Литературный герой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 00:54, реферат

Краткое описание

Литературным героем принято называть одного из центральных персонажей в литературном произведении, того, кто сосредотачивает на себе внимание и является основным для развития сюжета и действия. Именно судьба литературного героя находится в центре фабулы любого литературного произведения.
Литературный герой является носителем конструктивной роли в произведении, он должен быть олицетворенным в представлении воображения. Помимо личности, это может быть животное, растение или фантастическое существо. Литературные герои делятся на главных, побочных и эпизодических.

Вложенные файлы: 1 файл

Литературный герой.docx

— 752.45 Кб (Скачать файл)

Портрет отражает нравственный, эстетический и культурный уровни мышления той или иной эпохи. Его можно  назвать «сквозным» жанром, «пронизывающим едва ли не все виды творчества»3: живопись, скульптуру, графику, литературу, декоративно прикладное искусство, театр, музыку,

1 Малетина О.А. Лингвистические особенности портрета как жанра художественного дискурса: дисс. . к. филолог, наук. Волгоград, 2004; Сидорова М.А. Публицистический вариант речевого жанра «портрет человека: дисс. . к. филолог, наук. Барнаул, 2005; Чурилина Л.Н. Антропоцентризм художественного текста как принцип организации его лексической структуры: дисс. . к. филол. наук. СПб., 2002; Селезнева С.Ю. Языковые средства и когнитивные модели описания внешности персонажей в англоязычной художественной прозе: дисс. . к. филол. наук. М., 2001; Вдовин Г.В. Становление языка в русской культуре XVIII в. и искусство портрета: дисс. . к. искусств, наук. М.,2004; Костюмированный портрет в русском искусстве XVIII в. как отражение духа эпохи: дисс. к. искусств, наук. СПб., 2006; Алферова Н.В. Функции портрета в русской культуре: дисс. . к. культур, наук. СПб., 2006; Артемьева Л.С. Репрезентации «чувствительности» в литературном и живописном портретах в России второй половины XVIII в.: дисс. . к. культур, наук. М., 2005; Михайлова Е.В. Методика речевого развития школьников 7-9 классов при работе над словесным портретом: дисс. . к. педаг. наук. СПб., 2004; Белкина И.Н. Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (на материале художественных классических портретов XIX в.): дисс. . к. психолог, наук, М., 2004; Погорельчик А.В. «Человек-масса»: социально-философский портрет XX века: дисс. к. социал. наук. Воронеж, 2004.

2 Старкова 3.C. Литература и живопись. М., 1985. - С. 37.

3 Зингер Л.С. Очерки теории портрета. М., 1986. - С.- 22. фотографию, кинематографию, телевидение и др. Это свойство портрета обуславливает его способность сочетать в себе элементы различных видов искусств одновременно. Тщательное изучение «пограничного» проникновенияпоэтики одного вида искусства - в другой позволяет говорить о постоянном взаимодействии искусств, об их синтезе. Поэтому мы предлагаем рассмотреть словесный портрет с точки зрения эстетического видения, в сопоставлении его с портретными жанрами различных видов изобразительных искусств, в частности, живописи - родоначальницы портрета, и фотографии, где этот жанр является одним из ведущих.

Первоначально понятие «эстетическое» (от гр. aisthetikos) означало — чувственно (зрением и слухом) воспринимаемое. По словам А.Ф. Лосева, — это выражение (выразительность той или иной предметности), т. е. «внутренняя жизнь предмета, которая обязательно дана и внешне», открывается «бескорыстному любованию» и имеет «созерцательную ценность»4. Но со временем под словом «эстетическое» стал пониматься особый род эмоционально-оценивающего освоения или отношения человека к реальности.

В основе восприятия портрета (как изобразительного, так и словесного) лежит эмоционально-эстетическое видение. По мнению А.А. Бодалева, взаимодействие с художественным классическим портретом является «актом социальной перцепции и включает в себя все элементы межличностного восприятия, понимания и познания»5. Поэтому мы полагаем, что портрет в искусстве и, в частности, в литературе допустимо рассматривать как эстетическую версию человеческой личности, поскольку «портрет по самой своей природе жанра приспособлен к тому, чтобы воплотить самую сущность человека»6.

4 Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. М., 1992. - С. 311.

5 Цит. по: Белкина И.Н. Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (на материале художественных классических портретов XIX века): Дисс. . канд. психолог, наук. М., 2004. - С. - 7.

6 Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998. С. - 509.

Слово «версия» довольно часто употребляется в различных областях и жизненных сферах: в литературе (роман-версия, автобиография-версия), в театре (спектакль-версия), в публицистике (статья-версия, очерк-версия), в СМИ (газета «Версия»), на телевидении (программа-версия). Используя это понятие в нашей работе, мы подчеркиваем вариативность эстетической рецепции человека при восприятии портрета, предполагая сосуществование нескольких мнений в сознании одного человека7 и разных людей, затрагивая, тем самым, проблему многогранности, многообразности самой человеческой личности.

Эстетическое» является фундаментальной  категорией эстетики. Оно выступает  как всеобъемлющее родовое универсальное  понятие для эстетической науки, как «метакатегория» по отношению ко всем остальным ее категориям. Ближе всех к категории «эстетическое» находится категория «прекрасное». Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, высшая степень красоты, идеал, в соответствии с которым рассматриваются другие эстетические феномены. Красота, по справедливому замечанию П.С. Трофимова, «органически включается в процесс развития интеллекта как мощная сила превращения звероподобного существа в цивилизованного человека»8.

Известные философы, исследователи  в области эстетики понятие «красота» определяли по-разному. Например, Гегель видел в ней «чувственную форму идеи»9, подчеркивая, что она всегда человечна. А Вл.С. Соловьев считал, что истинная красота явлена в природе, особенно в природном свете10, а красота, созданная художником, лишь «предваряет

7 «Процесс восприятия  зависит от устойчивых факторов: жизненный опыт, эстетический опыт, культурная подготовка, психологическое  состояние, настроение и др.», Белкина И.Н. Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (на материале художественных классических портретов XIX в.): дисс. к. психолог, наук. М., 2004. - С. - 7.

8 Трофимов П.С. Древнейший идеал красоты и искусства// Эстетика и искусство. М., 1966. С. - 8.

9 Гегель. Г.-В-Ф. Эстетика. Соч. в  14-ти тт. Т. 12. М., 1929-1958. - С. - 115.

10 Видимый свет как  «первичная реальность идеи» в косном веществе является «первым началом красоты в природе», поскольку именно в свете, как считает Вл. Соловьев, реализуется «преображение материи через воплощение в ней другого, сверхматериального начала». Например, встихотворении «И в лучах восходящего дня» «воплощенную идею красоты» выражает восход солнца. Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. 2-е изд. Т. 2. М., 1990. - С. 363-364. абсолютную красоту природы»11. Известный исследователь античности А.Ф.

Лосев отмечает: «красота - это то, к чему мы стремимся <.> предмет  нашей

12 любви», поэтому «она является для нас нашим добром, нашим благом» . И.О. Лосский в своих работах говорил о совершенной красоте как о «полноте бытия, содержащей в себе совокупность всех абсолютных ценностей, воплощенных чувственно»13. И для ее восприятия необходимо сочетание всех трех видов интуиции: чувственной, интеллектуальной и мистической14. Выдающийся мыслитель, теолог П.А. Флоренский рассматривал красоту, как «осуществленную любовь Бога»15, которая доставляет созерцающему ее наслаждение, «радование» и этим проявляет себя еще раз в субъекте эстетического восприятия.

Разных философов объединяет понимание  красоты как важной составляющей триединства «добро - истина - красота»16. Их гармоничное сосуществование  воплощает эстетический идеал - «высший  критерий эстетической оценки, который  предполагает сознательное или неосознанное

17 у сопоставление тех или  иных явлений с идеалом» . В  дальнейшей нашей работе эстетический  идеал выступает важнейшим критерием  оценки, своеобразным камертоном, мерилом  анализируемых нами эстетических  версий.

Одними из самых главных  отражений эстетического идеала издревле являлись женские образы. Женщина воспринималась как носительница природной красоты и гармонии. Тайна женской красоты заключена  в ее чутком восприятии природы и  тесной взаимосвязи с ней. По мнению Н.А.Бердяева, женщина «гораздо менее человек, гораздо более природа. Мужчина чрезвычайно зависит от женщины, ведь отношение мужчины

11 Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. 2-е изд. Т. 2. М., 1990. - С. - 398.

12 Лосев А.Ф. Завершающее античное определение красоты в контексте других философско-эстетических категорий // Сб. ст. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978. - С. - 40.

13 Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. М., 1998. - С. - 34.

14 Там же. С.-170.

13 Цит. По кн. Бычкова В.В. Эстетический лик бытия (Умозрения Павла Флоренского). М., 1990. С. - 49.

16 У античных философов  - «благо - красота - справедливость»,  где красота - это тождество  блага и справедливости. Лосев А.Ф. Завершающее античное определение красоты в контексте других философско-эстетических категорий // Сб. ст. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978. - С. - 35.

17 Эстетика: словарь. Под  ред. Беляева А.А. М., 1989. - С. - 97. человека к женственности есть корень его отношения к природе. От природы

1 о и женственности некуда  не уйти, тут никакое бегство  невозможно» .

