Коммерческая деятельность по формированию ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 00:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка направлений совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента.
Объектом исследования является Кировское райпо.

Содержание

Введение…………………………………………………………………

1. Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях……………….

2. Экономико-организационная характеристика Кировского райпо и района его деятельности…………………………………………………..

3. Факторы, определяющие построение ассортимента товаров организации розничной торговли………………………………………..

4. Методы формирования торгового ассортимента. Контроль за состоянием торгового ассортимента и его результативность……………

5. Направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………….

Список использованных источников…………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая коммерция.doc

— 692.00 Кб (Скачать файл)
Ассортиментный  перечень Потребительский комплекс
преимущества недостатки Преимущества недостатки
1. Позволяет обеспечить постоянное  наличие в продаже товаров  достаточного ассортимента.

2. Создание  гарантии покупателю товаров.

3.Расширение  возможности контроля за состоянием  ассортимента конкретного торгового  предприятия. 

1. Негибкое реагирование на изменения, происходящие на конкретном рынке или его сегменте.

2. Закрепляет  диктат производителя. Ассортиментный  перечень – стандарт сегодняшнего  дня: что имели в промышленности, из того и формируем.

3. Не  всегда учитываются индивидуальные запросы потребителей.

4. Сдерживается  инициатива торговых работников  по расширению и обновлению  ассортимента.

1. Комплексность  удовлетворения спроса.

2. Расширяется  выбор товаров и услуг.

3.Целенаправленная  работа по изучению спроса.

4. Рост  товарооборота за счет увеличения количества предлагаемых товаров.

5. Улучшение  использования торговых площадей.

1. Не всегда  учитываются индивидуальные особенности  отдельных сегментов рынка в  пределах одного комплекса.

2. Увеличивается  удаленность от значительного числа потенциальных потребителей. 
 
 
 


     В потребительской кооперации, в том  числе и Кировском райпо, в  настоящее время используется метод  ассортиментного перечня.

     Ассортиментные  перечни разрабатываются, утверждаются и доводятся Министерством торговли до органов управления торговлей облисполкомов, Минского горисполкома, организацией торговли (объединений) республиканской собственности, Белкоопсоюза не позднее 60 дней до наступления года, региональными органами управления торговлей до объектов торговли не позднее 30 дней.

     При формировании ассортимента на основании  ассортиментного перечня включаются товары, производимые в Республике Беларусь, потребность в которых  удовлетворяется не менее, чем на 70%, а также продовольственные  и непродовольственные товары первой необходимости и социально-значимые товары.

     Включение в перечень товаров, производимых в  Республике Беларусь, не менее 70% от общего объема товарооборота важно для  поддержания отечественных производителей, однако здесь имеется одна из отрицательных  сторон: диктат производителя.[4, с. 132]

     В настоящее время в системе  потребительской кооперации установлен следующий порядок разработки и  утверждения ассортиментных перечней товаров. Управление Белкоопсоюза разрабатывает  для всех типов магазинов рекомендуемые  ассортиментные перечни, составляемые по укрупненной номенклатуре товаров на основании доведенных Министерством торговли ассортиментных перечней. Эти перечни утверждаются Правлением Белкоопсоюза. На их основании областные и районные потребобщества разрабатывают и утверждают рекомендуемые ассортиментные перечни с учетом местных факторов, оказывающих влияние на ассортимент. Схема разработки, утверждения и согласования ассортиментных перечней в системе потребительской кооперации представлена на рис.4

     Товары, включенные в ассортиментный перечень должны быть в продаже в течение всего дня.

     Что касается установления структуры ассортимента товаров в магазине, то подбор внутригруппового ассортимента товаров осуществляется индивидуально, но при соблюдении основных положений ассортиментной политики:

  • в магазинах «Минимаркет» (ТПС) включаются основные группы устойчивого ассортимента товаров повседневного спроса;
  • максимально возможный ассортимент непродовольственных товаров отечественных производителей должен быть сосредоточен в универмагах, домах торговли и специализированных магазинах по торговле непродовольственными товарами.

     Ассортиментный  перечень разрабатывается с учетом типа магазина, торговой площади, численности  обслуживаемого  населения или  радиуса обслуживания, метода продажи.

     Перечни магазинов пересматриваются два  раза в год по состоянию на 1 апреля – на весенне-летний период и 1октября  – на осенне-зимний период. В данные перечни могут быть также внесены  изменения и дополнения по следующим  причинам:

  • изменение (ухудшение) санитарно-технического состояния торгового объекта;
  • осложнение эпидемической ситуации, связанной с обстановкой в торговом объекте;
  • уменьшение объемов выпуска или снятие с производства товаров;
  • расширение ассортимента и освоение отечественной промышленностью производства новых товаров;
  • изменение специализации торгового объекта:

     В Кировском райпо обязательные минимальные  ассортиментные перечни утверждаются председателями райпо, согласовываются  с заведующим отдела торговли Кировского райисполкома.

     Необходимо отметить, что ассортиментные перечни разрабатываются и утверждаются на 2 года, а ассортимент товаров, включенных в обязательный перечень, должен обеспечить:

  • обеспечение роста товарооборота;
  • рентабельную работу магазина;
  • удовлетворение спроса обслуживаемого населения.

