Предмет и задачи курса Невропатология детского возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:49, курс лекций

Краткое описание

Невропатология (от греч. neuron — нерв, pathos — болезнь, logos — наука) — раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.
Основные цели и задачи курса: ознакомление со строением и функцией нервной системы, изучение причин заболеваний нервной системы, формированием высших психических функций; раскрытие особенностей развития анализаторных систем, речи и моторики в возрастном аспекте. В сферу компетенции невропатологии входит так же изучение влиянии я нервной системы на развитие заболеваний внутренних органов (сердце, сосуды, легкие и т.д.)

Вложенные файлы: 1 файл

vse_shpory (1).docx

— 153.20 Кб (Скачать файл)

 

o Вагоинсулярные кризы сопровождаются  внезапно развивающейся бледностью, потливостью, снижением температуры  тела и АД, тошнотой, рвотой, болями  в животе и резким вздутием  кишечника, изредка - отёком Квинке. Возможны синкопальные состояния,  приступы болей в области сердца (псевдостенокардитический синдром), мигрень или удушье, напоминающее  приступ бронхиальной астмы.

 

o Симпатоадреналовые кризы сопровождаются  чувством тревоги и страхом  смерти, ознобом, головной болью,  тахикардией (часто пароксизмальной), повышением АД, подъёмом температуры  тела (до 3940 °С), сухостью во рту,  частым мочеиспусканием, полиурией.

 

30. Органические  и функциональные расстройства  нервной системы; их происхождение,  проявления и различия

В неврологии все болезни нервной  системы можно подразделить на 2 группы - органические и функциональные. В основе органических заболеваний  лежат структурные нарушения, т. е. органический анатомический субстрат как причина болезни. Ведь любая  функция - это проявление той или  иной биологической структуры, а  свойства этой структуры и любые  ее изменения всегда обусловливаются  и органически связаны с соответствующими структурными изменениями. Необходимо отметить, что за последние 20-30 лет  изменились представления о характере  структурных нарушений мозга. К  ним относят не только грубые анатомические  изменения, но и различные биохимические  расстройства (нарушения обмена биологически активных веществ, электролитов и т.д.), изменяющие нормальное взаимодействие различных функциональных систем головного  мозга. Указанные структурные церебральные нарушения обычно выявляются только методами функциональных биохимических  исследований.

Развитие  электронно-микроскопических и гистологических  исследований, изучение физиологической  роли лимбико-ретикулярной системы  и других глубинных структур головного  мозга "ставит под угрозу" существование  функциональных расстройств без  морфологического субстрата.

И все же в настоящее время наряду с органическими различают функциональные болезни и синдромы. К ним следует  относить те расстройства, при которых  обнаруживается выраженная диссоциация  между минимальными органическими  нарушениями и резко выраженными  субъективными нарушениями. Они  часто (но не всегда) носят психогенный  характер, т. е. возникают вследствие острых или хронических психотравмирующих  конфликтных ситуаций. Следует также  отметить, что понятие "функциональное" намного шире, чем "психогенное". Последнее является только частью "функционального" и между ними нельзя ставить знак равенства. В то же время термин "функциональная болезнь", или "функциональный синдром", носит лишь обобщающий, а не диагностический  характер. Нельзя, например, ставить  диагноз "функциональное расстройство нервной системы" или "функциональные тики" (энурез, энкопрез и т.д.). Следует  лишь понимать, что в подобном случае превалируют субъективные расстройства и нет четкой причинно-следственной связи между перенесенным органическим поражением нервной системы и  имеющимся неврологическим расстройством.

В современной детской неврологии (и в неврологии вообще) уже нет  стремления четко отграничивать  органические поражения нервной  системы от функциональных, противопоставлять  их друг другу. В некоторых случаях  длительно существующие функциональные расстройства приводят к органическому  повреждению определенных церебральных структур.

31. Основные  проявления поражения нервной  системы (симптомы выпадения,  плюс-симптомы).В невропатологии можно условно выделить несколько вариантов неврологических расстройств. Это распределение связано с уровнем и характером поражения.

Симптомы  выпадения возникают при разрушении того или иного нервного центра или  проводящих путей, связывающих этот центр с периферией. В качестве примера можно привести симптомы выпадения отдельных видов чувствительности, симптомы выпадения координационных  влияний мозжечка. Симптомы выпадения, особенно при поражении эфферентных  центров и систем, нередко сопровождаются так называемыми плюс-симптомами — появлением реакций, которые в  норме отсутствуют. Например, при  поражении пирамидного пути активизируются спинальные механизмы и обнаруживаются рефлексы, которые обычно не вызываются. Чем выше расположен нервный центр, чем больше регуляторных механизмов он объединяет, тем выраженнее и  разнообразнее «плюс-симптомы», которые  можно рассматривать как проявление дезинтеграции регулирующей деятельности нервной системы. При снижении интегративной  способности вступают в действие автоматизмы низшего порядка, а  также формируются компенсаторные реакции. Все это и дает картину  «плюс-симптомов».

Симптомы  раздражения возникают при возбуждении  нервных центров и раздражении  проводящих путей различными патологическими  изменениями. Эти симптомы складываются из «плюс-симптоматики», но она здесь  имеет другой характер, так как  связана не с активностью нижележащих  центров, а непосредственно с  раздражаемыми отделами нервной  системы.

Симптомы  выпадения и раздражения нередко  сочетаются; и требуются тщательное неврологическое обследование и  хорошее знание анатомии и физиологии нервной системы, чтобы установить истинную сущность тех или иных отклонений.

Наряду  с очаговыми поражениями нервной  системы встречаются и так  называемые функциональные расстройства, при которых нарушается регуляция  определенных функций, но признаков  очагового поражения не обнаруживается. Подобные дисрегуляторные проявления нередко возникают после тяжелых  заболеваний, психических потрясений, черепно-мозговых травм, а также  в связи с физиологическими сдвигами в организме в некоторые возрастные периоды, например, в пубертатный. В  то же время функциональные расстройства могут быть первым проявлением органических поражений, поэтому во всех подобных случаях необходимо тщательное обследование больного.

32. Характеристика  хореического гиперкинеза; причины  возникновения.

Хореический гиперкинез

Быстрые, беспорядочные размашистые движения, возникающие при участии проксимальных  мышц конечностей, нестереотипные, без  напряжения, часто захватывающие  в хаотическом порядке мышцы  всего тела, или, реже, отдельных  областей, например половину тела - гемихорея. В отличие от атетоза при X. г. тонус  мышц постоянно снижен, часто значительно. Во сне X. г. исчезает, а при эмоциональном  и психическом напряжении усиливается. Возникает при поражении неостриатума в результате подкорковых дегенерации, нейроревматизме, наследственной хорее  Гентингтона. Встречается сочетание X. г. с атетозом - хореоатетоз, который  может быть как постоянным, так  и пароксизмальным. Описано несколько  вариантов наследственного пароксизмального хореоатетоза.

Причины

Гиперкинезы хореического характера могут быть проявлением многих патологических состояний и заболеваний: очаговых нарушений мозгового кровообращения в области подкорковых узлов, вирусного энцефалита, красной волчанки, полицитемии; могут возникать при  отравлениях угарным газом, марганцем, сероуглеродом, при приеме некоторых  лекарственных средств — амфетамина, леводопы, производных хлорпромазина. Любые внешние раздражения, эмоциональное  возбуждение усиливают выраженность хореического гиперкинеза, в покое  он сокращается, во время сна исчезает. При выраженном гиперкинезе становятся невероятными прием пищи, ходьба, пребывание в положении стоя и др. Непроизвольные движения, как правило, развиваются  на фоне мышечной гипотонии.

 

Малая (или ревматическая) хорея — острое токсико-инфекционное заболевание, обусловленное  ревматическим процессом. Возникает  в детском или молодом возрасте, развивается постепенно. Ребенок  становится неловким, изменяется его  почерк, появляются суетливость, общее  беспокойство, смазанность речи, беспокойный  сон. На этом фоне заметны непроизвольные движения с достаточно большой амплитудой и отсутствием определенной целесообразности, отмечается гримасничанье. В развернутой  стадии заболевания наблюдаются  хаотическое разбрасывание рук  и ног, подергивание головы, усиливается  гримасничанье, появляются порывистые движения туловища. Развитие гиперкинезов, как правило, сочетается с общей  астенией, повышенной возбудимостью, эмоциональной  неустойчивостью. В среднем малая  хорея протекает 2 — 4 мес. Затяжные и стертые формы иногда продолжаются до одного года и склонны к рецидивам.

 

Хорея может развиваться во время беременности у молодых женщин, перенесших в  детском возрасте малую хорею.

Хорея Гентингтона — наследственное заболевание. Первые ее признаки проявляются в  возрасте 25 — 50 лет, реже в детском  возрасте. Мужчины болеют чаще, чем  женщины. Основными симптомами заболевания  являются хореические гиперкинезы  и постепенно нарастающее слабоумие. Гиперкинетический синдром проявляется  непроизвольным гримасничаньем, усилением  жестикуляции, интенционным дрожанием, пошатыванием при ходьбе. Во время  разговора наблюдаются гримасы, вздохи, причмокивание губами, языком, шмыгание носом, затрудняющие речь. Каждый шаг сопровождается дополнительными  движениями в виде размахивания руками, приплясывания, приседаний, кивания  головой и др. Выраженность и распространенность гиперкинезов с течением времени  нарастает. Нарушение психики вначале  выражается в повышенной возбудимости, снижении памяти, внимания, и лишь в  последующем развивается слабоумие.

