Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 18:08, курсовая работа
Растительное масло является продуктом ежедневного употребления: им заправляют салаты, его используют для жарки, добавляют при приготовлении различных блюд. Этот готовый к употреблению продукт получают из семян или зародышей семян, а также плодов растений путем прессования и/или экстракции и последующей очистки от тех или иных примесей в зависимости от вида масла. Исходя из вида жиросодержащего сырья, различают подсолнечное, кукурузное, соевое, арахисовое, оливковое, кунжутное (сезамовое), кокосовое, пальмовое, рапсовое и другие растительные масла.
Объемы производства растительного масла в России ежегодно растут.
Введение
4
Глава 1. Анализ маркетинговой среды предприятия
1.1 Общая характеристика растительного масла, его производство
6
1.2 Санкт-Петербургский рынок растительного масла
20
1.3 Характеристика предприятия ООО «Курант»
22
1.4 Анализ внутренней маркетинговой микросреды предприятия ООО «Курант»
24
1.5 Анализ внешней маркетинговой микросреды предприятия ООО «Курант»
26
1.6 Анализ маркетинговой макросреды предприятия ООО «Курант»
31
Глава 2. Сегментирование рынка растительного масла
города Санкт-Петербурга
2.1 Планирование и организация сбора первичной маркетинговой информации
36
2.2 Выбор переменных сегментирования
46
2.3 Определение рыночных сегментов и описание их профилей
53
2.4 Выбор стратегии охвата рынка и целевых сегментов
67
Глава 3. Позиционирование растительного масла
3.1 Позиционирование растительного масла на сегменте «И»
78
3.2 Позиционирование растительного масла на сегменте «М»
83
Глава 4. Разработка комплекса маркетинга (М mix)
4.1 Общие сведения о комплексе маркетинга
89
4.1.1. Товарная политика
90
4.1.2 Коммуникационная политика
91
4.1.3 Сбытовая политика
92
4.1.4 Ценовая политика
94
4.2 Комплекс маркетинга для сегмента «И»
102
4.2 Комплекс маркетинга для сегмента «М»
106
Список источников
Емкость сегмента «О» =5*0,95*60 = 285 рублей
Для выбора целевого сегмента необходимо проанализировать емкости каждого сегмента и его долю на рынке (табл. 10).
Таблица 10 – Свод данных о емкости и доли сегментов, количестве людей в сегментах на рынке растительного масла
Название сегмента |
Емкость сегмента, руб. |
Количество людей в сегменте, человек |
Доля на рынке, % |
Сегмент «А» |
518 |
7 |
5 |
Сегмент «Б» |
123 |
3 |
2 |
Сегмент «В» |
755 |
6 |
4 |
Сегмент «Г» |
733 |
13 |
9 |
Сегмент «Д» |
1122 |
10 |
7 |
Сегмент «Е» |
775 |
12 |
8 |
Сегмент «Ж» |
335 |
5 |
3 |
Сегмент «З» |
192 |
5 |
3 |
Сегмент «И» |
2126 |
26 |
17 |
Сегмент «К» |
420 |
9 |
6 |
Сегмент «Л» |
762 |
13 |
9 |
Сегмент «М» |
1213 |
23 |
15 |
Сегмент «Н» |
608 |
10 |
7 |
Сегмент «О» |
285 |
5 |
3 |
Как видно из таблицы 6, сегменты «Б», «В», «Ж», «З», «О» обладают наименьшей долей рынка, которая составляет 2%, 4%, 3%, 3%, 3% соответственно. Следовательно эти сегменты автоматически не представляются оптимальными как целевые сегменты. Из оставшихся сегментов сегменты «А», «К», «Н» обладают наименьшей емкостью рынка, равной 518 руб., 420 руб. и 608 руб. соответственно. Из тех сегментов, что остались («Г», «Д», «Е», «И», «Л», «М») следует выбрать два наиболее оптимальных. Я считаю, что наиболее выгодными для нашего предприятия являются сегмент «И», доля которого на рынке является наибольшей (17%) и емкость которого самая большая (2 126 рублей), и сегмент «М», доля и емкость которого соответственно составляют 15% и 1 213 рубля.
Подробно опишем профиль выбранных целевых сегментов.
Сегмент «М»
Сегмент состоит из 23 человек, и его доля на рынке составляет 15%. В основном это служащие с уровнем дохода на одного члена семьи более 15 000 тысяч рублей в месяц. 74% данного сегмента – женщины, 26% – мужчины. 48% респондентов данного сегмента люди в возрасте 41-50 лет, 39% занимают люди в возрасте 31-40 лет, 4% – старше 50 лет, 9% – 20-30 лет.
57% потребителей данного сегмента употребляют оливковое масло, 43% же предпочитают подсолнечное масло.
Что касается степени очистки масла, то можно сказать, что большинство потребителей (70%) покупают нерафинированное растительное масло, на долю рафинированного масла приходится 30%.
83% респондентов не нравятся масла с добавками. 9% нравятся масла витаминами, 9% –с травами.
65% потребителей предпочитают покупать масло в стеклянной бутылке, лишь 35% потребителей покупают масло в пластмассовой бутылке.
