Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:04, курс лекций
Таким образом, образование в области управления оказывает огромное влияние на эффективность работы менеджера, что и является одной из причин необходимости данного курса. Задача изучения науки и искусства управления персоналом - это подготовка эффективного руководителя.
Трудовая деятельность человека стала объектом систематических научных исследований сравнительно недавно – только со второй половины XIX в. Как и в любой области знания, в науках о труде и персонале осуществляется процесс выделения отдельных направлений в самостоятельные науки. Однако границы этих наук еще не получили достаточной определенности, поэтому следует рассмотреть основные разделы системы современных научных представлений о персонале.
В настоящее время в данной области знания сформировались следующие основные направления.
Лекция 1……………… …………………………………………………..5
Тема 1. История становления и развития управления персоналом.
1. «Управление персоналом» как элемент системы наук о труде и персонале.
2. Роль управления персоналом в системе менеджмента.
3. История развития управления персоналом.
4. Управление персоналом и управление человеческими ресурсами.
Лекция 2………………………….……………………………………….16
Тема 2. Трудовой коллектив как объект управления.
1. Адаптация, ее цели, функции, аспекты.
2. Организация процесса адаптации.
3. Мотивы, стимулы, потребности.
4. Теории мотивации.
5. Мотивация труда и факторы мотивации труда.
Лекция 3. ………………………………………………………………...30
Тема 3. Формы и методы привлечения и набора кандидатов на замещение вакантной должности.
1. Контракты и формы найма на работу.
2. Процесс отбора и его этапы.
3. Различные подходы к набору и отбору кандидатов и их эффективность.
4. Критерии выбора метода отбора кандидата.
5. Критерии отбора работников.
Лекция 4.………………………………………………………………….43
Тема 4. Стратегическое управление персоналом.
1. Политика и стратегия управления персоналом.
2. Стратегическое планирование в управлении персоналом.
3. Планирование и прогнозирование в управлении персоналом.
4. Трудовые ресурсы и персонал предприятия.
5. Формирование персонала организации.
6. Рынки труда как регуляторы занятости и безработицы.
7. Особенности рынка труда в России.
8. Занятость с позиции менеджера по персоналу, политика предприятия в сфере занятости.
Лекция 5. ..………………………………………………………………..60
Тема 5. Развитие человеческих ресурсов.
1. Сущность процесса обучения в организации.
2. Методы обучения и контроль.
3. Системы обучения за рубежом.
4. Организация обучения менеджеров.
5. Особенности и специфики деятельности менеджеров.
6. Управление деловой карьерой в организации.
7. Работа с кадровым резервом организации.
Лекция 6…………………………………….. …………………………...77
Тема 6. Оценка результатов деятельности персонала.
1. Оценка персонала и ее критерии.
2. Аттестация, ее сущность и организация.
3. Обзор деятельности и аттестация.
4. Аттестационное собеседование.
Лекция 7. ..…………………………………………………………….….87
Тема 7. Управление поведением персонала.
1. Теория личности в управлении персоналом.
2. Личность и ее поведение. Психологические особенности индивида.
3. Сущность и основные элементы конфликта.
4. Управление конфликтами в организации.
5. Лидерство, власть, авторитет в управлении персоналом.
Лекция 8……………………………….………………………………102
6. Система коммуникации и ее элементы.
7. Коммуникационные мотивы и виды коммуникации.
8. Проблемы повышения эффективности процесса коммуникации.
9. Коммуникации в процессе управления.
Лекция 9….……………………………………………………………110
Тема 8. Культура и ее элементы.
1. Организационная культура.
2. Типология организационной культуры и факторы, влияющие на ее формирование.
3. Стресс и его роль в управлении персоналом.
4. Административные методы управления персоналом.
5. Дисциплина и дисциплинарные процедуры.
6. Контроль.
Лекция 10. ……………………………………………………….......…121
Тема 9. Формы и системы оплаты труда.
