Клинико-психологическая характеристика детей, страдающих церебральным параличем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:24, контрольная работа

Краткое описание

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны) . Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей.

Вложенные файлы: 1 файл

КЛИНИКО.docx

— 146.41 Кб (Скачать файл)

Таблица. Продолжение

Состояние акта приема пищи (жевание, глотание)

Разборчивость речи. Нарушение звукопроизношения

Нарушения дыхания

Нарушение голоса

Нарушение просодики

Вегетативные расстройства

7

8

9

10

11

12

Акт приема пищи замедлен, координирован

Разборчивость речи снижена (в различной  степени) . В тяжелых случаях может отмечаются нарушение (смазанность) звукопроизношения всех групп. Усредненность гласных. Страдает произношение переднеязычных звуков (свистящие, шипящие, соноры) . Часто стерта разница между глухими — звонкими, твердыми звуками (чаще — палатализация) . Нарушенны смычные губные звуки

Нарушение 
речевого дыхания (речевой выдох укорочен и 
истощаем, вдох неглубокий)

Голос 
Недостаточной силы и звонкости (тихий, слабый, истощающийся, глуховатый) . Может быть назализация (носовой 
оттенок голоса)

Снижена амплитуда голосовых модуляций, нет темпо-ритмических перебоев, необходимых для живой интонации (голос маломодули-рованный, монотонный) Темп речи замедленный

Гиперсаливация

Грубо нарушены жевание, откусывание, глотание. Жевание часто заменяется сосанием. Нарушена координация между дыханием, жеванием, глотанием

Разборчивость речи значительно снижена, часто речь трудно понять при незнании контекса. Звуки речи лишены четкого  фонетического оформления. Невнятность  согласных звуков. Усредненность  гласных. Слабость диференциальных  губных, призубных; твердых - мягких, звонких - глухих

Тяжелые нарушения дыхания

Голос тихий, глухой, слан ленный, напряженный

Модуляций голоса почти нет. Тембр  бедный. Темп чуть убыстренный

Гиперсаливация

Процессы жевания, глотания затруднены, дискоор-динированы

Разборчивость речи снижена (речь невнятная, смазанная, порой малопонятная) . Характерно отсутствие стабильных нарушений звукопроизношения (пропуски, замены, 
смешения звуков не постоянны) . Много искажений звуков (щелевые и соноры) .

Тяжелые нарушения дыхания

Голос напряженный, прерывистый, вибрирующий, изменяющийсяпо высоте, силе, звонкости. Может быть назализация

Мелодико-интонационная сторона речи нарушена, утрачен эмоциональный  оттенок. Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (монотонность)

Слюнотечения при «чистом» гиперкинетическом  синдроме нет

Жевание ослаблено

Раэборчивость речи снижена.  
Нарушены переднее-язычние, губные, взрывные звуки

Асинергия — Асинхронность, дыхания, голосообразования и артикуляции 

Голос истощающийся, затихающий к концу  фразы; с носовым оттенком

Модуляций голоса почти нет. Интонация  практически отсутствует. Ритм скандированный.  
Темп замедленный

Может быть гиперсаливация


Приложение 3. Психолого-педагогическое обследование

Таблица. Психолого-педагогическое обследование

Ф. И. О. ______________________________________________________________________________

Показатели психофизического развития

Первичное обследование

Динамика

 

Дата_____________  
Возраст___________

Дата_________________ 
Возраст______________

1

2

3

Контакт 
В контакт вступает 
Контакт формальный (чисто внешний)  
В контакт вступает не сразу, с большим трудом, не проявляет заинтересованности в контакте 
Контакт избирательный 
Легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется (М — норма)

   

Эмоционально-волевая сфера 
Активный, бодрый Пассивный, вялый Неадекватное поведение Избалованность Конфликтность Колебания настроения

   

Состояние слуха 
Снижение слуха  
Норма

   

Состояние зрения 
Близорукость 
косоглазие 
Атрофия зрительного нерва 
Ограничение поля зрения (N)

   

Внимание 
Низкая концентрация и неустойчивость внимания (ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте)  
Недостаточно устойчивое, поверхностное, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности 
Плохое переключение внимания 
Достаточно устойчивое (N)

   

Моторика кистей и пальцев рук 
Ведущая рука: правая/левая 
Уровень развития функций кистей и пальцев рук: 
§ отсутствует хватание манипулировать не может, но есть 
§ хватание 
§ моторика ограничена 
§ недостаточность мелкой моторики сохранная (N)

   

Согласованность действий рук: отсутствует  недостаточная нормальная

   

