Курс лекций по предмету "История международных отношений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:26, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций, посвященных истории международных отношений XX века.

Вложенные файлы: 1 файл

imo3.doc

— 598.50 Кб (Скачать файл)

Инициативу попыталась захватить Франция, которая представила проект, известный под названием “плана Тардье”, в котром выдвигалась идея   создания международных вооруженных сил, подчиненных по существу французскому генеральному штабу, высказывавшаяся французскими представителями еще на Парижской мирной конференции. Перспектива усиления и господства французской армии в Европе, естественно, не устраивала участников конференции. Французские предложения встретили серьезный отпор со стороны Германии и Италии.

В свою очередь германская сторона выдвинула предложение о предоставлении ей равных прав в вопросе, касающемся вооружений, которое было фактически поддержано английскими и американскими представителями. Более того, в Бесанже (окрестности Женевы) состоялись неофициальные переговоры между германской, американской и английской делегациями, где было достигнуто соглашение, фактически означавшее предоставление Германии права на вооружение. Англичане не скрывали своего позитивного отношения к германским предложениям, заявляя о том, что это станет наилучшей гарантией мира. Итальянские правящие круги также признавали вполне справедливыми требования Германии.  Однако официально соглашение не было подписано, так как Франция отказалась участвовать в переговорах в Бесанже.

Документы свидетельствуют, что в создавшейся ситуации глава французского правительства Э. Эррио вполне мог пойти на проведение двусторонних франко-германских переговоров для урегулирования вопросов, возникших на Женевской конференции. Для предотвращения возможности подобных переговоров, результаты которых могли усилить позиции Франции и повлиять на расстановку сил в Европе, английское правительство 3 октября 1932 г. предложило созвать в Лондоне конференцию четырех держав - Англии, Германии, Франции и Италии (с участием представителя США в качестве наблюдателя) для разрешения вопросов, касающихся вооружения Германии, нерешенных в Женеве. После англо-французских переговоров 13-14 октября 1932 года Франция отказалась от идеи проведения двусторонних переговоров с Германией и согласилась на проведение четырехсторонних переговоров.

Италия благоприятно встретила  английское предложение. Муссолини  расценил наметившееся сотрудничество четырех держав как необходимое  условие “умиротворения Европы”. Главу  итальянского правительства это  предложение очень устраивало также потому, что на предполагаемой конференции Италия вместе с Англией могла стать арбитром в франко-германском споре.

Боясь оказаться в дипломатической  изоляции, французская сторона разработала  в октябре 1932 года “План организации  мира”, который она намеревалась предложить для обсуждения участникам конференции. “План…”  предусматривал два варианта разрешения проблем европейской безопасности. Первый предполагал замену всех постоянных национальных армий международными вооруженными силами. Второй содержал предложения по сокращению состава вооруженных сил, военных расходов и т.д.

Французский “План организации  мира”, который 14 ноября 1932 года был  вручен председателю конференции А.Гендерсону, не содержал никаких новых предложений, был противоречив и имел мало шансов на поддержку. Новый план Франции, который был представлен в Женеве как “План Эррио-Поль Бонкура” также не получил одобрения на конференции.

3 декабря в Женеве состоялась  встреча глав четырех держав, но на ней Франция наотрез  отказалась признать равенство прав Германии в сфере производства  вооружений и усиления армии этой страны. Однако в ходе переговоров Франции пришлось уступить. В результате острейшей борьбы 11 декабря руководителями стран-участниц конференции был подписан заключительный документ – так называемая “Декларация пяти держав”. Первый пункт Декларации гласил, что одним из основных принципов конференции по разоружению должно быть предоставление Германии и другим странам, которых касались версальские постановления о разоружениях, “равенства прав в системе, дающей безопасность нациям”. По существу это была победа Германии и поражение французской дипломатии. Отметим также, что “Декларация…” в определенном смысле усиливала позиции Италии, по сути, предоставив ей возможность преодолеть ограничения, наложенные на нее Версальским мирным договором (в итальянской историографии того времени они получили название vittoria mutilata - урезанная победа) и, соответственно, возможность добиться увеличения влияния Италии на политические процессы, проходящие на мировой арене.

Стремясь развить свои дипломатические успехи, итальянское  руководство 18 марта 1933 г. разослало  правительствам стран, подписавших  “Декларацию…”, проект “Пакта согласия и сотрудничества между четырьмя западными державами”.