1. Заработная плата и организация оплаты труда.
2. Тарифная система оплаты труда.
3. Выплаты, компенсации и льготы.
4. Оплата труда различных категорий работников.
5. Совершенствование системы оплаты труда.
6. Роль менеджера по персоналу в организации оплаты труда.
Лекция 11.……………………………………………………….…….134
Тема 10. Социальная политика организации и аудит управления персоналом.
1. Управленческое консультирование.
2. Службы управления персоналом.
3. Требования к специалистам службы управления персоналом.
4. Функции менеджера по персоналу.
5. Оценка деятельности подразделений по управлению персоналом.
6. Оценка эффективности работы персонала.
7. Критерии эффективности работы предприятия.
Список рекомендуемой литературы……………………………….…...151
Люди, сознательно оценивая возможные варианты поведения, стараются выбрать наиболее короткий путь к желаемому результату.
Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление его получить, тем активнее действует работник.
Особенностью мотивов труда является их направленность “на себя” и “на других”. Рыночная экономика через механизм конкуренции гармонизирует эти мотивы. Чем глубже разрыв между тем, что работник отдает обществу и получает взамен, тем меньше для него значат такие мотивы труда, как долг перед людьми, обществом.
Среди методов управления, повышающих мотивацию труда, следует выделить:
· обогащение содержания труда. Работу можно сделать более интересной и результативной посредством увеличения полномочий при принятии решений, децентрализованного контроля и обратной связи;
· увеличение объема работ. Служебные обязанности следует распределить с учетом большего разнообразия в содержании работы;
· ротация. Необходимо позволить служащим познакомиться с несколькими видами деятельности с целью увеличения безопасности работы;
· делегирование. Целесообразно передавать подчиненным более высокие по уровню полномочия, наделяя их властью исполнения. Это ведет к увеличению интереса к работе;
· стиль управления. Партисипативное управление, наблюдение, ориентированное на служащего, и эффективная связь ведут к согласию и удовлетворенности;
· жалованье и льготы. Хорошее жалованье, приемлемые жилищные условия, медицинское обслуживание, транспорт, отпуска, страхование и т.д. повысят обязательность и преданность;
· обучение. Развитие способностей, внеслужебная польза, возникновение перспектив карьеры заставят служащего думать о блестящей карьере;
· уверенность в собственных силах. Повышение уверенности в себе приведет к снижению рассеянности, повысит статус и раскроет индивидуальность личности.
Стимулирование труда предполагает создание условий, при которых активная трудовая деятельность, дающая определенные заранее зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника, формирования у него мотивов труда.
Система мотивов и стимулов труда должна опираться на определенную базу - нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт вступления работника в трудовые отношения предполагает, что он за оговоренное ранее вознаграждение должен выполнять некоторый круг обязанностей. В этой ситуации стимулирования еще нет, есть только мотивирование.
Работник должен знать требования, предъявляемые к нему, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения. Однако грань между контролируемым и мотивируемым поведением работника условна и подвижна.
Система стимулирования труда вырастает из административно-правовых методов управления, но не заменяет их. Цель стимулирования - не вообще побудить человека работать, а мотивировать его делать лучше (больше) того, что обусловлено трудовыми отношениями.
Одной из составляющих кризисной ситуации экономики является кризис труда, все признаки его в нашей стране налицо:
· полностью девальвированы трудовые ценности;
· труд потерял свою смыслообразующую функцию;
· труд превратился из основы образа жизни в средство выживания.
Решить проблему не в состоянии ни приватизация, ни высвобождение рабочей силы и создание конкуренции на рынке труда. Главная задача сейчас, с точки зрения мотивационных процессов, - сделать каждого не столько собственником средств производства, сколько собственником своей рабочей силы.
Мотивация высокопродуктивного труда позволяет обеспечить наряду с восстановлением нормальной трудоспособности работников повышение значимости труда в общей структуре социальных ценностей, формирование нового трудового сознания, трудовой этики.
