Таблица. Продолжение
Состояние акта приема пищи (жевание, глотание)
|
Разборчивость речи. Нарушение звукопроизношения |
Нарушения дыхания |
Нарушение голоса |
Нарушение просодики |
Вегетативные расстройства |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Акт приема пищи замедлен, координирован |
Разборчивость речи снижена (в различной
степени) . В тяжелых случаях может
отмечаются нарушение (смазанность) звукопроизношения
всех групп. Усредненность гласных. Страдает
произношение переднеязычных звуков (свистящие,
шипящие, соноры) . Часто стерта разница
между глухими — звонкими, твердыми звуками
(чаще — палатализация) . Нарушенны смычные
губные звуки |
Нарушение
речевого дыхания (речевой выдох укорочен
и
истощаем, вдох неглубокий)
|
Голос
Недостаточной силы и звонкости (тихий,
слабый, истощающийся, глуховатый) . Может
быть назализация (носовой
оттенок голоса) |
Снижена амплитуда голосовых модуляций,
нет темпо-ритмических перебоев,
необходимых для живой интонации (голос маломодули-рованный,
монотонный) Темп речи замедленный |
Гиперсаливация |
Грубо нарушены жевание, откусывание, глотание.
Жевание часто заменяется сосанием. Нарушена
координация между дыханием, жеванием,
глотанием |
Разборчивость речи значительно снижена,
часто речь трудно понять при незнании
контекса. Звуки речи лишены четкого
фонетического оформления. Невнятность
согласных звуков. Усредненность
гласных. Слабость диференциальных
губных, призубных; твердых - мягких, звонких
- глухих |
Тяжелые нарушения дыхания |
Голос тихий, глухой, слан ленный, напряженный |
Модуляций голоса почти нет. Тембр
бедный. Темп чуть убыстренный |
Гиперсаливация |
Процессы жевания, глотания затруднены,
дискоор-динированы |
Разборчивость речи снижена (речь невнятная,
смазанная, порой малопонятная) . Характерно отсутствие стабильных
нарушений звукопроизношения (пропуски,
замены,
смешения звуков не постоянны) . Много
искажений звуков (щелевые и соноры) .
|
Тяжелые нарушения дыхания |
Голос напряженный, прерывистый, вибрирующий,
изменяющийсяпо высоте, силе, звонкости.
Может быть назализация |
Мелодико-интонационная сторона речи
нарушена, утрачен эмоциональный
оттенок. Слабая выраженность или отсутствие
голосовых модуляций (монотонность)
|
Слюнотечения при «чистом» гиперкинетическом
синдроме нет |
Жевание ослаблено |
Раэборчивость речи снижена.
Нарушены переднее-язычние, губные, взрывные
звуки |
Асинергия — Асинхронность, дыхания,
голосообразования и артикуляции
|
Голос истощающийся, затихающий к концу
фразы; с носовым оттенком |
Модуляций голоса почти нет. Интонация
практически отсутствует. Ритм скандированный.
