Проза Л. Чарской для детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 16:18, реферат

Краткое описание

В современном литературоведении понятие «детская» литература остается одним из самых условных и спорных. Это объясняется тем, что теория «текста для детей» находится в стадии разработки, тем, что из века в век включаемые в «круг детского чтения» произведения оказывались предельно неоднородными по своим художественным параметрам. Наряду с безусловно «детскими» произведениями в круг детского чтения всегда входили тексты, специально не ориентированные на подрастающее поколение, но рекомендуемые для детского чтения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГЛАВА I. ЖИЗНЬ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
1.1. ПОПЫТКА РЕКОНСТРУКЦИИ БИОГРАФИИ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ . . . . 12
1.2. БИОГРАФИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В ПРОЗЕ Л.ЧАРСКОЙ. . . . . . . . . . 20
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ИНСТИТУТСКИХ» ПОВЕСТЕЙ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ
2.1. ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТЕЙ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ «ЗАПИСКИ ИНСТИТУТКИ», «КНЯЖНА ДЖАВАХА», «ЛЮДА ВЛАССОВСКАЯ» . . . . . . 30
2.2. ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА «ИНСТИТУТСКИХ» ПОВЕСТЕЙ ЛИДИИ ЧАРСКОЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

Вложенные файлы: 1 файл

диплом по Чарской.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

Лидия Чарская отдавала себе отчет, что «детская» проза может использовать только те художественные приемы, которые понятны сознанию маленьких читателей. Поэтому характеры девочек раскрываются через их поступки, взаимоотношения с людьми и портретные описания.

Интересно то, что именно на уровне портретной характеристики раскрывается отношение самого автора к персонажам. Если герой произведения вызывает у автора симпатию, то обязательно описываются его глаза. Все персонажи разделяются на две группы: живые души, чье внутреннее состояние и движения души передаются через выражение и глаз и персонажи, лишенные душевной жизни.

Уже в самом начале первой повести «Записки институтки» дается описание глаз Ивася, молодого садовника, его глаза – «добрые». В портретной характеристике матери Люды Вассовской тоже внимание обращено на глаза: «…худенькие, бледные щеки, ее ясные, как у ребенка, синие глаза, полные слез…»(1, 9).

В самохарактеристике героини автор явно использует толстовский прием. Великий предшественник Чарской Л.Н. Толстой замечал: «Глаза у Катюши Масловой как черная смородина». В повести Лидии Чарской героиня «…кудрявое маленькое существо, с двумя черешнями вместо глаз и целой шапкой смоляных кудрей»(1, 12).

Важнейшая черта во внешнем облике юной княжны Джавахи – глаза: «На соседнем со мною месте сидела бледная, худенькая девочка, с двумя длинными блестящими черными косами… Бледная девочка встала при первых словах классной дамы и подняла на нее большие черные и недетски серьезные глаза» (1,14).  Когда Нина читает стихотворение ее щечки «разгорелись, черные глаза заблестели, она оживилась и стала ужасно хорошенькая»(1,18). Люда Влассовская видит, что Нина Джаваха подбадривает ее глазами – «черные глаза Нины молча ободрили меня»(1,19). Если Нина Джаваха сердится ее глаза «сердито блестят», при воспоминаниях о Кавказе «глаза ее горели как звезды» (1,26). «- Скорее бы прошли эти скучные дни… - шептала Нина, - весною за мной приедет папа и увезет меня на Кавказ… Целое лето я буду отдыхать, ездить верхом, гулять по горам… - восторженно говорила она, и я видела, как разгорались в темноте ее черные глаза, казавшиеся огромными на матово-бледном лице»(1,27). Именно в глазах Нины Джавахи Люды Влассовская постоянно видела поддержку: «…в ее милых глазах, обращенных ко мне, я видела такую заботливую ласку, такую теплую привязанность, что моя жизнь в чужих, мрачных институтских стенах становилась как бы сноснее»(1,40). Вообще, все эмоции подруги главной героини передаются через движения глаз: «Миндалнвидные черные глаза Нины лихорадочно загорались под прозрачно-матовой кожей нежного виска» (1,40), во время молитвы она поднимает «черные глаза». В минуты радости Люда Влассовская и ее подруга Нина Джаваха смотрят друг на друга «сквозь радостные слезы глазами»(1,43).

