Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 03:08, курс лекций
Что вы испытываете, когда вам приходится отвечать на один и тот же вопрос в пятый, десятый, а то и в сотый раз? Лично нас при этом одолевает… нет, вовсе не раздражение. Скорее чувство сожаления. Нам становится жаль своего времени и времени того, кто задал этот вопрос: ведь мы все могли бы потратить его с большей пользой, если бы существовал какой-то способ раз и навсегда ответить на все вопросы и сделать ответы общедоступными.
И еще я всегда оставляю слушателям свой личный адрес электронной почты. Мне можно писать, задавать вопросы, советоваться – я отвечаю всегда.
Мне это нравится.
Я семь лет проработал в институтах
(ГУУ и ВАВТ), и как бывшему
преподавателю мне очень
Я верю, что, поделившись своим опытом, я помогу другим маркетерам и компаниям.
Мне нравится общаться, заводить полезные контакты, чему-то учиться (мои семинары – это не игра в одни ворота).
И наконец, за это платят.
Гонорары – важное, но не главное условие.
Я часто бесплатно выступаю в московских вузах (в 2007 году я выступал в восьми университетах). Это хороший пример моим коллегам из других компаний. Студенты часто, ссылаясь на меня и мой пример, зовут других предпринимателей и менеджеров. Говорят, что не отказывается никто.
Каюсь, в названии преувеличил. За эти восемь часов я смогу «зажечь», поделиться своим опытом, ответить на вопросы, подарить много идей… Но потребуется еще как минимум восемь часов, чтобы в работе показать первые результаты.
Маркетинг в любой компании можно улучшить месяца за три-четыре. Месяц вам понадобится на то, чтобы вникнуть в ситуацию, и три – на то, чтобы реализовать план «90 дней». Но это если нужны значительные изменения.
А если косметически… За восемь часов
– практически в любой компании
– можно синхронизировать понимание
маркетинга между топ-менеджерами,
определить правильные целевые аудитории,
провести аудит маркетинговых
Согласитесь, это немало.
Вообще-то девяносто пять процентов времени на семинаре говорю я. Таков формат мастер-класса.
За несколько часов я должен передать слушателям все, что возможно. И мой семинар – это накачка информацией. Информации много, она очень концентрированная…
Таким образом, у слушателей есть только четыре возможности говорить, если они хотят, – и я к этому их всячески призываю.
Во-первых, перебивать меня и задавать вопросы – это нормально!
Во-вторых, кофе-брейки и обеденное время.
В-третьих, во время сессии вопросов и ответов («А теперь вопросы!»).
И в-четвертых, всегда можно использовать время после мастер-класса.
Чаще всего я слышу вопросы: «А как мне поступить в этом случае?», «А что посоветуете вы?», «А что бы сделали вы?» Много личных вопросов: «А как вы все успеваете?», «Как вы умудряетесь так много читать?», «Как и кого вы нанимаете?»
Для меня вопросы слушателей – мотивация знать как можно больше. Согласитесь, странно выглядит тот, кто не может ответить на вопросы аудитории.
Любые. Если у вас есть вопрос – задавайте.
Можно перебивать, можно дождаться сессии вопросов и ответов, можно подойти во время кофе-брейка, подсесть во время обеда… Главное – не уносите его молча с собой.
В крайнем случае можно задать его потом по электронной почте. Но зачем ждать?
Бывают брифы, я такие получал. Случалось даже встречаться с заказчиками, чтобы вникнуть в ситуацию.
Если вы ищете хорошего тренера, то мой совет: ищите по рекомендациям и отзывам. Свяжитесь с тренером, созвонитесь с организаторами, несколькими слушателями – так вы получите наиболее полную оценку.
Есть возможность –
И обязательно присутствуйте на семинаре, который вы организовали. Если что-то пойдет не так, вы всегда сможете скорректировать программу хорошего тренера (увы, плохой тренер просто продолжит свой монолог «по бумажке»).
Мой семинар – это не пересказ книги. Естественно, некоторые моменты повторяются, но не более чем на десять процентов. Я часто по ходу семинара говорю: «А об этом лучше прочитать в книге…» Поэтому мои книги дают мне возможность проводить однодневные тренинги.
