Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:25, курсовая работа
Если рассматривать маркетинг только с точки зрения инструментария рыночной политики (т.е. маркетинг-микс), то его банки применяли уже давно. Они осуществляли разработку товара (например, определяли размер кредита, срок кредитования, условия выдачи и погашения), устанавливали цену (процентную ставку, комиссионное вознаграждение), определяли систему сбыта (например, через собственную филиальную сеть или банки-партнеры) и, наконец, прилагали усилия по реализации (в основном, посредством персональной продажи).
Введение…………………………………………………………………………………..3
1 Сфера банковских услуг………………………………………………………………..5
Депозитные услуги……………………………………………………………………5
Кредитование …………………………………………………………………………8
Услуги в сфере пластиковых карт …………………………………………………11
Операции с ценными бумагами ……………………………………………………14
Особенности банковского маркетинга……………………………………………...17
Продуктовая стратегия………………………………………………………………18
Ценовая политика…………………………………………………………………..22
Системы доставки…………………………………………………………………...27
Коммуникационная политика………………………………………………………31
Применение банковского маркетинга в Агроинкомбанке………………………...43
Характеристика банка……………………………………………………………….43
Применение маркетинга «Агроинкомбанка» для сегментации рынка банковских услуг…………………………………………………………………………………...44
Применение маркетинга в управлении активами………………………………….49
3.4 Выработка стратегии маркетинга в банке………………………………………...51
3.5 Структура банка и роль маркетинговой службы………………………………….53
3.6 Роль рекламы в банке……………………………………………………………….57
Заключение……………………………………………………………………………….63
Список литературы………………………………………………………………………66
Приложения………………………………………………………………………………67
предприимчивость, ответственность, честность, принципиальность, физическое здоровье и некоторые другие
Потенциальные клиенты видят банк через призму рекламных обращений. Роль рекламы в формировании имиджа банка стала действительно значительной, этим и объясняется увеличение рекламной активности банков.
Реклама является составной частью формирования авторитета банка. Например, товарная реклама информирует потребителя об особенностях и достоинствах банковских услуг, пробуждает интерес к ним. Потребитель постепенно превращается из потенциального клиента в реального. Престижная, или фирменная реклама представляет достоинства банка, выгодно отличающие его от конкурентов. Ее цель - вызвать доверие к банку со стороны людей. Реклама престижа обычно сопряжена со значительной общественной деятельностью банка. Такой подход естественен, так как в условиях конкуренции недостаточно предоставлять качественные услуги, обеспечивать маркетинг. Даже очень хороший банковский продукт может "не пойти", если банк проводит неэффективную рекламную политику или общественность неправильно ее понимает.
Банки могут использовать рекламу в газетах и журналах, по радио и телевидению, различные виды городской рекламы (рекламные щиты, перетяжки), реклама по почте адресная и безадресная в виде пресс-релизов, годовых докладов, традиционных бюллетеней, каталогов, листовок и буклетов; участие в выставках, связи с общественностью, разного рода рекламные сувениры.
Как отмечают специалисты,
реклама наиболее эффективна, когда
осуществляется комплексно, неоднократно,
имеет чётко выраженную целевую
направленность.
Для повышения эффективности рекламы
необходимо разработать план рекламной
кампании, учитывающий маркетинговую стратегию банка
Рекламная политика представляет собой совокупность всей деятельностибанковского учреждения, которая проводится с целью завоевания новых рынков, увеличения объема реализации услуг, повышения авторитета банка
и в конечном итоге приводит его к выполнению долгосрочных и краткосрочных целей.
Целями рекламной политики банка являются введение на рынок новой услуги,
завоевание новых рынков; расширение знаний реальных и потенциальных потребителей о банках и наборе предоставленных им услуг; создание благоприятного представления о самой услуге; поддержание уже существующего интереса к существующим услугам данного банка; активизация существующего спроса, создание неформальных связей между банками и их постоянными клиентами; информация о смене условий предоставления услуг, что иногда приводит к изменению цен на них или других аспектов их реализации.
Банки могут использовать рекламу в газетах и журналах, по радио и телевидению, различные виды городской рекламы (рекламные щиты с помощью рисунков и света, реклама по почте — адресная и безадресная — в виде пресс–релизов, годовых докладов, традиционных бюллетеней, каталогов, листовок и буклетов; участие в выставках, связи с общественностью (Public Relations), разного рода рекламные сувениры; выбор рекламных лозунгов или девиза банка, а также другие нетрадиционные виды рекламы.