Проект предусматривал сотрудничество четырех держав “во  всех политических и неполитических, европейских и неевропейских  вопросах, а также в колониальной сфере” и состоял из шести статей. В предлагаемом договоре четыре державы  подтверждали принцип ревизии мирных договоров, согласно ст. 19 Устава Лиги Наций и признавали  за Германией, в случае провала конференции по разоружению, равенство прав в вооружениях, которое она могла реализовать постепенно. Это же право распространялось на Болгарию, Венгрию и Австрию. Договор предлагалось заключить сроком на 10 лет; он должен был быть зарегистрирован в секретариате Лиги Наций. Основная идея пакта состояла в создании такого союза четырех западных держав, который стал бы верховным органом в Европе. Последний должен был принимать решения не только по вопросам, касающимся стран-участниц соглашения, но вообще по всем важным вопросам европейской и мировой политики. Некоторые историки считают, что таким образом Италия стремилась “задобрить” Германию с тем, чтобы сохранить контроль за Австрией, усилить свое влияние на Балканах и, наконец, ослабить позиции Франции в Европе.

Идея сотрудничества четырех западноевропейских держав и согласования их политики была также  стратегической целью английской дипломатии.  Эта идея давала Англии возможность сохранить на континенте равновесие. Окрепшая после Версаля Франция, ее система союзов с малыми странами Европы, ведущая роль французской армии - все это побуждало английских политиков искать пути и средства противодействия французскому влиянию в Европе. Планируемое соглашение четырех держав, по мысли англичан, должно было не только ослабить французские позиции в Европе, но и привести к урегулированию англо-итальянских споров в колониальных вопросах. “Пакт четырех” устраивал Англию еще и потому, что он не требовал от Англии дополнительных обязательств, сверх локарнских. Такое соглашение, по мнению английской стороны, исключало бы опасность формирования, противостоящих друг другу группировок. В условиях начала 1930-х годов Англия не могла рассчитывать остаться в стороне, и была бы втянута в одну из них.

Что же касается французского правительства, то в то время оно  в принципе допускало возможность  предоставления Германии равенства  в вооружениях, но в рамках системы  коллективной безопасности и с обязательством взаимопомощи в случае агрессии.

Когда правительство Франции получило 18 марта 1933 года текст предлагаемого  соглашения, стало очевидным, что  договор имеет открытую антифранцузскую  направленность. “Пакт четырех” фактически наносил удар по Лиге Наций, в которой Франция играла одну из важных ролей, и кроме того, отстранял от участия в решении европейских дел малые государства, разрушая тем самым французскую систему союзов и изолируя Францию в международных делах.

В ходе обсуждения проекта  развернулась ожесточенная дипломатическая борьба, в которой приняли участие не только четыре предполагаемые участника “Пакта…”, но и малые страны Европы, выступившие единым фронтом: Постоянный Совет Малой Антанты опубликовал декларацию, где выступил против ревизии версальской системы.

10 апреля 1933 года французское правительство  передало по дипломатическим  каналам в Рим, Лондон и Берлин  контрпроект и меморандум. Заявляя  о намерении тесно сотрудничать  с тремя державами, авторы меморандума  подчеркивали, что это сотрудничество должно развиваться в рамках ранее заключенных четырьмя державами соглашений и Устава Лиги Наций. Был опущен пункт о ревизии договоров. Вместо него указывалось на возможность лишь “предварительного изучения средств в целях изменения статьи 19 Устава Лиги” (т.е. о возможности пересмотра мирных договоров). Учитывая мнение стран Малой Антанты, в контрпроекте не упоминалось о распространении принципа равенства прав на Австрию, Венгрию и Болгарию. Этот контрпроект был дополнен гарантийным протоколом, в котором говорилось, что соглашение четырех держав  ни в какой мере не ослабляет договоры, заключенные Францией с ее союзниками и что Франция намерена  выступать против любой попытки ревизии территориальных границ.  Заинтересованность Англии, Италии и Германии в пакте была столь велика, что они согласились с французским проектом, внеся лишь незначительные поправки.

7 июня 1933 года в Риме был парафирован  окончательный вариант “Пакта  о согласии и сотрудничестве”.  Он в значительной степени  лишался своего первоначального смысла и носил компромиссный характер.  15 июля “Пакт…” был подписан в Риме. Однако в силу он так и не вступил в первую очередь   из-за острых  противоречий между Францией, с одной стороны, и Германией и Италией - с другой. Французское правительство даже не внесло “Пакт четырех” на ратификацию в парламент.

В целом, по мнению многих исследователей, в результате усилившейся поляризации  сил на международной арене идея “мягкой” ревизии Версальской системы  мироустройства была изначально обречена на неудачу, что заставило европейские державы, являвшиеся гарантами Версаля, вернуться к  прежней политике.

7.2.5. Эволюция  европейской системы безопасности

в середине 1930-х  гг.

Неудачные попытки ревизии Версальской  системы путем подписания “Пакта четырех”, а также приход к власти в Германии национал-социалистов заставили Францию как наиболее уязвимую державу Европы, вновь вернуться к политике укрепления европейской системы безопасности, основанной на военно-политических союзах. Однако следует отметить, что новым элементом этой системы стала интеграция в нее Советского Союза в середине 1930-х гг.

 В  конце 1933 - первой половине 1934 года  начались советско-французские переговоры  о создании в Восточной Европе  региональной системы коллективной  безопасности - Восточного пакта - с участием Прибалтийских государств,  Польши, Чехословакии, Румынии, СССР, Франции, Финляндии.

