Игорь Манн Маркетинг. А теперь вопросы!

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 03:08, курс лекций

Краткое описание

Что вы испытываете, когда вам приходится отвечать на один и тот же вопрос в пятый, десятый, а то и в сотый раз? Лично нас при этом одолевает… нет, вовсе не раздражение. Скорее чувство сожаления. Нам становится жаль своего времени и времени того, кто задал этот вопрос: ведь мы все могли бы потратить его с большей пользой, если бы существовал какой-то способ раз и навсегда ответить на все вопросы и сделать ответы общедоступными.

Вложенные файлы: 1 файл

Игорь Манн Маркетинг. А теперь вопросы!.doc

— 514.50 Кб (Скачать файл)

 

Чем заканчивается карьера классного  маркетера? Хороший вопрос…

 

Я думаю, что перед выходом на пенсию после себя надо оставить три  вещи.

 

Во-первых, выдающийся результат на последнем месте работы, если ты директор по маркетингу, или классный последний проект, если ты консультант (этакий «дембельский аккорд»). Такой, чтобы о нем писали в учебниках по маркетингу и чтобы по нему учили студентов.

 

Во-вторых, не менее десяти учеников (много не надо), которыми долго сможешь  гордиться (и дай бог, они тебя не забудут).

 

В-третьих, хорошую книгу. Это обязательно!

 

Давайте внесем небольшую поправку. Я хотел бы задать один вопрос читателям  и один вопрос себе от лица моих корреспондентов.

 

Итак, вопрос читателям: еще вопросы  есть? Присылайте!

 

Мой вопрос себе (видно, сам себе не задашь – никто не задаст): как маркетинг может увеличить продажи?

 

Вот мой экспресс-ответ.

 

Во-первых, надо привлекать в компанию как можно больше клиентов.

 

Во-вторых, надо удерживать этих клиентов (и при необходимости возвращать их).

 

В-третьих, надо продавать этим клиентам как можно больше (увеличивать «долю кошелька»).

 

В-четвертых, надо постараться увеличить  частоту потребления предлагаемого  продукта или услуги («Нанести шампунь, смыть, нанести повторно», «Посещайте стоматолога каждые три месяца»).[36]

 

В-пятых, сделайте так, чтобы ваша компания могла продавать в режиме 24/7 (используйте сайт, многоканальный телефон).[37]

 

И наконец, продавайте сами. Это можно  делать напрямую (кто из вас носит  с собой образцы продукции? У  меня всегда с собой аудиокнига нашего издательства) и косвенно – поддерживая отношения с коллегами-маркетерами из компаний-клиентов.[38]

 

Список можно было бы продолжить, но посмотрите, где вы недорабатываете  сейчас.

 

Вопросы, вошедшие в этот раздел, взяты  из книги «300 ключевых вопросов маркетинга. Отвечает Филип Котлер», опубликованной на русском языке в издательстве «Олимп-Бизнес». Мы сделали это с целью продемонстрировать непреложный факт: сколько маркетеров – столько маркетингов, сколько людей – столько ответов на один и тот же вопрос.

 

Формулировки вопросов полностью сохранены. Любопытные могут сравнить ответы Манна с ответами Котлера.

 

На мой взгляд, их пять.

 

Первое заблуждение. «Я знаю, что  половина моего бюджета тратится впустую, только не знаю какая». Эту  фразу повторяют в каждом учебнике маркетинга, но вряд ли в нашей стране есть хоть одна компания, руководитель которой сейчас заявит подобное. Считать научились (правда, не всегда делаем это на практике).

 

Второе. Партизанский маркетинг –  это круто и эффективно. Увы. Не всегда и не везде. Руководители должны это понимать. Нельзя требовать решения глобальных задач методами партизанского маркетинга.

 

Третье. Каждый новый инструмент маркетинга – невероятно эффективная вещь! К сожалению, не для всех и не всегда. Это не значит, что экспериментировать не стоит. И не причина делать только то, что делали всегда.

 

Четвертое. Эффективность маркетинга измерить просто. Увы. Сделать это  можно не всегда. И не всегда это  просто.

 

Пятое. Эффективный маркетинг появляется в компании с появлением маркетера  или маркетингового отдела. Увы, это не так.

 

Насчет миссии… Не уверен. Наверное, я не смогу ответить. Не верю я  в миссии…

 

А предназначение (господи, какое высокопарное слово!)… Если мы говорим о маркетинге в компании, это зависит от того, что такое маркетинг для компании – драйвер или поддержка.

 

В первом случае – это драйв  компании в ориентации на клиента (клиентоориентированность) и на лучшие финансовые результаты, в первую очередь на увеличение продаж.

 

Во втором случае – это просто отличная поддержка продаж.

 

Я не хочу повторять Котлера и говорить о миграции маркетинга от концепции совершенствования производства к «социально-этичному» маркетингу.