По  клиническим проявлениям хорее  Гентингтона близка так называемая сенильная хорея, при которой  хореический гиперкинез развивается  в пожилом возрасте и сопровождается прогрессирующей деменцией.

При подозрении на хорею больного необходимо направить на консультацию к невропатологу. Наиболее эффективным методом лечения  хореических гиперкинезов является прием препаратов, снижающих активность дофаминергических систем головного  мозга, — галоперидола, производных  фенотиазина, резерпина и др.

33. Клиника  детского церебрального паралича; причины возникновения, локализация поражения нервной системы.Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевания объединяющие группу этиологически и патогенетически гетерогенных резидуально-органических синдромов, являющихся следствием поражения головного мозга в перинатальном (пренатальном, интранатальном, и постнатальном) периоде с поражением двигательного пирамидного пути. ДЦП относят к непрогрессирующим резидуальным состояниям, но аномальное развитие нервной системы ребёнка может сопровождаться присоединением новых патологических заболеваний.

 

Причиной  их развития бывают инфекции и интоксикации организма матери во время беременности (токсоплазмоз, краснуха, хламидиоз, герпесвирусная инфекция, в том числе цитомегаловирусная, глистная инвазия и т.д.), травмы живота, асфиксия плода, родовые травмы (ушиб мозга, внутримозговая гематома, различные  повреждения шейного отдела, позвоночника и т. д.) во время длительных или  скоротечных родов, наложения щипцов или вакуум- экстрактора, неправильных действий акушера. Церебральный паралич  возникает при гемолитической болезни  новорожденных (при резус-несовместимости), при первичных и вторичных  энцефалитах, осложняющих корь, дифтерию, скарлатину, цитомегаловирусную инфекцию, внедрениях в мозг личинок или  взрослых особей глистов, например, токсокар (собачьих аскарид) и др.

Детский церебральный паралич также возникает  в результате черепно-мозговой или  сильнейшей психологической травмы.

Среди причин ДЦП преобладают вредоносные  воздействия на мозг во внутриутробном периоде, на втором месте стоят антенатальные  вредности, затем следуют постнатальные  факторы. Таким образом, ДЦП обусловлены  внутриутробной патологией до 95% , остальные  повреждения мозга ребёнка во время родов, вследствие асфиксии и  внутричерепных кровоизлияний, накладываются  на имеющиеся явления дизонтоэмбриогенеза. Инфекционные заболевания, интоксикации, черепно-мозговые травмы в постнатальный  период также могут вызвать ухудшение  состояния ребёнка. В итоге имеет  место сочетание различных вредоносных  факторов. На основании выше изложенного  можно утверждать, что заболевание  детским церебральным параличом  происходит в течение трёх периодов жизни ребёнка: внутриутробного, во время родов и после родов.

Симптомы и видыСимптомы ДЦП зависят от своеобразия, величины, количества и локализации очагов поражения головного мозга.

Такие заболевания и расстройства как  спазмы, судороги, эпилепсия, расстройства речи, сенсорные расстройства, задержка в умственном развитии, необучаемость  и пр., также называемые вторичными симптомами, очень распространены.

Различают 4 основные клинические формы:

- диплегическую;

- гемиплегическую;

- гиперкинетическую;

- мозжечковую.

 

34. Степени  выраженности ДЦП. Их прогностическая  оценка.

Степень тяжести ДЦП часто затруднительно выявить по совокупности неврологических, ортопедических, психоречевых расстройств, так как эти нарушения не всегда четко коррелируют между собой.

1. Тяжелая степень поражения конечностей  - 10-15 % - такие дети с трудом  передвигаются и навыки самообслуживания  развиты частично.

2. Средняя степень поражения конечностей  - 50-60 % - дети передвигаются самостоятельно, но ограниченно, нуждаются в  ортопедических приспособлениях. 

3.Легкая  степень поражения - 25-40 % - у детей  наблюдаются порочные установки  конечностей, двигательные навыки  недостаточно автоматизированы.

35. Расстройства  сенсорных систем у детей с  органическими и функциональными нарушениями.

В настоящее время по комплексу  медицинских и педагогических критериев 45-50% детей 6 ти летнего возраста не готовы к обучению в школе. Число учащихся начальной школы, не справляющихся  со стандартной школьной программой, составляет 30%. Попытки решить эту  проблему педагогами, психологами в  школе являются малоэффективными. Причиной такой ситуации во многом являются функциональные нарушения в психоневрологической сфере  (их имеют до 70% новорождённых  детей).

Информация о работе Предмет и задачи курса Невропатология детского возраста