Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:00, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время система государственного и муниципального управления в большинстве стран претерпевает серьезные изменения, что находит свое проявление не только в необходимости развития концептуальных основ государственного и муниципального управления, но и в изменении форм, методов и технологий управления органов государственной власти и местного самоуправления. По словам Д.А. Медведева, «мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития»1. Управление на основе научных данных обобщенного исторического опыта поможет преобразовать Россию, повысить её военный, экономический и интеллектуальный потенциал. Незнание основ государственного и муниципального управления не только выводит человека за пределы общегосударственного процесса модернизации, но и является информационным тормозом развития бизнеса.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности.doc

— 831.50 Кб (Скачать файл)
 

     Гражданин не может  быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

     Гражданин при поступлении на муниципальную  службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих субъектов РФ.

     Выводы  к главе 3.

 

     Среди проблем, которые приходится сегодня  решать России, одно из первых мест занимает формирование экономических основ  федеративных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, в том числе и с местными органами власти (самоуправления). Местное самоуправление в Российской Федерации – это такой способ организации и осуществления власти на местах, который «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130 Конституции РФ).

     Таким образом, местное самоуправление выступает  как форма гражданской самодеятельности населения, проявление его социальной активности, способности участвовать  в управлении собственными делами и нести за это ответственность. При этом, органы местного самоуправления показывают более тонкое понимание проблем местного населения, чем государственные органы. Это отражается и в компетенции муниципальных органов, в ведении которых, как правило, находится большинство вопросов, определяющих ежедневную жизнь человека.

     Основным  законодательным актом, регламентирующим организацию и деятельность местного самоуправления наряду с Конституцией, является Федеральный Закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации».

     В соответствии с данным Федеральным  законом муниципальное образование  - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

     Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и  обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

   

     Ключевые  понятия: муниципальные правовые акты; органы местного самоуправления; представительный орган; глава муниципального образования; местная администрация; система планирования; годовой план; текущий план; оперативный план; муниципальная служба.

     Практические  задания:

     Задание 1. Городская дума после принятия устава городского округа на местном референдуме обратилась в областную думу для регистрации этого документа. Однако областная дума отказала в регистрации, сославшись на то, что этим должно заниматься Управление юстиции. 

     Вопросы для обсуждения ситуации:

     1. Правомочен ли отказ областной  думы?

     2. Каков порядок регистрации и  вступления в силу устава муниципального  образования?

     3. Какие шаги может предпринять  городская дума в сложившейся  ситуации? 

      Задание 2. В таблице установите соответствие наименования органа муниципального образования: 
 

Наименование  органа Орган муниципального образования
Представительный Исполнительный
1 управление  образования     
2 администрация городского округа    
3 комитет территориального общественного самоуправления    
4 административная  комиссия    
5 городской совет    
6 городская дума    
7 отдел по управлению муниципальным имуществом    

     Контрольные вопросы:

  1. Какие важнейшие  документы федерального уровня, регламентирующие деятельность местного самоуправления?
  2. Что входит в систему муниципальных правовых актов?
  3. Перечислите модели местного самоуправления.
  4. Что понимается под органами местного самоуправления?
  5. Какими особенностями обладают органы местного самоуправления?
  6. Какие элементы входят в структуру органов местного самоуправления?
  7. Что понимается под системой планирования местной администрации?
  8. Что включает в себя план работы местной администрации?
  9. Дайте определение  муниципальной службы.

     Перечень  литературы:

     1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая  литература, 1993.

     2. Европейская Хартия местного  самоуправления//СЗ РФ 1998. № 36. Ст.4446.

     3. Федеральный закон от 26 ноября  1996г. № 138-ФЗ «Об обеспечении  конституционных прав избирать и быть избранным в органы местного  самоуправления» // СЗ РФ.1996. № 49. Ст.5497.

     4. Федеральный закон от 6 октября  2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст.3822.

     5. Федеральный закон от 2 марта  2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе  в Российской Федерации»  // СЗ РФ.2007. № 3. Ст.345.

     6. Парахина В.Н. Муниципальное управление. М.: Кнорус, 2007. – 496 с.

