Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 21:33, курсовая работа
В данной курсовой работе исследуется процесс материально-технического обеспечения на предприятии.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность работы материально-технического обеспечения;
2. Изучить формы материально-технического обеспечения на предприятии;
3. Проанализировать инфраструктуру и организационную структуру отдела материально-технического обеспечения;
4. Рассмотреть основные функции отдела;
5. Изучить основные методы определения и расчета потребностей в материальных ресурсах;
6. Рассмотреть опыт совершенствования организации обеспечения ресурсами фирмы, а также опыт применения информационных систем планирования на отечественных предприятиях;
7. Предложить пути совершенствования процесса обеспечения на примере предприятия ООО «Драйв Инвест».
Предмет исследования – материальный поток на предприятии. Объект исследования – предприятие ООО «Драйв Инвест».
Введение…………………………………………………………………………………..5
1 Теоретические основы организации материально-технического обеспечения предприятия ……………………………………………………………............................7
2 Организация материально-технического обеспечения на предприятии ООО «Драйв Инвест»………………………………………………………………………….12
3 Пути совершенствования организации обеспечения фирмы ресурсами для осуществления производительной деятельности ………………………………….…24
Заключение………………………………………………………………………………32
Список используемых источников…………….……………………………………….34
Структура и динамика изменения запасов предприятия представлена в таблице 2.2:
Таблица 2.2.2 - Структура и динамика изменения запасов ООО «Драйв инвест».
Наименование |
На начало периода |
На конец периода |
Отклонение, тыс. руб. |
Темп прироста, % | ||
тыс. руб. |
в % |
тыс. руб. |
в % | |||
Запасы, всего |
128800 |
100 |
284890 |
100 |
156090 |
121,2 |
в том числе: | ||||||
Сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
75080 |
58,3 |
195350 |
68,6 |
120340 |
160,2 |
Готовая продукция и товары для перепродажи |
32730 |
25,4 |
48040 |
16,9 |
15325 |
46,8 |
Товары отгруженные |
18810 |
14,6 |
41500 |
14,5 |
22540 |
120,6 |
Расходы будущих периодов |
2180 |
1,7 |
0 |
0 |
-2182 |
-100 |
Анализ данных таблицы 2.2 показывает, что запасы предприятия возросли. Это связано, прежде всего, с увеличением объема продаж. При этом в первую очередь, увеличилась доля сырья и материалов.
В результате анализа
технико-экономических
- сезонность спроса;
- высокая материалоемкость;
- широкая номенклатура применяемых материалов;
- с учетом требований рынка необходимость широкого ассортимента предлагаемой продукции;
- ежегодное освоение новых видов продукции.
Планирование запасов на предприятии осуществляется по нижеприведенной методике.
Основной математической моделью, которая применяется на предприятии для планирования запасов, является так называемая классическая модель экономического размера заказа, когда для упрощения принимаются условия равномерного потребления (расхода) и постоянного определенного отставания времени поставки от момента заказа продукции (марки материала) у поставщика. При этом минимизируются суммарные издержки хранения запасов, которые берутся прямо пропорционально объему этих запасов и времени хранения, и издержки, связанные с заказом, которые постоянны для каждого заказа и не связаны с объемом заказа. Оптимальный размер заказа (партии) поставки можно определить по следующей формуле [10, c. 38]:
где Qопт – оптимальная партия поставки;
с2 – сумма издержек хранения и потерь от иммобилизации (пролеживания) единицы материала в запасе за планируемый период T (продолжительность года – T=365 дней);
с1 – сумма постоянных
транспортно-заготовительных
Q – потребность в материале на планируемый период T.
Норматив оборотных средств, по запасам комплектующих исчисляется на основании их среднего однодневного расхода и средней нормы запаса в днях.
Однодневный расход определяется путем деления затрат на определенный элемент оборотных средств на 90 дней (при равномерном характере производства – на 360 дней).
Средняя норма оборотных средств определяется как средневзвешенная величина исходя из норм оборотных средств на отдельные виды или группы комплектующих и их однодневного расхода.
Норма оборотных средств по каждому виду комплектующих, учитывает время пребывания в текущем, страховом, транспортном, технологическом и подготовительном запасах.
Текущий запас – основной вид запаса, необходимый для бесперебойной работы предприятия между двумя очередными поставками. На размер текущего запаса влияют периодичность поставок комплектующих по договорам и объем их потребления в производстве. Норма оборотных средств, в текущем запасе обычно принимается в размере 50% среднего цикла снабжения, что обусловлено поставкой комплектующих несколькими поставщиками и в разные сроки.
Страховой запас – второй по величине вид запаса, который создается на случаи непредвиденных отклонений в снабжении и обеспечивает непрерывную работу предприятия. Страховой запас принимается, как правило, в размере 50% текущего запаса, но может быть и меньше этой величины в зависимости от местоположения поставщиков и вероятности перебоя в поставках.
Транспортный запас сознаётся в случае превышения сроков грузооборота в сравнении со сроками документооборота на предприятиях, удаленных от поставщиков на значительные расстояния.
Подготовительный запас связан с необходимостью приемки, разгрузки, сортировки и складирования комплектующих. Нормы времени, необходимого для этих операций, устанавливаются по каждой операции на средний размер поставки на основании технологических расчетов или посредством хронометража.
Норматив оборотных
средств в запасах
где Р – однодневный расход;
Т – текущий запас;
С – страховой запас;
М – транспортный запас;
Д – подготовительный запас.