     Таким образом рассмотренный выше метод  формирования ассортимента имеет как  положительные характеристики, так  и недостатки. Метод ассортиментного  перечня способствует обеспечению  постоянного наличия в продаже  товаров достаточного ассортимента, усилению ответственности за поддержание возможного в данных условиях стандарта торгового обслуживания. Однако такой подход к формированию ассортимента по мере насыщения рынка товарами может оказаться не самым эффективным, та как он не ориентирован на гибкое реагирование изменений на конкурентном рынке. Закрепление принципа обязательного ассортиментного перечня в качестве оценочного показателя деятельности торгового предприятии не стимулирует торговых работников к его изменению. Снизить влияние объективных недостатков помогает грамотная работа коммерческого аппарата райпо в области ассортиментной политики. 

  • Контроль  за состоянием торгового  ассортимента и его  результативность. 
  •      Работа  по формированию торгового ассортимента в розничных торговых предприятиях заключается не только в рациональном размещении торговых групп, подгрупп и разновидностей по магазинам, но и в постоянном регулировании ассортимента товаров, систематическом контроле за соблюдением утвержденных обязательных ассортиментных перечней товаров.

         Наличие ассортиментного перечня в каждом магазине и осуществления контроля за его соблюдением способствуют лучшему обслуживанию покупателей  и созданию устойчивого ассортимента.

         В Кировском райпо осуществляется ведомственный и государственный контроль за состоянием торгового ассортимента.

         Ведомственные контроль осуществляет вышестоящая  организация. Для системы потребительской  кооперации контролирующим органом  является Белкоопсоюз, Облпотребсоюз, райпо. В Кировсском райпо с этой целью создается торговая инспекция, в состав которой входят специалисты из различных отделов и подразделений райпо. Постоянного и отдельно действующего органа контроля как торговая инспекция райпо не существует. Проверки проводятся не реже одного раза в месяц. По результатам проверки составляются акт или справка, которые подписываются проверяющими и руководителем проверенного торгового предприятия. Ассортимент также контролируется при комплексной проверке магазинов.

         Кроме ведомственного контроля осуществляется государственный т общественный контроль (Госнадзор, Центр гигиены и эпидемиологии, налоговая инспекция, городская организация потребителей и профсоюзные организации).

         Наличие ассортиментного перечня в каждом магазине и осуществление контроля за его соблюдением способствует лучшему обслуживанию покупателей и созданию устойчивого ассортимента.

           Главными характеристиками ассортимента  товаров, является: широта, глубина  и устойчивость ассортимента  товаров. Рассчитаем данные характеристики  на примере магазина ТПС 4 д.  Капустино Кировского райпо. Торговая площадь магазина 36 кв.м. Проверки проводились три раза в квартал. Ассортиментный перечень магазина представлен в таблице 4.1

         Таблица4.1. Проверка ассортиментного перечня магазина ТПС №4 д. Капустино 

    №п/п Наименование  товарных групп По ассортиментному  перечню Находятся в наличии
    10,01,06 13,03,06 15,05,06
    1                   2 3 4 5 6
    1 Хлеб  и хлебобулочные изд-я
      Хлеб 1 3 2 3
      Булочные изделия 1 5 4 5
    2 Бакалейные  товары
      Сахар 1 3 2 2
    1 2 3 4 5 6
      Крупа 3 5 5 6
      Мука 1 2 2 2
      Макаронные  изделия 2 5 5 5
      Масло растительное 1 3 3 3
      Соль, в т.ч. йодированная 2 2 2 2
      Сода пищевая 1 1 1 2
      Специи 
     
    1 5 6 6
      Уксус 1 2 2 1
      Комбикорм 1 1 1 1
      Чай 1 3 2 3
    3 Кондитерские  изделия 
      Конфеты 1 5 6 6
      Карамель 1 4 3 4
      Печенье 1 4 4 5
      Вафли, в т.ч. ваф . батончики 1 2 3 4
    4 Гастрономические  товары
      Масло животное 1 1 1 1
      Майонез 1 3 4 5
      Маргарин 1 2 2 3
      Рыба копченая 1 1 1 2
      Рыба соленая 1 3 3 3
      Майонез 1 3 4 5
      Маргарин 1 2 2 3
      Рыба копченая 1 1 1 2
      Рыба соленая 1 3 3 3
    5 Консервы
      Мясные мясорастительные 1 3 3 3
      Рыбные 2 3 3 3
      Плодоовощные 2 4 3 4
      Молочные 1 3 2 3
    6 Вино -водочные изделия
      Водка, настойка 2 4 4 5
      Вино пл.. -яг., виноградн. 2 3 4 4
      Пиво 1 5 5 6
    7 Безалкогольная  продукция
      Минеральная вода 2 4 4 4
      Напитки 2 3 3 3
    8 Табачные  изделия
      Табачные изделия  всего 5 5 5 6
      Спички 1 1 1 1
    9 Сельхозпродукция
      Овощи, фрукты 2 3 3 3
    10 Сопутствующие товары
      Нитки швейные 1 2 3 5
      Чулочно-носочные изделия 2 3 3 3
      Мыло хозяйственное 1 1 1 1
      Мыло туалетное 2 3 3 4
      СМС 2 3 3 3
      Крем для  обуви 1 1 1 2
      Нож хозяйственный 1 2 2 2
      Стаканы 1 2 3 3
      Электролампочки 2 4 4 4
      Крышки хозяйственные 1 2 2 2
      Ведро 1 2 3 3
      Спички 1 1 1 1
      Шампунь 1 3 3 3
      Одеколон 1 2 2 2
      Лезвия 1 1 1 1
      Зубная паста 1 3 3 3
      Зубная щетка 1 2 2 2
      Расчески 1 2 2 2
      Лезвия 1 2 2 2
      Ручка шариковая 1 2 2 2
      Булавки безопасные 1 2 2 2
      Иглы для  шитья 1 2 2 3
      Тетради ученические 1 4 3 6
      Авторучки 1 2 4 2
      Стержни 1 1 2 1
      Карандаши 1 1 1 1
      Бумага туалетная, салфетки бума 1 1 1 1
      Пакеты П\Э 1 1 1 1