Мотивация как стратегия преодоления кризиса труда представляет собой долговременное воздействие на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентаций и интересов, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала.
ЛЕКЦИЯ 3
Тема: Формы и методы привлечения и набора кандидатов на замещение вакантной должности.
Следует отметить наличие различных подходов к удовлетворению потребностей в персонале в организациях Японии, Западной Европы и США.
В Японии набор персонала обычно осуществляется на низшие должности. Это связано с доминирующей на многих предприятиях “политикой пожизненного найма”, а также с особенностями японской системы образования. Западноевропейские (например, германские) предприятия во многих случаях отдают предпочтение внутренним источникам набора персонала, хотя формально условия конкурса на замещение вакантной должности одинаковы для внешних и внутренних кандидатов. Американцы не делают различия по значимости внутренних и внешних источников найма персонала, предоставляя равные возможности для всех претендентов.
Таким образом, при наборе персонала необходимо рассматривать возможности привлечения кандидатов, как из внутренних, так и из внешних источников.
Привлечение претендентов - важное условие для того, чтобы иметь в распоряжении наиболее подходящих кандидатов для назначения на определенные должности. Какие методы набора и отбора выбрать, зависит во многом от ресурсов, которыми располагает организация, уровня должности и ее значения в организации, а также от отношения организации к отбору.
Наиболее очевидным действием при появлении вакансии является набор нового персонала, но это совсем не обязательно и иногда не является самым идеальным вариантом для организации. Существуют следующие возможности действия менеджера по персоналу при появлении вакансии:
· реорганизация работы. Например, перераспределение появившейся работы между имеющимися сотрудниками;
· использование работы сверх нормы. Например, многие берутся за работу в сверхнормативное время, когда оно оплачивается.
Число работающих сверх нормативного времени в промышленности США выросло с 29,5% в 1980 году до 36,4% в 1985 году. Многие менеджеры по персоналу предпочитают использовать работу в сверхнормативное время, но это противоречит логике в период высокой безработицы.
С другой стороны, этот вариант является наилучшим в краткосрочный период, например, если работник ушел в отпуск, а работа должна быть выполнена, нет необходимости нанимать человека для выполнения данной работы. Этот прием используется также в ситуации так называемого ожидания, когда работник уволился, а претендент на данную должность не может по тем или иным причинам приступить к своим обязанностям.
· механизация и автоматизация работы;
· cвободный график работы, плавающие часы. Например, введение смен;
· использование неполного рабочего дня. Например, из одной ставки полного рабочего времени сделать две. Тогда половину может взять на себя работник, который уже работает на предприятии;
· заключение субконтрактов или дополнительных контрактов с уже имеющимися работниками на выполнение какой-то дополнительной работы и оплату по результатам.
Если все-таки принято решение набирать персонал, то необходимо ответить на 4 вопроса, чтобы определить вакансии:
· в чем заключается и из чего состоит работа? Должностной анализ (анализ работы);
· чем работа нового сотрудника должна отличаться от его предшественника;
· какие аспекты работы оказывают влияние и определяют качества кандидата? (функциональный анализ);
· каковы ключевые аспекты работы, которые кандидат захочет узнать до принятия решения подавать заявление на эту работу?
Перед началом процесса приема извне должно быть ясно, что нет никаких подходящих кандидатур из числа уже работающих. Существуют различные виды внутреннего набора кадров:
· самопретенденты - люди, желающие получить какую-либо должность, обычно мотивированы; их назначение может быть проведено быстро и поэтому недорого. Однако тогда в организацию не попадают новые одарённые люди;
· на основе рекомендации руководителя (менеджера) - если кто-то из руководства рекомендует определенную кандидатуру, тогда известны слабые или сильные стороны кандидата. Это требует наличия информации о процессе выполнения кандидатом своей работы;
· планирование преемственности - когда графики преемственности должным образом спланированы, кандидаты четко представляют свое будущее. Эта преемственность может быть плавной, если она обусловлена обучением и деятельностью, предусмотренной в этом планировании и направленной на совершенствование служащих;
Каждая организация поддерживает контакты, которые возникли в ходе предыдущих наборов кандидатов. Менеджеру по персоналу в этом случае важно знать и использовать следующие типы контактов:
· невостребованные кандидаты - в группе людей, писавших ранее заявления или узнававших информацию относительно вакансий, могут появиться подходящие кандидатуры. При этом необходимо определиться с тем, как долго сохранять такие заявления;
· предыдущие претенденты - претенденты, которые не подходили для одной должности, но соответствуют другим. Организация может сэкономить в затратах на набор и ускорить процедуру. Если к этому относиться внимательно, имидж организации может быть улучшен. В этом случае также необходимо решить, как долго хранить заявления и результаты предыдущего отбора;
· бывшие сотрудники организации - использование труда бывших работников особенно приемлемо тогда, когда требуется сотрудник на неполное рабочее время для удовлетворения наиболее острых потребностей организации. При этом используется гибкий или временный график работы. Поведение этих людей на работе известно. Вопрос заключается в том, насколько успешно бывшие сотрудники смогут иметь дело с более жесткими требованиями, возникающими как следствие этих потребностей;
· контакты работающего персонала - работники обращаются к семье, друзьям или другим лицам, рекомендуют им подать заявления о приеме на работу. Через работника эти кандидаты знают больше об организации и требованиях к работе. Однако работающий персонал может иметь предубеждение относительно требований, существующих в организации.
Из внешних контактов следует выделить следующие типы:
· направления от бюро – использование базы данных, составляемой бюро по трудоустройству, при этом профессиональные характеристики кандидата известны. Хранение базы данных требует затрат, а, следовательно, и услуги бюро потребуют финансовых вложений;
· профессиональные направления - профессиональные ассоциации также ведут базу данных (особенно адвокатов, докторов, инженеров, бухгалтеров). В данном случае навыки кандидата также известны. Неизбежны финансовые затраты на сотрудничество с профессиональными ассоциациями;
· государственные посреднические организации по трудоустройству - сеть учреждений на уровне городов, районов. Соответствующие учреждения могут обеспечивать услуги на различных уровнях и выполнять, таким образом, свои социальные обязанности. При этом уделяется особое внимание безработным, которые сами зарегистрировались;
· консультанты по выходу на рынок труда или службы по переселению - обеспечивают практическую помощь уволенным по сокращению штатов или ранним отставникам. Этот тип консультирования известен в Западной Европе и Соединенных Штатах. Услуги по переселению являются, главным образом, правительственными (например, для армии);
· государственные учебные учреждения - эти учреждения предоставляют информацию о возможных кандидатах с профессиональным потенциалом;
· частные консультанты по отбору - эти консультанты не только осуществляют набор на работу, но также и отбирают служащих, в основном, машинисток, мелкий персонал административных учреждений или штат для магазинов. Такой способ требует меньших затрат времени, но связан с финансовыми затратами. Нет никакой гарантии того, что новичок сразу же не уволится;
· консультанты по отбору штата для управления - для пополнения управленческого, профессионального штата или штата специалистов можно использовать внешнюю экспертизу. Это стоит денег, кроме того, нет никакой гарантии, что организационная культура будет достаточно понята экспертами;
· консультанты поиска - “охотники за головами” - неофициальная сеть информации, сохраняющая данные о тех, на кого есть постоянный спрос; многообещающие кандидаты разыскиваются и им напрямую делается предложение. Их согласие не гарантируется. Услуги "охотников за головами" стоят дорого, и не все кандидаты представляют собой ценность;
Информация о работе Управление персоналом как элемент системы наук о труде и персонале