Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 17:16, дипломная работа
Целью ВКР − является специфика методов управления в органах власти на примере комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО администрации города Оренбурга.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
исследование теоретических и методологических основ методов управления персоналом;
анализ методов управления на примере комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО города Оренбурга
При целевом управлении сначала определяется желаемый результат, а затем уже ищется или разрабатывается то нововведение, которое позволяет его получить. Каждое новшество оценивается прежде всего с точки зрения того, какой полезный эффект оно может дать.
Общие и частные цели развития определяются в виде проекта будущего в виде целостной системы. В разработку и оценку этого проекта руководство должно стараться включить как можно больше членов коллектива, создавая временные творческие группы по проблемам и организуя широкое обсуждение. Разрабатываются детальные планы реализации проекта, и формируется комплект промежуточных целей, позволяющих своевременно выявлять угрозы достижения конечных результатов.
Следует иметь в виду, что ни один из подходов к управлению развитием не является самым лучшим. В зависимости от условий эффективными могут быть разные подходы. Кроме того, когда по каким-то причинам существует жесткий лимит времени но планирование развития организации, административный подход − единственно возможный системный подход требует высокой квалификации руководителей. Если ситуация относительно стабильная, то реактивное управление может давать те же результаты, что и опережающее. Выбор того или иного подхода должно базироваться на учете реальных условий. Но если ближе управление к системно − целевому, тем большими потенциальными возможностями оно обладает для обеспечения своей эффективности.
Понятие эффективности, хотя и очень часто используется, но оно одно из наименее разработанных в теории управления. Не существует общей теории эффективности, и все попытки создать ее пока не привели к желаемому результату. В разных сферах деятельности используются свои частные показатели эффективности.
Управление по своему назначению должно обеспечивать максимальное использование возможностей для получения полезного результата. Чем лучше оно справляется с решением этой задачи, тем более эффективно. Показатель эффективности управления развитием − заинтересованность коллектива. Этот показатель отражает наличие важнейшего условия реализации планов развития − мотивированность исполнителей.
Все большее внимание в управленческой деятельности уделяется психологической службе как одному из механизмов эффективного управления. Это определяется основными направлениями деятельности психолога, результаты которой могут существенно повлиять на принятие управленческого решения. Проводимые в современных условиях разного рода социологические исследования усиливают роль психологической службы в управлении, это касается и Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО администрации города Оренбурга. Изучение микроклимата в коллективе связано не только с подготовкой рекомендаций разного рода, но и с квалифицированным их анализом.
Рассмотрение роли психологической службы именно с позиции механизма управления позволяет ставить вопрос о взаимосвязи качества управления и нетрадиционных подходов к определению механизмов управления. Вместе с тем следует выделить аспекты, решение которых будет определять эффективность использования психологической службы как механизма управления. К ним можно отнести четкое определение прав и обязанностей психолога в системе управления; планирование работы на основе целей и задач подразделения, соблюдение единства психолого-педагогической и исследовательской деятельности в конкретных условиях, связь теоретических знаний с анализом фактов повседневной жизни, подготовка практических рекомендаций, влияющих на качество управления.
Основными направлениями профессиональной психологической службы могло бы быть:
создание комфортного психологического микроклимата в коллективах производства;
минимизация психологических конфликтов (избежание скандалов, снятие стрессов, разрешение споров);
разработка персонифицированной служебной карьеры и перспектив роста сотрудников производства;
формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов «идеальных» сотрудников.
У психологической службы может быть целый арсенал форм для непрямого морального воздействия на работника, среди них: убеждение, внушение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, намек, комплемент, просьба, совет.
Психологическая служба может также проводить тестирования работников, организовывать семинары и тренинги для руководителей всех уровней управления.
Расширение функциональных обязанностей руководителя, повышение ответственности за их реализацию становится использование научного консультирования как механизма эффективного управления. Управленческое консультирование – деятельность, содержанием которой является помощь руководителю в решении управленческих проблем.
Специфика управленческого консультирования заключается в разновидности экспертной помощи, распространении современных научных достижений и передового опыта, повышении управленческой квалификации руководителя. (Консультирование по проблемам, процессу управления, что побуждает к поиску вариантов решений.)
Консультирование через рефлексию, например подготовка и проведение «фотографии или самофотографии» деятельности руководителей с анализом всех отрицательных и положительных моментов; проведение учебного консультирования – чтение лекций, семинары; консультирование через взаимообучение – обмен достижениями и навыками.
В современной теории управления особое место занимает системный подход, который предполагает сознательное и планомерное управление. Устанавливаются связи между сферами управления, выдвигается главная цель, затем в соответствии с ней формируются частные промежуточные цели, ставятся задачи, продумываются средства, осуществляется контроль.
Системный подход открывает возможность для более полного учета информации, обобщения опыта, коллективного обсуждения, широкого привлечения актива к управлению, целенаправленного планомерного управления с использованием всех звеньев сложного трудового коллектива.
Вот несколько рекомендаций, которых должны придерживаться в работе руководители Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО администрации города Оренбурга:
четкое разграничение функций между начальником и его заместителями. Для этого на основе учета должностных инструкций составляется перечень обязанностей членов администрации. Данный перечень закрепляется приказом.
