Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 23:03, курсовая работа
Целью исследования работы является изучение и анализ рынков строительных материалов, как с позиции их экономического развития, так и с точки зрения товароведной характеристики ассортимента, качества и конкурентоспособности керамической плитки на примере торговой фирмы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрытие сущности и роли оценки конкурентоспособности товаров;
- анализ состояния и тенденций развития промышленности строительных материалов России;
- характеристика ситуации на рынке строительных материалов Ростовской области с учётом промышленного потенциала области и покупательской способности населения;
- для более точного и углублённого исследования произвести подробную классификацию строительных материалов с делением на группы и подгруппы, и с учётом требований классификации строительных материалов в международной торговле;
- детальное рассмотрение ассортимента, качества и конкурентоспособности керамической плитки разных производителей на примере специализированного торгового предприятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Сущность конкурентоспособности товаров…………………………………..4
1.1 Сущность и роль понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» товаров……………………………………………………………………………..4
1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности товаров…………………...10
1.3 Принципы оценки и порядок оценки………………………………………18
2Сравнительная характеристика ассортимента, качества и конкурентоспособности керамической плитки отечественного и зарубежного производства……………………………………………………………………..26
2.1 Сравнительная характеристика ассортимента плитки керамической отечественного и зарубежного производства………………………………….26
2.2 Контроль качества керамической плитки, поступающей в продажу…….33
2.3 Оценка конкурентоспособности керамической плитки…………………..38
Заключение…………………………………………………………………….....45
Список использованных источников…………………………………………...47
Критерий «информативность». Информативность — это качество информации о конкурентных преимуществах товара. Достаточность, доступность и достоверность указанной информации являются мерой информативности как критерия конкурентоспособности.
В работе [7] дается ссылка
на классификацию мотивов
ЛПР как юридические лица не оперируют самостоятельным критерием «информативность», так как они легко решают задачу отфильтровывания и обобщения информации о конкурентах.
Критерий «потребительская новизна». Он отображает потребность в разнообразии. В основной массе потребители положительно оценивают инновации в производстве и ассортименте товаров, сфере услуг. Среди них есть категории «инноваторов», которые особенно чувствительны к инновациям, быстро и легко их осваивают, склонны к риску, связанному с освоением товаров-новинок. Отсюда возникает необходимость такого самостоятельного критерия конкурентоспособности, как потребительская новизна.
Критерий «имидж». Удовлетворение потребности в социальном имидже производится за счет тех товаров и услуг, покупка которых свидетельствует о принадлежности потребителя к определенной социальной группе. Речь идет о дорогих моделях автомобилей, напитках, услугах клубов, услугах лечебно-оздоровительных учреждений и пр. То, где мы живем, на чем ездим, во что одеваемся, какие места отдыха предпочитаем — все это формирует наш социальный образ. Но роль имиджа этим не ограничивается.
По ряду товаров потребитель не получает информацию о такой группе свойств, как надежность. Стремясь восполнить дефицит сведений, он опирается на репутацию изготовителя или продавца. По ряду таких услуг, как медицинские, образовательные и пр., вообще отсутствует информация о качестве. В связи с этим имидж медицинского или образовательного учреждения опосредованно характеризует качество услуги. Имидж товара (услуги) не только восполняет дефицит информации о качестве и его отдельных характеристиках, но и информирует о степени достоверности заключения о соответствии товара тем или иным требованиям. Речь идет, например, о том, что репутация органа по сертификации, испытательной лаборатории переносится на имидж товара, в частности определяет степень доверия потребителей к качеству и безопасности товара. Таким образом, имидж выступает в трех ролях. Итак, для оценки коммерческого успеха товара на рынке необходимой и достаточной является номенклатура, которая, кроме традиционного отношения качество/цена, включает подлинность, безопасность, потребительскую новизну, информативность, имидж, социальную адресность.
Применяемые при оценке
конкурентоспособности
Критерии
Таблица 1 – Классификация
критериев
Признак классификации |
Критерий конкурентоспособности |
Вид удовлетворяемых потребностей |
Уровень качества Социальная адресность Подлинность Безопасность Потребительская новизна Имидж Информативность Цена потребления |
Назначение |
Ограничительный Оценочный |
Количество учитываемых характеристик |
Единичный Комплексный: -групповой -обобщенный |
Исходя из признака назначения, можно различать ограничительные и оценочные критерии.
Ограничительный критерий — это качественная или количественная характеристика, составляющая основу требования допуска объекта к профессиональной оценке конкурентоспособности. Например, условием допуска к оценке конкурентоспособности сигарет является такая количественная характеристика, как содержание смолы и никотина в соответствии с нормативом безопасности, установленным национальным стандартом или законом.
Наличие лицензии на деятельность организации, сертификата соответствия на товар (услугу) являются примерами качественной характеристики.
Результаты оценки с помощью ограничительного критерия представляются в альтернативной форме: соответствует или не соответствует объект нормативу; выполняется или не выполняется условие допуска.
Оценочный критерий — это качественная или количественная характеристика объекта, осуществляемая на этапе профессиональной и потребительской оценки в целях определения меры конкурентоспособности и заключения о конкурентных преимуществах.