Из учителей выделяется фройлейн Генинг «маленькая, плотная немка с добродушными глазами»(1,30).

Интересно, что даже некоторые из героинь, которые не вызывают симпатии у главной героини, но являются цельными личностями также представлены, как люди, имеющие свой собственный мир. Так Ирочка Трахтенберг рисуется автором как «высокая, белокурая, с водянистыми глазами шведка…»(1,31), или «я заметила надменно вздернутую верхнюю губку и бесцветные, водянистые глаза на прозрачно-хрупком, некрасивом личике» (1,38). Совсем иначе оценивает те же глаза Нина Джаваха, которая искренне восхищается Ирой Трахтенберг «Ах, Галочка, какая она милочка! Какие у нее глаза, синие, синие… и волосы как лен!»(1,38).

В повести «Княжна Джаваха» дается развернутая характеристика Варюше Чикуниной. По своему темпераменту она далека от страстных и энергичных Люды Влассовской и Нины Джавахи, но по отношению к миру она близка любимым героиням Чарской. Варюша характеризуется, как девочка тонкой душевной организации: «В углу около комода… высокая, стройная, не по годам серьезная Варюша Чикунина, прозванная за свое пение Соловушкой, стоя  расчесывала свои длинные шелковистые косы и пела вполголоса: Ах Ты Русь моя, / Русь привольная… Девочка с таким нежным голоском и мечтательными глазами не могла быть злою…Она внезапно оборвала песню и вскинула на меня удивленные глаза» (2,172).  И, действительно, девочка жалеет Нину и дает ей верный совет. Так в тексте второй повести Л. Чарской еще раз подчеркивается, что глаза – это настоящее зеркало души. Герои, лишенные взгляда, - герои отрицательные.    

Директриса Павловского института характеризуется, как женщина красивая. И, действительно, ее внешняя привлекательность обращается на себя внимание девочек: «Навстречу нам поднялась высокая, стройная дама, полная и красивая, с белыми, как снег, волосами» (1,11). Автор использует и своеобразные прием «закрепления» внешнего облика директрисы: «На площадке лестницы стояло зеркало, отразившее высокую красивую женщину»(1, 11), - такой видит директрису Люда Влассовская. «Высокая седая женщина, казавшаяся мне настоящей королевой, присутствовала при нашем разговоре»(2, 164), - отмечено в тексте повести «Княжна Джаваха».

Среди многочисленных портретных характеристик одноклассницы девочек  - Бельской есть комментарии о ее лице. Она - «блондинка с вздернутым носиком» (1,15). Одна из первых учениц, полный антипод Нины Джавахи, Крошка девочка с «бледным, худеньким личиком в окружении белокурых волос». Ее лицо достаточно часто «сердито», а «узкие губы плотно сжаты»(1,30). Двоечница Катя Ренн, «страшная лентяйка, последняя ученица», и вообще девочка абсолютно безразличная к тому, что ее окружает - «высокая и полная», «ленивая, вялая»,  «миловидная девочка, лет восьми на вид»(1,21). Маня Иванова – «веселая, бойкая шатенка с коротко остриженными волосами»(1,21). Маня Корсак – «миниатюрная блондинка», которая «казалась почти воздушной» (1,46).  При характеристике персонажей, отношение к которым негативно, автор избегает вообще упоминания слова «глаза». Даже в тех случаях, когда необходимо передать взгляд,  в тексте дается обтекаемая фраза: «…она подвела меня к высокой девочке, недружелюбно поглядевшей на меня из-под белобрысых бровей» (2,169).

В повести «Княжна Джаваха» главная героиня отдает должное красоте своей однокласснице-Крошке: «В разговор вмешалась хорошенькая миниатюрная девочка, удивительно похожая на белых ангелов, изображаемых на картинках» (2,171). Но и в этом предельно объективном описании нет упоминания о глазах девочки. Так автор выходит на достаточно интересную проблему красоты. По существу, автором отрицается красота внешняя, а по-настоящему красивыми становятся только те героини, кто наделен доброй душой, пониманием, желанием понять и помочь окружающим.