Реклама в газетах и журналах гибка, оперативна, имеет хороший охват местного рынка, широкое признание и легкое восприятие. Ее отрицательные черты — это кратковременность существования, все еще невысокое качество воспроизведения, незначительная контактная аудитория.
Телевизионная реклама представляет собой удачное сочетание изображения,
звука и движения и
оказывает чувственное
Наружная реклама обладает такими достоинствами, как гибкость, высокая частота повторных контактов, невысокая стоимость, слабая конкуренция. К ее отрицательным сторонам можем отнести такие, как полное отсутствие избирательности контактной аудитории, ограничение творческого характера.
Реклама наиболее эффективна, когда осуществляется комплексно, неоднократно, имеет чётко выраженную целевую направленность.
Для повышения эффективности рекламы необходимо разработать план рекламной кампании, учитывающий маркетинговую стратегию банка, и, возможно, с привлечением специалистов из рекламных агентств.
Из всего безграничного спектра рекламных возможностей Агроинкомбанк использует три: местные газеты, наружная реклама, радио.
В течении 2006-2007 годов большинство банков города вообще не размещали рекламы, а лидерами являлись Сбербанк, Банк Москвы. Доля расходов на рекламу в прессе Агроинкомбанка составляла около 6 % (таблица 4). При этом наблюдается снижение эффективности массированной банковской рекламы.
Таблица 3. Суммарный объем выходов рекламы в 2002–2007 гг. по типам медианосителей
|
БАНК |
Медиа |
Всего | ||||
Cinema |
Outdoor |
Press |
Radio |
TV | |||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
СОДБИЗНЕСБАНК |
8396 |
291 |
333 |
3030 |
7381 |
19431 | |
СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ |
18 |
3333 |
2018 |
3846 |
1346 |
10561 | |
АЛЬФА–БАНК |
3015 |
417 |
1485 |
3287 |
8204 | ||
АВАНГАРД БАНК |
1059 |
810 |
1984 |
4317 |
8170 | ||
ИМПЭКСБАНК |
1163 |
393 |
5586 |
709 |
7851 | ||
БАНК МОСКВЫ |
1273 |
2585 |
2571 |
1353 |
7782 | ||
ВОЗРОЖДЕНИЕ БАНК |
357 |
694 |
4745 |
225 |
6021 | ||
АГРОИНКОМБАНК |
548 |
911 |
3574 |
380 |
5413 | ||
КРАСБАНК |
126 |
42 |
5116 |
5284 | |||
АЛЬФА БАНК ЭКСПРЕСС |
2362 |
68 |
1048 |
1752 |
5230 | ||
CITIBANK |
714 |
337 |
4056 |
5107 | |||
ВНЕШТОРГБАНК |
606 |
1154 |
2465 |
827 |
5052 | ||
МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК |
218 |
243 |
353 |
2375 |
1684 |
4873 | |
АВТОБАНК–НИКОЙЛ |
192 |
1052 |
2872 |
69 |
4185 | ||
БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ |
580 |
109 |
183 |
3251 |
4123 | ||
RAIFFEISENBANK AUSTRIA |
1861 |
542 |
788 |
3191 | |||
ГУТА БАНК |
809 |
668 |
1636 |
20 |
3133 | ||
БАНК 1 О.В.К. |
89 |
407 |
1508 |
1089 |
3093 | ||
МОСКОВСКИЙ ДЕЛОВОЙ МИР |
540 |
593 |
723 |
1161 |
3017 | ||
АБСОЛЮТ БАНК |
433 |
271 |
2199 |
2 |
2905 | ||
СПАРТАК–БАНК |
2882 |
2882 | |||||
АКАДЕМХИМБАНК |
2605 |
5 |
236 |
2 |
2848 | ||
УРАЛСИБ |
1730 |
339 |
449 |
152 |
2670 | ||
ПЕРВЫЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БАНК |
2435 |
85 |
103 |
3 |
2626 | ||
ВНЕШЭКОНОМБАНК |
517 |
172 |
1768 |
2457 | |||
ЮНИАСТРУМ БАНК |
531 |
206 |
1156 |
547 |
2440 | ||
AMERICAN EXPRESS |
319 |
2046 |
2365 | ||||
СОЮЗОБЩЕМАШБАНК |
1801 |
19 |
423 |
2243 | |||
МЕНАТЕП–САНКТ–ПЕТЕРБУРГ |