проведение всех собраний, совещаний, планерок с одинаковой периодичностью в одно и то же время и в одном и том же месте. При этом до минимума сократить проведение различных внеплановых совещаний.
Ввести ежедневный регламент работы, предусматривающий:
отсутствие в первой половине рабочего дня различных конфликтных ситуаций, длительных бесед и разговоров «по душам» с подчиненными. Все попытки отвлечь от решения текущих, заранее запланированных задач пресекать вежливо, но решительно;
отказ от решения вопросов, входящих и компетенцию заместителей, в их отсутствие. Иначе впоследствии приходилось затрачивать дополнительное время на перепоручение дел заместителям, передачу им нужной информации, их убеждение и т.п. Кроме того, принятие решений по вопросам, входящим в компетенцию заместителей, могло отрицательно сказаться на их самостоятельности, инициативе, задеть их самолюбие;
максимальное использование в повседневной работе телефона и различных приставок к нему, персональной ЭВМ и т.п.;
обязательная фиксация информации о ходе учебно-воспитательного процесса (желательно в специальном блокноте, тетради). Необходимо также фиксировать все замечания и предложения подчиненных.
Разработка и регулярное совершенствование наиболее рациональной системы анализа и оценки труда работников.
Работа с административной группой. Целью работы является улучшение взаимодействия членов административной группы путем раскрытия их личного потенциала.
Основными задачами исследования является:
связь подготовки и повышения квалификации персонала с целями и проблемами Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО администрации города Оренбурга;
разработка содержания, методологии и организации программы подготовки административной группы;
мотивирование и стимулирование членов административной группы на повышение квалификации и непрерывное самообразование.
Исследование предполагает проведение видеотренинга делового общения с административной группой для выработки навыков принятия коллективных решений и улучшения социально-психологического климата. В результате тестирования необходимо выявить индивидуальные особенности.
Таким образом, мы получим подготовленную целенаправленную систему управленческих кадров, способных осуществлять руководство Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО администрации города Оренбурга, с использованием самых современных методов управления персоналом.
Как известно, управление только тогда эффективно, когда объект управления трансформируется в субъект самоуправления. Процессы регуляции и саморегуляции в целенаправленной системе могут быть обеспечены интеграцией управленческих процессов. Интеграция − важнейший стержень ускорения, показатель набирающего темпы научно-технического процесса. Процессы интеграции происходят в профессиональной деятельности людей, науке, образовании.
Согласно теории управления, изменения, которые претерпевает объект управления, происходят под воздействием его субъекта. При этом преобразования охватывают как управляемую систему, так и управляющую. Поэтому вышеназванные процессы интеграции происходят не сами по себе, они управляемы в соответствии с определенными закономерностями.
Разработка конкретной программы управления для определенного муниципального образования должна представлять собой оптимальное соединение базисной программы и ее вариативной части, учитывающей индивидуальные особенности развития данного коллектива. В этом случае такая программа превращается в определенную методику решения комплексных задач управления, специально рассчитанную на достижение высоких результатов за отведенное для каждой задачи время.
В новых условиях развития производства одним из вопросов совершенствования социально-психологических методов управления персоналом является использования программно-целевого метода.
В Комитете потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО администрации города Оренбурга есть проблема с пониманием руководства современных подходов к управлению персоналом и возможностью их применения.
Поэтому для совершенствования методов управления коллективом необходимо разработать целевую комплексную программу по внедрению современных методов управления.
Целевая программа является плановой разработкой путей и средств решения наиболее важных проблем, имеющих перспективное и приоритетное значение. Реализация целевых комплексных программ свидетельствует об их высокой эффективности.
Программно-целевое планирование включает систему частных, общих и единичных целей развития потенциала руководства организации с четкими качественными и количественными характеристиками.
Целями программы является:
осознание руководства Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО администрации города Оренбурга необходимость изменения методов управления персоналом;
овладение руководством Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО администрации города Оренбурга современными методами управления персоналом;
внедрение новых методов управления персоналом в деятельность руководящей системы Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО администрации города Оренбурга»
мониторинг эффективности использования методов управления персоналом.
Для выполнения поставленных целей целевой программы необходимо сформировать комплекс программных мероприятий. Программные мероприятия − это совокупность действий по достижению целей программы.
Проверка соответствия целей – ресурсы. Данный пункт программы достаточно легко пройти, так как ресурсы на обучение руководителей Комитета уже заложены в рамках курсов повышения квалификации руководящих кадров.
Составлением, реализацией и контролем за выполнением программы должны заниматься специально подготовленные тренера по управлению персоналом. Это должны быть работники фирмы уже зарекомендовавшей себя на рынке управленческого консультирования.
Тренерский состав должен быть в количестве 3 человек. Это руководитель программы, специалист-экономист и специалист-психолог. Соответственно анализ деятельности руководителей Комитета и тренинг пойдут по двум направлениям – это экономические и социально-психологические методы управления персоналом.
Таким образом, целевая программа «Отдел кадров» предусматривает участие руководителей высшего уровня Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства МО администрации города Оренбурга которые осуществляют контроль за ее выполнением и коллектива, так же включает материальное стимулирование исполнителей программы, поставленное в зависимость от результата разработки и реализации программы.