Темп замедленный |
Может быть гиперсаливация |
Приложение
3. Психолого-педагогическое обследование
Таблица. Психолого-педагогическое
обследование
Ф. И. О. ______________________________________________________________________________
Показатели психофизического развития |
Первичное обследование |
Динамика |
|
Дата_____________
Возраст___________ |
Дата_________________
Возраст______________ |
1 |
2 |
3 |
Контакт
В контакт вступает
Контакт формальный (чисто внешний)
В контакт вступает не сразу, с большим
трудом, не проявляет заинтересованности
в контакте
Контакт избирательный
Легко и быстро устанавливает контакт,
проявляет в нем заинтересованность, охотно
подчиняется (М — норма) |
|
|
Эмоционально-волевая сфера
Активный, бодрый Пассивный, вялый Неадекватное
поведение Избалованность Конфликтность
Колебания настроения |
|
|
Состояние слуха
Снижение слуха
Норма |
|
|
Состояние зрения
Близорукость
косоглазие
Атрофия зрительного нерва
Ограничение поля зрения (N) |
|
|
Внимание
Низкая концентрация и неустойчивость
внимания (ребенок плохо сосредоточивается,
с трудом удерживает внимание на объекте)
Недостаточно устойчивое, поверхностное,
быстро истощается, требует переключения
на другой вид деятельности
Плохое переключение внимания
Достаточно устойчивое (N) |
|
|
Моторика кистей и пальцев рук
Ведущая рука: правая/левая
Уровень развития функций кистей и пальцев
рук:
§ отсутствует хватание манипулировать
не может, но есть
§ хватание
§ моторика ограничена
§ недостаточность мелкой моторики сохранная
(N) |
|
|
Согласованность действий рук: отсутствует
недостаточная нормальная |
|
|
Нарушение координации движений, тремор |
|
|
Гиперкинезы пальцев |
|
|
Уровень развития деятельности |
|
|
Проявление интереса к игрушкам:
§ интереса к игрушкам не проявляет (с
игрушками никак не действует; в совместную
игру со взрослым не включается, самостоятельной
игры не организует)
§ проявляет поверхностный, не очень
стойкий интерес к игрушкам
проявляет стойкий избирательный интерес
к игрушкам (И) |
|
|
Адекватность употребления игрушек:
§ совершает неадекватные действия с
предметами (нелепые, не диктуемые логикой
игры или качеством предмета действия)
§ игрушки использует адекватно (использует
предмет в соответствии с его назначением)
(К) |
|
|
Характер действий с предметами-игрушками:
§ неспецифические ма н и г 1 улиц и и (со
всеми предметами действуй одинаково,
стереотипно — постукивает, перекладывает,
шип и рот, сосет, бросает)
§ специфические манипуляции — учитывает
только физические свойства предметов
§ предметные действия — использует
предметы в соответствии с их функциональным
назначением
§ процессуальные действия
§ игра с элементами сюжета
§ сюжетно-ролевая игра |
|
|
Работоспособность
§ Низкая
§ Снижена
§ Достаточная (N) |
|
|
Характер деятельности
§ Отсутствие мотивации к деятельности
§ Деятельность неустойчивая, работает
формально
§ Деятельность устойчивая, работает
с интересом (N) |
|
|
Реакция на одобрение
§ Адекватная (радуется одобрению, ждет
его)
§ Неадекватная (на одобрение не реагирует,
равнодушен к нему) |
|
|
Реакция на замечание
§ Адекватная (исправляет поведение к
соответствии с замечанием)
§ Адекватная (обижается)
§ Нет реакции на замечание
§ Негативная реакция (делает назло) |
|
|
Отношение к неудаче
§ Неудачу оценивает (замечает неправильность
своих действий, исправляет ошибки)
§ Отсутствует оценка неудачи
§ Негативная эмоциональная реакция
на неудачу или собственную ошибку |
|
|
Обучаемость.
Использование помощи (во время обследования)
Обучаемость отсутствует; помощь не использует;
нет переноса показанного способа действия
на аналогичное задания
Обучаемость низкая; помощь использует
недостаточно; перенос знаний затруднен
Ребенок обучаем, использует помощь взрослого
(переходит от более низкого способа выполнении
заданий к более высокому) |
|
|
Запас общих представлений
§ Низкий
§ Несколько снижен
§ Соответствует возрасту (N) |
|
|
Зрительное восприятие
Восприятие цвета:
§ представление о цвете отсутствует
§ сличает цвета
§ различает цвета (выделяет по слову)
§ знает и называет основные цвета (N —
в 3 года)
Восприятие величины:
§ представление о величине отсутствует
§ соотносит предметы по величине
§ дифференцирует предметы по величине
(выделяет по слову)
§ знает и называет величину (N — в 3 года)
Восприятие формы:
§ нет представления о форме
§ соотносит предметы по форме
§ различает геометрические формы (выделяет
по слову)
§ называет геометрические формы (плоскостные
и объемные) (N — в 3 года) |
|
|
Методика обследования
Складывание матрешки (3-составная —
от 3 до 4 лет, 4-состав-ная — от 4 до 5 лет,
6-составная — от 5 лет)
Способы выполнения задания:
§ действие силой
§ перебор вариантов
§ целенаправленные пробы (допустимы
до 5 лет)
§ примеривание
§ зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно)
(N)
Включение вряд (6-составная матрешка
— с 5 лет) |
|
|
Без учета величины
С учетом величины.
