Алгоритм формирования корпоративной культуры в Интернет-клубе “Южэнерго”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы выступает исследование формирования корпоративной культуры в организации. В ходе исследования были сформулированы и рассмотрены следующие задачи:
Анализ основных дефиниций, сущности корпоративной культуры, исследование основных элементов культуры.
Оценка современного состояния корпоративной культуры в экономически развитых странах, анализ технологий формирования культуры
Создание организационной культуры в организации, на примере Интерне-клуба “Южэнерго”.

Содержание

Введение__________________________________________________________________ 3

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры на предприятии_______________________________________________________________ 5

1.1. Общие понятия и сущность корпоративной культуры__________________________ 5

1.2. Элементы корпоративной культуры________________________________________ 13

1.2.1. Система ценностей, стандарты поведения_________________________________ 13

1.2.2. Девизы, лозунги, символы______________________________________________ 17

1.2.3. Мифы, легенды, герои__________________________________________________ 19

1.2.4 Ритуалы, традиции, мероприятия_______________________________________ 20

Глава.2. Корпоративная культура:__________________________________________ 22

современное состояние____________________________________________________ 22

2.1. Мировой опыт по формированию корпоративной культуры________________ 22

2.2. Технологии формирования корпоративной культуры______________________ 26

Глава 3. Алгоритм формирования корпоративной культуры в Интернет-клубе “Южэнерго” 33

Заключение_______________________________________________________________ 42

Список литературы________________________________________________________ 43

Вложенные файлы: 1 файл

Корпоративная культура.docx

— 71.04 Кб (Скачать файл)

Корпоративная культура

 

 

Содержание

 

Введение__________________________________________________________________ 3

 

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной  культуры на предприятии_______________________________________________________________ 5

 

1.1. Общие понятия и сущность  корпоративной культуры__________________________ 5

 

1.2. Элементы корпоративной  культуры________________________________________ 13

 

1.2.1. Система ценностей,  стандарты поведения_________________________________ 13

 

1.2.2. Девизы, лозунги, символы______________________________________________ 17

 

1.2.3. Мифы, легенды, герои__________________________________________________ 19

 

1.2.4 Ритуалы, традиции, мероприятия_______________________________________ 20

 

Глава.2. Корпоративная культура:__________________________________________ 22

 

современное состояние____________________________________________________ 22

 

2.1. Мировой опыт по формированию  корпоративной культуры________________ 22

 

2.2. Технологии формирования  корпоративной культуры______________________ 26

 

Глава 3. Алгоритм формирования корпоративной культуры в Интернет-клубе  “Южэнерго”       33

 

Заключение_______________________________________________________________ 42

 

Список литературы________________________________________________________ 43

 

 

 

Введение                       

 

Корпоративная культура - это  междисциплинарное направление  исследований, которое находится  на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, организационное  поведение, социология, психология, культурология. Именно многодисциплинарность данной концепции, её уникальная интегративная  сущность, с одной стороны,  создают  при её рассмотрении  определённые сложности познавательного плана, а с другой - дают возможность  грамотно и эффективно управлять  предприятием.

 

Вопрос организационной  культуры является относительно новым  и мало изученным в нашей стране и за рубежом. Даже в США  исследованием  этой проблемы начали заниматься лишь в 80-90-х годах, а в России и того позже. Поэтому пришло время серьезно заняться изучением деятельности организации  с позиции организационной культуры. Об интересе к этой проблеме свидетельствуют  запросы руководителей и специалистов, а также реальные заказы организаций  на выполнение исследовательских проектов.

 

Культура фирмы - не синоним  понятия “климат”. Культура сама предполагает климат, ценности, стиль, взаимоотношения  в данной организации. В ее понятие  входят: некие постоянно повторяющиеся  характеристики поведения людей, например: ритуалы, формы проявления почтительности, манера поведения, нормы производственных групп; философия, которая определяет политику организации по отношению  к работникам или заказчикам; “правила игры”, которые надо соблюдать, чтобы  преуспеть в организации.

 

Российские фирмы и  предприятия,  еще не достаточно ясно осознают,  что проблемы настоящего и будущего больше не могут решаться с помощью рецептов прошлого. Представления  о ценностях пришли в движение. Не ясно осознают наши предприниматели  и то,  что на смену прошлым  общепризнанным ценностям, таким  как дисциплина, послушание, иерархия, власть,  приходят другие: участие,  самоопределение,  коллектив,  раскрытие личности,  творчество.

