1 Вопрос
Международное право - это система юридических принципов
и норм регулирующих отношения между народами
и государствами и определяющих их взаимные
права и обязанности.
Международное право — это самостоятельная, специфическая
система права, представляющая собой совокупность
международно-правовых принципов и норм
по регулированию сотрудничества между
государствами и международными организациями
как субъектами международного права.
(Международным частным правом регулируются
отношения с участием физических и юридических
лиц.)
Особенности международного
права можно проследить при его сравнении
с внутригосударственным правом:
по способу образования норм.
Нормы внутригосударственного права создаются
национальными органами государств. Нормы
же международного права создаются самими
его субъектами, и прежде всего государствами,
путем соглашения, сущностью которого
является согласование воли государств
или других субъектов международного
права;
по субъектам. Субъектами внутригосударственного
права являются физические и юридические
лица, органы государства, субъектами
международного права - суверенные государства,
борющиеся за создание самостоятельного
государства, нации и народы, международные
организации и некоторые государственные
образования, например Ватикан; по предмету
регулирования. Внутригосударственное
право призвано регламентировать отношения
между субъектами национального права
отдельных государств. Предметом регулирования
международного права являются межгосударственные
отношения в широком смысле слова;
по источникам права. Нормы международного
и внутригосударственного права существуют
в различных юридических формах. Внутригосударственные
нормы сформулированы в виде законов,
постановлений, указов и т. п., международно-правовые
- в виде международных договоров, обычаев,
решений международных организаций, актов
международных конференций и совещаний;
по способу реализации норм.
Нормы национального права обеспечиваются
принудительной силой государства. Обеспечение
исполнения международно-правовых норм,
в силу того что в международных отношениях
отсутствует образование, стоящее над
международно-правовыми субъектами, производится
самими субъектами международного права
(индивидуально или коллективно).
Функции международного
права.
Координирующая - с ее помощью субъекты международного права устанавливают стандарты поведения между собой.
Регулятивная - нормы международного права призваны регулировать правоотношения, а не препятствовать им и не осложнять их.
Обеспечительная - международное право содержит нормы об ответственности, побуждающие субъектов международного права следовать общепринятым нормам международного права.
Охранительная - существуют механизмы, защищающие законные права и интересы субъектов международного права.
Норма международного
права– правило поведения, которое
признается государствами и другими субъектами
международного права в качестве общеобязательного.
Нормы международного права следует отличать
от так называемых обыкновений, или норм
международной вежливости (международной
морали), которые соблюдаются субъектами
международного права во взаимных отношениях.
Если международно-правовые нормы – это
юридически обязательные правила поведения,
то обыкновения (или нормы) международной
вежливости лишены качества юридически
обязательных. Нарушение норм международного
права дает основание для международно-правовой
ответственности, а нарушение обыкновений
такой ответственности не влечет. К нормам
международной вежливости относится большинство
правил дипломатического этикета.
Содержание норм международного права
составляют права и обязанности, которыми
наделяются государства и другие субъекты
международного права. Вступая в отношения
между собой, субъекты международного
права реализуют свои права и соблюдают
обязанности, устанавливаемые международно-правовыми
нормами.
Исходя из содержания международно-правовой
нормы субъект международного права может
судить как о своем возможном и должном
поведении, так и о возможном и должном
поведении других субъектов международного
права. Международно-правовая норма упорядочивает
поведение участников международных отношений,
т. е. выполняет регулирующую роль во взаимоотношениях
субъектов международного права.
Нормы международного
права классифицируются по различным
основаниям:
1) по действию в отношении круга участников
международно-правовых отношений:
а) универсальные – регулируют отношения
всех субъектов международного права
и составляют общее международное право;
б) партикулярные (действующие среди ограниченного
круга участников) – локальные (или региональные)
нормы, хотя они могут регулировать отношения
двух или нескольких государств, не только
расположенных по соседству либо в одном
регионе, но и находящихся в различных
частях мира.
2) по способу(методу) правового регулирования:
а)диспозитивные – норма, в рамках которой
субъекты международного права могут
сами определять свое поведение, взаимные
права и обязанности в конкретных правоотношениях
в зависимости от обстоятельств; б)императивные
– нормы, которые устанавливают четкие,
конкретные пределы определенного поведения.
Субъекты международного права не могут
по своему усмотрению изменять объем и
содержание прав и обязанностей, предусмотренных
императивными нормами. Международная
практика ХХ столетия характеризуется
тем, что среди императивных норм стали
выделяться нормы jus cogens.В соответствии со ст. 53 Венской
конвенции о праве международных договоров
под нормой jus cogens (императивной нормой)
понимается норма общего международного
права, принимаемая и признаваемая международным
сообществом государств в целом как норма,
отклонение от которой недопустимо; она
может быть изменена только последующей
нормой такого же характера.
2 ВОПРОС
Совет Безопасности
ООН — постоянно действующий
орган Организации Объединённых
Наций, на который, в соответствии
с Уставом ООН, возложена главная ответственность
за поддержание международного мира и
безопасности.
состоит из 15 членов Организации. Из них
5 являются постоянными, а именно: Россия,
Китай, Франция, Великобритания, США.
10 непостоянных
членов Совета Безопасности избираются
по географическому принципу, а именно:
пять — от государств Африки и Азии;
один — от государств Восточной Европы;
два — от государств Латинской Америки;
два — от государств Западной Европы и других государств
Совет Безопасности
играет ведущую роль в определении наличия
угрозы миру или акта агрессии. Он призывает
стороны в споре урегулировать его мирным
путем, и рекомендует методы урегулирования
или условия урегулирования. В некоторых
случаях Совет Безопасности может прибегать
к санкциям или даже санкционировать применение
силы в целях поддержания или восстановления
международного мира и безопасности.
Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими
функциями и полномочиями:
поддерживать международный
мир и безопасность в соответствии с принципами
и целями Организации Объединенных Наций;
расследовать любой
спор или любую ситуацию, которая может
привести к международным трениям;
выносить рекомендации
относительно методов урегулирования
подобных споров или условий их разрешения;
вырабатывать планы
в отношении определения существования
угрозы миру или акта агрессии и выносить
рекомендации в отношении необходимых
мер;
призывать членов Организации
к осуществлению экономических санкций
и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
предпринимать военные
действия против агрессора;
выносить рекомендации
относительно приема новых членов и условий,
на которых государства могут стать участниками Статута Международного
Суда;
осуществлять в «стратегических
районах» функции Организации Объединенных
Наций по опеке;
выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно
назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей
выбирать судей Международного Суда.
ПРИНЦИП ЕДИНОГЛАСИЯ
- принцип устава Организации Объединенных
Наций (статья 27), согласно
которому для принятия Советом Безопасности решений по всем вопросам
(кроме процедурных) необходимо, чтобы
за них были поданы голоса девяти членов
Совета Безопасности, включая голоса его
постоянных членов — Российской Федерации,
США, Великобритании, Франции, Китая. В
случае, если один или несколько постоянных
членов Совета Безопасности голосуют
против, то решение считается отклоненным.
Таким образом применяется право вето
постоянного члена Совета. Если постоянный
член Совета не участвовал в голосовании
или воздержался, это не влияет на принятие
решения.
3 Вопрос
Общая заинтересованность государств
в деле сохранения международного правопорядка
способствовала созданию системы коллективной
безопасности.
Коллективная безопасность – это система
коллективных мер, применяемых государствами
на универсальной или региональной основе
с целью устранения угрозы миру, предотвращения
или подавления актов агрессии и восстановления
международного мира и безопасности.
В основу создания системы коллективной
безопасности положен принцип неделимости
мира, содержанием которого является опасность
военных конфликтов для всех государств
мира. Этот принцип требует от государств
реагировать на любые нарушения мира и
безопасности в любом районе земного шара,
участвовать в совместных действиях на
основе Устава ООН в целях предотвращения
или ликвидации угрозы миру.
В международном праве различают два
вида системы коллективной безопасности:
универсальную и региональную.
Организацией универсальной системы
коллективной безопасности является Организация
Объединенных Наций. Главной целью Организации
является поддержание международного
мира и безопасности, для чего она уполномочена
«принимать эффективные коллективные
меры для предотвращения и устранения
угрозы миру и подавления актов агрессии
или других нарушений мира и проводить
мирными средствами, в согласии с принципами
справедливости и международного права,
улаживание или разрешение международных
споров или ситуаций, которые могут привести
к нарушению мира» (п. 1 ст. 1 Устава ООН).
Поддержание международного мира и безопасности
строится на базе общепризнанных принципов
и норм международного права и осуществляется
Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности
ООН, компетенция которых в этой сфере
четко разграничена.
При этом только Совет Безопасности определяет
существование любой угрозы миру, любого
нарушения мира или акта агрессии и делает
рекомендации или решает то, какие меры
следует предпринять в соответствии со
статьей 41 (меры, не связанные с применением
вооруженных сил) или статьей 42 (меры, связанные
с использованием вооруженных сил для
подавления агрессора) для поддержания
или восстановления международного мира
и безопасности.
Коллективная безопасность – это система
совместных действий государств по поддержанию
и укреплению международного мира и безопасности.
Преамбула Устава ООН установила основы
международного мира (искоренение войны;
утверждение веры в основные права человека;
повышение значения международного права;
содействие социальному прогрессу и улучшению
условий жизни при большей свободе) и определила,
что в этих целях необходимо выполнять
три основных условия: проявлять терпимость
и жить вместе, в мире друг с другом, как
добрые соседи; объединить силы для поддержания
международного мира и безопасности; обеспечить
принятием принципов и установлением
методов, чтобы вооруженные силы применялись
не иначе как в общих интересах.
Коллективная
безопасность основывается на общепризнанных
принципах международного права, коллективных
мерах предотвращения и устранения угрозы
миру и актов агрессии, коллективных мерах
по пресечению терроризма, коллективных
мерах по ограничению и сокращению вооружения,
вплоть до полного разоружения. На Совет
Безопасности возложена главная ответственность
за поддержание международного мира и
безопасности (ст. 24 Устава ООН).
Устав
ООН устанавливает, что сила может применяться
в случае угрозы миру, нарушений мира и
актов агрессии для поддержания или восстановления
международного мира и безопасности не
иначе, как в общих интересах, в исключительных
случаях, когда другие меры могут оказаться
или уже оказались недостаточными, и не
должны использоваться в целях, противоречащих
Уставу.
Основной
идеей создания коллективной безопасности
является принцип неделимости мира. Выделяют
два вида коллективной безопасности: универсальную
и региональную безопасность.
Универсальная
коллективная безопасность основана на
нормах, выработанных ООН, и, соответственно,
все государства-участники должны подчиняться
действиям и решениям ООН. Статья 43 Устава
ООН определяет порядок предоставления
членами ООН в распоряжение Совета Безопасности
необходимых вооруженных сил, помощи,
средств обслуживания: на основе особого
соглашения или соглашений, заключаемых
Советом с государствами – членами ООН,
с последующей их ратификацией; по требованию
Совета Безопасности, т. е. на основе его
решения.