Способы выполнения задания:
целенаправленные пробы (допустимы до
6 лет)
зрительное соотнесение (с 6 лет
обязательно)
Кубики-вкладыши
Способы выполнения задания:
§ перебор вариантой
§ целенаправленные пробы
(допустимые до 5 лет)
§ примеривание
§ зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно)
Складывание пирамидки (до 3 лет — 3 кольца,
до 4 лет — 4 кольца, с 4 лет — 5—6 колец)
Без учета величины колец
С учетом величины колец. Способы выполнения
задания:
§ целенаправленные пробы
§ практическое примеривание
§ зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно)
Почтовый ящик (с 3 лет) Способы выполнения
задания:
§ действие силой (допустимо в N до 3,5 лет)
§ перебор вариантов
§ целенаправленные пробы
§ примеривание
§ зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно)
Парные картинки (выбор по образцу из
2, 4, 6 картинок с 2 лет) |
|
|
Восприятие пространственных отношений
Знание частей тела и лица Ориентировка
в сторонах собственного тела и зеркальное
отображение |
|
|
Целостный образ предмета (разрезные
картинки)
Конструирование (из строительного материала,
из палочек) :
§ по подражанию
§ по образцу
§ по представлению
Дифференцирование пространственных
понятий (справа—слева, выше—ниже, дальше—ближе,
впереди—сзади, в центре) |
|
|
Временные представления
Части суток (с 3 лет) Времена года (с 4
лет) Дни недели (с 5 лет) |
|
|
Количественные представления
Порядковый счет (устно и пересчет предметов)
Представление о количестве
Выделение нужного количества из множества
Понятия «много», «мало», «больше», «меньше»,
«поровну» Счетные операции |
|
|
Мышление (уровень развития)
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Элементы абстрактно-логического мышления:
§ классификация предметов (изображений)
§ «четвертый—лишний»
§ понимание картин со скрытым смыслом
§ понимание картин с нелепым, бессмысленным
сюжетом
§ последовательность событий (серия
сюжетных картин) |
|
|
Навыки самообслуживания
§ Не владеет
§ Владеет частично с помощью взрослого
§ Владеет полностью (N) |
|
|
Понимание обращенной речи
§ Не понимает обращенную речь
§ Понимание обращенной речи ограниченное
(ситуативное)
§ Выполняет простые речевые инструкции
§ Понимание обращенной речи на бытовом
уровне, выполняет сложные речевые инструкции
§ Понимание речи в полном объеме (N)
|
|
|
Пассивный словарь
Понимание названий предметов (реальных
и на картинках) Понимание значении слова
Понимание простого сюжета
Понимание лексико-грамматических конструкции |
|
|
Характеристики собственной речи
1-й уровень речевого развития:
речевые средства общения крайне ограничены
(произносит звуковые комплексы, звукоподражании,
лепетные слова) ; использование довербальных
средств общения (выразительной мимики
и жестов)
2-й уровень речевого развития: пользуется
простой фразой, аграмматичная, упрощенней,
структурно нарушенная фраза (из 2–3 слов)
.
Слоговая структура слов нарушена
3-й уровень речевого развития: пользуется
развернутой фразой; недостаточная сформированность
лексико-грамматического и фонетико-фонематического
строя речи; синтаксические конструкции
фраз бедные
4-й уровень речевого развития: лексико-грамматическая
и фонетико-фонематическая недостаточность.
Пользуется развернутой фразой. Лексико-грамматический
строй речи сформирован достаточно (N)
Особенности речи
Проявляет склонность к эхолалии Наличие
речевых штампов (речь пустая без содержания,
часто не соотносится с выполняемыми действиями,
не отражает истинных интеллектуальных
способностей ребенка) |
|
|
Заключение:
Социально-бытовая
реабилитация
Социально-бытовая
реабилитация является важным звеном
в системе реабилитационных мероприятий.