 

Многие западные и российские предприниматели пришли к выводу, что процветает та фирма, в которой  создан сплоченный коллектив, где сломлены иерархические перегородки, где  каждый кровно заинтересован в общем  успехе, ибо от этого зависит его  материальное благополучие. Быстрее  всех поднимается и развивается  та фирма, коллектив которой имеет  хорошо развитую корпоративную культуру. 

 

В настоящее время за рубежом  накоплен колоссальный теоретический  и практический опыт формирования, поддержания, преобразования корпоративной  культуры в организациях. Такие классики менеджмента, как Мескон М. Х., Альберт  М., Хедоури Ф. внесли видимый вклад  в исследование вопросов формирования корпоративной культуры. Но особого  внимания заслуживают статьи современных  авторов. Так, интересны тематические статьи Надя Крылова, посвященные различным  аспектам корпоративной культуры, ее содержания, сущности и элементов. Существует немало теоретических исследований посвященных вопроса формирования культуры организации и в России. Такие авторы как Сухоруков А.С., Веселков А.Ф., Шихирев П.Н., Орлова Т., Кучерова О. Внесли немалый вклад  в развитие теории культуры организации, так в частности, ими были исследованы  элементы корпоративной культуры, роль корпоративной культуры в развитии организации, взаимозависимость организационной  культуры и организационных преобразований.

 

В процессе подготовки данной работы изучено около 100 источников информации, выбранных в соответствии с целями и задачами исследования. Основной массив информации представляет собой материалы периодической  печати деловых средств массовой информации и глобальной сети Интернет за период с 1998 по 2002 год.

 

Несмотря на значительное количество источников, научная новизна  данной работы состоит в том, что 

собран и обобщен материал российских и зарубежных авторов  по данной теме;

проанализированы современные  тенденции формирования корпоративной  культуры за рубежом;

обобщены основные компоненты культуры и составлен опросник, позволяющий  определить наличие корпоративной  культуры на предприятии;

на основе изученного материала, предпринята попытка формирования корпоративной культуры в Интернет-клубе  “Южэнерго”.

 

Целью данной работы выступает  исследование формирования корпоративной  культуры в организации. В ходе исследования были сформулированы и рассмотрены  следующие задачи:

Анализ основных дефиниций, сущности корпоративной культуры, исследование основных элементов культуры.

Оценка современного состояния  корпоративной культуры в экономически развитых странах, анализ технологий формирования культуры

Создание организационной  культуры в организации, на примере  Интерне-клуба “Южэнерго”.

 

Теоретической и методологической основой исследования явились труды  зарубежных и российских специалистов в области менеджмента по изучаемой  проблеме, анализ современной практики формирования организационной культуры. В ходе анализа использовались, диалектический метод, системный подход, методы сравнений, обобщений и аналогий, контент-анализ.

 

Эмпирической базой работы являются материалы периодической  печати и глобальной сети Интернет, данные опубликованные в статьях, монографиях, публикациях, проанализированные и  обобщенные в работе.

 

Практическая значимость исследования. В использовании полученных данных могут быть заинтересованы ученые, преподаватели, аспиранты, студенты, занимающиеся исследованиями корпоративной культуры на предприятиях России.

 

Содержащиеся в дипломной  работе положения и выводы могут  быть использованы:

в научных исследованиях  теоретических основ корпоративной  культуры;

при подготовке лекций, проведении семинарских занятий по истории  развития культуры организации;

при подготовке спецкурсов по проблемам, связанным с исследованием  функционирования корпоративной культуры на конкретном предприятии;

 

Структура дипломной работы. Цель и задачи исследования определили структуру дипломной работы. Она  состоит из введения, трех глав, включающих в себя четыре параграфов, заключения, списка источников.

 

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной  культуры на предприятии

1.1. Общие понятия и сущность  корпоративной культуры

 

Специалисты в области  менеджмента организации считают, что организации, как и нации, имеют свою культуру. Процесс формирования организационной культуры интересен  для организации, в первую очередь, возможностью регулирования поведенческих  установок персонала на основании  тех ценностей, которые приемлемы  для организации, но не являются приоритетными, а иногда и отходят от  ценностей, сложившихся в обществе.