В таблице 2.2.3 приведены данные по нормативам комплектующих ООО «Драйв Инвест»:
Таблица 2.2.3 - Дневные нормативы оборотных средств в запасах комплектующих в ООО «Драйв Инвест», млн.руб.
Товарные группы |
Текущий запас |
Страховой запас |
Транспортный запас |
Подготовительный запас |
Итого: |
Процессоры |
211 |
105,5 |
42,2 |
10,55 |
369,25 |
Материнские платы |
421 |
210,5 |
84,2 |
21,05 |
736,75 |
Звуковые карты |
107 |
53,5 |
21,4 |
5,35 |
187,25 |
Корпуса |
158 |
79 |
31,6 |
7,9 |
276,5 |
Модемы |
123 |
61,5 |
24,6 |
6,15 |
215,25 |
Сканеры |
279 |
139,5 |
55,8 |
13,95 |
488,25 |
Видеокарты |
102 |
51 |
20,4 |
5,1 |
178,5 |
Жесткие диски (HDD) |
104 |
52 |
20,8 |
5,2 |
182 |
Модули памяти |
156 |
78 |
31,2 |
7,8 |
273 |
Мониторы |
303 |
151,5 |
60,6 |
15,15 |
530,25 |
Ноутбуки |
1345 |
672,5 |
269 |
67,25 |
2353,75 |
Принтеры |
620 |
310 |
124 |
31 |
1085 |
Манипуляторы |
97 |
48,5 |
19,4 |
4,85 |
169,75 |
ИБП |
325 |
162,5 |
65 |
16,25 |
568,75 |
CD-R, CD-RW, DVD-R устройства |
206 |
103 |
41,2 |
10,3 |
360,5 |
USB Flash Drive |
494 |
247 |
98,8 |
24,7 |
864,5 |
Страховой запас на предприятии составляет 50% от текущего, транспортный – 20% от текущего, подготовительный – 5% от текущего.
2.3 Организация закупок на ООО «Драйв Инвест», поставщики и доставка
На предприятии существует специализированный отдел закупок, занимающийся поставкой комплектующих. Подчиняется непосредственно, коммерческому директору. Схема отдела закупок представлена ниже на рисунке 2.2.
Рис 2.2 - Функциональная схема отдела закупок ООО «Драйв Инвест»
Деление работы в отделе происходит по функциональному признаку. Менеджеры по снабжению отдела занимаются закупками различных групп товаров и комплектующих.
Проанализируем основные этапы процесса закупки комплектующих в ООО «Драйв Инвест».
Закупка комплектующих в ООО «Драйв инвест» начинается с анализа рынков сбыта. Цель проведения исследований рынка закупок комплектующих определяет одновременно и тип рынков, которые должны быть исследованы. К таким относят:
1. Непосредственные рынки (обеспечивающие в настоящее время потребности в сырье и материалах);
2. Опосредованные рынки (рынки, используемые поставщиками);
3. Рынки заменителей (полностью или частично заменяемых продуктов);
новые рынки.
Полученная информация должна отражать такие рыночные категории, как предложение, спрос и рыночный баланс. Полученная информация обрабатывается в трех аспектах:
1. Современный анализ рынка («моментальный снимок»);
2. Динамика изменения конъюнктуры рынка;
3. Прогнозы изменения рынка.
Далее происходит непосредственно выбор поставщиков. Большинство комплектующих ООО «Драйв Инвест» закупает в крупных московских оптовых фирмах. Выбор поставщиков осуществляется по следующей технологии:
1. Поиск потенциальных поставщиков;
При этом могут быть использованы следующие методы:
а) изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;
б) посещение выставок и ярмарок;
в) переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальных поставщиков.
Составленный перечень
потенциальных поставщиков
К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:
а) удаленность поставщика от потребителя;
б) сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
в) наличие резервных мощностей;
г) организация управления качеством у поставщика;
д) психологический климат у поставщика (возможности забастовок);
е) способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока
ж) службы поставляемого оборудования;
з) финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.
В результате анализа
потенциальных поставщиков
3. Оценка результатов работы с поставщиками.
На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда. Приведем пример расчета рейтинга поставщика при выборе поставщика компьютерных мониторов в таблице 2.3:
Таблица 2.3 - Расчет рейтингов поставщиков компьютерных мониторов
ООО «Электроникс» | |||
Критерий выбора поставщика |
Удельный Вес критерия |
Оценка значения критерия по десятибалльной шкале у данного поставщика |
Произведение удельного веса критерия на оценку |
1 . Надежность поставки |
0,15 |
8 |
1,2 |
2. Цена |
0,25 |
6 |
1,5 |
3. Качество товара |
0,30 |
7 |
2,1 |
4. Условия платежа |
0,15 |
4 |
0,6 |
5. Возможность внеплановых поставок |
0,10 |
7 |
0,7 |
6. Финансовое состояние поставщика |
0,5 |
4 |
0,2 |
Итого |
1,0 |
6,3 | |
ООО «Компьютер инжиниринг» (г. Москва) | |||
1 . Надежность поставки |
0,15 |
7 |
1,05 |
2. Цена |
0,25 |
7 |
1,75 |
3. Качество товара |
0,30 |
9 |
2,7 |
4. Условия платежа |
0,15 |
5 |
0,75 |
5. Возможность внеплановых |
0,10 |
4 |
0,4 |
6. Финансовое состояние |
0,5 |
6 |
3 |
Итого |
1,0 |
9,65 |
Информация о работе Организация МТО на предприятии ООО "Драйв Инвест"