Роль наследственности и среды в развитии индивидуальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:54, лекция

Краткое описание

1. Что такое психогенетика?
2. Методы психогенетических исследований
3. Психогенетические исследования интеллекта
4. Психогенетические исследования личности
5. Влияние среды на функциональные показатели созревания мозга

Вложенные файлы: 1 файл

психогенетика.DOC

— 609.50 Кб (Скачать файл)

Генетическая  теория. В XX веке в связи с развитием  транспорта, отмиранием кастовых, расовых  и религиозных предрассудков  происходит значительное смешение населения, увеличилось число браков между людьми из различных географических зон, межнациональных и межрасовых браков. Это существенно обогащает генетический «фонд» потомства, ведет к изменению наследственности. И хотя ряд факторов действительно подтверждает, что от таких браков дети становятся крупнее своих родителей, 
только генетическими фактами трудно объяснить, почему акцелерация наблюдается повсеместно почти во всех странах мира, распространяясь и на детей, рождающихся от «традиционных» браков. Кроме того, браки родителей из отдаленных мест, как показали последние исследования, не всегда дают более крупное потомство. Этот эффект часто «погашается».

Существуют и другие гипотезы: радиоволновая, радиационная, объясняющая акцелерацию изменением климата, увеличением солнечной активности, загрязнением атмосферы и повышением в связи с этим углекислого газа и вредных примесей и т. д. Важным является вопрос о том, до каких пор может продолжаться акцелерация; утрируя его, можно говорить о беспокойстве, не станут ли последующие поколения гигантами. По всей вероятности, акцелерация не будет продолжаться бесконечно.

Максимальные размеры  тела определены наследственными факторами  и закодированы в генотипе. С достижением  определенных пределов (так называемой нормы реакции) повышение размеров тела и его массы прекращается. Уже сейчас многие исследователи говорят о затухании темпов акцелерации или полном ее исчезновении в тех странах и группах населения, где она началась давно.

Общие проблемы учения о  конституции человека и их значение для ухода, воспитания и профилактики заболевания у детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Роль  конституции в возникновении  заболеваний у детей. Замечено, что  дети грудного и раннего возраста, которые воспитываются в одинаковых условиях (в одном детском учреждении или в семьях, где соблюдаются все требования гигиены), растут и развиваются совсем не одинаково. Одни чрезвычайно устойчивы к различным воздействиям, легко переносят значительные колебания влажности и температуры, изменение режима, характера питания, На них благотворно влияют энергичные меры физического воспитания. Даже серьезные погрешности в диете не приводят ни к каким отрицательным последствиям. У других — малейшие перепады температуры, незначительная перестройка режима, введение прикорма или несущественные изменения меню вызывают бурную реакцию, по характеру близкую к заболеванию. Третьи отрицательно реагируют на те воздействия или продукты питания, которые полезны всем остальным детям.

Характер таких отрицательных реакций бывает самым разнообразным. У одних появляется и упорно держится сухость кожи, склонность ее к шелушению, у других — обильные высыпания, кожа мокнет, даже при самом тщательном уходе заметна опрелость в складках, образуются пузырьки, воспаления. У третьих поражается не кожа, а лимфатическая система, проявляется «готовность» к расстройствам питания, нарушается рост. Одни дети благодушны и спокойны, другие—повышенно раздражительны, капризны, плохо спят и едят. И все эти расстройства возникают на фоне казалось бы идеального ухода. Такие состояния названы были детскими врачами диатезами (от греческого — предрасположения). Понятно, что диатез — это не болезнь, а готовность к болезненным изменениям, которые проявляются только при определенных условиях. В основе диатезов лежат изменения реактивности и характера обмена, т. е. явно конституциональные признаки.

Конституциональные  особенности детей и лекарственная  терапия. Двадцатые—тридцатые годы нашего столетия можно охарактеризовать как годы чрезвычайного интереса к проблемам конституции человека, распространенного и широкого изучения теоретических и практических аспектов конституциональной анатомии, физиологии и патологии у взрослых и детей. Благодаря этим исследованиям были разработаны принципы ухода, питания, воспитания и лечения детей с учетом их индивидуальных особенностей, которыми руководствуются врачи и в настоящее время. Однако, несмотря на достигнутые успехи, с середины 30—40-х годов интерес к проблемам конституции значительно спадает. Во-первых, изучение всех аспектов конституции, особенно у детей и подростков, задача чрезвычайно сложная, требующая глубокого и разностороннего подхода, а уровень научных достижений тех лет не давал еще врачам разнообразных, точных и тонких методов для изучения обмена веществ, состояния ферментативных систем и генетических факторов; определяющих конституцию. Во-вторых, появление мощных лечебных средств — сначала сульфаниламидов, а затем антибиотиков ознаменовало новую эру в лечении болезней.

Чрезвычайная эффективность антибиотиков, позволивших успешно лечить болезни, считавшиеся ранее неизлечимыми, возможность применять их с одинаковым успехом при самых разных патологических состояниях привели к известной переоценке их значения. Казалось, что сбылась мечта немецкого ученого Пауля Эрлиха, и у врачей появилась «волшебная пуля» — средство, уничтожающее болезни, но не причиняющее никакого вреда организму человека.

