Одной
из основных физиологических особенностей
процесса развития, отличающей организм
ребенка от организма взрослого,
является рост, т. е. количественный процесс,
характеризующийся непрерывным
увеличением массы организма
и сопровождающийся изменением числа
его клеток или их размеров.
В
процессе роста увеличиваются число
клеток, телесная масса и антропометрические
показатели. В одних органах и
тканях, та¬ких, как кости, легкие, рост
осуществляется преимущественно за
счет увеличения числа клеток, в
других (мышцы, нервная ткань) преобладают
процессы увеличения размеров самих
клеток. Такое определение процесса
роста исключает те изменения
массы и размеров тела, которые
могут быть обусловлены жироотложени¬ем
или задержкой воды. Более точный
показатель роста организ¬ма – это
повышение в нем общего количества
белка и увеличение размеров костей.
П.
К. Анохин выдвинул учение о гетерохронии
(неравномерное созревание функциональных
систем) и, вытекающее из него, – уче¬ние
о системогенезе. Согласно его представлениям,
под функцио¬нальной системой следует
понимать широкое функциональное объединение
различно локализованных структур на
основе полу¬чения конечного приспособительного
эффекта, необходимого в данный момент
(например, функциональная система
акта сосания, функциональная система,
обеспечивающая передвижение тела в
пространстве, и др.).
Функциональные
системы созревают неравномерно,
включают¬ся поэтапно, сменяются, обеспечивая
организму приспособление в различные
периоды онтогенетического развития.
Системогенез
как общая закономерность развития
особенно четко выявляется на стадии
эмбрионального развития. Однако гетерохронное
созревание, поэтапное включение
и смена функ¬циональных систем
характерны и для других этапов индивиду-ального
развития.
6 Факторы,
обуславливающие заболевания нервной
системы у детей. Понятие наследственных
и врожденных заболеваний.
Сложность
и многоэтапность становления нервно-психических
функций в онтогенезе (в процессе
постнатального развития организма) нарушаются
при различных заболеваниях нервной
системы и проявляются в форме
задержки темпа ее развития, выпадения
функций анализаторов. L Для научного
обоснования лечебных и лечебно-педагогических
мероприятий, направленных на улучшение
состояния больных, коррекцию и
компенсацию нарушенных функций, необходим
прежде всего неврологический и
педагогический анализ структуры дефекта
и причин, вызвавших заболевание,
выяснение его патофизиологических
механизмов, времени образования
дефекта, степени его тяжести, характера
течения заболевания и особенностей
развития ребенка. Такой подход возможен
при комплексном участии в
лечении ребенка невропатолога,
психиатра, психолога, педагога-дефектолога.Так
же небходимы дополнительные методы
иследованния: электроэнцефалография,
эхоэнцефалография, реоэнцефалография,
электромиография, рентгенография черепа,
компьютерная томография. Кроме того,
используются рентгеноконтрастные, биохимические
и цитогенетические методы исследования.
Многие
заболевания нервной системы
возникают вследствие неблагоприятных
факторов во внутриутробном периоде
развития или в раннем детстве.
Причины патологии нервной системы:
инфекционные агенты (различные
бактерии, вирусы, паразиты), физические
факторы (ионизирующая радиация,
высокочастотное излучение, повышенная
вибрация и др.), различные химические
вещества, заболевания матери, несовместимость
крови матери и плода по
группам крови и резус-фактору,
неблагоприятное течение беременности
и другие факторы.
Мозг наиболее чувствителен к
различным неблагоприятным воздействиям
в критеические периоды, когда
формируются наиболее важные
функциональные ансамбли выражена
напряженность обменных процессов,
наблюдается интенсивный рост
отдельных элементов нервной
системы. Наиболее выраженные
и диффузные изменения нервной
системы и других органов возникают
в случае воздействия вредных
факторов на раннем этапе развития
плода например на 3-10 нед воздействия
неб факт может развиться аэнцефалия(
отсутствие гол мозга), микроэнцефалия,
гидроэнцефалия( часто ведут к
гибели плода, от грубого нарушения
до полного отсутствия, взависимости
от времени воздействия)
Неврологич
заб часто приводят к аномальному
развитию функций (каждая фунц проходит
определенные и закономерные стадии
развития, черезмерная ктивность
одних функций может привести
к угасанию других-ДЦП)
Кроме
органических заболеваний нервной
системы, т. е. заболеваний, протекающих
с изменениями в структуре
мозга, у детей могут наблюдаться
нарушения, обусловленные вариациями
темпа созревания функциональных систем
В каждом случае важно установить
причину имеющегося дефекта: связан
ли он с первичным поражением
нервной системы, является ли
результатом других заболеваний
или так называемой педагогической
запущенности.Под термином “педагогическая
запущенность” понимают задержку
развития, обусловленную недостаточностью
целенаправленного развития функций
и педагогического воздействия
в целом.