Первая и вторая «институтские» повести имеют одинаковые структуры. Вначале описывается жизнь главных героинь до института, потом рисуется сложных процесс привыкания к новой жизни и далее следует борьба за сохранение собственного внутреннего мира. Из институтских повестей мы узнаем, что кормили скудно, одеяла на постелях грели плохо, ежедневная казенная одежда и обувь шились из грубого материала и не радовали глаз. Особенно трудно приходилось поначалу, пока шло нелегкое привыкание, тогда ошеломленная, испуганная «новенькая» отчаянно нуждалась в утешении, тепле, сочувствии.

Героинь Чарской упрекали за «обожания» по отношению к учителям и к старшим девочкам; за поцелуи, объятия, чрезмерные восторги и клятвы, которые давались друг другу едва ли не по пустякам, за экзальтированные поступки, когда, например, одна девочка пробиралась в лазарет к другой, стараясь заразиться от нее и тоже заболеть, из солидарности, — это значило пожертвовать своим здоровьем ради подруги.

Однако так действительно было во всех закрытых учебных заведениях для девочек — ив Смольном институте в Петербурге, и в Елизаветинском в Москве, и в любом другом, где бы он ни находился, — были и «обожания», и клятвы, и восторги. Душа затворницы томилась без впечатлений, и надо было искать способ, как пережить эти однообразные дни, месяцы, годы. И потому каждый пустяк здесь превращался в событие и долго обсуждался, потому поздними вечерами, когда классная дама оставляла девочек одних, собирались, на чьей-нибудь кровати и в темноте рассказывали страшные истории, доводя друг друга до обмороков, до истерик.

Однако было в этом «отроческом заточении» и немало такого, что навсегда оставляло добрый след в душах воспитанниц. Жизнь в закрытом учебном заведении разительно отличалась от жизни девочек, получавших домашнее образование и воспитание или обучавшихся в обычных гимназиях. Здесь выше всего ценились не звания, а знания — за них уважали и награждали, а ленивые всегда получали по заслугам, независимо от происхождения.

Здесь царил закон справедливости и равенства. Когда Нина Джаваха, только что принятая в класс, с гордостью сообщает о своем княжеском происхождении, она получает хороший урок от остальных девочек. Каждый ее шаг они сопровождают насмешливо-почтительными реверансами, каждую минуту особенно озорные из них успевают к месту и не к месту обратиться с поклоном к «сиятельной» особе, и, наконец, самая скромная из всех объясняет растерянной Нине: «Видите ли, у вас такой вид, будто вы куда лучше и выше нас всех... Вы титулованная, богатая девочка, генеральская дочка... а мы все проще... Не надо подчеркивать, знаете...»

Здесь, среди сверстниц, ярче выявлялись характеры, склонности, дарования. Здесь некуда было спрятаться от сорока пар глаз и все твои достоинства и недостатки были на виду. Жизнь класса не выглядит в повестях Чарской безмятежной, напротив, частенько возникают всяческие конфликты. Среди многих классных конфликтов Чарская, выделила очень важный, особенный: конфликт одной ученицы с целым классом.

Здесь гораздо чаще, чем дома, жизнь вынуждает девочек признавать свою неправоту, просить прощения, быть менее эгоистичными, обращаться к совести страдать от раскаяния.

Что, как не все это, заставляло девушек со слезами благодарности расставаться с подругами и учителями и считать эти годы лучшей порой юности. За семь лет совместного существования здесь возникала большая, настоящая преданная дружба, проходившая через многие испытания.

С каким восторгом пишет о своем друге, княжне Нине Джаваха, героиня повести «Записки институтки» Люда Влассовская, на какую высоту благородства способны подняться девочки ради дружбы. Люда отмечает в Нине все самое лучшее, самое глубокое — ее духовную силу и красоту.

Подробно описывая в своем произведении иерархию институтских отношений, Чарская подчеркивает, что девочки разделяются не по успеваемости и поведению, а только по своим нравственным и духовным качествами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате изучения «институтских» повестей писательницы нам удалось установить, что основное внимание Лидии Чарской было сосредоточено на воссоздании собственного душевного опыта. Для писательницы важно было поделиться с детской аудиторией собственными представлениями о том, как протекает жизнь в закрытых учебных заведениях. Писательница стремиться объяснить, что жизнь в институте  - достаточно сложное испытание для ребенка, привыкшего к теплоте и гармонии детской вольной жизни.