Громадные успехи сделала  молекулярная биология, биофизика, биохимия. В арсенале врачей появилось огромное количество сильнодействующих универсальных препаратов, выявился лечебный эффект гормонов. Именно универсальность действия лекарств отодвинула на задний план интерес к индивидуальным особенностям организма, его конституции. Хотя принцип «лечить больного, а не болезнь» оставался главным во врачебной деятельности во все времена, однако переоценка роли лекарств привела к тому, что в послевоенные годы при лечении основной упор часто делали на подбор наиболее эффективных средств. Среди населения распространилось убеждение, что главное — это достать хорошее, модное лекарство, и оно само собой снимет болезнь.

Побочный эффект применения антибиотиков и гормонов; «лекарственная болезнь» и проблемы аллергии

Нередко сильнодействующие антибиотики  применяются без контроля врача, без соблюдения дозировок, часто по пустяковым поводам, когда они совсем не показаны, без учета индивидуальных свойств организма. В результате в настоящее время стали серьезной проблемой болезни, связанные с таким отношением к лекарствам. Во-первых, у ряда людей лекарства вызывают порой тяжелые болезненные изменения — «лекарственные болезни». Во-вторых, появились устойчивые к антибиотикам штаммы бактерий, не только не чувствительные к высоким дозам препаратов, но в некоторых случаях активно размножающиеся именно в присутствии лекарств. И, наконец, последнее, лекарственные препараты значительно изменили реактивность организма современных людей, способствовали широкому распространению аллергических заболеваний.

У детей, которые испытывают влияние  лекарств еще до рождения, если женщина применяет их во время беременности, часто провоцируются проявления диатезов, реализуется конституциональная «готовность» к аллергическим состояниям. Известную роль в увеличении числа аллергических заболеваний играет и изменение окружающей среды, широкое внедрение полимерных материалов. Последние сейчас применяются и в строительстве детских учреждений, и при изготовлении одежды и обуви, игрушек и учебных пособий для детей.

Все эти обстоятельства вновь потребовали более избирательного подхода к уходу, вскармливанию, дозированию физических и умственных нагрузок детей. Стало необходимым изменить и тактику лечебных мероприятий с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его конституций. Это заставило обратить более пристальное внимание на проблемы наследственности и конституции человека и наличие так называемого «генетического бремени человечества». В настоящее время Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) располагает данными, что 7—7,5% населения Земли, т. е. примерно 250 миллионов на 3,5 миллиарда страдают наследственными  заболеваниями и различного рода конституциональными аномалиями.

Конституция, роль наследственности и среды в формировании, предрасположенности к заболеваниям, наследственные болезни

Педиатры считают, что  конституцию ребенка следует рассматривать как его фенотип, т.е. совокупность наследственных и приобретенных свойств. Причем роли средовых факторов придается исключительное значение, так как именно средовые факторы способствуют выявлению болезненных отклонений, связанных с аномалиями конституций, возникновению клинических проявлений диатезов в грудном возрасте и расстройств роста, развития, полового и психического созревания в более старшем возрасте.

Фенотипический подход к оценке конституций и их аномалий у детей является не только чисто теоретическим вкладом в на руку, но и имеет практическое значение. Наши ученые создали направление, которое позволило ближе подойти к знанию причин многих болезненных проявлений, связанных с аномалиями конституций, а на основании этих знаний найти рациональные методы направленного воздействия на реактивные особенности. Кроме того, такой подход объясняет, почему дети, живущие в одинаковых условиях, по-разному реагируют на одни и те же воздействия.

Если ребенок хорошо приспособлен к условиям внешней среды и болезненно не реагирует на ее изменения, то он здоров, биологически нормален, и его конституция нормальна. При неадекватной, болезненной реакции можно говорить об аномалии конституции у ребенка. Наличие у ребенка аномалии конституции совсем не означает, что он обречен на ту патологию, к которой предрасположен. Направленные воздействия ухода, питания и лечебных мер могут не только смягчить проявление диатеза, но перевести его в скрытую форму и даже ликвидировать.

В качестве примера можно привести крайне редкую форму аномалии конституции — фенилкетонурию. Это заболевание встречается с частотой 1 на 4000 детей. В основе болезни лежит отсутствие или недостаточная активность фермента, способствующего обмену аминокислоты финилаланина. В результате нарушается выработка в организме веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности нервных клеток. Прежде такие дети, родившись вполне нормальными, обречены были с 6-месячного возраста на утрату всех сформировавшихся нервнопсихических навыков, с последующим полным слабоумием. Теперь, при своевременной постановке диагноза, им назначают диету, содержащую белковые гидролизаты, лишенные фенилаланина, и они вырастают здоровыми и интеллектуально сохранными. Фенилкетонурия — пример болезни, отражающейся на внешнем облике. Большинство детей, страдающих фенилкетонурией, светловолосы и голубоглазы, даже если у их родителей темные волосы и глаза; связано это с недостаточным образованием пигмента меланина.

Гораздо чаще встречаются проявле


Информация о работе Роль наследственности и среды в развитии индивидуальности