     

        Проведём  анализ ассортимента товаров и увидим насколько хорошо или плохо осуществляется организация товароснабжения и обеспечение магазина ТПС №15 товарными запасами в таблице 4.2. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Таблица 4.2 - Анализ ассортимента товаров магазина

    Наименование  товарных групп Проверка 10,01,06 Проверка 13,03,06 Проверка 15,05,06 Коэффициент устойчивости
    Кп Кш Кг  Кп Кш Кг Кп Кш Кг
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
    Хлеб  и хлебобулочные изд-я 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Хлеб 3 3 3 2 2 2 3 3 3 2,7
    Булочные  изделия 5 5 5 4 4 4 5 5 5 4,7
    Бакалейные  товары                    
    Сахар 3 3 3 2 2 2 2 2 2 2,3
    Крупа 1,7 1,7 1,7 1,7 1,7 1,7 2 2 2 1,8
    Мука 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
    Макаронные  изделия 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5
    Масло растительное 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
    Соль, в т.ч. йодированная 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
    Сода  пищевая 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1,4
    Специи 5 5 5 6 6 6 6 6 6 5,7
    Уксус 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1,7
    Комбикорм 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
    Кондитерские  изделия                    
    Конфеты 5 5 5 6 6 6 6 6 6 5,7
    Карамель 4 4 4 3 3 3 4 4 4 3,7
    Печенье 4 4 4 4 4 4 5 5 5 4,4
    Вафли, в т.ч. ваф . батончики 2 2 2 3 3 3 4 4 4 2,7
    Гастрономические товары                    
                         
    Майонез 3 3 3 4 4 4 5 5 5 4
     
    1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
    Маргарин 2 2 2 2 2 2 3 3 3 2,4
    Рыба  копченая 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1,4
    Рыба  соленая 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
    Майонез 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
    Маргарин 2 2 2 2 2 2 3 3 3 2,4
    Рыба  копченая 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1,4
    Рыба  соленая 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
    Консервы                    
    Мясные  и мясорастительные 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
    Рыбные 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
    Плодоовощные 2 2 2 1,5 1,5 1,5 2 2 2 5,5
    Молочные 3 3 3 2 2 2 3 3 3 2,7
    Вино -водочные изделия                    
    Водка, настойка 2 2 2 2 2 2 2,5 2,5 2,5 2,2
    Вино  пл . -яг . , виноград. 1,5 1,5 1,5 2 2 2 2 2 2 1,8
    Пиво 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
    Безалкогольная  продукция                    
    Минеральная вода 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
    Напитки 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
    Табачные  изделия 1 1 1 1 1 1 1,2 1,2 1,2 1,1
    Табачные  изделия всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
    Спички 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
    Продукция собственного 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
    Производства 2 2 2 3 3 3 5 5 5 3,3
    Нитки швейные 2 2 2 3 3 3 5 5 5 3,3
    Чулочно-носочные изделия 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
    Мыло  хозяйственное 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
    Мыло  туалетное 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 2 2 2 1,2
    СМС 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
    Крем  для обуви 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1,3
    Нож хозяйственный 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
    Стаканы 2 2 2 3 3 3 3 3 3 2,7
    Электролампочки 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
    Крышки  хозяйственные 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
    Ведро 2 2 2 3 3 3 3 3 3 1,3
    Спички 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
    Шампунь 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
    Одеколон 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
    Лезвия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
    Зубная  паста 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
     
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
    Зубная  щетка 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
    Расчески 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
    Лезвия 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
    Ручка шариковая 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
    Иглы  для шитья 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
    Тетради ученические 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
    Авторучки 2 2 2 3 3 3 3 3 3 2,7
    Стержни 4 4 4 4 4 4 6 6 6 4,6
    Карандаши 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
    Бумага  туалетная, салфетки бума 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1
    Пакеты  П\Э 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1

    Информация о работе Коммерческая деятельность по формированию ассортимента