Нарушение координации движений, тремор

   

Гиперкинезы пальцев

   

Уровень развития деятельности

   

Проявление интереса к игрушкам: 
§ интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует; в совместную игру со взрослым не включается, самостоятельной игры не организует) 
§ проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам 
проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам (И)

   

Адекватность употребления игрушек: 
§ совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия)  
§ игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением) (К)

   

Характер действий с предметами-игрушками: 
§ неспецифические ма н и г 1 улиц и и (со всеми предметами действуй одинаково, стереотипно — постукивает, перекладывает, шип и рот, сосет, бросает)  
§ специфические манипуляции — учитывает только физические свойства предметов 
§ предметные действия — использует предметы в соответствии с их функциональным назначением 
§ процессуальные действия 
§ игра с элементами сюжета 
§ сюжетно-ролевая игра

   

Работоспособность 
§ Низкая 
§ Снижена 
§ Достаточная (N)

   

Характер деятельности 
§ Отсутствие мотивации к деятельности 
§ Деятельность неустойчивая, работает формально 
§ Деятельность устойчивая, работает с интересом (N)

   

Реакция на одобрение 
§ Адекватная (радуется одобрению, ждет его)  
§ Неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему)

   

Реакция на замечание 
§ Адекватная (исправляет поведение к соответствии с замечанием)  
§ Адекватная (обижается)  
§ Нет реакции на замечание 
§ Негативная реакция (делает назло)

   

Отношение к неудаче 
§ Неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки)  
§ Отсутствует оценка неудачи 
§ Негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку

   

Обучаемость. 
Использование помощи (во время обследования)  
Обучаемость отсутствует; помощь не использует; нет переноса показанного способа действия на аналогичное задания 
Обучаемость низкая; помощь использует недостаточно; перенос знаний затруднен 
Ребенок обучаем, использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнении заданий к более высокому)

   

Запас общих представлений 
§ Низкий 
§ Несколько снижен  
§ Соответствует возрасту (N)

   

Зрительное восприятие 
Восприятие цвета: 
§ представление о цвете отсутствует 
§ сличает цвета 
§ различает цвета (выделяет по слову)  
§ знает и называет основные цвета (N — в 3 года)  
Восприятие величины: 
§ представление о величине отсутствует 
§ соотносит предметы по величине 
§ дифференцирует предметы по величине (выделяет по слову)  
§ знает и называет величину (N — в 3 года)  
Восприятие формы: 
§ нет представления о форме 
§ соотносит предметы по форме 
§ различает геометрические формы (выделяет по слову)  
§ называет геометрические формы (плоскостные и объемные) (N — в 3 года)

   

Методика обследования  
Складывание матрешки (3-составная — от 3 до 4 лет, 4-состав-ная — от 4 до 5 лет, 6-составная — от 5 лет)  
Способы выполнения задания: 
§ действие силой 
§ перебор вариантов 
§ целенаправленные пробы (допустимы до 5 лет)  
§ примеривание 
§ зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно) (N)  
Включение вряд (6-составная матрешка — с 5 лет)

   

Без учета величины 
С учетом величины.  
Способы выполнения задания: 
целенаправленные пробы (допустимы до 6 лет)  
зрительное соотнесение (с 6 лет 
обязательно)  
Кубики-вкладыши 
Способы выполнения задания: 
§ перебор вариантой 
§ целенаправленные пробы  
(допустимые до 5 лет)  
§ примеривание 
§ зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно)  
Складывание пирамидки (до 3 лет — 3 кольца, до 4 лет — 4 кольца, с 4 лет — 5—6 колец)  
Без учета величины колец  
С учетом величины колец. Способы выполнения задания: 
§ целенаправленные пробы  
§ практическое примеривание 
§ зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно)  
Почтовый ящик (с 3 лет) Способы выполнения задания: 
§ действие силой (допустимо в N до 3,5 лет)  
§ перебор вариантов 
§ целенаправленные пробы 
§ примеривание 
§ зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно)  
Парные картинки (выбор по образцу из 2, 4, 6 картинок с 2 лет)

   

Восприятие пространственных отношений 
Знание частей тела и лица Ориентировка в сторонах собственного тела и зеркальное отображение

   

Целостный образ предмета (разрезные  картинки)  
Конструирование (из строительного материала, из палочек) : 
§ по подражанию 
§ по образцу 
§ по представлению 
Дифференцирование пространственных понятий (справа—слева, выше—ниже, дальше—ближе, впереди—сзади, в центре)

   

Временные представления 
Части суток (с 3 лет) Времена года (с 4 лет) Дни недели (с 5 лет)

   

Количественные представления 
Порядковый счет (устно и пересчет предметов)  
Представление о количестве 
Выделение нужного количества из множества 
Понятия «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну» Счетные операции

   

Мышление (уровень развития)  
Наглядно-действенное 
Наглядно-образное 
Элементы абстрактно-логического мышления: 
§ классификация предметов (изображений)  
§ «четвертый—лишний» 
§ понимание картин со скрытым смыслом 
§ понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом 
§ последовательность событий (серия сюжетных картин)

   

Навыки самообслуживания 
§ Не владеет 
§ Владеет частично с помощью взрослого 
§ Владеет полностью (N)

   

Понимание обращенной речи 
§ Не понимает обращенную речь 
§ Понимание обращенной речи ограниченное (ситуативное)  
§ Выполняет простые речевые инструкции 
§ Понимание обращенной речи на бытовом уровне, выполняет сложные речевые инструкции 
§ Понимание речи в полном объеме (N)

   

Пассивный словарь 
Понимание названий предметов (реальных и на картинках) Понимание значении слова Понимание простого сюжета 
Понимание лексико-грамматических конструкции

   

Характеристики собственной речи 
1-й уровень речевого развития: 
речевые средства общения крайне ограничены (произносит звуковые комплексы, звукоподражании, лепетные слова) ; использование довербальных средств общения (выразительной мимики и жестов)  
2-й уровень речевого развития: пользуется простой фразой, аграмматичная, упрощенней, структурно нарушенная фраза (из 2–3 слов) .  
Слоговая структура слов нарушена  
3-й уровень речевого развития: пользуется развернутой фразой; недостаточная сформированность лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи; синтаксические конструкции фраз бедные 
4-й уровень речевого развития: лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая недостаточность. Пользуется развернутой фразой. Лексико-грамматический строй речи сформирован достаточно (N)  
Особенности речи 
Проявляет склонность к эхолалии Наличие речевых штампов (речь пустая без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных способностей ребенка)

   

Заключение:

Социально-бытовая  реабилитация

Социально-бытовая  реабилитация является важным звеном в системе реабилитационных мероприятий. В последние годы создан большой  арсенал современных технических  средств реабилитации, основной целью  которых является компенсация нарушенных или утраченных функций, обеспечение  относительной независимости от окружающих. Технические средства реабилитации существенно облегчают жизнь  ребенка с нарушениями опорно-двигательного  аппарата. Они должны быть абсолютно  безопасны и просты в обращении.

Все технические  средства реабилитации можно разделить  на несколько групп.

1. Средства  передвижения: различные варианты  детских инвалидных колясок (комнатные,  прогулочные, функциональные, спортивные) . Во многофункциональных креслах-колясках дети могут проводить значительное время. В них имеется столик для приема пищи и занятий, съемное судно, отделение для книг, специальная емкость для хранения термосов с пищей.

2. Средства, облегчающие передвижения: ходунки  и ходилки (комнатные и прогулочные) , костыли, крабы, трости велосипеды; специальные поручни, пандусы, съезды на тротуарах

3. Средства, облегчающие самообслуживание детей  с нарушением функций верхних  конечностей: специальные предметы  обихода (наборы посуды и столовых  приборов, приспособления дли одевания  и раздевания, открывания и закрывания  дверей, дли самостоятельного чтения, пользования телефоном; особые  выключатели электроприборов, дистанционное  управление бытовыми приборами  — телевизором, приемником, магнитофоном) .

4. Двигательные  тренажеры.

5. Лечебно-нагрузочные  костюмы («Адели—92») . Костюм используется  для лечения различных форм  церебрального паралича в любом  возрастном периоде жизни ребенка,  начиная с раннего возраста. Создавая  правильные взаимоотношения между частями тела и устраняя порочные установки, костюм способствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движения, что является основой для формирования моторики. Костюм представляет собой замкнутую систему «плечевой пояс — стопы». Благодаря амортизаторам, несколько растягиваются спастичные мышцы (снижается тонус мышц) , уменьшается патологическая и активизируется физиологическая афферентация мышечно-связочного аппарата; уменьшается частота и амплитуда гиперкииезов. Дети, страдающие церебральным параличом, быстрее овладевают двигательными навыками. В лечебно-нагрузочном костюме можно проводить любые упражнения, намного улучшая и ускоряя их результативность.

