Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Торговля является неотъемлемым звеном общественного производства товаров и услуг в широком смысле этой экономической категории. В широком понятии понятие производство объединяет 3 сферы общественной деятельности:
Непосредственное производство товаров и услуг;
Обмен произведённым;
Потребление.

Содержание

Введение
3
1. Специфика маркетинговой деятельности в розничной торговле
5
2. Состояние и перспективы развития маркетинга в розничной торговле РБ
19
3. Ситуационное положение организации на рынке, оценка сильных и слабых позиций организации на рынке
23
4. Анализ маркетинговой деятельности розничной торговли организации
31
5. Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности в торговле
37
Заключение
46
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 457.50 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 2.1 - Организационная структура управления ТД «Энергетик»

Решения руководителя передаются по цепочке «сверху вниз», они обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Сам руководитель подчинен вышестоящему руководителю.

Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Каждый работник должен осуществлять свою работу в соответствии с должностной инструкцией, если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Таким образом, создается иерархия руководителей данной системы управления. Используется принцип единоначалия, когда подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя.

Данная структура управления ТД «Энергетик» с позиции управления персоналом имеет ряд преимуществ и недостатков.

Преимущества:

  • Единство и четкость распоряжений – каждый сотрудник имеет одного начальника;
  • Согласованность действий исполнителей – относительная автономность подразделений позволяет сотрудникам решать многие вопросы самостоятельно внутри подразделения;
  • Повышенная ответственность руководителя – руководитель отвечает персонально за работу всего подразделения;
  • Оперативность принятия решений;
  • Распоряжения и задания увязаны между собой, обеспечены ресурсами;

Недостатки:

  • Высокие требования к руководителю по всем функциям управления и сферам деятельности, что должно предполагать его разносторонние знания и опыт;
  • Большая перегрузка информацией руководства и отсутствие возможности делегировать многие полномочия. С позиции управления персоналом это очень негативный фактор. Перегрузка текущими вопросами не позволяет руководству заниматься стратегическим планированием развития организации, что может сказаться на темпах его развития.

Проведём анализ кадрового потенциала работников ТД «Энергетик» (таблица 2.1).

Таблица  2.1 - Количественный состав работников ТД «Энергетик» за 2006-2008 гг.

Показатели

2006

2007

2008

Отклонение (+,-) или темп роста, %

кол-во

доля, %

кол-во

доля, %

кол-во

доля, %

2007 к 2006

2008 к 2007

Всего работников чел.

83

100,00

80

100,00

78

100,00

96,39

97,50

В том числе:

               

руководители, чел.

9

10,84

8

10,00

8

10,26

88,89

100,00

специалисты, чел.

12

14,46

13

16,25

12

15,38

108,33

92,31

рабочие, чел.

62

74,70

60

75,00

59

75,64

96,77

98,33


 

Таким образом, среднесписочная численность персонала ТД «Энергетик» за анализируемый период снижается: в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 3,61%, в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 2,5%. При этом некоторые изменения произошли и в структуре: увеличилось количество руководителей в 2008 году на 0,26%, специалистов в 2007 году на 1,79%, а также рабочих в 2007 году на 0,3%, в 2008 году на 0,64%.

Рассмотрим основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ТД «Энергетик» за 2006 - 2008 гг. Данные приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Основные показатели хозяйственно - финансовой деятельности

                       ТД «Энергетик» за 2006 - 2008 годы

Показатель

Годы

Изменение (+,-)

Темп роста, %

2006

2007

2008

2007 к 2006

2008 к 2007

2007 к 2006

2008 к 2007

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн руб.

6499

7291

8755

792

1464

112,19

120,08


 

Продолжение таблицы 2.2

 

Показатель

Годы

Изменение (+,-)

Темп роста, %

2006

2007

2008

2007 к 2006

2008 к 2007

2007 к 2006

2008 к 2007

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в сопоставимых ценах, млн руб.

