Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:01, дипломная работа
Цель данной работы - определить степень развития международных отношений, тенденции в развитии различных форм международных расчетов в Республике Беларусь, выявить проблемы и перспективы развития. Для этого следует рассмотреть степень применения в стране международных правовых актов, регулирующих порядок проведения этих расчетов. Необходимо рассмотреть также особенности белорусского законодательства в данной области, проанализировать причины преобладания той или иной формы расчетов, сделать выводы о влиянии таких предпочтений субъектов хозяйствования на состояние их финансового положения. Интерес представляет также мировой опыт применения данных форм расчетов, возможность использования достижений экономической мысли и компьютерных технологий в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………….4
Теоретические основы организации международных расчетов……………..8
1.1 Сущность, значение и особенности организации международных банковских расчетов…………………………………………………………....8
1.2 Формы международных расчетов…………………………………………16
1.3 Правовое обеспечение международных расчетов………………………..33
2. Анализ применения и эффективности международных расчетов в ОАО «Белвнешэкономбанк»……………………………………………………………..40
2.1 Аккредитив………………………………………………………………….40
2.2 Инкассо……………………………………………………………………...51
2.3 Банковский перевод………………………………………………………...57
3. Проблемы и перспективы развития международных форм расчетов в ОАО «Белвнешэкономбанк» и тенденции развития банковских услуг……………….71
Заключение………………………………………………………………………….76
Список использованных источников
2. Для осуществления расчетов обычно используется свободно конвертируемая валюта наиболее развитых стран или коллективная валюта, так как участники расчетов, как правило, не имеют общего платежного средства.
3. Международные расчеты проводятся главным образом через прямые корреспондентские счета банков. Для проведения расчетов банки держат на корреспондентских счетах необходимую сумму средств в валютах, которые используются для расчетов.
4. Международные расчеты носят, как правило, документарный характер, то есть осуществляются по предъявлении документов, удостоверяющих факт перевозки товаров, их оценку, страховку и т.д.
Для проведения платежей могут быть использованы два вида документов - коммерческие (торговые) и финансовые (платежные).
К финансовым документам относятся простой вексель, тратта, чек, долговая расписка и другие документы, в которых выражено денежное требование.
К коммерческим относятся транспортные, складские, страховые и другие документы, принятые в международном деловом обороте - счета-фактуры, коносаменты, накладные (железнодорожные, авиа и авто), складские свидетельства, страховые полисы и сертификаты, сертификаты происхождения, вида, качества и т. д. Основным коммерческим документом, применяемым в международных расчетах, является счет-фактура (коммерческий счет).
Основанием для выписки счета фактуры являются транспортные документы. В нем должно быть дано точное и полное описание реализуемых товаров (в других коммерческих документах - в общих выражениях) и указывается сумма, предъявляемая к платежу [2, стр. 112].
5. Валюта цены может не совпадать с валютой платежа - внешнеторговый контракт может быть заключен в одной валюте, а платеж осуществляться в другой валюте или в товарной форме.
6. В международных расчетах широко используются различного рода банковские гарантии, а также гарантии и поручительства крупных фирм или государственных организаций, целью которых является дополнительное обеспечение обязательств плательщика. Необходимость дополнительных гарантий обусловлена тем, что при заключении международного контракта трудно предусмотреть и учесть все особенности поставки товаров, оказания услуг или совершения платежей.
Если же платежные обязательства по контракту не будут своевременно исполнены, рассмотрение претензий в арбитраже или суде занимает значительный период времени и влечет за собой существенные издержки.
Поскольку проведение международных расчетов регулируется и внешнеторговыми контрактами, на своевременность и скорость получения платежа, его сумму и стоимость расчетов для контрагентов сделки большое влияние оказывают валютно-финансовые и платежные условия контракта. В них конкретизируются общие принципы расчетов, установленные международными соглашениями и правилами.
При международных расчетах используют два основных способа платежа - наличные платежи и расчеты в кредит. Понятие наличного платежа в международной торговле не совпадает с понятием наличного платежа во внутреннем обороте страны.
Наличные платежи - это расчеты в наличной или безналичной форме, когда товары оплачиваются в полной сумме либо при получении их покупателем, либо при получении покупателем документов, подтверждающих отгрузку товаров в соответствии с условиями контракта. Другими словами, при наличных платежах оплата происходит против товаров или отгрузочных документов.