Писательницу Лидию Чарскую обвиняли в идеализации закрытых институтов, но, рассматривая проблематику повестей Лидии Чарской «Записки институтки», «Княжна Джаваха» и «Люда Влассовская», нами установлено, что на самом деле писательница была далека от идеализации Павловского института. Она описывает его достаточно объективно, показывая, как сложна жизнь ребенка, оторванного от родителей, вырванного из привычной домашней среды. Писательница обращает внимание на некоторые негативные стороны институтского бытия. Это и существующая система доносительства, и строгие правила, которые нивелируют личность ребенка, заставляют строго следовать выработанным правилам, часто искажающим детскую индивидуальность. Наиболее типичным приемом в «институтских» повестях писательницы является прием противопоставления. Так Чарская использует контраст при описании пейзажа родного края героинь и пейзажа Петербурга, быта и нравов провинции и института. Выбранный писательницей прием еще резче подчеркивает негативные стороны жизни в закрытом учебном заведении. Следует отметить, что прием контраста раскрывает истинное отношение писательницы к институтской жизни, скрытое в подтексте.

На основе анализа детских образов в «институтских» повестях нами были выявлены основные типологические черты. Главные героини Чарской -это сильные натуры, с удивительно чистой душой и высокими нравственными качествами. В силу монолитности своих характеров они принципиально отличаются от окружающих их персонажей. Они никогда не забывают о добре, сострадании, чести, они стремятся быть полезными людям, мечтают служить высоким идеалам добра и справедливости. Именно поэтому они занимают особое место в системе образов повестей Лидии Чарской. Все главные героини принадлежат к одному и тому же психологическому типу, все они отличаются свободолюбием, глубиной чувств и силой воли.

Особенности героинь Чарской проявляются в их отношении к окружающим. И Люда Влассовская, и Нина Джаваха оказываются способными на глубокую дружбу. Духовные потребности героинь накладывают свой отпечаток на их поведение.

Во всех трех повестях героини оказываются перед состоянием выбора. Они могут избрать бесконфликтный путь и стать такими как все или сохранить свою индивидуальность, остаться верными самим себе. И Люда Влассовская, и Нина Джаваха, и Маруся Запольская находят в себе силы сопротивляться серой массе. Они делают свою жизнь насыщенной и интересной. Писательница показывает, как ее героини совершают иногда по-детски необдуманные поступки, но и в ночных поисках привидения, и в посещении страшной репетиционной комнаты, и в борьбе с нечестным учителем литературы отражаются представления девочек о верности слову, чести, благородстве.

В иерархии детских характеров особенное место занимает Нина Джаваха, так как она достигает гармонии и взаимопонимания с близкими ей по духу людьми. И это парадоксальным образом еще больше усиливает ощущение трагичности повести. Чарская, словно бы под влиянием какого-то исторического прозрения, заставляет своих юных читателей задуматься над тем, что ее сильные духом и внутренне красивые героини не смогли до конца реализовать себя. Стремление соединить жизнь по правилам и колоссальную внутреннюю свободу, по мысли писательницы, невозможно. Чарская показала, что как бы ни был внутренне силен человек, как не стремился он определить свою судьбу – это оказывается недостижимым, потому что жизнь и смерть подчиняются общему закону бытия, а он един для всех.

Общность образов главных героинь естественным образом отражается и на структуре произведений Лидии Чарской. Намечается определенное сходство и в построении всех трех повестей писательницы особенно на сюжетном уровне.

Все «институтские» повести начинаются с краткой экспозиции, в которой рассказывается о доинститутской жизни главной героини. Все остальные элементы сюжета, как показал анализ, работают на расширение характеристики главной героини, на то, чтобы показать, как тяжело вписываются в жизнь института девочки, в силу личностных особенностей отличающиеся от остальных своими устремлениями, необычностью, яркостью.

Информация о работе Проза Л. Чарской для детей