Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:13, курсовая работа
Цель исследования: изучить систему товароснабжения на примере предприятия розничной торговли и определит пути ее совершенствования.
Задачи исследования:
- изучить понятие, формы и этапы процесса организации товароснабжения;
- изучить методы управления товароснабжением на предприятиях торговли;
- дать характеристику предприятия;
- проанализировать основные экономические показатели на примере предприятия «магнит», товароснабжения на данном предприятии
- совершенствовать предварительные операции по закупкам; определить цену и объем закупок;
- предложить мероприятия по совершенствования процесса товароснабжения по средствам тары-оборудования.
План розничной реализации товаров выполнен в трех кварталах, перевыполнение плана в этих кварталах - 35742,0 тыс. руб. В связи с недовыполнением плана в третьем квартале потери товарооборота составили 35927,7 тыс. руб.
Равномерность развития товарооборота ОАО «Магнит» проанализируем, используя данные таблицы 3.
Таблица 3. Информация о доле каждого квартала в годовом розничном товарообороте ОАО «Магнит», %Кварталы 2007 г. 2008 г. Отклонение
план факт от плана от прошлого года
I 13,3 17,1 17,2 +0,1 +3,9
II 19,8 22,2 22,6 +0,4 +2,8
III 27,5 27,9 27,3 -0,6 -0,2
IV 39,4 32,8 32,9 +0,1 -6,5
Всего за год 100 100 100 - -
Товарооборот ОАО «Магнит» распределялся по кварталам неравномерно. Наиболее напряженным был четвертый квартал, наименее напряженным - первый.
Для определения равномерности развития розничного товарооборота исчислим коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров.
Коэффициент ритмичности определим как отношение числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. ОАО «Магнит» план товарооборота выполнило в 5 месяцах из 12. Отсюда, коэффициент ритмичности равен 0,42 (5112), или ритмичным его выполнение было только на 42 %. Выполнение плана товарооборота было равномерным на 97,09 % (100,0-2,91).
Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом (долей) отдельных товарных групп и товаров в общем объеме товарооборота. Так в 2008 году по сравнению с 2007 годом возросла доля в товарообороте колбасных изделий, рыбы, молока и молочных продуктов, сахара, кондитерских изделий, хлеба и хлебобулочных изделий, макаронных изделий, картофеля, водки и ликероводочных изделий, вина, конъяка, шампанского и соответственно уменьшился удельный вес других товарных групп и товаров.
Розничный товарооборот ОАО «Магнит» в действующих ценах вырос на 3761638,2 тыс. руб. или на 194,7 % (что обусловлено ростом цен на товары), а в сопоставимых ценах наблюдается его рост на 309786,2 тыс. руб. или на 16 %.
Выполнение плана и динамика розничного товарооборота зависят от трех основных групп факторов:
от обеспеченности товарными ресурсами, правильности их распределения и использования;
от обеспеченности трудовыми
ресурсами и эффективности
от состояния, развития и
эффективности использования
Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
У ОАО «Магнит» имеются следующие данные о движении товаров (см. табл. 4).
Таблица 4. Товарный баланс по ОАО «Магнит» в действующих ценах, тыс. руб.Показатели 2007 г. 2008 г. Отклонения (+,-)
Товарные запасы на начало года 23364,9 96263,4 +72898,5
Поступление товаров 2016827,2 5875343,2 +
Прочее выбытие товаров 12252,
Товарные запасы на конец
года 96263,4 255939,5 +159676,
Источник: данные внутренней отчетности ОАО «Магнит»
По сравнению с прошлым
годом объем товарооборота
Таблица 5. Динамика товарных запасов в действующей оценке по ОАО «Магнит» за 2008 годКварталы 2003 г. Ед-ца измерен. Фактические товарные запасы Изменения товарных запасов по сравнению с данными на начало квартала
На начало квартала На первое число второго месяца квартала На первое число третьего месяца квартала На конец квартала На первое число второго месяца квартала На первое число третьего месяца квартала На конец квартала
1
тыс. р.
дни
96263,4
8,9
98621,8
9,1
124256,4
11,5
139197,8
12,8
+2358,4
+0,2
+27993,0
+2,6
+42934,4
+3,9
II
тыс. р.
дни
139197,8
9,7
148072,6
10,4
156010,1
10,9
177192,0
12,4
+8874,8
+0,7
+16812,3
+1,2
+37994,2
+2,7
III
тыс. р.