7727

8305

8755

578

450

107,48

105,42

Среднесписочная численность работников, чел.

83

80

78

-3

-2

96,39

97,50

Производительность труда в    фактических ценах, млн руб/ чел

78,30

91,14

112,24

12,84

21,1

116,40

123,15

Производительность труда в сопоставимых ценах, млн руб/чел

93,10

103,81

112,24

10,71

8,43

111,50

108,12

Фонд заработной платы, млн руб.

398,5

473,4

634,3

74,9

160,9

118,80

133,99

Среднемесячная ЗП одного работающего, тыс руб.

480,12

591,75

813,21

111,63

221,46

123,25

137,42

Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, руб.

4676

5255

6413

579

1158

112,38

122,04

Прибыль (+), убыток (-) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн руб.

80

-47

79

-127

126

-58,75

-168,09

Чистая прибыль, млн руб.

19

-156

-37

-175

119

-821,05

23,72

Среднегодовая стоимость основных средств, млн руб.

4887,5

5662,5

8186,5

775

2524

115,86

144,57

Среднегодовая стоимость оборотных средств, млн руб.

881,5

998,5

1128

117

129,5

113,27

112,97

Рентабельность реализованной продукции, %

0,41

-2,97

-0,58

-3,37

2,39

-

-


 

Анализ основных производственных показателей деятельности предприятия показал, что в исследуемом периоде возросла выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в фактических ценах в 2007 году на 12,19%, а в 2008 году - на 20,08%. Следует отметить, что это увеличение в большей степени обусловлено инфляционными факторами.

Отмечается снижение среднесписочной численности работников в исследуемом периоде - в 2007 году по сравнению с 2006 годом произошло снижение на 3 человека или на 3,61%, а в 2008 году на 3 человек или 2,5%.

При этом фонд заработной платы возрастает, что положительно отразилось на увеличении среднемесячной заработной платы одного работника с 480,12 тыс. руб. в 2006 году до 813,21 тыс. руб. в 2008 году.

Рентабельность реализованной продукции в 2007 году снижается на 3,37 процентных пункта, в 2008 году увеличивается на 2,39 процентных пункта, однако остается при этом отрицательной.

На основании расчета показателей, деятельность ТД «Энергетик» можно охарактеризовать неудовлетворительно.

Выбор миссии является первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании, поскольку миссия служит ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывает определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе альтернатив развития.

В маркетинге под миссией организации понимают основную общую цель, четко выраженную причину существования организации.

   Миссию ТД «Энергетик» можно сформулировать следующим образом: максимальное удовлетворение потребностей самого широкого круга клиентов в продуктах питания и товарах промышленного назначения путем реализации широкого ассортимента продукции отличного качества.

Основная общая цель организации (миссия) образует фундамент для установления ключевых общеорганизационных целей, на достижение которых должно ориентироваться высшее руководство.

С учетом сформулированной ТД «Энергетик» миссии можно выделить следующие проблемы, стоящие перед организацией:

1) расширение круга предлагаемых  продукции и услуг;

2) постоянное обновление ассортимента;

3) установление приемлемых цен  на все виды продукции;

4) повышение квалификации сотрудников;

5) изучение потребностей потребителей.


 







 

 


 

 

 

Рисунок 2.2 - Угрозы и возможности с которыми сталкивается

ТД «Энергетик»

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, можно выделить в семь областей. Этими областями (факторами) являются экономика, политика, рынок, конкуренция, технология, социальное поведение и международное положение.

