Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 00:54, реферат
Литературным героем принято называть одного из центральных персонажей в литературном произведении, того, кто сосредотачивает на себе внимание и является основным для развития сюжета и действия. Именно судьба литературного героя находится в центре фабулы любого литературного произведения.
Литературный герой является носителем конструктивной роли в произведении, он должен быть олицетворенным в представлении воображения. Помимо личности, это может быть животное, растение или фантастическое существо. Литературные герои делятся на главных, побочных и эпизодических.
Портрет отражает нравственный, эстетический и культурный уровни мышления той или иной эпохи. Его можно назвать «сквозным» жанром, «пронизывающим едва ли не все виды творчества»3: живопись, скульптуру, графику, литературу, декоративно прикладное искусство, театр, музыку,
1 Малетина О.А. Лингвистические особенности портрета как жанра художественного дискурса: дисс. . к. филолог, наук. Волгоград, 2004; Сидорова М.А. Публицистический вариант речевого жанра «портрет человека: дисс. . к. филолог, наук. Барнаул, 2005; Чурилина Л.Н. Антропоцентризм художественного текста как принцип организации его лексической структуры: дисс. . к. филол. наук. СПб., 2002; Селезнева С.Ю. Языковые средства и когнитивные модели описания внешности персонажей в англоязычной художественной прозе: дисс. . к. филол. наук. М., 2001; Вдовин Г.В. Становление языка в русской культуре XVIII в. и искусство портрета: дисс. . к. искусств, наук. М.,2004; Костюмированный портрет в русском искусстве XVIII в. как отражение духа эпохи: дисс. к. искусств, наук. СПб., 2006; Алферова Н.В. Функции портрета в русской культуре: дисс. . к. культур, наук. СПб., 2006; Артемьева Л.С. Репрезентации «чувствительности» в литературном и живописном портретах в России второй половины XVIII в.: дисс. . к. культур, наук. М., 2005; Михайлова Е.В. Методика речевого развития школьников 7-9 классов при работе над словесным портретом: дисс. . к. педаг. наук. СПб., 2004; Белкина И.Н. Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (на материале художественных классических портретов XIX в.): дисс. . к. психолог, наук, М., 2004; Погорельчик А.В. «Человек-масса»: социально-философский портрет XX века: дисс. к. социал. наук. Воронеж, 2004.
2 Старкова 3.C. Литература и живопись. М., 1985. - С. 37.
3 Зингер Л.С. Очерки теории портрета. М., 1986. - С.- 22. фотографию, кинематографию, телевидение и др. Это свойство портрета обуславливает его способность сочетать в себе элементы различных видов искусств одновременно. Тщательное изучение «пограничного» проникновенияпоэтики одного вида искусства - в другой позволяет говорить о постоянном взаимодействии искусств, об их синтезе. Поэтому мы предлагаем рассмотреть словесный портрет с точки зрения эстетического видения, в сопоставлении его с портретными жанрами различных видов изобразительных искусств, в частности, живописи - родоначальницы портрета, и фотографии, где этот жанр является одним из ведущих.
Первоначально понятие «эстетическое» (от гр. aisthetikos) означало — чувственно (зрением и слухом) воспринимаемое. По словам А.Ф. Лосева, — это выражение (выразительность той или иной предметности), т. е. «внутренняя жизнь предмета, которая обязательно дана и внешне», открывается «бескорыстному любованию» и имеет «созерцательную ценность»4. Но со временем под словом «эстетическое» стал пониматься особый род эмоционально-оценивающего освоения или отношения человека к реальности.
В основе восприятия портрета
(как изобразительного, так и словесного)
лежит эмоционально-
4 Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. М., 1992. - С. 311.
5 Цит. по: Белкина И.Н. Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (на материале художественных классических портретов XIX века): Дисс. . канд. психолог, наук. М., 2004. - С. - 7.
6 Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998. С. - 509.
Слово «версия» довольно часто употребляется в различных областях и жизненных сферах: в литературе (роман-версия, автобиография-версия), в театре (спектакль-версия), в публицистике (статья-версия, очерк-версия), в СМИ (газета «Версия»), на телевидении (программа-версия). Используя это понятие в нашей работе, мы подчеркиваем вариативность эстетической рецепции человека при восприятии портрета, предполагая сосуществование нескольких мнений в сознании одного человека7 и разных людей, затрагивая, тем самым, проблему многогранности, многообразности самой человеческой личности.
Эстетическое» является фундаментальной
категорией эстетики. Оно выступает
как всеобъемлющее родовое
Известные философы, исследователи в области эстетики понятие «красота» определяли по-разному. Например, Гегель видел в ней «чувственную форму идеи»9, подчеркивая, что она всегда человечна. А Вл.С. Соловьев считал, что истинная красота явлена в природе, особенно в природном свете10, а красота, созданная художником, лишь «предваряет
7 «Процесс восприятия
зависит от устойчивых
8 Трофимов П.С. Древнейший идеал красоты и искусства// Эстетика и искусство. М., 1966. С. - 8.
9 Гегель. Г.-В-Ф. Эстетика. Соч. в 14-ти тт. Т. 12. М., 1929-1958. - С. - 115.
