Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:05, дипломная работа
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть понятие и значение маркетинговой деятельности предприятия;
2) рассмотреть концепции управления маркетингом и их развитие;
3) исследовать этапы процесса управления маркетинговой деятельностью;
4) проанализировать и оценить эффективность маркетинговой деятельности предприятия;
5) разработать предложения по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью предприятия
Управление маркетингом – это целенаправленная деятельность по регулированию позиций фирмы на рынке, по средствам планирования, организации, учета, контроля, исполнения каждой фазы позиционно - деятельностного поведения фирмы, с учетом влияния закономерностей развития рыночного пространства, конкурентной среды для достижения прибыльности и эффективности деятельности субъекта на рынке.
Управление маркетингом нацелено на обеспечение наиболее эффективного использования финансовых, материальных и других ресурсов предприятий.
Схематически процесс управления маркетингом представлен на рисунке.
Рисунок 1.4. Процесс управления маркетингом на предприятии
Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия в условиях маркетинга проводится по трем направлениям его деятельности: снабжение, производство и сбыт. Должны быть изучены и сферы деятельности, которые обеспечивают нормальную работу предприятия: финансы, служба информации, кадровая политика.
Себестоимость продукции
является качественным показателем, характеризующим
производственно-хозяйственную
В зависимости от объема включаемых затрат различают цеховую, производственную и полную себестоимость. В цеховую себестоимость входят затраты отдельных цехов на изготовление продукции. Она является исходной базой для определения промежуточных внутризаводских планово-расчетных цен при организации внутризаводского хозяйственного расчета. Производственная себестоимость охватывает затраты предприятия на производство продукции. Помимо цеховой себестоимости в нее входят общезаводские расходы. Полная себестоимость продукции включает все затраты, связанные с ее производством и реализацией. Она отличается от производственной себестоимости на величину внепроизводственных расходов и начисляется только по товарной продукции.
В процессе планирование маркетинговой деятельности предприятия выделяют четыре основных аспекта.
Рисунок 1.5. Аспекты планирования маркетинговой деятельности предприятия
Цель – это ориентир, к которому должно стремится предприятие в своей деятельности. Планирование целей предприятия состоит из нескольких этапов. Чтобы правильно выбрать путь, необходимо знать исходное положение предприятия. Для этого на первом этапе планирования проводится всесторонний анализ его текущей деятельности (ситуационный анализ). Такой анализ дает возможность оценить внутренние возможности и ресурсы предприятия, его сильные и слабые стороны, определить тенденции изменения внешней среды и степень адаптации предприятия к этим изменениям. Проведя все исследования и ответив на интересующие вопросы, можно переходить ко второму этапу – выработке целей предприятия. Цели должны характеризоваться:
- конкретностью и измеримостью;
- достижимостью;
- ориентацией во времени;
- избирательностью;
- участием сотрудников в их постановке.
Конкретность и измеримость
целей предполагает установление точных заданий в различных
аспектах деятельности. Цели должны быть
количественно выражены, что необходимо
для проверки их исполнения.
Достижимость целей – принципиальное
требование при планировании. Цели должны
быть выполнимыми и подсказывать направление
действий. Они должны допускать расчленение
на частные задачи, выполнение которых
можно поручить конкретным подразделениям
или сотрудникам.
Ориентация во времени определяет соотношение
целей разного временного горизонта (долгосрочные,
среднесрочные, краткосрочные). Это позволяет
знать не только результат, но и сроки
его достижения.
К выбору целей необходимо подходить избирательно. Из множества задач, стоящих перед предприятием, в качестве целей необходимо выделить самые существенные, чтобы на них можно было сосредоточить ресурсы предприятия. Должны быть определены приоритеты целей. Для этого рекомендуется использовать метод построения дерева целей, который заключается в следующем: исходя из главной цели и для ее достижения формируются более низкие по уровню основные цели, затем промежуточные и т.д. При определении целей предприятия, фирмы особое внимание следует уделить тому, чтобы они отражали цели его сотрудников, усиливали их заинтересованность в успехе общего дела. Основными базовыми целями, исходя их опыта зарубежных фирм, являются: объем продаж, тепы роста (объем продаж или прибыли), доля на рынке, структура капитала, конкурентоспособность, использование ресурсов (прибыль на вложенный капитал, прибыль на суммарные затраты).
Для реализации целей маркетинга формируется маркетинговая стратегия, которая самым тесным образом связана с общей стратегией. Стратегия маркетинга – принципиальные, средние или долгосрочные решения, дающие ориентиры и направляющие отдельные мероприятия маркетинга на достижения поставленных целей. Стратегия разрабатывается на основе поставленных целей, прогноза долгосрочных перспектив развития рынка (рынков), анализ потребностей покупателей, оценки ресурсов и возможностей предприятия.
Разработка стратегии маркетинга – программно-целевой подход к деятельности предприятия. Глобальными базовыми направлениями маркетинговой стратегии являются:
- стратегия сегментации – углубление степени насыщения предлагаемыми товарами и услугами всех групп потребителей, выбор максимальной глубины рыночного спроса;
- стратегия диверсификации– освоение производства новых товаров, новых рынков, включая не просто диверсификацию товаров, но и распространение предпринимательской деятельности на совершенно новые и не связанные с основными видами деятельности фирмы области;
- стратегия интернационализации – освоение новых, зарубежных рынков.
В рамках общей стратегии
разрабатываются более
1) пространственное выделение рынка (локальный, региональный, национальный);
2) знакомство с рынком (старый рынок, родственный рынок, новый рынок);
3) степень обработки рынка (дифференцированый, недифферецированый);
4) отношение к конкурентам (пассивное, нейтральное, агрессивное);
5) отношение к темпам роста (быстрый рост, умеренные темпы, сокращение производства).
