Литературный герой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 00:54, реферат

Краткое описание

Литературным героем принято называть одного из центральных персонажей в литературном произведении, того, кто сосредотачивает на себе внимание и является основным для развития сюжета и действия. Именно судьба литературного героя находится в центре фабулы любого литературного произведения.
Литературный герой является носителем конструктивной роли в произведении, он должен быть олицетворенным в представлении воображения. Помимо личности, это может быть животное, растение или фантастическое существо. Литературные герои делятся на главных, побочных и эпизодических.

Вложенные файлы: 1 файл

Литературный герой.docx

— 752.45 Кб (Скачать файл)

В малой прозе 60-90х годов совершаются  существенные сдвиги в эстетическом осмыслении действительности и проявляются  новые признаки, обусловленные прежде всего изображением внутреннего  мира человека: «стал пристальнее  исследоваться комплекс поступков, порой непостижимых человеческих эмоций, анализируя в человеке добро и  зло, любовь и ненависть, страх и  освобождение от страха как проявление самоуважения»45. По-новому начинает осмысливаться  образ человека - он становится центростремительной  темой в литературе и искусстве, что обуславливает повышенный интерес  к его художественно-эстетической репрезентации, к портрету46. Поэтому  основательный анализ портретного  описания в малых жанрах, обозначенного  нами периода, способствует выявлению  не только

45 Бондарев Ю.В. Поиск истины. М., 1976. - С. - 39.

46 В 60-7Ох годах портрету  посвящаются особые выставки: с  1971 г. ежегодно ленинградские  экспозиции «Наш современник», Всесоюзная выставка портрета в Вильнюсе и др. индивидуальных подходов и приемов в создании персонажей, но и особенностей художественной прозы того периода, раскрытию ее важнейших стилевых тенденций, изучению пути развития литературного процесса в целом.

Научная новизна работы заключается  в том, что впервые словесный  портрет в литературе рассматривается  как эстетическая версия личности. В диссертации представлена типология  женского словесного портрета, которая  отражает особенности восприятия и  видения женского образа авторами малой  прозы 60-90х годов XX века. В работе впервые описана возможность  обнаружения компонентов организации  художественного текста в структуре  словесного портрета, а также совпадение развития сюжета художественного произведения с развертыванием портрета персонажа. В исследовании выявлены ономастические и портретные аналогии в малой прозе 60-90х годов с произведениями русской классики.

Критерии отбора материала: 1) произведения авторов, которые зарекомендовали  себя как мастера малой прозы (В.П. Астафьев, Ю.П. Казаков, Б.А. Можаев, Ю.М. Нагибин, В.О. Пелевин, J1.C. Петрушевская, Е.А. Попов, В.Г. Распутин, Г.В. Семенов, Т.Н. Толстая, Ю.В. Трифонов, JI.E. Улицкая и др.); 2) рассказы, где женский персонаж занимает главное или одно из ведущих мест.

Предмет исследования: словесный женский  портрет и его эстетические версии.

Цель диссертации: проанализировать словесный женский портрет в  малой прозе 60-90х годов XX века с  точки зрения эстетического видения, в сопоставлении с другими  изобразительными видами искусств, в  частности, с живописью и фотографией, а также проследить эволюцию видения  и восприятия женского образа авторами, и пути постижения ими эстетического  идеала.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи, разделенные на два основных направления - теоретическое  и аналитическое:

1. Теоретически осмыслить проблему  словесного портрета и его  эстетических версий: определить  особенности взаимодействия и  взаимовлияния изобразительных  видов искусств в словесном  портрете; изучить основные подходы  к толкованию и типологизации  портрета; сформировать типологию  эстетических версий женского  словесного портрета; раскрыть взаимосвязь  внутренней структуры портрета  и композиции произведения в  целом;

2. Проанализировать малую прозу 60-90х годов в избранном нами теоретическом аспекте: подчеркнуть роль русской литературной традиции в портретировании женских персонажей; рассмотреть ономастические аналогии с русской классической литературой в женском словесном портрете; проследить эволюцию эстетических версий женского словесного портрета; выявить основные стилевые тенденции в портретном описании исследуемого нами периода малой прозы.

Методологическую основу работы составляют труды русских  и зарубежных исследователей в области  эстетики (Гегель, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, Вл.С. Соловьев, П.А. Флоренский и др.), теории жанра и стиля (М.М. Бахтин, Ю.Б. Борев, А.Б. Есин, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Г.Н. Поспелов, Б.В.Томашевский, В.И. Тюпа, В.Е. Хализев, Л.В. Чернец и др.), малых жанров (А.С. Георгиевский, А.В. Огнев, В.П. Скобелева, Э.А. Шубин,

В.И. Этов и др.), портрета (М.М. Андронникова, М.В. Алпатов, Б.Е. Галанов, Л.Я. Гинзбург, Л.Н. Дмитриевская, Л.С. Зингер, Л.И. Кричевская, Н.М. Тарабукин и др.). При общей характеристике литературного процесса диссертант учитывал работы Г.А. Белой, О.В. Богдановой, В.В. Кожинова, Н.Л. Лейдермана, М.Н. Липовецкого, Г.Л. Нефагиной, И.С. Скоропановой, а также автор опирался на опыт кафедры русской литературы и журналистики XX и XXI веков Московского педагогического государственного университета.

