Организация продажи товаров в предприятиях розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 18:58, шпаргалка

Краткое описание

1 основополагающие характеристики товара:
— ассортиментная (товароведческая);
— качественная;
— количественная

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка.docx

— 205.62 Кб (Скачать файл)

1 основополагающие характеристики товара:

— ассортиментная (товароведческая);

— качественная;

— количественная;

— стоимостная;

или только их часть.

Основные задачи товароведческого анализа следующие:

— идентификация товара;

— правильный выбор потребительских свойств товаров и показателей для их оценки;

— определение соответствия действительных (фактических) значений показателей установленным в НТД требованиям;

— анализ и оценка полученных данных для составления заключений или рекомендаций.

При проведении товароведческого анализа должны соблюдаться следующие  принципы:

— объективность;

— компетентность;

— независимость;

— системный подход;

— эффективность;

— безопасность товаров

Принципами  товароведения являются безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация.

Безопасность —  основополагающий принцип, который  заключается в отсутствии недопустимого  риска, связанного с возможностью нанесения  товаром, услугой или процессом  ущерба жизни, здоровью и имуществу  людей, а также жизни и здоровью животных и растений.

Эффективность —  принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при  производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении товаров, а также их утилизации.

Совместимость —  принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов и услуг к совместному  использованию, не вызывающему нежелательных  взаимодействий.

Совместимость товаров  принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима хранения. Совместимость товаров при их потреблении имеет важное значение для наиболее полного удовлетворения потребностей.

Взаимозаменяемость  — принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого  товара, процесса или услуги в целях  выполнения одних и тех же требований.

2Субъекты товароведной деятельности делятся на 2 вида: товароведы и потребители товара. Потребитель товара - гражданин, заказывающий, приобретающий, использующий товары для личных нужд, не извлекая прибыли. Товароведы - специалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей. Этой категории специалистов приходится 25-30% всех руководителей и специалистов в торговле. Товароведы - специалисты, которые обеспечивают продвижение товара от изготовления до потребления с учетом ассортиментной, качественной, количественной, стоимостной характеристик. Должностные обязанности товароведов в значительной мере определяются целями и задачами структурного подразделения, в которых они работают. Можно выделить три основных направления товароведной деятельности: 1) Технологическое, обеспечивающее технологию товародвижения; 2) Организационно-управленческое, нацеленное настимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров; 3) Маркетинговое, предназначенное для выявления потребностей и товаров как средств их удовлетворения. Поэтому и на производстве, и в торговле нужны три категории товароведов; товароведы технологи (инженеры), товароведы- менеджеры и товароведы - маркетологи. Последние по выполняемым функциям близки к маркетологам и в отдельных видах деятельности могут даже дублировать их. Однако деятельность товароведов в отличие от маркетологов больше связана с функциями, выполнение которых требует досконального знания потребительских свойств товаров. Субъектами товароведения является товароведы, основная деятельность которых, направлена на то, чтобы все знать о товаре. Нормативными документами, регламентирующей деятельность товароведа и требованием к профессиональной компетентности является ГОСТ-51305-99, «Розничная торговля,Требования к обслуживающему персоналу». Тарифно-классификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными постановлением министра труда России от 6 июня 1996 г. №32. Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением министра труда России от 21 августа 1998 г. №37, где изложены требования к товароведу, а именно: что он должен знать, и что уметь. ЗНАТЬ:ассортимент, его показатели, способы управления ассортиментом; потребительские свойства товара; количественные характеристики товара, товарных партий; правила отбора проб; факторы, влияющие на формирование и сохранение качества товара. УМЕТЬ: оценивать качества товара; выявлять дефекты и их характер; причины; идентифицировать товар; уметь работать с сопроводительными док-ми; расшифровать маркировку; анализировать показатели ассортимента; работать с конкретными группами товаров. А так же: - Наличие среднего специального или высшего профессионального образования по специальности; СПО 0612 «Товароведение» или ВПО 351100 «Товароведение и экспертиза товаров»; -своевременное оформление претензионных материалов по качеству, упаковке и маркировке товаров; -участие в рассмотрении претензии покупателей на некачественный товар; -участие в проведении инвентаризации товаров.

Объектами товароведной и коммерческой деятельности являются товары, ихпотребительная стоимость и аспекты качества. В товароведении лекарственных средств это препараты, применяемые для лечения как человека, так и животных, а также специфические ветеринарные препараты.