 

  • Законы
  • Информация
  • Поставщики
  • Клиенты
  • Банк
  • Конкуренты
  • Госорганы

 

Рисунок 2.3 – Факторы прямого воздействия

 

Оценим основные внешние факторы применительно к ТД «Энергетик»:

I. Экономические факторы. К важнейшим  экономическим факторам, оказывающим сильнейшие как позитивные, так и негативные последствия на деятельность организации, относятся следующие:

1) Инфляция. В связи с увеличением темпа  инфляции за последний год, наблюдается небольшой рост цен. При этом существующая инфляция приводит к обесцениванию существующих запасов товаров на складе, к обесцениванию денежных средств, возмещающих затраты организации, что в конечном итоге заставляет организацию искать источники пополнения оборотных средств. При этом также увеличение затрат на реализацию продукции приводит к повышению цены товаров, и следовательно к снижению спроса на нее. Таким образом, инфляция может представлять серьезную угрозу для достижения целей организации.

По итогам 2008 года (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года) инфляция в Беларуси выросла до 13,3% с 12,1% в 2007 году и 6,6% в 2006 году (по данным Белстат).

2) Налоговая ставка. Изменение налоговых  ставок может привести либо к положительному, либо отрицательному влиянию на деятельность организации:

- увеличение налоговых ставок (налог  на прибыль, НДС, акцизы, отчисления от ФОТ и т.д.) отразится на себестоимости реализации продукции, а в конечном счете ухудшит конкурентоспособность. Выход: увеличение налоговых ставок также коснется и конкурентов, так, что цена на товары организации будет расти пропорционально с ценами конкурентов.

3) Курс иностранной валюты. Постоянное колебание курса доллара по отношению к белорусскому рублю сказывается негативным образом на деятельности организации и заставляет его искать наиболее подходящую цену поставщиков, которая бы способствовала незначительному снижению спроса и сохраняла прибыль на прежнем уровне.

II. Политические факторы. Внутренний рынок и деятельность организации постоянно находятся под влиянием политических событий и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и законами. С этой точки зрения ТД «Энергетик» необходимо следить за изменениями текущего законодательства в области налоговой политики правительства, кредитной политики и ставок рефинансирования НБ РБ, законодательства по защите прав потребителей.

За последние пять лет политические факторы не оказывали большого влияния на деятельность организации. Правительство обещает, что слухи о деноминации в 2009 году не оправдаются, так что организация оптимистически настроена на завтрашний день.

III. Рыночные факторы. Изменчивая рыночная внешняя среда представляет собой область постоянного беспокойства для организации. В анализ рыночной внешней среды входят следующие факторы, которые могут оказывать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации:

1) Уровень конкуренции в отрасли. В настоящее время в г. Гомеле появилось большое количество магазинов, реализующих широкий ассортимент продуктов питания и товаров промышленного назначения. Поэтому с точки зрения уровня конкуренции в этой области организации очень трудно удерживать свое положение в реализации продукции.

Вместе с этим ТД «Энергетик» относится к РУП «Гомельэнерго» и находится достаточно отдаленно от основных конкурентов, а основными клиентами считаются работники РУП «Гомельэнерго». Поэтому можно считать, что у ТД «Энергетик» не существует конкурентов.

2) Изменение доходов потребителей. В настоящее время ТД «Энергетик» ориентируется в реализации продукции на потребителей со средним и высоким уровнями дохода. Небольшое снижение или увеличение доходов потребителей не приведет к существенному изменению доходов организации.

3) Демографические факторы. Изменения в демографической ситуации, происходящие в Беларуси, оказывают как позитивное, так и негативное воздействие на деятельность организации.

С начала 2009 года уровень рождаемости в Гомеле и Гомельском районе увеличился более чем на 8% при одновременном снижении уровня смертности почти на 6%. Эти цифры стали подтверждением зарегистрированной в 2008 году тенденции по улучшению демографической ситуации. Вместе с тем, по мнению специалистов, на результаты реализации мероприятий Национальной программы демографической безопасности значительное негативное влияние оказывает такой фактор, как смертность от внешних причин. Только за последний год количество погибших в ДТП гомельчан увеличилось почти на четверть (по данным Белстат). Вместе с тем доходы населения увеличиваются, что приведет  к увеличению спроса на продукцию, что положительно скажется на прибыли организации.

Информация о работе Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности в торговле