Зачем еще раз говорить о том, что можно прочитать? Но обо всем ведь не напишешь…
Почти каждый успешный тренер или уже написал и издал книгу, или работает над ней. Книга – это отличная реклама для тех, кто зарабатывает себе на жизнь семинарами.
… понимать, что всего не сделаешь. Расслабьтесь.
У меня в презентации в среднем двести слайдов. Это сто хороших идей.
Просто выберите пять лучших, реализуйте их на практике – и вперед, подбирайте новую пятерку задач.
Все внедрили? Тогда идите на новый семинар или начинайте читать новую книгу.
Да, случается, что и я ухожу со своего семинара с одной-двумя хорошими идеями.
Почти всегда, слушая вопросы участников,
автоматически спрашиваешь
Вопросы на семинарах – это обоюдополезная вещь.
Часто слушатели предлагают что-то улучшить в книгах нашего издательства, в структуре сайта.
А когда на семинаре оказывается наш клиент, я обязательно стараюсь сесть во время обеда вместе с ним – получить обратную связь и при возможности договориться о том, что он напишет нам отзыв.
Я не спрашивал.
Я уверен, что интересы компании не страдают, когда сотрудники не зацикливаются на работе, а еще и пропагандируют свою компанию: выступают на конференциях, пишут статьи. Я своих подчиненных заставляю выступать и писать.
Пусть в свободное время ваши сотрудники защищают диссертации, пишут книги, статьи, занимаются научной работой. Это хорошая практика. Я своих подчиненных и коллег к этому подталкиваю постоянно. Они выступают, пишут в блогах, публикуют статьи.
Если ты хорошо выступаешь и хорошо пишешь, то у аудитории складывается благоприятное впечатление и о тебе, и о компании, которую ты представляешь.
Однажды вице-президент одной
К тому же я в основном провожу семинары в субботу. Работа не страдает. И всех коллег – и в Москве, и в регионах – я всегда приглашаю на свои семинары. Естественно, бесплатно.
Для меня бизнес-тренер – это «пришел, рассказал и ушел». Задача тренера – научить.
Бизнес-консультант – «пришел, послушал, предложил». Задача консультанта – найти проблему и решить ее.
Но существуют точки пересечения. У меня есть нестандартный тренинг («Хет-трик»): по ходу тренинга я выступаю и в роли бизнес-тренера, и в роли экспресс-бизнес-консультанта одновременно. Клиентам такое сочетание очень нравится.
Я хочу напомнить, что я не профессиональный тренер. Просто мне нравится проводить тренинги, и у меня это хорошо получается.
А моя история действительно будет краткой.
Я был хорошим преподавателем в вузе. Моими лекциями были довольны и студенты, и я сам. Потом пятнадцатилетняя практика – где я смог применить всю теорию, которую знал.
И теперь, рассказывая слушателям о теории, которая действительно работает на практике, я точно знаю, что я им интересен!
Я бы выделил три полезных качества: чувство юмора, харизму и коммуникабельность.
Пожалуй, лучший бизнес-тренер из тех, которых я встречал, – Радислав Гандапас. Невероятное чувство юмора, высочайшая коммуникабельность, а харизмы хватило бы на пятерых! (Извини, Радислав, если что-то в тебе недооценил!)
И вот одно личное качество, которое, на мой взгляд, мешает, – самовлюбленность.
Какие знания? Формула проста: умение учить + ораторские навыки + широчайшие профессиональные знания.
Где учиться? Практика, практика и еще раз практика. Я имею в виду не только «налет часов», но и работу в проектах («наемником» или консультантом).
У меня был опыт работы в паре: я проводил тренинг «PR на 100 %» с Андреем Мамонтовым и выступал на конференциях по продажам с Яном Вирловым.
Аудитории, как мне показалось, больше нравится, когда выступает хорошо спевшаяся пара. Это большее шоу – и у слушателей возникает больше идей. Докладчики имеют разное мнение по одному и тому же вопросу, спорят, дополняют друг друга – и такой плюрализм нравится аудитории.
Поэтому с точки зрения слушателей, наверное, лучше слаженный дуэт. Но мне лично легче работать одному.
Я вижу сейчас на рынке большое количество молодых (по возрасту) консультантов. Меня это удивляет.
Мне кажется, что, лишь имея как минимум десятилетний опыт работы в компаниях, можно начинать кого-то учить, давать советы.