В последние годы создан большой
арсенал современных технических
средств реабилитации, основной целью
которых является компенсация нарушенных
или утраченных функций, обеспечение
относительной независимости от
окружающих. Технические средства реабилитации
существенно облегчают жизнь
ребенка с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Они должны быть абсолютно
безопасны и просты в обращении.
Все технические
средства реабилитации можно разделить
на несколько групп.
1. Средства
передвижения: различные варианты
детских инвалидных колясок (комнатные,
прогулочные, функциональные, спортивные)
. Во многофункциональных креслах-колясках
дети могут проводить значительное время.
В них имеется столик для приема пищи и
занятий, съемное судно, отделение для
книг, специальная емкость для хранения
термосов с пищей.
2. Средства,
облегчающие передвижения: ходунки
и ходилки (комнатные и прогулочные)
, костыли, крабы, трости велосипеды; специальные
поручни, пандусы, съезды на тротуарах
3. Средства,
облегчающие самообслуживание детей
с нарушением функций верхних
конечностей: специальные предметы
обихода (наборы посуды и столовых
приборов, приспособления дли одевания
и раздевания, открывания и закрывания
дверей, дли самостоятельного чтения,
пользования телефоном; особые
выключатели электроприборов, дистанционное
управление бытовыми приборами
— телевизором, приемником, магнитофоном)
.
4. Двигательные
тренажеры.
5. Лечебно-нагрузочные
костюмы («Адели—92») . Костюм используется
для лечения различных форм
церебрального паралича в любом
возрастном периоде жизни ребенка,
начиная с раннего возраста. Создавая
правильные взаимоотношения между частями
тела и устраняя порочные установки, костюм
способствует формированию правильной
схемы взаиморасположения частей тела
и схемы движения, что является основой
для формирования моторики. Костюм представляет
собой замкнутую систему «плечевой пояс
— стопы». Благодаря амортизаторам, несколько
растягиваются спастичные мышцы (снижается
тонус мышц) , уменьшается патологическая
и активизируется физиологическая афферентация
мышечно-связочного аппарата; уменьшается
частота и амплитуда гиперкииезов. Дети,
страдающие церебральным параличом, быстрее
овладевают двигательными навыками. В
лечебно-нагрузочном костюме можно проводить
любые упражнения, намного улучшая и ускоряя
их результативность.
6. Сенсорные
комнаты и сенсорные стимулирующие
наборы. «Сенсорная комната» Snotzelen (Снузлин)
— набор специализированного
оборудования, основными элементами
которого являются:
§ напольные
и настенные мягкие покрытия, пуфики
и чанки разных размеров и цветов
(подушки в виде скатов, которые
прогибаются под тяжестью тела, создавая
устойчивую опору, следуя его форме)
;
§ «водяной
матрац» (подогреваемый матрац прогибается,
повторяя форму тела, мягко и равномерно
поддерживая его) ; музыкальная водяная
кровать (вибрации, созданные музыкой,
воспринимаются кожей как тактильные
стимулы) ;
§ «кресло-лепесток»
(покачиваясь, расслабляет, снижает
спастичность мышц) ;
§ светящийся
бассейн с прозрачными шариками
(цвет шариков изменяется) ;
§ трубки с
пузырьками (поток пузырьков поднимается
вверх по прозрачной пластиковой
трубе, наполненной водой; цвет подсветки
меняется) ;
§ «водопад»
из светооптических волокон с
боковой подсветкой (100 нитей покрытого
винилом светооптического волокна
медленно изменяют цвет) ;
§ панель с
нитями с ультрафиолетовой подсветкой
(пластиковые нити различных окрасок
с акриловым зеркалом, отражающим
эти нити) ;
§ панель с
фонтаном из светооптических волокон,
работающая в интерактивном режиме
(при последовательном «к вощении
во шикают разнообразные световые эффекты)
;
§ панель «искрящийся
ковер» (черпая ковровая ткань, в ворс
которой вплетены светооптические
волокна; создается эффект мерцания
с постоянным изменением цвета; вешается
на стену или кладезей па пол) ;