Наследственные
болезни — заболевания человека,
обусловленные хромосомными и генными
мутациями, обусловленные нарушениями
в процессах хранения, передачи и
реализации генетической информации.
(синдромыДауна, Эдвардса, Тернера, «кошачьего
крика», хронический диабет, астма
и др) Врожденные заболевания развиваются
из-за нарушения внутриутробного
развития плода под воздействием
внешних повреждающих факторов.(врожденная
слеп, глухота, сифилиз, герпис, менингити
тд)
7. Сенситивные
периоды в развитии плода.
Сензитивный
период развития период в жизни человека,
создающий наиболее благоприятные
условия для формирования у него
определенных психологических свойств
и видов поведения.Сензитивный
период — период наивысших возможностей
для наиболее эффективного развития
какой-либо стороны психики.
Первые
2 — 3 года жизни (1 год закладываются
основы психической деятельности, подготовка
к самостоятельному хождению и овладению
речью, восприятие различных раздражителей,
контакт с окружающим миром имеют
для грудного ребенка огромное значение,
на этом этапе ребенок не получает
достаточно информации, то заметно
затрудняется дальнейшее усвоение навыков.
Однако это не означает, что нужно
форсировать психическое развитие
ребенка.К концу 1 года или несколько
позже, первые самостоятельные шаги,
наступает очень важный этап познания
окружающей среды. Во время передвижения
он овладевает и чувством трехмерности
пространства, моторное развитие связано
с речевым; выделению себя из окружающего
мира. До 2 — 2,5 лет ребенок, как правило,
общителен, дружелюбен, легко вступает
в контакт с незнакомыми, редко
испытывает чувство страха. В промежутке
от 2 до 4 лет поведение его может
заметно измениться. Наблюдается
значительный рост, что сопровождается
некоторым рассогласованием нейроэндокринной
и сосудистой регуляции. В психологическом
плане в этот период наблюдается
довольно определенно выраженное чувство
Я-Тяга к самостоятельности)
В
возрасте 5 — 7 лет (второй критический)
(хорошо развиты моторика и речь,
тонко умеет анализировать ситуацию,
у него развито чувство “психологической
дистанции” в отношениях со взрослыми,
еще недостаточно самокритики и
самоконтроля, еще не выработана способность
к зрительному сосредоточению. В
деятельности преобладают игровые
элементы При поступлении в школу
могут возникнуть различные отклонения,
связанные с недостаточной психологической
готовностью ребенка к систематическим
занятиям(не могут спокойно сидеть
в течение урока и сосредоточиваться).
В том случае, когда ребенку
предъявляются чрезмерно повышенные
требования, могут происходить “срывы”
нервной деятельности, в резульнате
которых возможны неврозы. Впервые
могут возникать психопатологические
состояния, корни которых уходят
в период раннего детства)
В
возрасте 12 — 16 лет подросток вступает
в третий, так называемый пубертатный
(возмужалый) перио. (Происходит бурный
рост подростка. Моторика неловкая резкая,
порывистая. Возникают изменения, связанные
с половым метаморфозом. Так, у
девочек начинаются менструации. У
мальчиков наблюдаются поллюции
(семяизвержение), связанные, как правило,
со сновидениями эротического характера.Они
становятся непоседливыми, беспокойными,
непослушными, раздражительными.У здоровых
подростков к 16 годам обычно наступает
фаза успокоения. Поведение подростка
становится вполне адекватным. Взаимоотношения
с окружающими вступают во вполне
нормальное русло. Нежелательные проявления
особенно ярко выражены у подростков
с теми или иными нарушениями
нервной системы.)
Возрастные
кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными
изменениями. Если имеет место заболевание
нервной системы, то эти изменения
могут приводить к нарушениям
психического развития. Под влиянием
нейроэндокринных изменений у больных
детей могут возникать асинхронии
(задержанное или опережающее
развитие тех или иных функциональных
систем).Часто проявляются в период
возрастных кризисов
Педагог-дефектолог
должен хорошо знать возрастные особенности
детей и учитывать их в своей
повседневной работе. Вместе с врачом
ему необходимо принимать меры предупреждения
тех нежелательных явлений, которые
иногда возникают во время критических
периодов развития, иногда надо провести
определенные медицинские и коррекционно-воспитательные
воздействия.К 18—20 годам формирование
нервной системы завершается.