На этапе планирования
идет выбор элементов маркетинга,
которые объединяются в наиболее
оптимальный, с точки зрения поставленных целей, комплекс, а также распределение
финансовых средств в рамках бюджета маркетинга.
В зависимости от адресата программа маркетинга
может быть для высшего руководства или
низовых звеньев. Для высшего руководства
программы коротки и сжаты, выделяют только
наиболее важные направления последующей
работы. Для низовых звеньев они детализированы,
подробны и включают конкретные системы
маркетинговых мероприятий.
По срокам маркетинговые
программы могут быть краткосрочные, среднесрочные,
долгосрочные.
В зависимости от круга охватываемых задач
программы делятся на обычные и целевые.
Обычные предусматривают решение вопросов
по всем направлениям маркетинговой деятельности
фирмы. Целевые программы направлены на
реализацию отдельно выделенной, особой
задачи (например, разработку нового товара
или освоения нового сегмента рынка). Маркетинговая
программа составляется после завершения
серьезного научно-практического исследования:
анализ маркетинговой среды, комплексного
изучения рынка, требований потребителей
к товару, конъюнктуры рынка, его емкости
и рыночного спроса, системы ценообразования,
уровня и динамики цен, фирм-конкурентов,
контрагентов и нейтралов, форм и методов
сбыта, особенностей поведения покупателей
и мотивов принятия решения при покупке,
оценки производственных ресурсов и сбытовых
возможностей предприятия.
Структура маркетинговых программ может быть различной, однако, суть ее, как правило, типичная.
Программа маркетинга не
может быть реализована без
1) финансирование от возможностей осуществляется по принципу «сколько вы можете выделить». Такой метод применяется фирмами, ориентированными на производство, а не на маркетинг. Абсолютная произвольность выделений конкретных сумм, их непредсказуемость из года в год и как следствие – невозможность разработки долгосрочных маркетинговых программ, планирования комплекса маркетинга и всей деятельности фирмы;
2) метод фиксированного процента. Определение бюджета путем соответствия с прошлогодним процентом продаж, с уровнем предполагаемых продаж на следующий год. Процент прибыли. Это процент в основном основан на уровне продаж в целом по отрасли, на опыте компании или устанавливается произвольно. Используется подобно методу «процента от продаж», за исключением того, что процентное выражение приобретает прибыль – за минувший год или предполагаемая на следующий год;
3) метод соответствия конкуренту. Деньги распределяются в количестве, соответствующем затратам главных конкурентов. Иначе этот метод называется методом самообороны;
4) метод максимальных расходов предполагает, что на маркетинг необходимо расходовать как можно больше средств;
5) метод на основе целей и задач требует четкой системы точно сформулированных целей и задач. Суть метода сводится к подсчету затрат, которые предстоит произвести в рамках отдельных мероприятий, обеспечивающих достижение соответствующих целей;
6) метод учета программы маркетинга предполагает тщательный учет издержек на достижение конкретных целей, но не самих по себе, а в сравнении с затратами при других возможных комбинациях средств маркетинга, т.е. при реализации других «цепочек» альтернатив» маркетинговой стратегии.
Деятельность любого предприятия направлена на достижение стоящих перед ним целей. Эти цели являются исходным моментом при разработке планов и программ маркетинга, процесс выполнения которых должен обеспечить точное продвижение к намеченным рубежам. Оценка же степени выполнения намеченных целей и программ обеспечивается при помощи системы маркетингового контроля.
Контроль маркетинга – постоянная,
систематическая и непредвзятая
проверка и оценка положения и
процессов в области
- установление плановых величин и стандартов – цели и нормы;
- выяснение реальных значений показателей;
- сравнение;
- анализ результатов сравнения.
Этапы процесса маркетингового контроля направлены на своевременное выявление всех проблем и отклонений от нормального продвижения к поставленным целям, а также на соответствующую корректировку деятельности предприятий, чтобы имеющиеся проблемы не переросли в кризис. Конкретными же его задачами и целями могут быть: установление степени достижения цели, выяснение возможностей улучшения, проверка того, насколько приспособляемость предприятия к изменениям условий окружающие среды соответствует требуемой.
Система маркетингового контроля предполагает осуществление отдельных видов контроля, предназначенных для наблюдения и оценки эффективности деятельности фирмы, выявление всех недостатков и принятия соответствующих мер.
Контроль результатов
Задачами и целями контроля маркетинга являются: установление степени достижения цели (анализ отклонений); выявление возможностей улучшения (обратная связь); проверка того, насколько приспособляемость предприятия к изменениям условий окружающей среды соответствует требуемой.
Значение контроля маркетинга растет с увеличением динамичности среды, величины предприятия, уровня разделения труда. Рассмотрим основные формы контроля – контроль результатов и маркетинг.
1. Задача контроля результатов заключается в проверке правильности и эффективности реализованной концепции маркетинга путем сравнения плановых и реальных величин и выяснения причин отклонений. Контроль может быть направлен на маркетинг в целом или на отдельные инструменты. Различают также контроль экономических (сбыт, доля рынка) и неэкономических (отношение потребителей) результатов. При контроле используют данные системы учета (контроль сбыта, расчет прибыли и т.д.) и данные исследования рынка (анализ имиджа, уровня известности).
- контроль сбыта. Сбыт является классическим показателем успеха маркетинга. Анализ сбыта, возможен в целом по предприятию и по различным группам и объектам (регионы, клиенты, продукты, пути сбыта и т.д.). Анализ отклонений позволяет установить, какую роль сыграли отдельные факторы (например, цена и количество);
Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия