Шпаргалка по "Маркетингу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:31, шпаргалка

Краткое описание

1) Язык - орудие, средство общения.
2) Состав языка. Литературный язык. Лексикон и тезаурус. Словари.
3) Основания классификации и общая характеристика форм речи.
4) Функции речи: обязательные и факультативные.
5)Социализированная и эгоцентрическая речь.

Вложенные файлы: 1 файл

Теминология2.doc

— 534.00 Кб (Скачать файл)

- субъектом - инициатором  общения;

- субъектом, которому  адресована инициатива;

-нормами, по которым  организуется общение;

- целями, которые преследуются в ходе общения;

- ситуацией, при которой  совершается взаимодействие.

 

Понятие "коммуникация" имеет множество значений и трактовок. Одной, а возможно и самой главной, причиной тому является употребляемость  данного термина в различных  областях науки и отраслях человеческой деятельности. Современная трактовка сложилась не сразу. В XIV веке словом communication англичане рассматривали в значении "общение"; смысл "сообщение" слово обрело в XVI веке, а значение "обмен информацией" сложилось только в XX столетии. Из формулировки следует, что коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп или же отдельных индивидов.

 Сегодня термин "communication" в английском языке имеет несколько  значений: общение, связь, средство  связи, создание и распространение информации. Коммуникация – процесс передачи (обмена) инфо, эмоций и др. Продуктов психической деятельности от человека к человеку. Примеры: общение между двумя людьми, общение студентов в аудитории в ожидании преподавателя, выступление оратора на митинге, трансляция программы новостей на территории РФ.

Понятие коммуникации включает в себя:

1.Средства связи любых  объектов материального или духовного  мира;

2.Общение, передачу  информации от человека к человеку;

3.Общение и обмен  информацией в обществе.

Значения:

• Универсальное, при  котором коммуникация рассматривается  как способ связи любых объектов материального и духовного мира;

• Техническое, соответствующее  представлению о коммуникации как  о пути сообщения, связи одного места  с другим, средствах передачи информации;

• Социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. Теория коммуникации обращается именно к последнему значению коммуникации, т.е. к социальной коммуникации – специфической форме взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку при помощи языка и других знаковых систем.

-По субъектам: политическая, корпоративная, некоммерческая, государственно-административная, международная.

- По масштабам объектов: массовая, групповая, межличностная.

- По характеру объектов: внутренняя, внешняя, деловая.

- По вектору движения: горизонтальная, вертикальная

- По используемому  коду: вербальная, невербальная.

- По характеру сообщения:  деструктивная, конструктивная, нейтральная.

 Можно назвать несколько  каналов коммуникации и распространения  информации:

  • личный канал распространения информации;

 • визуальный канал  распространения информации;

 • распространение  информации через предмет;

 • СМИ: пресса, радио, телевидение, Интернет.

41.Основные  способы реализации речевой деятельности. Виды и формы речи. Основные  способы организации внешней  устной речи.

I. Виды и формы речи

 Речь как процесс  порождения и восприятия речевых  высказываний рассматривается одновременно и как совокупность способов осуществления речевой деятельности

Мысль говорящего и пишущего может быть по-разному сформирована и сформулирована при помощи одних  и тех же языковых средств, т. е. словаря  и грамматики данного языка. В  связи с этим в общей структуре речевой деятельности наряду со средствами выделяются способы ее осуществления – различные способы формирования и формулирования мысли. Им отвечают различные формы организации речевого общения и, соответственно, различные формы речи. Таких форм три: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь

Внешняя (устная и письменная) речь представляет собой внешний  способ формирования и формулирования мысли и передачи информации. Основными  формами внешней устной речи являются диалогическая, монологическая и полилогическая (групповая) речь.

Таким образом, формы  речи (РД) – это «типовые» способы  структурно-семантической организации  речевых высказываний на основе соответствующего варианта использования языковых средств  построения речевых сообщений.

При классификации форм речи по характеру используемых знаков (средств выражения мысли) выделяются устная, кинетическая и письменная речь.

1)Речь устная (звуковая  или звучащая) реализуется звуковыми  средствами(звуки, темп, ритм, паузация, акцентуация, мелодика и интонация

К основным вариантам  устной речи относятся следующие.