Блестящего образования, даже самого крутейшего MBA, недостаточно. Это несерьезно.
Поэтому первый фактор – богатая практика. Нарабатывайте ее.
Второй фактор – доходы. Консультантам просто так, за красивые (и умные) глаза, платить не будут. Убедитесь, что сможете зарабатывать достаточно, чтобы содержать себя и близких.
Один мой знакомый говорит по этому поводу: «Если ты можешь – при старте – своей головой на стороне заработать шестьдесят процентов того, что тебе платят в компании, – уходи». Хороший количественный индикатор.
Во-первых, нужна хорошая тема и отличное содержание. Будьте готовы к вопросу «А каков для нас будет эффект от вашего семинара?».
Во-вторых, нужны связи (чтобы получить первые заказы), нужны рекомендации (чтобы получать повторные заказы).
В-третьих, нужна отработанная на сто процентов презентация, чтобы вас не закидали помидорами. Совет: «откатайте» свое выступление перед опытным тренером, а если его нет, то перед студентами или хотя бы «переворачивателем слайдов». Послушайте критику.
Для хорошего старта этого должно хватить. Удачи!
Средние расценки – от тысячи до полутора тысяч долларов в день.
Самый большой гонорар за день работы российского тренера, о котором я слышал, – десять тысяч долларов. Я видел этого тренера в деле. Он своих денег стоит.
Тренеры на Западе получают в три – десять раз больше.
Я слышал выступления многих иностранных тренеров и профессиональных спикеров и скажу вам: наши тренеры выступают не хуже.
Перспективы есть.
Маркетинг действительно существует в нескольких ипостасях.
Я больше пятнадцати лет работал
в компаниях, где маркетинг был
вспомогательной функцией, и почти
два года – в компании, где
маркетинг был драйвером
Так что для меня маркетинг – это точно «что-то еще». Это практически вся моя сознательная жизнь.
Когда? Давно… Я окончил МИУ им. Серго Орджоникидзе, страшно сказать, в прошлом веке (в 1989 году).
Чему? Моя специальность – инженер-
Как? Хорошо. У меня нет красного диплома, но только потому, что меня совершенно расслабил вынужденный двухлетний перерыв в учебе (срочная служба в войсках связи), а вот среднюю школу я окончил с золотой медалью.
В 1994 году я получил степень кандидата экономических наук, защитившись во Всероссийской академии внешней торговли, и с тех пор продолжаю изучать маркетинг – по книгам (читаю я очень много) и на практике (работаю я не меньше).
Интересный вопрос. Я сам люблю задавать его во время интервью, когда нанимаю на работу. Я прошу кандидатов назвать три самых успешных проекта – они для меня как визитные карточки.
А вот три мои «визитки».
Компания «Фавор», дистрибьютор компании
Konica, где я был директором по маркетингу.
С помощью нестандартного маркетинга,
необычного подхода в работе с
клиентами нам удавалось
Компания Avaya, где я работал региональным директором по маркетингу в странах Центральной Восточной Европы, СНГ, Ближнего Востока и Африки. Я начал в этом регионе практически с нуля, и за короткое время мне удалось создать лучшую маркетинговую команду в регионе EMEA – с точки зрения того, что и как мы делали.
Наше издательство. Только благодаря отличному маркетингу мы смогли удачно стартовать и успешно развиваться.
Мои любимые инструменты – прямой маркетинг, мероприятия для клиентов и партизанский маркетинг. Почему? Мы владеем ими на высоком уровне, и они дают хорошие результаты, хорошо работают для бизнеса.
Кстати, если вдруг вы попадете на интервью со мной, представьте две «визитные карточки», а про третью скажите, что она еще впереди. Я оценю такой ход. Я верю, что так и будет.
Как верю в свою четвертую «визитку» – в то, что смогу сделать еще что-то значимое, и не раз. И может, мы сделаем это вместе…
Конечно.
Я плохо представляю, как делать телевизионную и радиорекламу (да и бог с ними).
Я не очень хорошо разбираюсь в
интернет-маркетинге. Именно поэтому
я с большим удовольствием
подключился к проекту по написанию
новой книги «Интернет-
Маркетинговые исследования и маркетинговая аналитика – мои слабые места. Но зато мои партнеры по компании «Маркетинг машина» в этих вопросах специалисты экстра-класса. Учусь у них.