 

В современной литературе существует довольно много определений  понятия “корпоративная культура”. Как и многие другие термины организационно-правовых дисциплин этот не имеет единого  толкования. В современной учебной  и научной литературе насчитывается  около 50 понятий “корпоративной культуры”. Рассмотрим наиболее распространенные:

 

…Корпоративная культура – это система материальных и  духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих  между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и  окружающей среды[1].

 

…Корпоративная культура - специфическая, характерная для  данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской  деятельности, способа постановки и  ведения дела[2].

 

…Корпоративная культура - это система принципов, обычаев  и ценностей, позволяющих всем в  компании двигаться в одном направлении  как единому целому[3].

 

…Корпоративная культура - это набор наиболее важных положений, принимаемых членами организации  и выражающихся в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры  их поведения и действий[4].

 

…Корпоративная культура - это история, представленная в настоящем (Барри Феган).

 

…Корпоративная культура - это уникальная общая психология организации (П. Вейл).

 

…Корпоративная культура - это набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяются  всеми членами организации (Д.Ньюстром, К.Дэвис).

 

…Корпоративная культура - это сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми  членами конкретной организации, и  задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и  идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических  ситуациях (Т.Ю.Базаров).

 

…Корпоративная культура - это идеи, интересы и ценности, разделяемые  группой. Сюда входят опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления  и ожидания, реально испытанные вами или вашими сотрудниками. Ваша организационная  культура - это, как люди относятся  к хорошо сделанной работе, а также  и то, что позволяет оборудованию и персоналу работать гармонично вместе. Это клей, который держит, это масло, которое смягчает... Это  то, почему люди занимаются различной  работой в рамках компании. Это  то, как одни части компании видят  другие ее части и какие формы  поведения выбирает для себя каждое из подразделений в результате этого  видения. Она проявляет себя открыто  в шутках и шаржах на стенах, либо держится взаперти и объявляется  только своим. Это то, о чем знают  все, за исключением, возможно, лишь руководителя. (Б.Феган)[5]

 

…Корпоративная культура - это сложившийся психологический  климат работы в компании[6] и т.д.

 

Э. Джакус “Культура предприятия - это вошедший в привычку, ставший  традицией образ мышления и способ действия, который в большей или  меньшей степени разделяют все  работники предприятия и который  должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены  коллектива стали “своими”.

 

Д. Элдридж  и А. Кромби “Под  культурой организации  следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения  и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных  личностей в организацию для  достижения поставленных перед ней  целей”.

 

Х. Шварц и С. Дэвис “Культура... представляет собой комплекс убеждений  и ожиданий, разделяемый членами  организации. Эти убеждения и  ожидания формируют нормы, которые  в значительной степени определяют поведение в организации отдельных  личностей и групп”.

 

К. Голд “Корпоративная культура - это уникальные характеристики воспринимаемых особенностей организации, того, что  отличает её от всех других в отрасли”.

 

М. Пакановский и Н. О’Доннел-Тружиллио  “Организационная культура - это не просто одна из составляющих проблемы, это сама проблема в целом. На наш  взгляд, культура - это не то, что  организация имеет, а то, чем она  является”.

 

В. Сате “Культура представляет собой набор важных установок (часто  не формулируемых), разделяемых членами  того или иного общества”.

 

Э. Шайн “Организационная культура - это комплекс базовых предположений, изобретённый, обнаруженный или разработанный  группой для того, чтобы научиться  справляться с проблемами внешней  адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым  членам организации как правильный образ мышления и чувств в отношении  упомянутых проблем”.

 

Г. Морган “Культура” в метафорическом смысле - это один из способов осуществления  организационной деятельности посредством  использования языка, фольклора, традиций и других средств передачи основных ценностей, убеждений, идеологии, которые  направляют деятельность предприятия  в нужное русло”.

 

К. Шольц “Корпоративная культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет  поведением людей и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения”.

 

Д. Дреннан “Культура организации - это всё то, что для последней  типично: её характерные черты, превалирующие  отношения, сформировавшиеся образцы  принятых норм поведения”.

Информация о работе Алгоритм формирования корпоративной культуры в Интернет-клубе “Южэнерго”