805 |
684 |
287 |
392 |
2168 | ||
ПЕТРОКОММЕРЦБАНК |
289 |
345 |
422 |
1041 |
2097 | ||
DELTACREDIT |
2 |
426 |
1648 |
1 |
2077 | ||
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОСКОВСКИЙ |
303 |
425 |
1186 |
163 |
2077 | ||
МОСТ–БАНК |
1158 |
13 |
685 |
119 |
1975 | ||
РОСБАНК |
515 |
431 |
137 |
850 |
1933 | ||
ЕВРОПЕЙСКИЙ ТРАСТОВЫЙ БАНК |
952 |
184 |
658 |
9 |
1803 | ||
ГАРАНТИ БАНК |
1016 |
84 |
692 |
1792 | |||
ВНЕШАГРОБАНК |
110 |
36 |
1570 |
1716 | |||
PAREX BANK |
40 |
1310 |
295 |
1645 | |||
РУССКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ |
277 |
101 |
1187 |
1 |
1566 | ||
РОСЕВРОБАНК |
291 |
303 |
831 |
4 |
1429 | ||
СЕМБАНК |
9 |
28 |
1371 |
1408 | |||
КАЗНАЧЕЙ (ВКЛАД) |
57 |
1324 |
1381 | ||||
BSGV |
476 |
185 |
699 |
1360 | |||
УРАЛСИБ (С–ПБ) |
868 |
423 |
1291 | ||||
МОСКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ |
348 |
174 |
609 |
9 |
1140 | ||
СБЕРБАНК РОССИИ (СМР) |
1127 |
1127 | |||||
АЛЬФА–БАНК (С–ПБ) |
994 |
118 |
1112 | ||||
ПЛАТИНОВЫЙ (ВКЛАД) |
1 |
1076 |
1077 | ||||
ПРОМЭНЕРГОБАНК |
148 |
922 |
1070 | ||||
ВИЗАВИ БАНК |
810 |
240 |
2 |
1052 | |||
ГЛОБЭКС БАНК |
143 |
685 |
207 |
1 |
1036 | ||
СОБИНБАНК |
338 |
153 |
150 |
385 |
1026 | ||
СЛАВЯНСКИЙ БАНК |
27 |
98 |
891 |
1 |
1017 | ||
ПРОБИЗНЕСБАНК |
405 |
175 |
355 |
77 |
1012 | ||
Всего |
8632 |
40516 |
21729 |
65309 |
45358 |
181544 |
По итогам кластерного анализа были выявлены три группы банков, а, соответственно, и три основные стратегии при распределении рекламного бюджета между основными медианосителями (график 6), а именно:
Первая стратегия (Сбербанк РФ, Импэксбанк, Банк Москвы, Банк Возрождение, Бин–Банк, CitiBank, Внешторгбанк, Автобанк–Никойл и др.) предполагает большую часть выходов собственной рекламы на радио, остатки бюджета распределены соответственно между рекламой в прессе, наружной рекламой и рекламой на телевидении.
Вторая стратегия
(Содбизнесбанк, Альфа Банк, Авангард
Банк, Красбанк, Банк Русский Стандарт,
Спартак–Банк и др.) видит телевидение
своим прерогативным
Третья стратегия (BSGV, Агроинкомбанк Альфа Банк Экспресс, Гаранти Банк, Банк Уралсиб, Внешэкономбанк, Русский банк развития и др.) имеет целью охватить весь рынок медианосителей в равной степени, поскольку выходы рекламы этих банков распределены более или менее равномерно между всеми четырьмя видами медианосителей.
Рекламная компания Агроинкомбанка отличалась не только размером месячного рекламного бюджета, но и манерой подачи материала. В основном в ненавязчивом информативном ключе. При меньших суммарных затратах средний размер рекламного объявления больше чем у банков конкурентов. Шрифты, компоновки, лозунги в печатных объявлениях постоянно менялся, видимо отражая извилистую линию поисков лучшего решения. Объявления носили преимущественно текстовую форму, за исключением товарного знака и силуэта какого-либо архитектурного символа города (для сглаживания сезонных колебаний использовались ставки с повышенной доходностью, беспроигрышные лотереи.
В прессе данный банк упоминается
благосклонно, без особых перегибов,
в отличие от т.н. лидеров на рынке
кредитования—«Русский
Данная рекламная компания по оценкам экспертов обеспечила прирост клиентуры примерно на 10-15% .