§ тактильная
панель (набор материалов различных
текстур, которые можно осязать
и совершать ими манипуляции)
;
§ набор колес
с узорами и картинами (по стене
«проплывают» простые рисунки) ;
§ мерцающий
металлофон (светящиеся клавиши, на которых
можно играть простые мелодии)
Сенсорная комната
паст возможность подавать стимулы
различной модальность – зрительной,
слуховой, тактильной — и использовать
эту стимуляцию длительное время. Сочетание
стимулов различной модальности (музыки,
цвета, запахов) может оказывать различное
воздействие на психическое и эмоциональное
состояние ребенка — тонизирующее, стимулирующее,
укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее,
расслабляющее. В условиях сенсорной комнаты
используется массированный поток информации
на каждый анализатор. Таким образом восприятие
становится более активным, Такая активная
стимуляция всех анализаторных систем
приводит не только к повышению активности
восприятия, но и к ускорению образования
межанализаторных связей. В отличие от
традиционных методов педагогической
коррекции, для которых характерно небольшое
количество и однообразие материала, в
самом оборудовании сенсорной комнаты
итожено разнообразие стимулов. Продуманное
применение различных стимулов повышает
эффективность коррекционных занятий,
создавая дополнительный потенциал для
развития ребенка.
Занятия в
сенсорной комнате могут быть
как индивидуальными, так и групповыми.
Коррекционно-педагогические занятия
проводятся психологом, логопедом-дефектологом,
инструктором ЛФК. Каждый специалист при
этом решает свои специфические задачи.
Мотив работы
в сенсорной комнате зависит
от ведущего вида деятельности ребенка.
Для дошкольников — это игровая
деятельность. Занятия в сенсорной
комнате можно превратить в игру,
сказку. Все занятие может
проходить по
единому игровому сценарию («Полет
на луну», «Путешествие по морским глубинам»
и т. д. ) .
Коррекционно-педагогические
занятия в сенсорной комнате
направлены на решение двух комплексов
задач:
1. Релаксация:
а) нормализация нарушенного мышечного
тонуса (снижение тонуса, уменьшение
спастичности мышц) ; б) снятие психического
и эмоционального напряжения.
2. Активизация
различных функций центральной
нервной системы: а) стимуляция
всех сенсорных процессов (зрительного,
слухового, тактильного, кинестетического
восприятия и обоняния) ; б) повышение
мотивации к деятельности (к проведению
различных медицинских процедур
и психолого-педагогических занятий)
. Возбуждение интереса и исследовательской
деятельности у ребенка; в) создание положительного
эмоционального фона и преодоление нарушений
эмоционально-волевой сферы; г) развитие
речи и коррекция речевых нарушений; д)
коррекции нарушенных высших корковых
функций; е) развитие общей и мелкой моторики
и коррекция двигательных нарушений.
Релаксации
Важным моментом
при выполнении упражнений на расслабление
является подключение различных
сенсорных кланов:
§ использование
специально подобранного музыкального
сопровождения (релаксационная музыки)
– спокойные, тихие, плавные, легкие
§ мелодии, звуки
природы шум моря, ветра;
§ применение
цветотерапии – использование зеленого,
голубого и синего цвета, оказывающих
успокаивающее и расслабляющее
действие (например, «колеса с у
юрами», где простые изменяющиеся
цвета и незамысловатые рисунки
не требуют интеллектуального напряжения,
что позволяет ребенку расслабиться
и не думать над расшифровкой рисунков;
по стене медленно проплывают картины
с изображением разных планет, морских
глубин, облаков) ;
§ ароматерапия
(запах хвойного леса) ;
§ мышечная
релаксация: используется «водяной матрац»,
различные чанки и пуфики, «кресло-лепесток»,
благодаря которым создается
комфортная поза для тела, безопасная
удобная опора. Ребенка можно
поместить в «рефлекезапрещающие»
позиции с целью ослабления или
гашения патологических тонических
рефлексов;