трудной
для людей. Эта теория получила название теория социального договора. Позднее
Ж.-Ж. Руссо предлагает другую теорию
о происхождении языка, связывая
появление языка с человеческими
эмоциями. Ж.-Ж. Руссо говорит о том,
что язык человека появился как естественное
развитие природных естественных
выкриков-междометий. Ж.-Ж. Руссо проводит
ту мысль, что страсти явились причиной
появления первых звуков человеческого
голоса. Первые языки были певучими и страстными,
прежде чем стать простыми и мелодичными.
Сущность
междометной теории Ж.-Ж. Руссо
развивает в своих работах
современник Ж.-Ж. Руссо - Шарль де Бросс (1709-1777 гг.) - французский
философ, занимавшийся и вопросами
языка. В своих работах развивает междометную
теорию, подчеркивая развитие значения
слова от конкретного материального к
абстрактному, воображаемому. Шарль де
Бросс подчеркивал, что первыми причинами,
побудившими человека использовать возможности
своего голоса, были внутренние ощущения,
а не предметы внешнего мира. Междометная
теория (теория междометий,
эмоциональная теория) занимает и
в настоящее время определенное место
в ряду гипотез о происхождении языка.
Языкознание
в Англии
Данный
период характеризуется появлением
ряда работ, призванных упорядочить
письменные (орфографические) и устные
(орфоэпические) нормы. В 1755 году
был издан словарь английского
языка Семюэля Джонсона (1709-1784 гг.). Словарь
интересен тем, что его автор отмечает
два варианта произношения английских
слов: «беглое», свойственное живой непринужденной
индивидуальной речи, и «торжественное»,
близкое к написанию, близкое к орфографическим
нормам произношение. Семюэль Джонсон
предлагает ориентироваться на второй
вариант произношения, т.е. на «торжественный».
В
Англии языкознание развивалось
по пути ознакомления с языками
народов Индии. В 1784 году в
Лондоне было создано Азиатское
общество для исследования языков и
культур народов Индии. Основателем явился
Вильям Джонс. В 1786 г. на заседании Азиатского
общества он произнес речь, которая стала
знаменитой речью В. Джонса.
В. Джонс первым предположил
о близком родстве санскрита латинскому и греческому
языкам. В. Джонс указал на то, что санскрит
имеет удивительную структуру, которая
заключает в себе столь близкое
родство с греческим и латинским языками
в глагольных корнях и в грамматических
формах, что оно не могло сложиться случайно.
Размышления
В. Джонса носят созерцательный
характер, они не подкреплены
научным анализом, не снабжены
примерами, поэтому его и не
называют основоположником сравнительно-исторического
языкознания, хотя идею родства
санскрита с другими языками и идею происхождения
их из общего источника он высказал первым.
Языкознание
в России
В XVIII веке свой достаточно
крупный вклад в развитие общего языкознания
вносят российские ученые. Прежде всего
следует сказать о том, что в России
начинается активная работа по
нормализации русского языка,
по отделению русского языка от церковнославянского.
Первой грамматикой русского языка была
грамматика В.Г. Адодурова, но гораздо
большее значение имеет созданная
М.В. Ломоносовым "Российская грамматика",
в которой впервые дается описание грамматической
системы русского, а не
старославянского языка.
Значительного
успеха в XVIII веке в России достигла
русская лексикография. В 1786-1791 годах в
Петербурге вышел четырехтомный словарь
П.С. Палласа (Петр Симон Паллас - 1741-1811
гг. – немецкий и одновременно русский
путешественник и натуралист), включавший
материал 276 языков.
В
1789-1794 годах создан "Словарь
Академии Российской", в котором
все слова распределяются по
трем "штилям" согласно теории М.В. Ломоносова.