Банковский маркетинг сегодня является неотъемлемой частью успешного развития кредитной организации. В то же время эти услуги стоят довольно дорого, поэтому в большинстве случаев не только региональные, но и федеральные банки предпочитают рассчитывать на собственные силы.
Ужесточающаяся конкуренция
на рынке стала главным стимулом,
заставляющим банки вкладывать деньги в финансовый
маркетинг. «У большинства кредитных организаций
продуктовый ряд сегодня практически
одинаков, поэтому вырваться вперед можно
только за счет грамотно выстроенной маркетинговой
политики. Она позволяет максимально точно
узнать клиентов, на которых ориентируется
банк, и их потребности, вовремя скорректировать
существующие предложения, ввести новые
продукты.
При
формировании сегодняшнего российского
банковского маркетинга очень многое
берется из опыта западных финансовых
организаций. Однако направления маркетинговой
политики, как правило, определяются спросом
на те или иные банковские продукты: ипотеку,
автокредитование. Сегодня интерес клиентов
постепенно уходит от депозитов к небанковским
инструментам, и банкам приходится к этому
приспосабливаться. Они больше перепрофилируются
на работу с фондами, кредитование, обслуживание
коммунальных платежей, мобильных систем.
И тем не менее сегодня при формировании
маркетинговой политики в большинстве
случаев даже крупные кредитные организации
стараются обходиться собственными силами
и только в самых сложных случаях прибегают
к помощи специализированных консалтинговых
компаний. По оценкам аналитиков расходы
на финансовый маркетинг во многих розничных
банках составляют в среднем всего 1-2%
совокупных расходов (для примера: у компаний,
производящих товары массового потребления,
эти расходы составляют 15-20%).
В зависимости от стоящих задач, временных
и других факторов полевые и кабинетные
исследования могут проводиться как соответствующими
подразделениями банка, так и внешними
организациями. Как правило, для проведения
исследований на репрезентативных выборках
привлекаются сторонние организации».
Когда нужно провести специализированные
исследования, например, определить круг
клиентов, наиболее предпочтительный
для банка, мы обращаемся за помощью к
специализированным фирмам, чтобы выявить
потребности этой группы в кредитах, В
большинстве других случаев банк старается
получить максимальный объем информации
о клиенте при предоставлении кредита,
начиная от сведений, которые могут о нем
быть в СМИ, и заканчивая его заработной
платой
Профессиональные исследования рынка
заказывают обычно головные офисы банков.
Многие федеральные банки применяют СRМ-системы
(Customer Relationship Management - управление взаимоотношениями
с клиентами), позволяющие сводить воедино
и анализировать информацию о клиентах.
Это в свою очередь обеспечивает точную
оценку прибыльности и рентабельности
банковских продуктов, оптимизацию предложений
для отдельных групп клиентов.
По мнению экспертов, для того чтобы скорректировать
маркетинговую политику по территории,
региональные филиалы также пользуются
аналитическими обзорами Центробанка.
Информацию, которую предоставляют клиенты
при получении кредита, банки используют
для анализа своей кредитной деятельности,
ее активности, актуальности определенных
видов кредитов. Сильная маркетинговая
команда в самом банке либо помощь профессиональных
маркетинговых агентств необходимы при
выводе на рынок новой услуги, когда требуется
собирать новую информацию.
Большинство аналитиков считают, что ситуация,
когда банки предпочитают обходиться
без помощи консультантов, временна. Банк
прежде всего обеспечивает текущую ликвидность,
поэтому содержать специалиста, который
занимался бы маркетинговым развитием
банка, по карману только крупным кредитным
организациям. Для средних региональных
структур это уже достаточно накладно.
В то же время заказ услуг специалистов
из профильных компаний может стоить $40-70
тыс. В регионах, отмечают эксперты, расценки
на проведение маркетинговых исследований
финансовых структур гуманнее. Но, как
показывает практика, банки все-таки не
заказывают отдельных специализированных
маркетинговых исследований - гораздо
более широкое распространение получили
смешанные проекты, когда региональные
банки прибегают к комплексу услуг аудиторских,
консультационных, управленческого учета,
а также банковского маркетинга.
Но несмотря на большие затраты, экономическая
эффективность банковского маркетинга
довольно высока, и он выгоден для кредитной
организации, так как позволяет формировать
новые источники для пополнения ресурсной
базы.