Граница между ограничительным и оценочным критериями достаточно подвижна, так как определяется моментом времени и пространством, т.е. географией рынка. Например, наличие сертификата соответствия у сервисных центров по ремонту автотранспорта в одном из городов является условием, установленным распоряжением администрации, а поэтому выполняет роль ограничительного критерия. В другом городе, где сертификация данной услуги осуществляется в инициативном порядке, наличие сертификата — это мера безопасности услуги и как оценочный критерий свидетельствует о конкурентном преимуществе перед другими центрами.
Поскольку установление
и численное значение норм привязано
к определенному отрезку
В зависимости от признака количества характеристик, учитываемых при оценке конкурентоспособности, следует различать единичный и комплексный критерии.
Единичный критерий конкурентоспособности представ
Комплексный критерий конкурентоспособности состоит из совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Его разновидностями являются групповой и обобщенный критерии [6].
Групповой критерий конкурентоспособности — это комплексный критерий, который включает группу характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны. Понятия единичного и группового критериев несколько условны, так как субъекты и условия оценки конкурентоспособности могут быть различными. Некоторые критерии могут выступать в роли как единичных, так и групповых критериев, например: продажная цена с позиции потребителя — единичный критерий, а с позиции предприятия-изготовителя — групповой. В модели премии Правительства РФ в области качества «удовлетворенность потребителей качеством продукции» как комплексный критерий включает 31 единичный критерий, а в условиях получения Знака качества XXI века он представлен как единичный.
Достаточно сильно агрегированным является потребительский показатель качества, так как входящие в него, например, показатели надежности занимают три уровня в системе классификации.
Таблица 2 – Показатели надежности
Критерий конкурентоспособности |
Групповой критерий – 1-й уровень |
Групповой критерий – 2-й уровень |
Единичный критерий – 3-й уровень |
Потребительский показатель |
Показатель надежности |
Показатель долговечности |
Средний срок службы |
Фактор конкурентоспособности — непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ причин снижения значения отдельных критериев конкурентоспособности продукции и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, называемый факторным анализом, — важный аспект деятельности субъектов оценки конкурентоспособности: страны, отрасли, предприятия.
Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности, которая проводится при освоении новой продукции.
Как не следует смешивать причину и следствие, так не следует смешивать и понятия «фактор конкурентоспособности» и «критерий конкурентоспособности» (табл. 3) [13].
Таблица 3 – Взаимосвязь между факторами и критериями конкурентоспособности
Фактор (причина) |
Критерий (следствие) |
Производственный: |
1. Имидж товара |
имидж предприятия; |
2. Уровень качества |
сертифицированная система качества |
2.1. Стабильность уровня |
применение защитных мер по предупреждению фальсификации |
3. Подлинность товара |
Сбытовой: |
4. Цена потребления товара |
количество посредников |
4.1. Цена товара |
Сервисный: |
|
продолжительность гарантийного срока |
4.2. Текущие затраты |
Рыночный: |
5. Потребительская новизна |
рыночная новизна |
Примечание. Критерии 1, 2, 3, 4, 5 являются групповыми, 2.1, 4.1, 4.2 — единичными.
Одна и та же характеристика с точки зрения разных субъектов рынка может выступать или как фактор, или как критерий. Например, «доставка товара в магазин в срок» является сбытовым критерием для оптового продавца или товаропроизводителя. Но в то же время она выступает фактором, который определяет такой критерий конкурентоспособности услуги розничной торговли, как «устойчивость ассортимента». ≪Наличие системы качества « - важный комплексный критерий конкурентоспособности предприятия. Но в то же время оно является фактором, влияющим на такой критерий конкурентоспособности товаров, как «стабильность уровня качества товаров».
Конкурентоспособность товара формируется в условиях внутренней среды (предприятия-изготовителя и предприятия-продавца) и внешней среды — отрасли, страны, мирового рынка.
Факторы, воздействующие на уровне предприятия, можно назвать микрофакторами, факторы, воздействующие на уровне отрасли (региона), — мезофакторами, факторы, воздействующие на уровне страны, мирового рынка, — макрофакторами.
В работе [16] указывается
на существование трех подходов к
выделению уровней
При отраслевом подходе выделяют национальную конкурентоспособность (макроуровень), конкурентоспособность отрасли (мезоуровень) и конкурентоспособность товара (микроуровень). При комплексном подходе используют территориально-отраслевой принцип.
1.3 Принципы оценки и порядок оценки
Оценка конкурентоспособности продукции необходима для обоснования принимаемых решений:
1) при комплексном изучении рынка;
2) оценке перспектив продажи конкретных товаров, вырабатываемых отечественными предприятиями для внутреннего и внешнего рынков;
3) оценке перспектив
закупки конкретных импортных
и отечественных образцов
4) установлении и корректировке
цен на закупаемые и
5) снятии товаров с экспорта или их модернизации;
6) прекращении закупки импортных товаров;
7) подготовке информации
для рекламы новых товаров
отечественного производства, закупаемых
импортных товаров, товаров
8) оптимизации торгового ассортимента;
9) формировании
10) позиционировании продукции;
11) принятии управленческих
В получении информации о результатах
оценки конкурентоспособности