дни
177192,0
10,3
186959,0
10,8
193716,6
11,2
215431,5
12,5
+9767,0
+0,5
+16524,5
+0,9
+38239,5
+2,2
IV
тыс. р.
дни
215431,5
10,3
208097,3
10,0
251370,0
12,1
255939,5
12,3
-7334,2
-0,3
+35938,5
+1,8
+40508,0
+2,0
1
тыс. р.
дни
96263,4
8,9
98621,8
9,1
124256,4
11,5
139197,8
12,8
+2358,4
+0,2
+27993,0
+2,6
+42934,4
+3,9
Источник: данные внутренней отчетности ОАО «Магнит»
Фактический розничный товарооборот за 1 квартал 2008 года составил 976423,8 тыс. руб. (см. табл. 2).
Товарные запасы в днях в 1 квартале по ОАО «Магнит» составили:
На 01.01 96263,4 : (976423,8:90) = 8,9 дня
На 01.02 98621,8 : (976423,8:90) = 9,1 дня
На 01.03 124256,4 : (976423,8:90) = 11,5 дня
На 01.04 139197,8 : (976423,8:90) = 12,8 дня
Фактический розничный товарооборот за II квартал 2008 года равен 1287213,8 тыс. руб.
Товарные запасы в днях во II квартале составили:
На 01.04 139197,8 : (1287213,8:90) = 9,7 дня
На 01.05 148072,6 : (1287213,8:90) = 10,4 дня
На 01.06 156010,1 : (1287213,8:90) = 10,9 дня
На 01.07 177192,0 : (1287213,8:90) = 12,4 дня
Фактический розничный товарооборот за III квартал 2008 года равен 1555072,3 тыс. руб.
Товарные запасы в днях во III квартале составили:
На 01.07 177192.0 : (1555072,3:90) = 10,3 дня
На 01.08 186959,0 : (1555072,3:90) = 10,8 дня
На 01.09 193716,6 : (1555072,3:90) = 11,2 дня
На 01.10 215431,5 : (1555072,3:90) = 12,5 дня
Фактический розничный товарооборот за IV квартал 2008 года равен 1874604,4 тыс. руб.
Товарные запасы в днях во IV квартале составили:
На 01.10 215431,5 : (1874604,4:90) = 10,3 дня
На 01.11 208097,3 : (1874604,4:90) = 10,0 дня
На 01.12 251370,0 : (1874604,4:90) = 12,1 дня
На 01.01 255939,5 : (1874604,4:90) = 12,3 дня
Товарооборачиваемость в днях определим по формуле:
Тдн. = Зср. : (Р : Д), (9)
где Зср. - среднегодовые товарные запасы;
Р - реализация товаров за год;
Д - количество дней анализируемого периода,
где - запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода;
n - число дат, за которые
взяты данные среднегодовые
Зср = 61554,8 тыс. руб.
Зср за 2003 г= 172918,8 тыс. руб.
Время обращения товаров по ОАО «Магнит»:
Фактически за 2007 год 61554,8 : (1931676:360)=11,5 дня
Фактически за 2008 год 172918,8 : (5693314:360)=10,9 дня
Таким образом, товарооборачиваемость в 2008 году по сравнению с 2007 годом ускорилась на 0,6 дня (10,9-11,5).
Определим сумму средств, высвобождаемости.
Для этого ускорение времени
обращения товаров в днях умножим
на фактический среднедневной
Следовательно, ускорение времени обращения товаров в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 0,6 дня высвободило средства, вложенные в товарные запасы, в сумме 9488,9 тыс. руб. ((5693314:360)х(-0,6)).
По ОАО «Магнит» скорость обращения товаров составила:
Фактически за 2007 год 1931676 : 61554,8=31,4 оборота
Фактически за 2008 год 5693314 : 172918,8=32,9 оборота
Результаты анализа
Таблица 6. Информация о средних
товарных запасах и
1. Розничный товарооборот
в действующих ценах, тыс. р.
2. Среднегодовые товарные
запасы в действующих ценах,
тыс. р. 61554,8 172918,8 +
3. Время обращения товаров в днях 11,5 10,9 -0,6 94,8
4. Скорость обращения товаров
в количестве оборотов 31,4 32,
Источник: данные внутренней отчетности ОАО «Магнит»
Следовательно, в 2007 году товарные запасы обновлялись 32,9 раза и оборачиваемость товаров ускорилась по сравнению с 2007 годом на 1,5 оборота (32,9-31,4) [12, с. 263].
ОАО «Магнит» работает с большим количеством поставщиков, поэтому перечислим основные из них (табл. 7).
