Курсовая по маркетинговому исследованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

КЗ – глобальная диверсифицированная компания. Специализация – машиностроение, энергетика и металлургия. КЗ – основоположник на территории СССР тракторного машиностроения.
КЗ обладает развитой производственной и социальной инфраструктурой, хорошей транспортной доступностью и удобной логистикой. ЗАО «Петербургский тракторный завод» является дочерней компанией ОАО «Кировский завод», которая ведет свою историю с Путиловского завода, основанного в столице Российской Империи в 1801 году. Стаж завода по производству тракторов отсчитывается с 1924 года, когда был выпущен первый трактор "Фордзон-Путиловец", и составляет более 80 лет.

Содержание

Глава 1. Описание объекта исследования…………………………………………….………4
Описание предприятия……………………………………………………………4
Краткая история ЗАО «ПТЗ»……………………………………………………...4
Виды производимой продукции……………………………………….…………5
Организационная структура………………………………………………………6
Рынки сбыта………………………………………………………………………..8
Производственные мощности…………………………………………………….8
Система контроля качества…………………………………………………….….9
Персонал…………………………………………………………………………...10
Глава 2. Описание товара……………………………………………………………………..12
2.1.Классификация товара…………………………………………………………..….12
2.2 Основные потребительские характеристики продукции ЗАО «ПТЗ»…………..13
2.3 Выводы……………………………………………………………………………...17
Глава 3. Анализ внешней среды………………………………………………………………19
3.1 Анализ социально-экономического положения России……………………...…19
3.2 Анализ социально-экономического положения региона……………………......26
3.3 Выводы………………………………………………………………………….......38
Глава 4. Анализ рынка…………………………………………………………………………43
4.1 Мировой рынок…………………………………………………………………….43
4.2 Российский рынок и рынки регионов…………………………………………….48
4.3 Конкурентный анализ рынка………………………………………………………38
4.4 Выводы……………………………………………………………………………...43
Глава 5. Особенности потребительского поведения и сегментация рынка………………...62
5.1 Особенности потребительского поведения…………………………………….….62
5.2 Сегментация рынка……………………………………………………………….…64
5.2.1 Основные параметры сегментации конечных потребителей…………….…64
5.2.2 Сегментация промежуточных потребителей………………………………...65
5.3 Выводы……………………………………………………………………………....66
Глава 6. План маркетинга……………………………………………………………………...67
6.1 Цели и миссия компании…………..……………………………………………...67
6.2 Сегментация и позиционирование………………………………………………..68
6.3 Товарная политика…………………………………………………………………69
6.4 Ценовая политика…………………………………………………………………..72
6.5 Сбытовая политика…………………………………………………………………76
6.6 СВОТ- анализ ЗАО «ПТЗ»…………………………………………………….…..77
Выводы…………………………………………………………………………………………78
Литература……………………………………………………………………………………...80

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Lavrentyevoy_Anastasii_R181.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

Все эти факторы способствуют росту  спроса на сельскохозяйственную технику и обновлению существующего парка.

За 2011 г. на государственное финансовое обеспечение сельского хозяйства в России было направлено 41,36 млрд. руб., в том числе на субсидирование процентных ставок – 6,28 млрд. руб., на субсидирование приобретения дизельного топлива – 7,5 млрд. руб.,  на поддержку растениеводства – 0,77 млрд. руб., на компенсацию части затрат по страхованию – 3,4 млрд. руб., на развитие агропромышленного комплекса – 22,4 млрд. руб.

Среди возможностей ЗАО «ПТЗ»:

- отсутствие конкуренции среди отечественных производителей;

- стремительный рост рынка;

- минимальное количество игроков  в ключевых сегментах;

- сохранение цены как решающего фактора при выборе продукта потребителем;

- растущие требования к качеству, потребительским свойствам и  ГСО;

- увеличение доли импортных покупных изделий при переходе на новый модельный ряд;

  • сложившаяся благоприятная рыночная конъюнктура;

- наличие значительного парка тракторов и кормоуборочных комбайнов с выработанным сроком эксплуатации (износ – примерно 85%).

Угрозы для ЗАО «ПТЗ» состоят  в следующем:

- угроза появления прямых отечественных  конкурентов;

- угроза со стороны товаров-заменителей;

- ускорение сроков модернизации  и обновления моделей техники;

- тенденция потребителей к приобретению тракторов в составе агротехнологий;

- снижение господдержки (вступление  в ВТО);

- рост цен на энергоносители, повышение уровня инфляции, дальнейшее снижение курса доллара;

- агрессивная конкуренция со стороны западных производителей и поставщиков бывшей в употреблении импортной техники ввиду несовершенства таможенной политики государства.

 

Глава 5. Особенности потребительского поведения и сегментации рынка

 

5.1 Особенности потребительского  поведения

ЗАО «ПТЗ» производит различную  продукцию, 71% которой составляют сельскохозяйственные тракторы, 6% – комбайны, 8% – строительно-дорожные машины, 9% – специальные машины, 5% – запасные части, принадлежности и комплектующие, 1% – сельскохозяйственное оборудование и прочие заказы.

сельскохозяйственные  тракторы

комбайны

строительно-дорожные машины

специальные машины

запасные части, принадлежности и комплектующие

сельскохозяйственное  оборудование и прочие заказы

71%

6%

8%

9%

5%

1%


 

 

Рисунок 14. Продукция  ПТЗ34

 

Из рисунка 14 видно, что среди  сельхоз. тракторов с шарнирно-сочлененной  рамой особенно популярны такие  модели: К-744Р/Р1/Р2/Р3 с мощностью 300-420 л.с. и К-745 с мощностью в 428-500 л.с. Среди комбайнов - кормоуборочные Е-281 с мощностью двигателя в 180 л.с. Строительно-дорожные машины: погрузчик ПК6 с грузоподъемностью в 6 тонн и объемом ковша в 3,5 м3, дорожные машины УДМ2/ДМ15 (250 л.с.), бульдозер БКУ (235 л.с.). Среди специальных машин наибольшим спросом пользуется машины на базе универсального тракторного модуля.

Запасные части, принадлежности и  комплектующие:

    • для сельхоз. тракторов
    • для кормоуборочных комбайнов
    • для строительно-дорожных машин
    • для специальных машин

Среди прочего оборудование популярны  при заказах: Плуги ПРУН 5-8 корпусов, необоротные; бороны БДТ (ширина 7,2 метра); коробки переключения передач диапазонов.

Основными требованиями фермеров к продаваемой тракторной технике являются повышение мощности, снижение количества вредных веществ в отработавших газах, снижение уровня шума, внедрение почвосберегающих технологий, сокращение расхода топлива. На увеличение продаж тракторов оказывают влияние имидж моделей и фирм, внедрение новых технических решений, представляющих интерес для фермеров, качество работы дилеров, доступная цена.

 

5.2. Сегментация рынка

 

5.2.1 Основные параметры  сегментации конечных потребителей

Потребители:


 

В структуре прожиточного минимума расходы на сельскохозяйственную технику  составляют около 3%. Среднедушевые  расходы населения в сентябре 2012 года составили 19160 руб., средний размер пенсии 9414 руб., расходы 12000. Нельзя сказать, что покупка сельхозтехники прямо пропорционально уровню доходов. В основном, на спрос влияет сезонность и технический прогресс. Основные потребители сельскохозяйственных тракторов – эксклюзивные. 45% кормоуборочных комбайнов потребляют партнеры компании, остальные 55% приходятся на прямые продажи. Потребителями 11% промышленных машин является «Сургутнефтегаз», 8% – «Стройгосконсалтинг», остальных 81% – прямые покупатели.

Сегментация потребительской аудитории  овощей по возрастным категориям выглядит следующим образом: до 30 лет 25%, от 30 до 50- 55%; старше 50 лет-25%.

Наиболее активными потребителями  техники можно считать мужчин, так только мужчины, за редким исключением, работают в сельхоз. секторе, в дорожно-строительных работах и других работ, при которых необходимо большое количество силы и выносливости.