Расчеты в кредит - это платежи, при которых участник внешнеторгового контракта предоставляет кредит своему контрагенту. Кредит может предоставляться в форме авансовых платежей (покупательских авансов) и в форме рассрочки платежа (коммерческого кредита). Следует отметить, что оплата покупателем товаров за счет кредитов банка рассматривается как наличный платеж.
Авансовые платежи представляют собой полную или частичную оплату экспортируемых товаров до их отгрузки импортеру. Они применяются для снижения рисков экспортеров - при невыполнении импортером условий контракта экспортер может возместить свои убытки из суммы аванса.
Коммерческий кредит предоставляется экспортером покупателю в виде рассрочки платежа за поставленные товары. Срок кредитования может варьировать от нескольких месяцев до нескольких лет. На длительные сроки (до 10 лет) отсрочка предоставляется, как правило, при поставках сложного и дорогостоящего оборудования (суда, авиатехника и т.д.).
К принципам организации международных расчетов относятся следующие:
-правовая регламентация
-осуществление платежей, как правило, после отгрузки товаров, оказания услуг, выполнения работ, наступления сроков погашения финансовых, кредитных и других денежных обязательств. При этом в случаях, определенных законодательством, возможно применение авансовых платежей и предварительной оплаты, если это предусмотрено в договоре между участниками расчетов. Необходимость максимального приближения платежа ко времени выполнения обязательств по договору получателем средств обусловлена тем, что движение средств при расчетах должно отражать реальный хозяйственный оборот;
- совершение платежей с согласия плательщика или по его поручению. Согласие плательщика на списание средств с его счета дается путем акцепта документов, выписанных получателем средств, если последний выполнил условия договора, на основании которого производится платеж. В случае, когда условия договора нарушены, плательщик вправе отказаться от акцепта расчетных документов полностью или частично. Порядок и сроки оформления отказа от акцепта предусматриваются в договоре между плательщиком и получателем средств. Расчетные документы могут оплачиваться банком и без согласия плательщика, но только в случаях, когда безакцептный порядок списания средств предусмотрен законодательством или на основании исполнительных документов, выданных судами;
-проведение расчетов в пределах собственных средств плательщика и полученных им кредитов. Получив согласие или поручение плательщика на оплату расчетных документов, банк при наличии достаточных средств списывает требуемую сумму со счета. При недостатке средств на счете оплата акцептованных расчетных документов осуществляется в очередности, устанавливаемой законодательно;
-зачисление средств на счет получателя средств после их списания со счета плательщика. Исключение составляют случаи, предусмотренные действующим Положением о безналичных расчетах и другими нормативными актами Республики Беларусь;
-проведение расчетов в
Для экспортера кредитование связано с длительной иммобилизацией средств из его хозяйственного оборота, а также с риском неплатежа (или возникновения просроченной задолженности), риском изменения цены товара (он может упустить выгоду из-за возрастания цен на эти товары на рынке за период рассрочки) и повышенным валютным риском из-за удлинения срока расчета. В то же время, предоставляя коммерческий кредит, экспортер усиливает свою конкурентоспособность на внешнем рынке, расширяет сбыт своих товаров. Кроме того, он может потребовать у импортера уступок по другим условиям контракта (установление более высокой цены, чем при наличном платеже и т.п.).
Помимо наличных платежей и расчетов в кредит международные расчеты могут осуществляться также на смешанных условиях и на условиях кредита с опционом наличного платежа. Смешанные условия расчетов дают возможность импортеру часть стоимости контракта оплатить в порядке наличного платежа, а на оставшуюся часть получить отсрочку платежа. Кредит с опционом наличного платежа предусматривает для импортера право выбора – оплатить поставку сразу или воспользоваться правом отсрочки. В последнем случае импортер лишается скидки, предоставляемой при наличном платеже.
Для эффективного проведения банками международных расчетов большое значение имеет используемая система передачи сообщений (платежных инструкций) между банками-корреспондентами. В современных условиях вместо традиционных средств межбанковских коммуникаций, таких как почта, телеграф, телекс, все чаще применяют международные банковские системы электронного перевода средств. В частности, белорусские банки при проведении международных расчетных операций широко используют систему S.W.I.F.T. (СВИФТ), в которой передача сообщений при совершении платежа происходит на безбумажной основе по каналам международной банковской компьютерной связи.