• Вербальная кодифицированная устная речь, т. е. отвечающая известным  языковым и «семантическим» стандартам или нормам.

• Вербальная некодифицированная устная речь – ( «псевдослова» неологизмы Маяковского и Северянина)

• Звуковые жесты —  своеобразные слова,состоящие из звуков

• Звукоподражания( подражание звукам, издаваемым животными, людьми и др)

• Эмболофразии, т. е. вставки  «асемантичных»  языковых элементов: слов, словосочетаний, звуков и т. д. Например, «ну», «это», «так сказать», «это самое»

• Хезитации – это  вставки в речевой поток некодифицированных звуков и их сочетаний. Например, звуков типа [э, э, ае, ш, тэ и др.].

2)Кинетическая (мимико-жестикуляторная)  речь включает в свой состав выразительные  жесты, позы (мимические и пантомимические).В речевой деятельности кинетическая речь используется чаще всего совместно с другими формами речи (в основном – с устной речью) и дополняет ее, реже – самостоятельно

Эмоциональные жесты. (выражают эмоции – удивление, радость и т.д)

Апеллятивные жесты  для привлечения внимания, «призыва»  или, наоборот, «отзыва» коммуникантов (подъем руки, движения головой и  др.).

Контактоустанавливающие. Это жесты приветствия, некоторые  жесты вежливости (например, предложение даме опереться на руку мужчины и др.)

Волюнтативные — выражают разнообразные акты волеизъявления.

Номинативные жесты  констатируют наличие того или иного  факта (предмета, события) в наличной (наглядно воспринимаемой) предметной ситуации речевой коммуникации

Устная, письменная и  кинетическая речь могут быть использованы вместе (речь лектора)

По проявлению различаются: (речь внешняя и внутренняя) так  называемая внутренняя речь — «речь  для себя, речь свернутая», преимущественно (или всецело) предикативная (по определению Л.С. Выготского).

В зависимости от особенностей ритмической организации речи, а  также от особенностей ее «социально-семантического»  предназначения выделяются речь прозаическая, стихотворная и певческая.

По степени автоматизированности речь подразделяется на: неавтоматизированная (спонтанная-речь лектора, бытовой диалог) и автоматизированная (порядковый счет, шаблонные восклицания, выученные тексты)

В связи с ролью  речевой коммуникации  выделяются:  речь-установка, планирующая речь, речь-действие, коьнт ролирующая речь

С учетом ситуационно-контекстной  обусловленности речи выделяются (ситуативная- в рамках данного события, контекстная-содержание понятно из контекста, внеситуативная и внеконтекстная речь «Сократ –  философ»)

Характер социальной специфики речи обусловливает следующие ее формы: речь обиходная, официальная, деловая, профессиональная, ораторская, сценическая, жаргонная и др

По признаку «дистантности» (на непосредственную, коммуниканты  наблюдают друг друга;, и опосредованную (коммуниканты общаются, не наблюдая друг друга)

2Основные формы внешней устной речи

Диалогическая (диалог) –  первичная по происхождению форма  речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения.

Монологическая речь (монолог) определяется в психологии речи и психолингвистике как связная  речь одного лица, коммуникативная  цель которой – сообщение о  каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность сообщения, обусловленность его содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации (95, 133 и др.). Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется. Типы монолога: Описание, повествование, рассуждение

Наряду с существующими  различиями отмечается определенная общность и взаимосвязь диалогической  и монологической форм речи. Прежде всего их объединяет общая система  языка, связность, последовательность, логико-смысловая организация

Полилогическая речь (полилог), или групповая речь, представляет собой весьма своеобразную форму  осуществления речевой деятельности, объединяющую в себе компоненты диалогической  и монологической речи. Полилог («многоголосие») реализует коллективную форму массовой коммуникации; он активно используется при проведении различных общественных и культурно-массовых мероприятий. Ярким примером полилога являются различного рода «телешоу», которые буквально заполонили в последнее время телеэкран во всех странах мира

По форме полилог  представляет собой развернутый  и усложненный диалог, речевое  общение, участниками которого являются не двое-трое, а сразу много людей. По своему содержанию (в частности, характеру отображения предмета речи) и коммуникативной направленности полилог в большей степени соответствует монологу, но принципиально отличается от последнего тем, что задачи речевой коммуникации здесь «решаются коллективно», при совместном участии целой группы, коллектива людей (своего рода «микросоциума»).