Потребление сельхоз. техники зависит  от регионального фактора. Где больше площадей для выращивания злаковых культур, тем нужнее там техника. Строительно-дорожная техника нужна везде, чем гуще населен регион и чем больше строительных площадок, тем больше спрос.

 

5.2.2 Сегментация промежуточных  потребителей

За январь-август 2011 года увеличилась  отгрузка тракторов предприятиями России по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. в 1,5 раза, всего отгружено 644 трактора, а в 2012 г.-730 штук.

Основу системы продвижения  продукции ЗАО «ПТЗ» составляет дилерская сеть, разделенная по категориям, и рекламно-выставочная деятельность. Наибольшее количество дилеров расположено в Приволжском Федеральном округе (18), Центральном ФО (15), Сибирском ФО (7), Южном и Северо-Кавказском ФО (5), Уральском ФО (4), Северо-западном ФО (2) и Дальневосточном ФО (1)35.

5.3 Выводы

По результатам данной главы  можно сделать выводы о том, что  основными потребителями сельскохозяйственных тракторов – эксклюзивные.

Среди клиентов ЗАО «ПТЗ» крупнейшие сельскохозяйственные предприятия, производящие до 70% основных продовольственных товаров России, известные нефтегазодобывающие компании, крупнейшие металлургические и угольные холдинги, государственные и частные компании, национальные и международные.

Наиболее интенсивно развивается  производство сельскохозяйственной техники (тракторы и комбайны).

Для увеличения доли рынка: пути достижения: регулярное обновление модельного ряда; развитие дилерской и сервисной сетей; создание региональных складов запасных частей и принадлежностей; обеспечение выполнения стандарта маркетинга (агрессивная политика); расширение географии, выход на новые рынки сбыта (СНГ, Восточная Европа, Ближний Восток).

 

Глава 6. План маркетинга

 

6.1 Цели и миссия  компании

ЗАО «Петербургский тракторный завод» - это дочернее предприятие ОАО  «Кировский завод».

Видение

Кировский завод - это индустриальный холдинг, «фабрика» эффективных бизнес-проектов. Мы развиваем бизнес-проекты и бизнес-компетенции, которые базируются на реальных рыночных условиях и совпадают с нашими ценностями и опытом.

Миссия  

Кировский завод - многопрофильный промышленный холдинг, развивающий традиционные бизнес-проекты и открывающий новые. Наш успех основан на единой стратегии, клиентоориентированности и непрерывном самосовершенствовании. Во всех начинаниях мы неизменно стремимся достигать лучшего результата за счет нашего опыта и интеллекта, мотивированной команды, уникальной корпоративной культуры, единства целей и ценностей, а также возможности самореализации. Мы непрерывно развиваем фонд активов и компетенций. Все это является основой для успешного развития нашего бизнеса, не ограниченного пределами существующих территорий Кировского завода.

Цели

  • Ежегодный рост выручки Группы компаний - не менее 18,5% (с учетом инфляции и без внутригрупповых оборотов). Цель - 35 млрд руб. в 2016 году.
  • Доходность (прибыльность) ключевых бизнес-проектов - на уровне российского ТОП-10 в отрасли.
  • Производительность труда - на уровне российского ТОП-10 в отрасли.
  • Вовлеченность персонала в непрерывную созидательную бизнес-деятельность.

 

 Ценности 

  • Приоритет долгосрочных целей и единая стратегия.
  • Бизнес-эффективность и проектный подход.
  • Непрерывное развитие и совершенствование.
  • Опыт, традиции и созидательная корпоративная культура.
  • Понимание и сбалансированное удовлетворение интересов stakeholders36.

 

Присутствие во всех сегментах рынка сельскохозяйственных тракторов, вход в основные товарные категории землеройной, дорожно-строительной и коммунальной техники, а также во все смежные рынки навесного и прицепного оборудования.

Таковы главные цели Петербургского тракторного завода на ближайшие годы, подчеркнул на состоявшейся в декабре 2011 года ежегодной дилерской конференции ПТЗ Сергей Занозин, директор завода, первый заместитель генерального директора ОАО «Кировский завод».