     7. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления.  Спб., 2005. 254 с.

     8. Столярова В.А. Нормативное регулирование и стимулирование труда государственных гражданских служащих. М.: Финакадемия, 2008. 160 с.

     9. Шамарова Г.М. Формирование и развитие кадрового потенциала органов местного самоуправления. М.:ВивидАрт, 2009.  352 с. 
 

Тема 5. Формы управленческой деятельности государственных (муниципальных) органов

 

     Объем любого курса, особенно для самостоятельного изучения, не позволяет подробно отразить всё многообразие форм управленческой деятельности. Кроме того, определяющее значение имеют цели настоящего курса. Поэтому мы решили сконцентрироваться на следующих формах деятельности государственных и муниципальных органов, непосредственно затрагивающих бизнес-структуры:

  1. Государственная регистрация;
  2. Лицензирование;
  3. Аккредитация и сертификация;
  4. Государственный и муниципальный контроль.
 

     Цель  темы - создание у учащихся представления о формах, в которых проявляется государственное управление. 

     Задача  темы – рассмотрение современных государственных процедур – регистрации, лицензирования, аккредитации и сертификации, а также общих условий и требований государственного (муниципального) контроля. 

     Вопросы:

  1. Государственная регистрация.
  2. Лицензирование.
  3. Сертификация.
  4. Понятие государственного (национального) стандарта.
  5. Государственный и муниципальный контроль.

     Вопрос  1. Государственная регистрация.

 

     Государственная регистрация одна из форм управленческой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и муниципальных органов. В зависимости от объекта регистрации её можно рассмотреть в двух аспектах. С одной стороны, это деятельность, заключающаяся в подтверждении и придании юридического значения фактам, событиям, явлениям (например, государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом, юридических лиц, актов гражданского состояния). Государственная регистрация порождает определенные юридические последствия. Так, государственные органы не признают брак, который не зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния: имущественное положение сожителей кардинально отличается от имущественного положения супругов. Группа граждан, объявившая себя обществом с ограниченной ответственностью, вряд ли сможет заключить какой-либо «серьезный» договор.

     С другой стороны, государственная регистрация  – это деятельность по получению, учету, хранению, классификации и выдаче соответствующей информации, а также по идентификации. В этом аспекте определяется государственные дактилоскопическая и геномная регистрации.

     Материальным  выражением государственной регистрации выступает документ (акт) установленной формы: решение, свидетельство, регистрационная карточка и т.п. Как правило, предмет регистрации или документ, её подтверждающий, в процессе государственной получает определенный индекс (номер) согласно установленной номенклатуре.

     Информация  об объекте, прошедшем процедуру  регистрации, храниться в специальных информационных базах – реестрах, например, Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), Единый государственный реестр прав на воздушные суда.

     Государственная регистрация юридических лиц. Юридическое лицо основной коллективный участник хозяйственных отношений, работодатель и налогоплательщик. Юридическим лицом согласно Гражданскому кодексу РФ является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

     Видами  юридических лиц являются товарищества (полное и на вере), общества (ООО, АО и проч.), кооперативы, унитарные  предприятия, общественные и религиозные  объединения. Для того, чтобы объединение стало юридическим лицом – полноправным участником гражданского оборота, – оно должно пройти процедуру государственной регистрации. Государственная регистрация юридических лиц – акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах. Она «служит легализацией статуса юридического лица, является правоустанавливающим фактом и представляет собой регулирование государством порядка возникновения юридических лиц»15. Государственная регистрация служит подтверждением способности юридического лица участвовать в гражданском обороте для контрагентов и партнеров юридического лица. Осуществляют государственную регистрацию юридических лиц Федеральная налоговая служба Российской Федерации и её территориальные органы. 

     Знаете  ли вы… что государственные и муниципальные органы также проходят процедуру государственной регистрации юридических лиц. В качестве их учредителей выступают Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование. 

     Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

     При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

  1. подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме (форма № Р11001). Порядок его заполнения изложен в Методических разъяснениях по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (утв. Приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@)16;
  2. решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  3. учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  4. выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
  5. документ об уплате государственной пошлины.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление как особый вид деятельности