Под давлением Франции  начинается сближение стран Малой  Антанты с СССР. В 1934 году в Загребе состоялось заседание Постоянного совета Малой Антанты, на котором было принято принципиальное решение о нормализации отношений между этими государствами и СССР. Однако решение Загребской сессии не было полностью приведено в жизнь т.к. правительства Югославии и Румынии отказывались идти на сближение с Советским Союзом. Противоречия были частично преодолены в июне 1934 г., когда были установлены официальные дипломатические отношения СССР с  Румынией и Чехословакией.

В мае 1934 года на советско-французских  переговорах, французская делегация  представила на обсуждение проект регионального пакта взаимопомощи. В состав участников пакта входили СССР, Германия, Чехословакия, Польша и Прибалтийские страны. Французский проект исключал из числа участников регионального соглашения Францию и Бельгию, однако включал в него Германию. Это было мотивировано тем, что без Германии Польша не согласится присоединиться к пакту.

В соответствии с проектом, несмотря на то, что Франция не участвовала  в пакте, она должна была заключить  с СССР отдельный пакт, гарантирующий  ему помощь со стороны Франции и делающий СССР фактически участником Локарнского соглашения в пользу Франции. Предполагалось, что помощь государству, подвергшемуся нападению, будет оказываться не всеми участниками пакта, а лишь его непосредственными соседями. Последнее условие делало пакт несколько искусственным, так как он фактически не устанавливал никаких взаимных обязательств, например, между СССР и Чехословакией.

Французская схема значительно  суживала обязательства Франции  перед союзниками. Фактически она  должна была оказывать помощь только СССР, а не всем участникам Восточного пакта.

Летом 1934 года борьба за создание Восточного пакта вступила в решающую стадию. После согласования основных вопросов, СССР и Франция приступили к переговорам  с правительствами стран, приглашенных принять участие в региональном соглашении о взаимопомощи. Проект Восточного пакта был тогда доведен до сведения министров иностранных дел Польши и Чехословакии. Текст проекта был также передан в Лондон и Рим. В те же дни французский посол в Берлине А.Франсуа-Понсе довел его до сведения министерства иностранных дел Германии.

Реакция потенциальных участников пакта на проект была различной. Польское руководство  отнеслось к этой идее довольно прохладно. Чехословацкое  правительство заявило о своей готовности участвовать в Восточном пакте. Что же касается  Германии, то она вообще не собиралась участвовать в региональном пакте взаимопомощи.

В деле реализации идеи Восточного пакта  многое зависело от позиции Англии, руководство которой выдвинуло  ряд условий во время переговоров с Л.Барту 9-10 июля 1934 в Лондоне. Во-первых, оно потребовало согласия Франции на признание равенства прав Германии в военной сфере. Во-вторых, Англия настаивала на том, чтобы Германия стала третьим равноправным участником франко-советского гарантийного пакта. Последнее условие было поддержано и Францией и СССР в замен обещания Англии повлиять на позиции Италии и Германии. Однако английское правительство, не заинтересованное в реализации данного пакта, не собиралось воздействовать на Италию и Германию.

Итальянское правительство, также  не заинтересованное в пакте, долго  хранило молчание относительно планируемого соглашения, а затем заявило, что  позиция Италии будет “идентична английской”.

Что же касается Германии, то ее позиция была твердой. Гитлеровское правительство не собиралось присоединяться ни к региональному пакту о взаимной помощи в Европе, ни к франко-советскому гарантийному договору. Германию не устраивала система автоматических обязательств взаимной помощи. Официальный Берлин требовал сначала согласия Англии и Франции по вопросам, касающимся вооружений. 8 сентября 1934 года Германия направила предполагаемым участникам пакта меморандум, в котором сообщала о том, что не намерена участвовать в пакте о взаимной помощи.

Вслед за Германией Восточный пакт покинула Польша. Ее руководство заявило, что не может согласиться на участие в пакте, если в нем не будет участвовать Германия и в то же время, если его участниками станут Чехословакия и Литва.

Расстановка сил была такой, что ожидать полной реализации проекта Восточноевропейского пакта не приходилось. У него были противники не только среди предполагаемых участников (Германия, Польша и Финляндия) - идею регионального пакта о взаимопомощи в  Восточной Европе не одобряли и правительственные круги Великобритании. Много противников такого пакта было и во Франции. Попытка создания Восточного пакта стала еще более призрачной после убийства 9 октября 1934 года его вдохновителя Луи Барту, после которого французское правительство стало затягивать переговоры о пакте, стараясь в то же время договориться с Германией. На англо-французской встрече в феврале 1935 года заключение Восточного пакта было поставлено в зависимость от “общего урегулирования” с Германией, в том числе по вопросам вооружений.

Информация о работе Курс лекций по предмету "История международных отношений"