Основной способ достижения этих целей  в части, касающейся укрепления позиций завода на рынке строительной техники, – это промышленная сборка из машинокомплектов зарубежных партнеров с ее последующей локализацией (до 50%) на производственных мощностях Кировского завода в течение двух-трех лет37.

 

6.2 Сегментация и позиционирование

ЗАО «ПТЗ» имеет дифференцированную стратегию. Применяя стратегию дифференцированного  маркетинга, компания ориентирует свою деятельность на несколько сегментов  рынка и разрабатывает отдельные  предложения для каждого из них. 

Целевыми сегментами ЗАО «ПТЗ» являются:

  1. частные лица (физические лица)
  2. юридические лица (компании-партнеры, дилеры)

С принятием в 2011 году новой стратегии  развития ПТЗ сельскохозяйственное машиностроение Кировского завода получило новый импульс развития. Стратегией предусматривается отказ от ставки на монопродукт, присутствие во всех сегментах рынка сельхоз. тракторов и вход во все смежные рынки навесного и прицепного оборудования.

Анализ действий руководства ЗАО  «ПТЗ» показывает, что для формирования стратегии оно использовало положения школы позиционирования, которая предписывает позиционирование на рынке с помощью конкурентной стратегии. Однако при всей методологичности данной школы руководству можно было бы также посоветовать обратиться к школе обучения, при следовании которой стратегия формируется через исследование ситуации и путей выхода из нее, что способствует поддержанию ее реализации.

В качестве источников устойчивых конкурентных преимуществ следует рассматривать  материальные ресурсы и способности.

 

6.3 Товарная политика

Товарная политика компании нацелена на комплексное удовлетворение потребностей целевых групп покупателей в  товарах и услугах.

ПТЗ производит и продает:

• сельхозтехнику – тракторы с  шарнирно-сочлененной рамой и  классической компоновкой;

• горные, строительные, коммунальные, специальные машины

• запасные части, принадлежности и  комплектующие

• прочее оборудование (плуги, бороны, коробки переключения передач).

Новая стратегия развития ПТЗ предусматривает  существенное расширение номенклатурного  ряда промышленной техники путем освоения производства и входа в основные товарные категории строительной, землеройной и коммунальной техники. Прорабатывается также возможность производства различных видов коммерческой техники, фургонов, цистерн, эвакуаторов, кран-манипуляторов, специальных надстроек коммунального предназначения и других.

Кроме этого, в ближайших планах завода - освоение производства всего  шлейфа техники для лесной промышленности и активное включение в госпрограмму развития лесного хозяйства на период 2012-2020 годов. 
Реализовать эти планы предполагается как за счет модернизации собственной линейки (новые фронтальные погрузчики К-3060/3080, универсальный тракторный модуль К-708 - основа новой линейки промышленных машин ПТЗ), так и путем промышленной сборки техники из машинокомплектов зарубежных партнеров.


АВС- Анализ продукции  и покупателей

 

Продукция:

 

 

 

 


 

Покупатели:


 

 

 

 

Сырьевая политика. Определяющее значение имеют покупные материалы, комплектующие и заработная плата (88.6%) от заводской себестоимости. Арендная плата за здания ниже рыночного уровня. При приведении к рыночному уровню ее значимость в затратах может измениться.

Стоимость покупных комплектующих  составила 2 057 065 руб., в том числе:

1) комплект мостов – 502 918 руб. (24%);

2) двигатели – 388 716 руб. (19%);

3) немецкая комплектация – 228 496 руб. (11%);

4) узлы и детали – 103 837 руб. (5%);

5) комплект колес – 155 224 руб. (8%);

6) прочие комплектующие – 677 874 руб. (33%).

Основной поставщик мостов –  ООО "МобиТрансСервис" (доля закупок  ЗАО «ПТЗ» в его продажах – 100%). Двигатели в основном поставляют «Автодизель», «Яркамп Кострома» (2%), а также ТД «Тутаевский моторный завод» (40%) и компания «ATM». Основным поставщиком немецкой комплектации является компания «ATM» (60%). Комплект колес поставляют ТД «ДШЗ» (ОАО «ЧКПЗ») (30%) и ООО «Оргсинтез» (30%).

Информация о работе Курсовая по маркетинговому исследованию