10 Видимый свет как «первичная реальность идеи» в косном веществе является «первым началом красоты в природе», поскольку именно в свете, как считает Вл. Соловьев, реализуется «преображение материи через воплощение в ней другого, сверхматериального начала». Например, встихотворении «И в лучах восходящего дня» «воплощенную идею красоты» выражает восход солнца. Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. 2-е изд. Т. 2. М., 1990. - С. 363-364. абсолютную красоту природы»11. Известный исследователь античности А.Ф.
Лосев отмечает: «красота - это то, к чему мы стремимся <.> предмет нашей
12 любви», поэтому «она является для нас нашим добром, нашим благом» . И.О. Лосский в своих работах говорил о совершенной красоте как о «полноте бытия, содержащей в себе совокупность всех абсолютных ценностей, воплощенных чувственно»13. И для ее восприятия необходимо сочетание всех трех видов интуиции: чувственной, интеллектуальной и мистической14. Выдающийся мыслитель, теолог П.А. Флоренский рассматривал красоту, как «осуществленную любовь Бога»15, которая доставляет созерцающему ее наслаждение, «радование» и этим проявляет себя еще раз в субъекте эстетического восприятия.
Разных философов объединяет понимание красоты как важной составляющей триединства «добро - истина - красота»16. Их гармоничное сосуществование воплощает эстетический идеал - «высший критерий эстетической оценки, который предполагает сознательное или неосознанное
17 у сопоставление тех или
иных явлений с идеалом» . В
дальнейшей нашей работе
Одними из самых главных
отражений эстетического идеала
издревле являлись женские образы.
Женщина воспринималась как носительница
природной красоты и гармонии.
Тайна женской красоты
11 Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. 2-е изд. Т. 2. М., 1990. - С. - 398.
12 Лосев А.Ф. Завершающее античное определение красоты в контексте других философско-эстетических категорий // Сб. ст. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978. - С. - 40.
13 Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. М., 1998. - С. - 34.
14 Там же. С.-170.
13 Цит. По кн. Бычкова В.В. Эстетический лик бытия (Умозрения Павла Флоренского). М., 1990. С. - 49.
16 У античных философов
- «благо - красота - справедливость»,
где красота - это тождество
блага и справедливости. Лосев
17 Эстетика: словарь. Под ред. Беляева А.А. М., 1989. - С. - 97. человека к женственности есть корень его отношения к природе. От природы
1 о и женственности некуда не уйти, тут никакое бегство невозможно» .
На это указывает героический э
Каждая историческая эпоха несет
свое представление о женщине
и красоте, которое особым образом
отражено в разных проявлениях культуры
и искусства: литература, живопись,
фотоискусство, кинематография и пр.
Отношение художника к женской
красоте характеризует его
В литературе женский образ
так же, как и в изобразительном
искусстве, выражает не только тип своего
времени, но и творческую индивидуальность
автора. Например, в книге И.Ф. Анненского «
20 расчетливая» . По мнению Г.В. Семенова, для русского писателя создание
18 Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1990. - С. -421.
19 Братья Э. и Ж. Гонкуры, Цит.по: Русские красавицы в произведениях живописи и фото. Сост. Ефимов Э.М, Чижова И.Б., Фомин А.А. М., 1996. - С. - 10.
20 Анненский И.Ф. Символы красоты у русских писателей // Вторая книга отражений. М., 1987.- С. - 5. образа русской женщины «всегда являлась как бы пробным камнем,
Л 1 своеобразным экзаменом на истинное мастерство» .
На наш взгляд, анализ
женского портрета в литературе и
искусстве определенной эпохи позволяет
увидеть не только мастерство художника
и особенности его
При кажущейся ясности
и изученности термина «портрет
22 известного искусствоведа
и специалиста в области
Принято считать, что слово «портрет» пришло в русский язык из старофранцузского: «portraire» или «pour-trait», означавшем «изображение черта в черту, черта за черту» или дословно «по черте». Произошедшее от латинского «protrahere», т.е. «извлекать наружу, напоказ, выставлять, обнаруживать», а затем «представлять, рисовать, живописать» (А.Г. Преображенский)23. М. Фасмер считал, что французское слово portrait пришло в Россию через нововерхненемецкий язык24, а П.Я. Черных предполагает, что оно появилось при голландском или немецком
21 Семенов Г.В. Избранное. M., 1983. - С. - 6.
22 Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. - М., 1986. - С. - 22.
23 Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. - М., 1958. - С. - 110.
24 Фасмер М. Этимологический
словарь русского языка. В 4х
тт. Т. 3. М., 1986. - С. - 335. посредничестве25.
В русском языке слову «портрет
В современном для нас языке из исконного значения слова «портрет» сохранилась и закрепилась сема «изображение», подчеркивающее глагольное происхождение слова «портрет». В нынешней трактовке понятия «портрет» появилось важное уточнение - «изображение человека». Это словосочетание, по отношению к слову «портрет», фигурирует во всех известных толковых словарях: В.И. Даля, С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, В.В. и J1.E. Лопатиных, Д.Н. Ушакова, А.П. Евгеньевой и др. На фоне сходных по сути определений «портрета», несколько отличным выглядит трактовка Д.Н. Ушакова, где на