8 Возрастная
эволюция мозга, его компенсаторные
возможности.
Эволюция
чел-ка как биолгич вида исключительно
сложна. Это в полной мере относится
к мозгу. В процессе онтогенетического
развития созг притерпевает различные
изменения, мозг новорожденного и взрослого
чел- ка различается, даже после завершения
морфологического созревания нервной
системы человека остается необъятная
“зона роста” в смысле совершенствования,
перестройки и нового образования
функциональных систем.
В
процессе эволюции мозга можно выявить
два важнейших стратегических направления:
1 максимальная предуготованность организма
к будущим условиям существования
(характеризуется большим набором
врожденных, инстинктивных, реакций, которыми
организм оснащен буквально на все
случаи его жизни: питание, защита, размножение)
Мозг насекомого — это, по существу,
многопрограммный исполнительный автомат,
тогда как мозг млекопитающего —
автомат самообучающийся, способный
к вероятностному прогнозировании.2.неуклонное
увеличение размеров коры больших полушарий
мозга. Этот отдел является наименее
специализированным и, следовательно,
наиболее пригодным для фиксации
личного опыта. Принцип кортикализации
функций, предполагает возможность
их непрерывного совершенствования,чем
больше набор врожденных реакций
для первоначального выживания,
тем короче период детства и меньше
способность к индивидуальному
обучению. Новорожденный фактически
ничего не умеет и практически
всему может и должен научиться
в течение жизни. Существует мнение,
что все зависит от воспитания.
Новорожденного можно сравнить с
своего Рода нулевым циклом предстоящей
постройки, и из этого нуля можно
сотворить все, что угодно. Еще
в XVII в. Д.Локк развивал идеи о том, что
душа новорожденного — “чистая
доска”, “пустое помещение”, которое
заполняется в процессе развития
и воспитания.
Эти
постулаты надолго закрепились
в педагогике. Однако современные
исследования показывают, что мозг
новорожденного — не просто безликая
масса клеток, ожидающих внешних
воздействий, а генетически запрограммированная
система, постепенно реализующая заложенную
в нее тенденцию развития. Только
что родившийся ребенок — далеко
не “нуль”, а сложнейший результат
насыщенного перестройками периода
внутриутробного развития.
Говоря
о вариантах нормы реакции
отдельных функциональных систем, следует
указать на относительную независимость
их друг от друга. Например, между музыкальным
слухом и моторной ловкостью нет
однозначной связи. Можно прекрасно,
тонко понимать музыку, но плохо
выражать ее в движениях. Этот факт
раскрывает одну из важнейших закономерностей
эволюционирования мозга — дискретность
формирования отдельных функциональных
систем.
Принцип
гетерохронности в возрастн эволюции
мозга(неодновременности созревания
отдельных функциональных систем мозга)новорожденный
ребенок обладает набором первичных
автоматизмов, обеспечивающих прежде
всего акт сосания и регуляцию
мышечного тонуса, зрительное, слуховое
восприятия находятся еще в рудиментарном
состоянии. Но постепенно зрительные реакции
становятся все более активными:
от автоматической фиксации взгляда
на случайно попавшем в поле зрения
предмете ребенок переходит к
самостоятельному зрительному поиску;
он приобретает способность разглядывать
предмет, “ощупывать” его взглядом.
К 6—7-му месяцу жизни разглядывание
становится важнейшим способом изучения
окружающего мира. Однако вскоре, как
только появляется возможность брать
предметы, перекладывать их из одной
руки в другую (9—10 мес), активное манипулирование
приобретает главную роль в деятельности
ребенка. С появлением речи мануальное
(ручное) познание все более вытесняется
словесным.
Системно- функциональная дискретность
мозга Несмотря на то что
каждая функциональная система
и даже ее звенья имеют собственные
программы развития, мозг во все
периоды жизни работает как
единое целое. Интегративность
предполагает теснейшее взаимодействие
различных систем, их взаимную
обусловленность. При изучении
развивающегося мозга, особенно
в первый год жизни, обнаруживается
нечто сходное. Появление новых
форм реагирования сопровождается
угасанием, редукцией первичных
автоматизмов новорожденного. При
этом оба процесса — обновление
и редукция — должны быть
тонко сбалансированы. Преждевременное
угасание первичных автоматизмов
лишает новые функции прочного
фундамента, ибо в развитии мозга
обязателен принцип преемственности.
Слишком поздняя редукция “устаревших”
форм реагирования мешает образованию
новых, более сложных реакций:
нервная система словно “застревает”
на каком-то уровне развития.