Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература".

Вложенные файлы: 1 файл

Literaturovedenie.docx

— 470.51 Кб (Скачать файл)

К экзамену по литературоведенИЮ

  1. Литературоведение-
  • наука, изучающая художественную литературу
  • Филологическая дисциплина

Предмет изучения - произведения художественной словесности.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ как наука возникло в начале 19 века. Еще со времен античности существовали литературные труды. Аристотель был первым, кто попытался их систематизировать в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика). Ему же принадлежит теория катарсиса и мимесиса. Платон создал историю об идеях. В 17 веке Н. Буало, опираясь на более раннее творение Горация, создал свой трактат «Поэтическое искусство»,в котором обособляются знания о литературе, но это еще не была наука. В 18 веке немецкие ученые пытались создать просветительские трактаты (Лессинг «Лаокоон. О границах живописи и поэзии», Гербер «Критические леса»). В начале 19 века в философии, искусстве, идеологии начинается эпоха романтизма. В это время свою теорию создали братья Гримм. Литература изучается с точки зрения разных наук,потому что как вид искусства, она создает эстетические ценности. Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм.

Предметом литературоведения  является не только художественная литература, но и вся художественная словесность  мира – письменная и устная.

Современное литературоведение  состоит из ТРЕХ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ:

  • теории литературы;
  • истории литературы;
  • литературной критики.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ изучает  общие закономерности литературного  процесса, литературу как форму общественного  сознания, литературные произведения как единое целое, специфику взаимоотношений  автора, произведения и читателя. Вырабатывает общие понятия и термины. Теория литературы взаимодействует с другими  литературоведческими дисциплинами, а  также историей, философией, эстетикой, социологией, лингвистикой. Поэтика - часть  теории литературы, изучающая состав и строение литературного произведения. Теория литературного процесса - чпсть теории литературы, изучающая закономерности развития родов и жанров. Литературная эстетика – изучает литературу как вид искусства.

Исторический подход к  художественным произведениям дает ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Историк литературы изучает всякое произведение как  неразложимое, целостное единство, как индивидуальное и самоценное явление в ряду других индивидуальных явлений. Анализируя отдельные части  и стороны произведения, он стремится  лишь к пониманию и интерпретации  целого. Это изучение восполняется и объединяется историческим освещением изучаемого, т.е. установлением связей между литературными явлениями  и их значения в эволюции литературы. Таким образом, историк изучает  группировку литературных школ и  стилей, их смену, значение традиции в  литературе и степень оригинальности отдельных писателей и их произведений. Описывая общий ход развития литературы, историк интерпретирует это различие, обнаруживая причины данной эволюции, заключающиеся как внутри самой  литературы, так и в отношении  литературы к иным явлениям человеческой культуры, в среде которых литература развивается и с которыми находится  в постоянных взаимоотношениях. История  литературы является отраслью общей  истории культуры. 
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (а также насущных проблем общественной и духовной жизни, поэтому часто носит публицистический, политико-злободневный характер), с точки зрения эстетической ценности; выражает самосознание общества и литературы в их эволюции; выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ: a) текстология – изучает  текст как таковой: рукописи, издания, редакции, время написания, автор, место, перевод и комментарии; b) палеография  – изучение древних носителей  текста, только рукописи; c) библиография – вспомогательная дисциплина любой  науки, научная литература по тому или  иному предмету; d) библиотековедение  – наука о фондах, хранилищах не только художественной, но и научной  литературы, сводные каталоги.

  1. Художественная литература как искусство слова

 

Художественная литература наряду с музыкой, живописью и  т. п. является одним из видов искусства. Слово «искусство» многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую определенное идейно-эстетическое содержание. При этом каждый вид искусства использует «свой» материал: музыка — звук, живопись — краски, архитектура — камень, дерево, металл и т. д. Специфика художественной литературы заключается в том, что это — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции человеческого языка. Таким образом, литература — это искусство слова.

Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование личности. Искусство слова давно  уже стало частью той социальной и культурной среды, в которой  развивается каждый человек. Литература сохраняет и передает из поколения  в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь напрямую к сознанию человека, так как материальным носителем  образности в литературе является слово. Взаимосвязь слова, точнее, речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово — результат мысли и ее инструмент. С помощью слов мы не только выражаем то, что думаем: сам мыслительный процесс имеет вербальную (словесную) основу и невозможен вне речи. И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли. В истории литературы можно найти множество примеров, подтверждающих это. Нередко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литературные произведения становились инструментом агитации и пропаганды (например, произведения советской литературы). Безусловно, это крайние проявления, но даже в том случае, когда литература напрямую не претендует на роль агитатора и наставника, она доносит до человека представления об определенных нормах, правилах, наконец, предлагает ему определенный способ видения мира, формирует его отношение к той информации, которую человек получает ежедневно.

Художественную  литературу можно считать самым  разносторонним видом искусства: например, замечательная картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» нуждается  в историческом комментарии, а роман  А. Толстого «Петр I» – нет: он доносит  дыхание эпохи в деталях быта и человеческих отношений.

