Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 14:38, дипломная работа
Системы управления качеством являются эффективным средством и инструментом управления качеством продукции и обеспечением её конкурентоспособности.
Цель дипломной работы – оценка затрат в системе менеджмента качества ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»
Объектом исследования является – ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическая основа изучения системы менеджмента качества……………………………………………………………………………...6
1.1. Понятие системы менеджмента качества и факторы ее определяющие………………………………………………………………………6
1.2. Качество продукции, показатели, методы оценки его уровня…….14
1.3. Современная концепция управлением качеством………………….27
Глава II. Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»………………………………………………………...34
2.1. Характеристика предприятия и анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «АМЗ»………………………….…………...34
2.2. Анализ системы менеджмента качества ОАО «АМЗ»…………….48
2.3. Учет и анализ затрат на качество продукции………………………57
Глава III. Совершенствование системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»………………………………………………………...75
3.1. Разработка мероприятий по улучшению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»…………………………………………..75
3.3. Оценка эффективности разработки мероприятий по улучшению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»……...…………89
Заключение………………………………………………………………..95
Список литературы……………………………………………………….98
Приложения……………………………………………………………..101
К дефектам относят недостатки, изъяны, допущенные в процессе изготовления продукции и подтверждающие, что данная продукция не отвечает требованиям качества (например, вторичная обработка, переделка, повторные испытания, неисправимый дефект – брак).
Составляющие затраты, связанные с внешними работами, – это затраты, возникающие после поставки продукции, когда выясняется, что продукция в реальных условиях эксплуатации не отвечает требованиям качества (например, техническое обслуживание и ремонт; гарантии и возвраты; прямые затраты и скидки, связанные с изъянами продукции; издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции).
Так как затраты на качество включаются в общую структуру затрат, то необходимо посмотреть сколько в процентном соотношении затрат к выручке приходится на качество продукции. Затраты на производство продукции в 2009 году составили 84,22% к выручке это 237 689 052,80 рублей. В таблице 2.8 приведена структура затрат на производство продукции за 2009 год (тыс. руб.).
Таблица 2.8.
Структура затрат на предприятии ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»
Статьи затрат |
Сумма затрат, руб. |
Уд. вес в мат затратах,% |
%, к затратам |
Материальные затраты |
77 890 702,60 |
100,0 |
32,77 |
в том числе: |
|||
Основные материалы |
194 900 502,32 |
22,2 |
8,2 |
Покупные |
37 079 492,33 |
44,7 |
15,6 |
Вспомогательные материалы |
2 852 268,63 |
3,1 |
1,2 |
Топливо |
3 089 957,69 |
2,1 |
1,3 |
Тара |
47 537,81 |
0,05 |
0,02 |
Запчасти |
237 689,05 |
0,3 |
0,1 |
Инвентарь |
118 844,53 |
0,1 |
0,05 |
М-лы спец. назн. в эксплуат. |
4 040 713,89 |
4,6 |
1,7 |
Энергоносители |
10 933 696,42 |
12,3 |
4,6 |
Зарплата |
84 141 924,69 |
35,4 | |
Отчисления на соц. нужды |
20 678 947,59 |
8,7 | |
Амортизация |
6 655 293,48 |
2,8 | |
НИРиОКР |
2 139 201,47 |
0,9 | |
Налоги |
2 852 268,63 |
1,2 | |
Затраты на качество |
43 330 714,32 |
18,23 | |
ИТОГО ЗАТРАТ |
237 689 052,80 |
100 |
После того как стало понятно что затраты на качества составляют 18,23% необходимо посмотреть распределение этих затрат по статьям.
Таким образом сумма затрат на качество при условии существующей системы составила 43 330 714,80 рублей. В качестве общей тенденции было выявлено, что предприятие не ведет систематизированной работы по повышению и стабилизации качества производимой продукции, предпринимаемые предупреждающие действия, в том числе для обеспечения стабильности технологических показателей, носят скорее эпизодический характер. Информация о производимой продукции с несоответствующим качеством в большинстве случаев должным образом не учитывается и не анализируется, что ведет к искажению характера и распределения затрат на обеспечение качества. В некоторых случаях такая продукция, выявленная до завершения технологического процесса, не фиксируется ни в каких отчетах.
Анализ характера
Таблица 2.9
Распределение затрат по причинам возникновения несоответствий
Причины возникновения несоответствий |
Доля в общем объеме затрат на продукцию с несоответствиями |
Недоброкачественные или неконтролируемые сырье, материалы и пр. |
36% |
Недостаточное техническое оснащение помещений, оборудования, транспорта |
28% |
Небрежность, недобросовестность или недостаток знаний рабочего персонала |
26% |
Прочие |
10% |
Первой наиболее значимой причиной несоответствий (брака) продукции является недоброкачественное или не контролируемое сырье.
Вторая наиболее значимая причина несоответствий продукции в недостаточном техническом оснащении и износе оборудования12.
Третья наиболее значимая
причина возникновения
Как видно из проведенного финансово-экономического анализа деятельности ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», все важнейшие показатели финансовой устойчивости в основном укладываются в зарубежные и отечественные нормативы, имеют тенденцию к дальнейшему увеличению и характеризуют предприятие как финансово устойчивое и перспективное. Однако проведенный анализ системы управления качеством показал довольно существенные нарушения это и отсутствие четкой документированности процедур, и наличие большого количества брака и рекламаций
Браком называется продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия в ней дефектов. Дефект – это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Дефекты бывают явные, выявление которых регламентировано соответствующей документацией, и скрытые, выявление которых документацией не предусмотрено.