 

У меня на глазах маркетинг в России появился и догнал западный. Я помню, как в вузе ломал копья с  деканатом по поводу названия своей дипломной работы – «Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия». Слово «маркетинг» тогда было вне закона. В библиотеке Московского института управления было всего три книги о маркетинге! Мне заворачивали кандидатскую о маркетинговых коммуникациях с формулировкой «неактуально»!..

 

А сейчас наш маркетинг и маркетинг  Котлера – это одно и то же! Наши специалисты успешно работают на Западе. Наши компании штурмуют западные рынки. Книга Репьева о маркетинге продается на Amazon.com.

 

И я могу писать, думать и отвечать не по Котлеру и не по указанию партии…

 

И вы еще спрашиваете, как маркетинг  изменился!

 

Неадекватный и безрезультатный.

 

Нет.

 

Давайте лучше научим наших детей  математике и русскому языку так, как это делали в советской  школе. Я просто поражаюсь безграмотности нынешних выпускников!

 

А маркетингу давайте учить в  институте – и не как-нибудь.

 

Я обязательно напишу книгу «Маркетинг для студента». В ней явно есть необходимость. Студенты должны знать, что их в действительности ждет после  институтской скамьи.

 

Интересный вопрос.

 

В полной, конечно.

 

Договориться о том, что такое  маркетинг, не могут. Часто не знают, что делать, как и когда. Зачастую не могут измерить эффективность  маркетинга. Не знают, как отчитаться…  И т. д. и т. п.

 

Наша вина. Валить не на кого.

 

Сначала отвечу как консультант.

 

Огорчает то, что платить хотят  неадекватно мало. И к услугам  консультантов прибегают лишь когда  все до безобразия запущено.

 

Теперь – как маркетер.

 

Очень тяжело стало. Но жаловаться не буду. Кому сейчас, при такой конкуренции и таких потребителях, легко?

 

И наконец – как потребитель.

 

Достали уже эти маркетеры с  вездесущей и неэффективной рекламой, непродуманным продвижением и похожими товарами и услугами! Я не хочу переплачивать, не хочу, чтобы мной так явно манипулировали, хочу защиты от вашей агрессивной политики (звонков, спама и повсеместной рекламы).

 

Не знаю, как ответил Котлер, но мне кажется, что в маркетинге работают люди всех типов. И холерики, и флегматики, и сангвиники, и  меланхолики.

 

В маркетинге, каким он стал сейчас, есть место для людей всех типов.

 

Тот, который откроет для вас  абсолютно новый рынок – без  конкуренции на первое время.

 

Я знаю, Котлер наверняка ответил  бы: удержанию. И это правильно, но это у них!

 

Я уверен, что у нас – в России, в странах СНГ – еще есть возможность больше заработать на привлечении клиентов! (Это относится и к операторам мобильной связи.)

 

Учитесь завоевывать клиентов! Привлекайте  их вовсю! И сразу делайте их клиентами  на всю жизнь!

 

Это самая правильная стратегия. Мы в издательстве так и делаем.

 

Интернет.

 

На его фоне все остальное  меркнет – даже мобильный маркетинг.

 

Конечно есть! Десятки книг написаны на эту тему. Три мои любимые  – «Мудрая идея», «Энциклопедия  бизнес-идей» и «Бизнес-прорыв» (смотрите рецензии на них в моем блоге).

 

Повышение инновационной активности – несомненно, один из приоритетов  каждого маркетера. Начните с  себя, начните с отдела маркетинга, тогда и на уровне компании повысить инновационную активность будет  проще – ведь хороший пример уже будет перед глазами коллег.

 

Читайте[39] – и вперед! Повышать инновационную активность – свою, коллег, компании!

 

Скоро будет так: нет идей – нет  компании.

 

Начните с вопроса, который сотрудники Wal-Mart задают себе чуть ли не каждый месяц: «Какую самую бестолковую вещь мы делаем в нашей компании?». Поверьте, это проще и эффективнее, чем гадать о том, «что мы можем изменить в своей работе, чтобы стать лучше».

 

 

Хочется ответить «очень сильную». Теоретически это так.

 

А практически зависит от очень  многих факторов. Какая конкуренция? Как ведут себя конкуренты? Сколько их?..

 

Но в любом случае сильный  бренд – это плюс. Я это утверждаю  как консультант, лектор и издатель.

 

На ценообразование многих товаров («типовых») и на деятельность некоторых  компаний (посредники, розничные магазины) – очень сильно.

 

Да, Интернет позволяет быстро найти  самое дешевое предложение. Но не стоит сразу предлагать самую  низкую цену и делать это прямолинейно. Это может повторить каждый конкурент.

 

Тот же Интернет позволяет лучше «упаковать» ваше предложение, добавить к продукту услуги, необходимые вашим клиентам, и начать зарабатывать на них. В конце концов, можно использовать предложение «цена от…» и добавлять к основному продукту дополнительные аксессуары и услуги.

 

Давайте сначала с локальными проблемами разберемся, хорошо?