Таблица 7. Поставщики магазина№ Товары Поставщики
1 Рыба и рыбные продукты
СП “Санта-Импэкс”;
ОАО “Рыбокомплекс”;
ООО “Торговые традиции”;
ПКФ “Магнат”; Рыба и рыбные продукты
2 Мясо и мясные продукты
г. курск, ОАО “Мясокомбинат”;
Березовский консервный завод;
г. Москва, мясокомбинат;
г. Воронеж, мясоконсервный комбинат; Мясо и мясные продукты
3 Молоко и молочные продукты
ОАО “Белгородский молочный комбинат”;
Курский хладокомбинат;
Областная оптовая база “Мясомолторг”;
Высоковский ОАО сыродельный завод;
Каменецкий ОАО сыродельный завод;
Березовский ОАО маслосырзавод; Молоко и молочные продукты
4 Яйца и яичные продукты
Г. Железногорск, птицефабрика;
Г. Курск, птицефабрика; Яйца и яичные продукты
5 Пищевые жиры
Областная оптовая база “Мясомолторг”;
“Атика Импакс”; Пищевые жиры
6 Продукты переработки зерна
Куркий хлебозавод;
Старооскольскиий хлебозавод;
Рыльский хлебозавод;
ЧП Глущук А. А.;
ЧП Мельничук И. В.;
ОАО Борисовская макаронная фабрика;
ОАО Витебская макаронная фабрика;
Брестская база “Бакалея”;
ООО “Юстек”;
ООО “Вастал”;
ООО “Ракал”; Продукты переработки зерна
7 Крахмал, мед, сахар, кондитерские изделия
ОАО Жабинковский сахарный завод;
ОАО Скительский сахарный комбинат;
ОАО “Спартак”;
ОАО “Красный пищевик”;
ОАО “Коммунарка”; Крахмал, мед, сахар, кондитерские изделия
8 Вкусовые товары
ООО “Бемсоли”;
ЧП “Аджибел”;
Курская база “Бакалея”
Курский ликероводочный завод;
КУрский комбинат безалкогольных напитков;
СП “Кока-кола”; Вкусовые товары
9 Овощи, плоды
Совхоз “Россия”;
Совхоз “Молодая гвардия”;
Совхоз “Знамя”;
Совхоз “Мухавец”
Горплодоовощторг;
Фермерские хозяйства; Овощи, плоды
Истиочник: Денисова И. Н. Организация и технология коммерческой деятельности: в рисунках, схемах, таблицах: Учеб. пособие для сред. проф. образования по специальностям 0608 «Коммерция» (по отраслям), 0612 «Товароведение» (по группам однород. товаров)/ И. Н. Денисова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 208
Таким образом, важную роль в
совершенствовании
Глава 3. Пути совершенствования
товароснабжения предприятий
3.1 Совершенствование
Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С неё по существу начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю (потребителю) и получить прибыль необходимо располагать (владеть) товаром. Главная функция товарного обращения сводится к смене формы стоимости по формуле:
Д - Т и Т – Д (10)
Формула раскрывает сущность коммерческой работы в торговле - предприниматель, располагая определённой суммой денежных средств, закупает товар, который затем реализует в денежные средства с некоторым приращением (прибылью). Исходя из основной функции товарного обращения, можно сделать вывод, что коммерческая работа в торговле начинается с закупки товаров с целью последующей их продажи.
По своей экономической
природе закупки представляют собой
оптовый или мелкооптовый товарооборот,
осуществляемый торговыми предприятиями
(юридическими лицами) или частными
лицами с целью последующей
Правильно организованные оптовые
закупки дают возможность сформировать
необходимый торговый ассортимент
товаров для снабжения
Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров складывается из следующих этапов:
Изучение и прогнозирование покупательского спроса;
Выявление и изучение источников
поступления и поставщиков
Организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, представление заказов и заявок поставщикам;
Организация и технология
закупок непосредственно у
Организация контроля и учёта за оптовыми закупками.
Изучение и прогнозирование
покупательского спроса является необходимым
маркетинговым условием для проведения
успешной коммерческой работы по закупкам
товаров. Маркетинговая наука выработала
целый арсенал средств и
Для проведения работы по изучению и прогнозированию спроса на крупных и средних оптовых предприятий создаются маркетинговые службы (отделы), одной из основных функций которых является изучение как общего объёма спроса (ёмкости рынка), так и внутригрупповой структуры спроса на закупаемые товары.
Информация о работе Организация предприятия розничной торговли