В работе применяются историко-литературный, сравнительно-типологический, структурный  методы изучения, а также герменевтический, тендерный подходы.

Теоретическая значимость диссертации  состоит в том, что положенный в основу метод научной исследования и те обобщения, которые она содержит, представляют интерес для исследователя  русской литературы второй половины XX века, для теоретика литературы, эстетика и для искусствоведа.

Практическое значение диссертации  связано с тем, что материалы  и результаты исследования могут  быть использованы в лекциях и  практических занятиях по русской литературе второй половины XX века, в вузовских  курсах по выбору и спецсеминарах  по проблемам малой прозы, на уроках в старших классах средней  школы, а также при написании  учебных пособий.

Апробация работы. Основные положения исследования обсуждались  на аспирантском семинаре и заседании  кафедры «Русской литературы и журналистики XX-XXI веков» МПГУ, апробировались в выступлениях на пяти межвузовских конференциях (X и XI Шешуковские чтения (2005,2006), Прокофьевские чтения (2005), конференция «Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых» (2002, 2003, 2006). Основные положения диссертации изложены в шести публикациях (две тезисные и четыре статьи, одна из них опубликована в журнале «Русская речь» (№4, 2007), который входит в обязательный список ВАК).

Структура диссертации определена целью исследования и поставленными  задачами. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованной литературы и Приложения (репродукции женских портретов  русских живописцев 60-90х годов XX века, сводная таблица особенностей портретирования в анализируемых  рассказах).

Заключение диссертации по теме "Русская литература", Давлетова, Альбина Робертовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При всем многообразии исследований о портрете, эстетический подход к  анализу словесного портрета был  предпринят впервые в нашей работе, что определяет ее новизну и значимость в области литературоведения, эстетики и искусствоведения. Предмет нашего исследования - женский портрет как художественный элемент рассказов 60-90х годов - свидетельствует о закономерностях и тенденциях в разных проявлениях культуры: литература, живопись, художественная фотография. Общность стиля литературы и изобразительного искусства - это проявление единства художественного сознания331. Поэтому тщательное изучение «пограничного» проникновения поэтики одного вида искусства в другой в рамках портрета позволяет говорить о постоянном взаимодействии слова, рисунка, живописи и фотоискусства.

Охарактеризовав проблемные узлы в толковании словесного портрета и в разделении его на типы, мы предложили свою трактовку портрета, как эстетической версии человеческой личности, на основе которой мы сформировали типологию эстетических версий женского портрета в малойпрозе 60-90х годов XX века. Она состоит из четырех основных, на наш взгляд, версий: портрет-набросок и портрет-картина, портрет-шарж и портрет-икона. Портрет-набросок и портрет-картина сопоставлены между собой по манере исполнения, учитывая техническую сторону изображения (количество портретных фрагментов, последовательность нанесения штрихов, композиция и др.), а портрет-икона и портрет-шарж соотнесены по идейно-смысловому содержанию портрета, относительно его близости или удаленности от эстетического идеала.

Согласно нашему анализу  текстов, все четыре версии тесно  между собой взаимосвязаны, и  в одном произведении в портретировании героинь можно заметить свойства нескольких из них, что свидетельствует о

331 Лихачев Д.С. Человек в Древней Руси. М., 1958. многогранности и таинственности человеческой личности, а особенно женских персонажей. Например, в рассказах «Женька» B.JI. Кондратьева, «Мадемуазель» Ю.М. Нагибина сочетаются портрет-картина и портрет-шарж; в рассказах«Первый налет» И. Грековой, «Бронька» Л.Е. Улицкой -портрет-набросок и портрет-икона и т.д.

При анализе эстетических версий словесного портрета мы учитывали  его взаимосвязь с композицией  произведения в целом, а также  возможность обнаружения таких  компонентов внутренней организации  литературного текста, как заглавие, внутренние заглавия, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Из-за небольшого объема жанра малой прозы проследить все названные компоненты в структуре словесного портрета довольно сложно, но тщательный его анализ в качестве самостоятельного текста свидетельствует о том, что его развитие может происходить параллельно с развитием сюжета произведения («Первый налет» И. Грековой, «Соня» Т.Н. Толстой, «Лизавета» Г.В. Семенова, «В ту же землю» В.Г. Распутина и др.).

По нашим наблюдениям, взаимодействие живописи и фотоискусства в словесном  женском портрете в рассказах  малой прозы происходит на всех обозначенных нами в теоретической главе принципах:

- цитация («<span class="Normal__Char" style=" font-family: '


Информация о работе Литературный герой