 

Вы думаете, что мы в нашей  стране научились делать хорошую  рекламу? Эффективно инвестировать  в продвижение? Получать нужные результаты?

 

Посмотрите на свой маркетинг, а  я еще раз посмотрю на свой –  и давайте забудем о глобальных проблемах и сосредоточимся на решении своих собственных.

 

Мой любимый способ – метод целей  и задач. За все время, что я  занимаюсь маркетингом, он меня не подвел ни разу.

 

Рекомендую. Он описан в любом учебнике маркетинга.

 

Очень хорошо. У маркетинга слухов есть существенные ограничения (тяжело запустить, сложно контролировать, трудно измерить эффект), но, если есть возможность, я его использую.

 

Раздутый штат. Отсутствие креативности и смелости. Отсутствие целей. Слабый руководитель. И отсутствие результатов  – это уже как следствие.

 

Но не будем вешать на маркетинг  всех собак. Часто слабый отдел маркетинга и неэффективный маркетинг –  вина руководителя компании.

 

Все! Все надо пробовать.

 

Читайте как можно больше, ходите на конференции, работайте над задачей  вместе с сотрудниками отдела HR.

 

У нас в издательстве вышли книги  «Сотрудники на всю жизнь», «Война за таланты» и «Почему гордость важнее денег» – начните с их изучения!

 

Вы получаете то, на что мотивируете, в 95 процентах случаев.

 

Да. Мне как потребителю нравится, когда обо мне знают компании, которые работают со мной и для  меня. Только используйте эту информацию грамотно и вовремя.

 

А то был случай, наш коммерческий директор получил в преддверии 8 Марта персонифицированное письмо от одной сети косметических товаров: «Уважаемая Артем, каждая женщина в начале весны хочет выглядеть блестяще! Предлагаем вам комплекс средств для ухода за собой…» Без комментариев.

 

Как маркетер я тоже за то, чтобы  собирать максимальное количество информации о клиентах (помните «Маккей 66»  и «Манн 33»?).

 

Но есть этика, есть закон, есть разрешительный маркетинг, надо учитывать обратную связь (каждый, кто получает от нас раз в месяц новости издательства, может легко и быстро отказаться от подписки). Все это должно быть учтено в работе.

 

Инструментом?! Да маркетинг здесь  – это наше все!

 

Понять, что нужно вашему партнеру, и дать ему это – это же основы маркетинга.

 

Вы – это товар. А дальше – классика.

 

Позиционирование. Имя (My name is Bond. James Bond). Упаковка. Продвижение…

 

У нас хуже с «клиентами на всю  жизнь»… Вот это проблема…

 

Институт брака трещит по швам. Количество разводов растет.

 

Человек не может найти свою половину. (А когда искать, если ты в офисе с утра до вечера? Если только в офисе…)

 

Тут уж, боюсь, никакой маркетинг  не поможет…

 

Это социальная проблема.

 

Я сторонник подхода «Одна голова хорошо, две – еще лучше, а три  – вообще страшная сила».

 

Когда нам нужно что-то придумать, мы просто садимся за круглый стол (если у вас в офисе его все еще нет, вы многое потеряли!) и проводим мозговой блиц-штурм.

 

Когда набрасываешься на проблему или  задачу командой и пытаешься решить ее в короткий срок (не больше получаса), то с вероятностью 95 процентов достигаешь цели.

 

Если есть чуть больше времени, можно  использовать то, что я называю e-brainstorming. Я просто рассылаю своей команде  вопрос по электронной почте и  прошу прислать мне свои варианты. Например, некоторое время назад я попросил прислать мне ответы на вопрос, как увеличить заметность и эффективность проводимой нами промоакции.

 

Одиннадцать участников.

 

Два дня на обдумывание.

 

Более пятидесяти идей.

 

Две гениальные.

 

Неплохой результат.

 

Если же мне нужно придумать решение проблемы самому, то я убегаю с ней. В буквальном смысле. Три-четыре раза в неделю я стараюсь бегать по полчаса. И думаю над решением все это время.

 

В 75 процентах случаев я прибегаю с решением.

 

Бег – действительно монотонное занятие, но это можно использовать и во благо. Я убегаю – значит, я придумаю.

 

Хороший вопрос!

 

Когда ты осмысленно прожил более 35 лет, вспомнить «тот самый день» очень  даже нелегко…

 

Может, это тот день, когда Михаил Иванов предложил встретиться, чтобы  обсудить идею создания издательства?

 

Или тот день, когда вышла моя  первая книга – «Маркетинг на 100 %»?

 

А если отмотать жизнь еще дальше?..

 

Возможно, это тот день, когда  я получил предложение стать  директором по маркетингу компании Avaya в регионе Центральная Восточная Европа, СНГ, Ближний Восток и Африка (это более 60 стран!) и переехать с семьей в Австрию?

Информация о работе Игорь Манн Маркетинг. А теперь вопросы!