Первоосновой  драматического театра является именно художественная литература. Национальные театры создавались на основе произведений Шекспира, Островского, Гоголя, Чехова, Ибсена, Шоу и др. Литературный текст  послужил созданию оперного искусства: величайшие гении Чайковский и Мусоргский при создании своих опер обращались пушкинским текстам («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов»).

На  основе текста – сценария – создаются  фильмы. Многие из них являются экранизациями  художественных произведений («Мастер  и Маргарита» и «Идиот» В. Бортко, «Война и мир» С. Бондарчука).

Художественная  литература тесно связана с обществом, с его движением к гуманистическому идеалу. Литература является средоточием  общественно-исторического опыта  и опыта личности в освоении окружающего  мира. Она помогает устанавливать  связь между поколениями, формировать, развивать и укреплять шкалу  ценностей.

Литература  в обществе выполняет несколько  функций: познавательную (изучение окружающего мира), эстетическую (воспитание чувства прекрасного), эвристическую («открытие мира»), коммуникативную (диалог «автор-читатель») и др.

Как видим, литература заслуженно названа  лидером среди других видов искусства  в силу своей значимости для развития как отдельного человека, так и всего человечества - и в конкретную эпоху, и в глобальном смысле.

 

                             3.Литература и наука. Художественный образ.

Во времена многовековой людской  деятельности возникали все возможные  искусства и науки: живопись, музыка, скульптура, кино, графика, архитектура, театр...

И наука, и художественная литература делятся с людьми большой познавательной силой, и имеют не мало важное значение посвящения народа в культуру. По своему поучающему значению выдающиеся литературные произведения трудам научным нисколько не уступают. Как заметил в одном из своих писем Ф.Энгельс, из романов Бальзака, писателя Франции, в сфере экономических деталей, он узнал больше, чем из книг экономистов, статистиков, великих историков вместе взятых.

Всё же литература и наука имеют  свои цели и предмет познания. К  науке относятся законы общественные и природные. А к литературе, общественная человеческая жизнь, духовный и внутренний мир.

Художественные произведения поучительны  и интересны тогда, когда в  них изображены истинные люди, находящиеся  в поисках справедливости, смысла жизни, добра, с их эмоциональными мыслями. Не с проста в устах М.Горького литература называлась: - «человеко-ведение».

Мир людей эмоционально и духовно  обширен и богат, а их деятельность разнообразна. По этой причине многосторонне  и многогранно в литературе содержание.

Художественный  образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. Художник стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.

Итак, «художественный образ — это  конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л. И. Тимофеев).

Под образом нередко понимается элемент или часть художественного  целого, как правило, такой фрагмент, который словно обладает самостоятельной  жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы, как «парус» у М. Ю. Лермонтова).

Художественный образ  становится художественным не потому, что списан с натуры и похож  на реальный предмет или явление, а потому, что с помощью авторской  фантазии преобразует действительность. Художественный образ не только и  не столько копирует действительность, сколько стремится передать самое  важное и существенное. Так, один из героев романа Достоевского «Подросток» говорил о том, что фотографии очень редко могут дать правильное представление о человеке, потому что далеко не всегда человеческое лицо выражает главные черты характера. Поэтому, например, Наполеон, сфотографированный в определенный момент, мог бы показаться глупым. Художник же должен отыскать в лице главное, характерное. В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» дилетант Вронский и художник Михайлов рисовали портрет Анны. Кажется, что Вронский лучше знает Анну, больше и глубже понимает ее. Но портрет Михайлова отличался не только сходством, но и той особенной красотой, которую смог обнаружить только Михайлов и которую не заметил Вронский. «Надо было знать и любить ее, как я любил, чтобы найти это самое милое ее душевное выражение», — думал Вронский, хотя он по этому портрету только узнал «это самое милое ее душевное выражение».

На разных этапах развития человечества художественный образ принимает различные формы.

Это происходит по двум причинам:

изменяется сам  предмет изображения — человек,

изменяются и формы его отражения искусством.

Есть свои особенности  в отражении мира (а значит и  в создании художественных образов) художниками-реалистами, сентименталистами, романтиками, модернистами и т. д. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального и т. д.

В образах литературы классицизма, например, на первый план выдвигается  борьба чувства и долга, причем положительные  герои неизменно делают выбор  в пользу последнего, жертвуя личным счастьем во имя государственных  интересов. А художники-романтики, напротив, возвышают героя-бунтаря, одиночку, отвергшего общество или отвергнутого им. Реалисты стремились к рациональному познанию мира, выявлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. А модернисты объявили о том, что познать мир и человека можно лишь с помощью иррациональных средств (интуиция, озарение, вдохновение и т. д.). В центре реалистических произведений стоит человек и его взаимоотношения с окружающим миром, романтиков же, а потом и модернистов, интересует в первую очередь внутренний мир их героев.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"