Респонденты данного сегмента ходят в магазин за растительным маслом реже одного раза в неделю (61%), 30% ходят в магазин один раз в неделю, 9% – несколько раз в неделю.
Большинство потребителей в данном сегменте (65%) выбирают бутылку растительного масла объемом 1 литр, 17% покупателей нравится бутылка объемом 0,5 литра, 13% – 0,5 литра, 4% – больше 1 литра.
За одну покупку 56% берут одну бутылку растительного масла, 39% –2 бутылки, 4% – больше 2 бутылок.
57% респондентов готовы заплатить за 1 л растительного масла цену, равную 56-60 рублей, 35% готовы отдать больше 60 рублей за 1 литр растительного масла, 4% – 45-50 рублей за 1 литр.
Все потребители данного
сегмента покупают растительное масло
для приготовления блюд, также 61%
употребляют масло в
Сегмент «И»
Это самый многочисленный сегмент. Он состоит из 26 человек, и его доля на рынке составляет 17%. В основном это служащие с уровнем дохода на одного члена семьи 10 100 – 15 000 тысяч рублей в месяц. 69% данного сегмента – женщины, 31% – мужчины. 42% респондентов данного сегмента люди в возрасте 41-50 лет, 15% занимают люди в возрасте старше 50 лет, 35% – 31-40 лет, 8% – 20-30 лет.
65% потребителей данного сегмента употребляют подсолнечное масло, 31% же предпочитают оливковое масло, 4% – другие виды масел.
Что касается степени очистки масла, то можно сказать, что большинство потребителей (65%) покупают рафинированное растительное масло, на долю нерафинированного масла приходится 35%.
73% респондентов не нравятся масла с добавками. 12% нравятся масла со специями, 8% – с витаминами, 4% – с травами.
58% потребителей предпочитают покупать масло в пластмассовой бутылке, лишь 35% потребителей покупают масло в стеклянной бутылке, 8% – жестяной.
Респонденты данного сегмента ходят в магазин за растительным маслом один раз в неделю (58%), 31% ходят в магазин реже одного раза в неделю, 11% – несколько раз в неделю.
Большинство потребителей в данном сегменте (74%) выбирают бутылку растительного масла объемом 1 литр, 19% покупателей нравится бутылка объемом 0,5 литра, 15% – больше 1 литра.
За одну покупку 77% берут одну бутылку растительного масла, 4% – больше 2 бутылок, 19% – 2 бутылки.
54% респондентов готовы заплатить за 1 л растительного масла цену, равную больше 60 рублей, 12% готовы отдать 56-60 рублей за 1 литр растительного масла, 19% – 45-50рублей за литр, 12% - 51-55 рублей.
Все потребители данного сегмента покупают растительное масло для приготовления блюд, также 38% употребляют масло в натуральном виде (например, в салатах), 58% использует масло при домашнем консервировании.
Глава 3. Позиционирование растительного масла
3.1 Позиционирование растительного масла на сегменте «И»
После определения целевых сегментов рынка приступают к следующему этапу разработки целевого рынка — позиционированию на целевых рыночных сегментах.
Позиционирование товара — это процесс поиска такой рыночной позиции для товара, которая будет выгодно отличать его от положения конкурентов. Цель позиционирования — помочь покупателю выделить данный товар из широкого круга аналогичных товаров по какому-либо отличительному признаку и отдать при покупке предпочтение именно этому товару. [5]
Процесс позиционирования включает 3 последовательных и взаимосвязанных этапа:
В первую очередь необходимо определить степень значимости для членов сегмента «И» побудительных факторов маркетинга (табл. 11)
Таблица 11 – Средневзвешенные
оценки побудительных факторов маркетинга
для покупателей сегмента «И»
различных характеристик
Степень важности
Характе- ристика масла |
Очень важно (5) |
Важно (4) |
Скорее важно, чем не важно (3) |
Скорее не важно, чем важно (2) |
Не важно (1) |
Сумма баллов |
Коэффициент значимости | |||||
Кол-во респондентов |
Кол-ко баллов |
Кол-во респондентов |
Кол-ко баллов |
Кол-во респондентов |
Кол-ко баллов |
Кол-во респондентов |
Кол-ко баллов |
Кол-во респондентов |
Кол-ко баллов |
|||
Тип семечки |
7 |
35 |
9 |
36 |
7 |
21 |
3 |
6 |
0 |
0 |
98 |
0,21 |
Степень очистки |
6 |
30 |
13 |
52 |
2 |
6 |
3 |
6 |
2 |
2 |
96 |
0,20 |
Материал бутылки |
2 |
10 |
4 |
16 |
5 |
15 |
9 |
18 |
6 |
6 |
65 |
0,14 |
Объем бутылки |
2 |
10 |
5 |
20 |
5 |
15 |
7 |
14 |
7 |
7 |
66 |
0,14 |
Цена за 1 литр |
2 |
10 |
9 |
36 |
4 |
12 |
5 |
10 |
6 |
6 |
74 |
0,16 |
Наличие добавок |
3 |
15 |
7 |
28 |
6 |
18 |
5 |
10 |
5 |
5 |
76 |
0,16 |
Всего |
475 |
1,00 |