Для единообразного
и точного определения
Под видом
брака подразумеваются
Кроме того, различают брак внутризаводской, выявленный в ходе производственного процесса, и внешний, обнаруженный за пределами завода, проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции. Внешний брак свидетельствует как о плохом качестве продукции, так и о неудовлетворительной работе контрольных служб предприятия и называется рекламацией. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.
По причинам различают брак, допущенный из-за нарушения технологической дисциплины (небрежное отношение рабочего к своей работе), ошибок в технической документации, работы на неисправном или неправильно налаженном оборудовании, использования некачественного инструмента, дефектов в исходном материале, пропуска дефектов ОТК на последующих операциях и др.
По виновникам различают брак, допущенный по вине рабочего-оператора; рабочего-наладчика оборудования; отделов главного технолога, главного конструктора, главного механика; инструментального цеха; отдела технического контроля качества (см. таблицу 2.10).
Учет и анализ брака позволяет выявить его причины и конкретных виновников, что является неотъемлемой частью рациональной организации производства. Эти меры имеют целью разработку организационно-технических мероприятий, обеспечивающих ликвидацию и предупреждение брака, учет потерь от брака и отнесение их за счет конкретных виновников, организацию работ по изготовлению продукции взамен забракованной. Наконец, данные учета и анализа брака и рекламаций используются для подготовки статистических материалов, используемых для изучения динамики брака по отдельным календарным периодам и местам образования.
Каждая партия продукции предъявляется на контроль с сопроводительной документацией, в которой контролер отмечает результаты проверки качества. Классификатор брака по виновникам и причинам для предприятия ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» см. в приложении 2.
При обнаружении
в предъявленной продукции неис
Весь выявленный брак помечается клеймом, немедленно изымается и направляется на склад-изолятор, откуда передается на склад утиля.
Если брак продукции обнаруживается у потребителя, на предприятие поступает рекламация. В ней указываются причины, вследствие которых продукция не удовлетворяет требованиям заказчика. Предприятие проверяет обоснованность рекламации и бракованную продукцию заменяют годной, возмещая потребителю убытки. Возврат дефектной или бракованной продукции по каждому производственному звену учитывается при оценке эффективности его работы, подведении итогов деятельности всего предприятия.
Анализ брака и рекламаций производится в разрезе отдельных причин, виновников и видов. Он имеет целью отобразить:
– процент брака по заводу и его подразделениям;
– потери от брака в нормо-часах и в денежном выражении.
При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели. Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованную продукцию и расходов на исправление исправимого брака. Абсолютный размер потерь от брака получают путем вычитания из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов. Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитываются как процентное отношение абсолютного размера брака или потерь от брака к производственной себестоимости товарной продукции.
Определим абсолютный и относительный размер брака, абсолютный и относительный размер потерь от брака, а также фактическое отклонение потерь от брака по сравнению с плановыми по следующим исходным данным (см. таблицу 2.11.)
Абсолютный размер брака равен:
Аб = 21036,42 + 2945,10 = 23981,52 (15)
Таблица 2.11
Показатели |
Сумма, руб. |
Объем товарной продукции |
24988380,16 |
Производственная себестоимость товарной продукции |
247487,25 |
Себестоимость
полностью забракованной |
21036,42 |
Затраты на устранение дефектов по исправимому браку |
2945,10 |
Стоимость реализованной продукции с неисправимым браком по цене использования |
2103,64 |
Стоимость планируемых потерь от забракованной продукции |
14849,24 |
Абсолютный размер потерь от брака равен:
Ап.б. = 23981,52 – 2103,64 = 21877,88 (16)
Относительный размер брака:
(17)
Относительный размер потерь от брака:
(18)
Определим фактические потери от брака по сравнению с плановыми:
раза (19)
Таким образом, фактические потери от брака превысили плановые в 1,5 раза.
Определим стоимость годной продукции, которая могла бы быть получена при отсутствии брака:
. (20)
Определим экономию затрат на 1% снижения брака:
(21)
Рекламации являются важным источником информации о качестве изделий, выпускаемых предприятием. На основе данных рекламаций можно выявить тенденцию улучшения или ухудшения качества продукции, определить удельный вес недоброкачественной продукции, отгруженной потребителям.
Определим удельный вес недоброкачественной продукции, отгруженной потребителям. В 2009 году общий объем выпуска составил 1342 шт., а в 2010 году – 1012 шт. Исходные данные по дефектам представлены в таблице 2.12.
Таблица 2.12
Данные по дефектам
Вид дефекта |
Количество дефектных изделий, шт. | |
2009 год |
2010 год | |
Недоброкачественная сборка изделий |
470 |
384 |
Поломка отдельных деталей изделий: – по вине завода-изготовителя – по вине транспортных организаций |
201 12 |
152 9 |
Дефекты внешнего вида изделий: – по вине завода-изготовителя – по вине транспортных организаций |
28 1 |
21 1 |
Информация о работе Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»