На это указывает героический эпос вавилонян «О все видавшем», созданный задолго до «Одиссеи» и «Илиады» Гомера, во втором тысячелетии до нашей эры. Это книга повествует о великих подвигах героя Гильгамеша -царя города Урука, и его друга Энкида. В поэме говорится о возникновении человека от антилопы и онагара, который впоследствии встречает женщину-блудницу. Пораженный ее красотой и ублаготворенный ее любовью, он приближается к другим людям, покидает зверей, с которыми рос, становится умнее, в нем пробуждается и развивается чувство красивого. От женщины он впервые узнает о своей собственной красоте и подобии богу (что созвучно с известным изречением «Познать женщину - значит познать Бога»).

Каждая историческая эпоха несет  свое представление о женщине  и красоте, которое особым образом  отражено в разных проявлениях культуры и искусства: литература, живопись, фотоискусство, кинематография и пр. Отношение художника к женской  красоте характеризует его отношение  к миру в целом: «Художник, который  не изображает женский тип своего времени, не останется долго в  искусстве»19.

В литературе женский образ  так же, как и в изобразительном  искусстве, выражает не только тип своего времени, но и творческую индивидуальность автора. Например, в книге И.Ф. Анненского «Символы красоты у русских писателей» определяется несколько типов героинь в творчестве великих прозаиков: у А.С. Пушкина - «лучезарно-равнодушная», у М.Ю. Лермонтова - «вызывающая», у Н.В. Гоголя - «страдальчески-демоническая», у И.С. Тургенева - «властная и обезволивающая», а у Ф.М. Достоевского выделено целых три типа - «страдающая, страстно-циническая и злобно

20 расчетливая» . По мнению  Г.В. Семенова, для русского писателя создание

18 Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1990. - С. -421.

19 Братья Э. и Ж. Гонкуры, Цит.по: Русские красавицы в произведениях живописи и фото. Сост. Ефимов Э.М, Чижова И.Б., Фомин А.А. М., 1996. - С. - 10.

20 Анненский И.Ф. Символы красоты у русских писателей // Вторая книга отражений. М., 1987.- С. - 5. образа русской женщины «всегда являлась как бы пробным камнем,

Л 1 своеобразным экзаменом на истинное мастерство» .

На наш взгляд, анализ женского портрета в литературе и  искусстве определенной эпохи позволяет  увидеть не только мастерство художника  и особенности его индивидуальной картины мира, но также определить общие черты в восприятии женского образа той или иной эпохи, а, вместе с тем, отношение к красоте  и эстетике в целом. Одна из наших  задач - рассмотреть на материале  словесного портрета в малой прозе 60-90х годов XX века особенности репрезентации и восприятия женского образа того времени.

При кажущейся ясности  и изученности термина «портрет» он остается достаточно сложным. На это указывает множество различных его толкований в искусствоведческих и в литературоведческих работах. По мнению

22 известного искусствоведа  и специалиста в области портрета JI.C. Зингера , толкование этого  термина имеет по меньшей мере  три аспекта: 1) общее определение  портрета; 2) портрет как произведение  искусства; 3) портрет как жанр  какого-либо конкретного вида  художественного творчества. В нашей  работе важен еще один аспект: портрет как прием, способ воссоздания персонажа в литературном произведении.

Принято считать, что слово  «портрет» пришло в русский язык из старофранцузского: «portraire» или «pour-trait», означавшем «изображение черта в черту, черта за черту» или дословно «по черте». Произошедшее от латинского «protrahere», т.е. «извлекать наружу, напоказ, выставлять, обнаруживать», а затем «представлять, рисовать, живописать» (А.Г. Преображенский)23. М. Фасмер считал, что французское слово portrait пришло в Россию через нововерхненемецкий язык24, а П.Я. Черных предполагает, что оно появилось при голландском или немецком

21 Семенов Г.В. Избранное. M., 1983. - С. - 6.

22 Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. - М., 1986. - С. - 22.

23 Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. - М., 1958. - С. - 110.

24 Фасмер М. Этимологический  словарь русского языка. В 4х  тт. Т. 3. М., 1986. - С. - 335. посредничестве25. В русском языке слову «портрет» соответствует слово л/ подобень» .

В современном для нас  языке из исконного значения слова  «портрет» сохранилась и закрепилась сема «изображение», подчеркивающее глагольное происхождение слова «портрет». В нынешней трактовке понятия «портрет» появилось важное уточнение - «изображение человека». Это словосочетание, по отношению к слову «портрет», фигурирует во всех известных толковых словарях: В.И. Даля, С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, В.В. и J1.E. Лопатиных, Д.Н. Ушакова, А.П. Евгеньевой и др. На фоне сходных по сути определений «портрета», несколько отличным выглядит трактовка Д.Н. Ушакова, где на

Информация о работе Литературный герой