Товароведная деятельность как составная часть коммерческой направлена только на товары и сопутствующие  им торговые услуги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т. п.).

Коммерческая деятельность отличается большей широтой охвата объектов, включает не только товары, но и услуги (основные и вспомогательные), ценные бумаги, интеллектуальную продукцию, а также работу по организации  товародвижения.

Товары как  объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. Первые три характеристики, которые можно назвать товароведными, удовлетворяют реальныепотребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.), определяя потребительную стоимость товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром.

Характеристика  — совокупность отличительных видовых  свойств, признаков предмета или  явления.

Ассортиментная  характеристика товаров — совокупность отличительных видовых свойств  ипризнаков товаров, определяющих их функциональное и/или социальное назначение.

Качественная  характеристика товаров — совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности.

Количественная характеристика товаров — совокупность определенных внутренних свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц измерения.

Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы. Первую группу составляют специалисты, непосредственно связанные с обращением ветеринарных препаратов в силу своих служебных обязанностей (ветеринарные врачи, фельдшеры, санитары, кладовщики, провизоры в ветеринарных аптеках), вторую — владельцы животных, приобретающие ветеринарные препараты для лечения своих подопечных.

В товароведении  применяют две группы методов: научного познания и практической товароведной деятельности.

Методы научного познания направлены на исследование товара, его потребительных характеристик  и их изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические (экспериментальные) и аналитические  методы.

Эмпирические (экспериментальные) методы основаны на опыте или наблюдениях. Эти методы находят широкое применение в товароведении. Благодаря им стали  возможны исследования химической, физической и биологической природы товаров.

В зависимости от используемых технических средств  измерения и принципов естественных наук экспериментальные методы подразделяются на квалиметрические (измерительные) — физические, физико-химические, химические, биологические и органолептические.

1.    Измерительный метод определения значений показателей качества продукции осуществляется на основе технических средств измерений.

2.    Органолептический метод определения значений показателей качества продукции осуществляется с помощью органов чувств.

Аналитические методы основаны на мысленном или фактическом  разложении целого на составные части. Они подразделяются на две подгруппы: методы управления научным познанием  и методы систематизации.

К методам управления научным познанием относятся  анализ, диагностика, прогнозирование, программирование и планирование. Анализ товаров базируется на данных, полученных экспериментальными методами. Результаты анализа могут использоваться для  прогнозирования возможных изменений  при формировании ассортимента товаров, требований к их качеству, товарных потерь, условий, сроков хранения и  т. п. На основе данных, полученных методом  прогнозирования, осуществляется программирование, т. е. определяется алгоритм деятельности специалистов по обеспечению заданных характеристик товаров или рационального  товародвижения. В результате применения аналитических методов становится возможным дальнейшее планирование научного познания товаров.

Методы систематизации — группирование объектов с близкими свойствами по общим признакам, расположение их в определенном порядке. Основополагающие методы систематизации — идентификация, обобщение (группировка), классификация и кодирование.

Идентификация —  установление тождества неизвестного объекта (например, вещества) с другим, известным. Присвоение объекту уникального наименования, номера, знака, условного обозначения, признака или набора признаков и т. п., позволяющих однозначно выделять его из других объектов.

Обобщение (группировка) — метод объединения объектов по общим признакам. Он применяется  для выделения ассортиментных групп.

Классификация — разделение множества объектов по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

3Качество товара — оценка потребителем соответствия товара назначению (обычному, общепринятому или назначению, указанному производителем). Включает в себя оценку объективных потребительских свойств (производительность, надежность, ремонтопригодность) и субъективных (модность, престижность, легкость в эксплуатации). В современных условиях планирование качества является основой маркетинговой политики производителя. Кроме качества для оценки товара используется показатель технического уровня продукции.Това́р продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена.

  1. Потребительская стоимость (способность товара удовлетворить какие-либо человеческие потребности, например хлеб);
  2. Меновая стоимость (способность товара обмениваться на  другие товары в определенных пропорциях).

Меновая стоимость является внешним выражением стоимости. 
Потребительская стоимость выражает естественные свойства самого товара и имеет три характеристики:

  1. количество
  2. качество
  3. натуральная форма

Потребительская стоимость  имеет исторический характер. 
Меновая стоимость возникает, если товар получает общественное признание на рынке. Если его нет, то экономическое благо не становиться товаром, имеет какую-то видимую стоимость.