6. Сенсорные  комнаты и сенсорные стимулирующие  наборы. «Сенсорная комната» Snotzelen (Снузлин)  — набор специализированного  оборудования, основными элементами  которого являются:

§ напольные  и настенные мягкие покрытия, пуфики и чанки разных размеров и цветов (подушки в виде скатов, которые  прогибаются под тяжестью тела, создавая устойчивую опору, следуя его форме) ;

§ «водяной матрац» (подогреваемый матрац прогибается, повторяя форму тела, мягко и равномерно поддерживая его) ; музыкальная водяная кровать (вибрации, созданные музыкой, воспринимаются кожей как тактильные стимулы) ;

§ «кресло-лепесток» (покачиваясь, расслабляет, снижает  спастичность мышц) ;

§ светящийся бассейн с прозрачными шариками (цвет шариков изменяется) ;

§ трубки с  пузырьками (поток пузырьков поднимается  вверх по прозрачной пластиковой  трубе, наполненной водой; цвет подсветки  меняется) ;

§ «водопад»  из светооптических волокон с  боковой подсветкой (100 нитей покрытого  винилом светооптического волокна  медленно изменяют цвет) ;

§ панель с  нитями с ультрафиолетовой подсветкой (пластиковые нити различных окрасок  с акриловым зеркалом, отражающим эти нити) ;

§ панель с  фонтаном из светооптических волокон, работающая в интерактивном режиме (при последовательном «к вощении  во шикают разнообразные световые эффекты) ;

§ панель «искрящийся  ковер» (черпая ковровая ткань, в ворс которой вплетены светооптические  волокна; создается эффект мерцания с постоянным изменением цвета; вешается на стену или кладезей па пол) ;

§ тактильная панель (набор материалов различных  текстур, которые можно осязать  и совершать ими манипуляции) ;

§ набор колес  с узорами и картинами (по стене  «проплывают» простые рисунки) ;

§ мерцающий  металлофон (светящиеся клавиши, на которых  можно играть простые мелодии)

Сенсорная комната  паст возможность подавать стимулы  различной модальность – зрительной, слуховой, тактильной — и использовать эту стимуляцию длительное время. Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов) может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка — тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом восприятие становится более активным, Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты итожено разнообразие стимулов. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Занятия в  сенсорной комнате могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Коррекционно-педагогические занятия  проводятся психологом, логопедом-дефектологом, инструктором ЛФК. Каждый специалист при  этом решает свои специфические задачи.

Мотив работы в сенсорной комнате зависит  от ведущего вида деятельности ребенка. Для дошкольников — это игровая  деятельность. Занятия в сенсорной  комнате можно превратить в игру, сказку. Все занятие может

проходить по единому игровому сценарию («Полет на луну», «Путешествие по морским глубинам»  и т. д. ) .

Коррекционно-педагогические занятия в сенсорной комнате  направлены на решение двух комплексов задач:

1. Релаксация: а) нормализация нарушенного мышечного  тонуса (снижение тонуса, уменьшение  спастичности мышц) ; б) снятие психического и эмоционального напряжения.

2. Активизация  различных функций центральной  нервной системы: а) стимуляция  всех сенсорных процессов (зрительного,  слухового, тактильного, кинестетического  восприятия и обоняния) ; б) повышение  мотивации к деятельности (к проведению  различных медицинских процедур  и психолого-педагогических занятий) . Возбуждение интереса и исследовательской деятельности у ребенка; в) создание положительного эмоционального фона и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы; г) развитие речи и коррекция речевых нарушений; д) коррекции нарушенных высших корковых функций; е) развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений.

Релаксации

Важным моментом при выполнении упражнений на расслабление является подключение различных  сенсорных кланов:

§ использование  специально подобранного музыкального сопровождения (релаксационная музыки) – спокойные, тихие, плавные, легкие

§ мелодии, звуки  природы шум моря, ветра;

§ применение цветотерапии – использование зеленого, голубого и синего цвета, оказывающих  успокаивающее и расслабляющее  действие (например, «колеса с у  юрами», где простые изменяющиеся цвета и незамысловатые рисунки  не требуют интеллектуального напряжения, что позволяет ребенку расслабиться и не думать над расшифровкой рисунков; по стене медленно проплывают картины  с изображением разных планет, морских  глубин, облаков) ;

§ ароматерапия (запах хвойного леса) ;

§ мышечная релаксация: используется «водяной матрац», различные чанки и пуфики, «кресло-лепесток», благодаря которым создается  комфортная поза для тела, безопасная удобная опора. Ребенка можно  поместить в «рефлекезапрещающие» позиции с целью ослабления или  гашения патологических тонических рефлексов;

Информация о работе Клинико-психологическая характеристика детей, страдающих церебральным параличем