42. Письменная  речь как особый вид речевой  деятельности. Внутренняяя речь  как особый вид речевой деятельности.

 Письменная речь  как особый вид речевой деятельности

Письменная речь является одним из видов речи, наряду с  устной и внутренней, и включает в свой состав письмо и чтение.

Письменная речь по своей  коммуникативной природе является преимущественно монологической речью. Таковой она является «по своему происхождению», хотя в новейшей истории  человеческого общества достаточно широкое распространение получили и диалогические варианты речевого общения в письменной форме (в первую очередь благодаря такому уникальному средству массовой коммуникации, как интернет – общение посредством компьютерной связи).

История развития письма показывает, что письменная речь является специфической «искусственной памятью человека» и возникла из примитивных мнемонических знаков.

Современная письменная речь носит алфабетический характер; в ней звуки устной речи обозначаются определенными знаками.

Письменная монологическая речь может выступать в различных формах: в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного выражения мысли в форме рассуждения и т. д.

Письменная монологическая речь – это речь без собеседника, ее мотив и замысел (в типичном варианте) полностью определяются субъектом речевой деятельности. Особенность письменной речи состоит в том, что весь процесс контроля над письменной речью остается в пределах интеллектуальной деятельности самого пишущего, без коррекции письма или чтения со стороны адресата.

Письменная речь не предполагает ни обязательного знания адресатом  предмета речи, ни «симпрактического» (в рамках совместной деятельности) контакта «отправителя» и «адресата», она не располагает паралингвистическими средствами в виде жестов, мимики, интонации, пауз, которые играют роль «семантических (смысловых) маркеров» в монологической устной речи. В качестве частичного замещения этих последних могут выступать приемы выделения отдельных элементов излагаемого текста курсивом или абзацем. Таким образом, вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств язык. Пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой, внешней речи к внутреннему смыслу, основной идее излагаемого текста. Написанное всегда можно перечитать, т. е. произвольно возвратиться ко всем включенным в него звеньям, что почти невозможно при понимании устной речи.

Основные функции письменной речи – это обеспечение передачи информации на любые расстояния, обеспечение возможности закрепления содержания устной речи и информации во времени. Эти свойства письменной речи бесконечно раздвигают пределы развития человеческого общества.

 Внутренняя речь как особый вид речевой деятельности

Важнейшее значение в  плане научного исследования проблемы внутренней речи имеют труды Л.С. Выготского. Внутренняя речь, по Выготскому, «есть особое по психологической  природе образование, особый вид  речевой деятельности, имеющий совершенно специфические особенности и состоящий в сложном отношении к другим видам речевой деятельности». Это определяется прежде всего функциональным назначением данного вида речи, а именно тем, что «Внутренняя речь есть речь для себя. Внешняя речь есть речь для других».

На основе глубокого  и всестороннего анализа внешней  и внутренней речи Л.С.Выготский  пришел к выводу о том, что неправомерно рассматривать внутреннюю речь как  отличную от внешней лишь по степени  вокализации. Они отличаются по самой  своей природе.

Именно внутренняя речь, являясь «живым процессом рождения мысли в слове», отражает чрезвычайную сложность взаимоотношения мышления и речи, их противоречивое единство.

На основе экспериментального исследования эгоцентрической речи Л.С. Выготским были выделены следующие основные особенности внутренней речи:

– максимальная («абсолютная») предикативность;(отрывочность, фрагментарность, сокращенность по отношению к  внешней речи)

– свернутость, сокращенность  структуры и «семантики» речевого высказывания;( Целое слово, как устойчивый звукокомплекс, во внутренней речи, по гипотезе Л.С. Выготского, никогда не воспроизводится полностью; его заменяет звуковой «каркас» слова в виде опорных согласных («кн» или «кг» – вместо «книга») или корневая морфема)

Информация о работе Шпаргалка по "Маркетингу"