Наличие потребительской  и меновой стоимости является результатом двойственного характера  труда в процессе производства товара

Свойства товаров - это  его объективная особенность, т.е. то, что отличает один товар от другого

. Каждому товару  присущи многие свойства, которые  могут проявляться при его  формировании, эксплуатации или  потреблении. Свойства товара, обусловливающие  его полезность в процессе  эксплуатации и потребления, называют  потребительскими. Номенклатура потребительских  свойств и их показателей определяется  особенностями и назначением  товара. В зависимости от особенностей и удовлетворяемых потребностей потребительские свойства и показатели качества подразделяют на следующие группы: назначения – функционального, социального, классификационного, универсального; надежности – долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость; эргономические – гигиенические, антропометрические, психологические, психофизиологические; эстетические; безопасности – химическая, механическая, биологическая, радиационная, электрическая, магнитная, термическая, противопожарная. Назначение– одно из определяющих потребительских свойств, характеризует способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в классификации товаров. Свойства функционального назначения обусловливают использование изделия по назначению. 

7Эргономические свойства - способность товара создавать ощущение удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, физиологическими, психологическими и органолептическими характеристиками потребителя Антропометрические свойства - способность товаров при эксплуатации соответствовать измеряемым характеризующим потребителя. (Например, данные о замерах населения, обувь в Китае меньшего размера, чем в России). Эти свойства должны создавать комфортность, удобство при потреблении товаров. Наибольшее значение они имеют при оценке качества непродовольственных товаров, особенно одежно-обувных, поэтому при проектировании и разработке продукции используются данные об антропометрических замерах населения, на основании которых устанавливаются размеры одежды, обуви, головных уборов.

Физиологические свойства - способность  товаров обеспечивать удобство функционирования отдельных органов или частей тела человека при их использовании.

 

5Свойства функциональные отражают способность товаров выполнять их основные функции. Эта подгруппа свойств удовлетворяет физиологические, эргономические и органолептические потребности (пищевые продукты, одежно-обувные товары и т.д.) и выполняют вспомогательные функции 

 

4Потребительские свойства товара - совокупность свойств, удовлетворяющих потребности или ожидания индивидуальных потребностей. Примером таких свойств могут служитьпищевая ценность продуктов питания, эстетические свойства продуктовых и непродуктовых товаров. Потребительские свойства характерны для готовой продукции и товаров, реализуемых в розничной торговле.

6Надежность - способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и эксплуатации в течение заранее оговоренных сроков. Надежность постепенно изменяется вследствие процессов, происходящих при хранении, потреблении и эксплуатации. Надежность постоянно изменяется вследствие процессов, происходящих при хранении, потреблении и эксплуатации товаров. Это свойство не может быть безграничным. Речь может идти лишь об ограниченном ресурсе надежности, измеряемом определенным отрезком времени, в течении которого исходные свойства товара изменяются незначительно, что позволяет их использовать в соответствии с назначением.

В зависимости от критерия надежности различают следующие подгруппы:

1) долговечность - способность товаров сохранять работоспособность до наступления установленного времени тех. обслуживания и ремонта. Например, многие непродовольственные товары устаревают, утратив социальное назначение: головные уборы, обувь;

а) срок эксплуатации;

б)  ресурс (предельная возможность эксплуатации, зафиксированная в нормативных документах);

2) безотказность - способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая эксплуатация. Характеризуется сроками, в течение которых товары эксплуатируются без сбоев и отказов, а так же количеством возникающих в течение обусловленного периода дефектов.

Безотказность как свойство надежности наиболее часто применяется для  сложнотехнических товаров;

3) ремонтопригодность - способность товаров восстанавливать свои исходные свойства после устранения дефектов. Например, ремонтопригодные - автомобили; неремонтопригодные - батарейки, одноразовые ручки;

4) сохраняемость - способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без потерь в течение определенного срока. Сохраняемость присуща всем потребительским товарам, так как хранение неизбежный этап любого товародвижения. Это свойство особенно важно для пищевых продуктов. Хранение начинается с момента выпуска готовой продукции и продолжается до утилизации товара

Информация о работе Организация продажи товаров в предприятиях розничной торговли