Сообщение системы СВИФТ эквивалентно почтовому переводу и называется международным денежным переводом. Применяется также приоритетное сообщение системы СВИФТ, которое равнозначно телеграфному переводу и называется международным денежным экспресс переводом. Следует отметить, что обычное и срочное сообщения СВИФТ различаются скоростью выполнения действий по осуществлению расчетов, а не количеством времени, которое необходимо для передачи этих сообщений.
Система СВИФТ позволяет банкам в процессе проведения международных расчетов быстро обмениваться информацией, ускоряя тем самым платежи при одновременной экономии затрат на проведение этих операций и высокой безопасности расчетов.
Для осуществления международных расчетов банк открывает клиентам текущие (расчетные) счета в иностранной валюте. Порядок открытия, функционирования и закрытия текущих (расчетных) счетов регламентируется законодательством и нормативными актами Национального банка Республики Беларусь. Банк не имеет права отказать в открытии текущего (расчетного) счета и расчетном обслуживании, если данный вид деятельности предусмотрен уставом банка. Разрешение на открытие текущего счета дает руководитель банка или уполномоченное им лицо.
1.2 ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ
В современных условиях сложились три основные формы международных расчетов:
1. Аккредитив
2. Инкассо
3. Банковский перевод
Выбор той или иной формы производится на стадии оформления контракта в зависимости от того, является сделка экспортной или импортной и какой риск несут оба партнера по сделке.
Каждый из участников международных расчетных отношений вправе применить свой вариант осуществления расчетов. Например, участники внешнеэкономической сделки по соглашению между собой форму расчетов могут подчинить одному правопорядку, а санкции за просрочку или задолженность платежа - другому правопорядку.
При осуществлении внешнеторговых операций используется документарный аккредитив. Он представляет собой соглашение, в силу которого банк, открывший аккредитив, действуя по просьбе и в соответствии с инструкциями клиента, производит платеж третьему лицу (бенефициару) или оплачивает переводные векселя бенефициара.
Документарный аккредитив обособлен от договора купли-продажи или иного договора, на котором он может быть основан. Для банков условия таких договоров не являются обязательными. Вместе с тем аккредитив открывается банком на основании инструкций импортера (приказодателя). Инструкции приказодателя составляются в соответствии с условиями договора, в котором с необходимой полнотой и четкостью должны быть определены все основные условия будущего аккредитива. В договоре, как правило, определяются вид аккредитива (отзывной, безотзывной, трансферабельный, с подтверждением или без подтверждения другим банком), наименование банка-эмитента, наименование авизующего и исполняющего банка, сумма аккредитива, способ исполнения аккредитива, перечень документов, представляемых бенефициаром, сроки отгрузки, условия страхования, оплаты транспортных расходов (фрахта), банковских комиссий и другие.
В силу документарного аккредитива банк, выставивший аккредитив, совершает следующие операции:
1. Производит платеж третьему лицу (бенефициару) либо по его приказу акцептует и оплачивает переводные векселя (тратты);
2. Наделяет полномочиями другой банк произвести такой платеж либо акцептовать и оплатить такие переводные векселя (тратты);
3. Наделяет полномочиями другой банк произвести негоциацию против предусмотренного документа, если соблюдены все условия аккредитива. Негоциация - это оплата стоимости (покупка) банком переводного векселя (тратты) и (или) документов по аккредитиву.
Английские юристы определили аккредитив как "источник жизненной силы международной торговли".
Понятие аккредитива как формы расчетов в национальном праве зарубежных стран понимается по-разному. Чтобы избежать коллизии норм национального права каждого из участников операций, в международной практике аккредитив заключается, как правило, на условиях Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (Uniform Customs and Practice for Documentary Credits), действующих в настоящее время в редакции 1993 года [4].
Унифицированные правила широко применяются в международной практике. Присоединение к ним осуществляется без особых формальностей. Правила применяются банками посредством коллективного уведомления Международной Торговой Палаты (МТП), могут приниматься ее соответствующими национальными комитетами, национальной банковской ассоциацией, страны либо посредством индивидуального признания отдельного банка с соответствующим уведомлением МТП или путем включения этих Унифицированных правил в сам документарный аккредитив.