Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 03:41, дипломная работа
Актуальность исследуемой темы, недостаточность ее раскрытия для современного дошкольного образовательного учреждения, а также уже имеющиеся научные предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, определили тему исследования: «Интегративное управление в ДОУ посредством методической поддержки педагогов».
Наше исследование к решению следующей проблемы: каковы основы построения методической поддержки профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования – методическая работа дошкольного образовательного учреждения.
Введение ……………………………………………………………………стр. 3.
Глава 1. Теоретические основы управления методической работой в
современном дошкольном образовательном учреждении
1.1. Основные идеи интегративного управления ………………….…..стр. 8.
1.2. Понятие и виды методической поддержки……..…………………стр. 13.
1.3. Методическая поддержка как основа профессионального
саморазвития педагогов ДОУ …………...…………………………стр. 17.
Глава 2. Практические аспекты методического сопровождения педагогов
МДОУ ЦРР детского сада № 24 г.Усть-Кута
2.1. Анализ состава педагогических кадров ……………………………стр. 26.
2.2. Диагностика профессионального уровня педагогов…………...….стр. 30.
Заключение …………………………………………………….………..…стр. 38.
Список литературы ………………………………………………………..стр. 41.
Приложения ………………………………………………………….….....стр. 44.
Интеграция — это более зрелый, более продуктивный и качественный, более гуманный уровень управления, чем, скажем, дифференциация и адаптация. Если при дифференцированном управлении осуществляется ранжирование по качествам, уровням, приоритетам, при адаптивном управлении — приспособление под актуальные (наличествующие) возможности каждого и коллектива в целом, то при интегративном управлении основной задачей является создание условий, способствующих успешному личностному развитию каждого члена коллектива, независимо от его психофизических или личностных особенностей.
Идея
интегративного управления не нова. Её
успешно реализуют в образовательном
процессе ряда зарубежных стран. Попытки
реализации такого подхода имели место
и в российском образовании.
В любом образовательном учреждении могут быть созданы универсальные условия, способствующие успешной индивидуальной интеграции каждого, как на уровне конкретной образовательной среды, так и на уровне социума. Под универсальностью условий мы понимаем многообразие, многовариативность стимулов, средств, способов деятельности; а под индивидуальной интеграцией — усвоение, обогащение, преобразование личностного опыта за счёт механизмов самоопределения, самореализации. На языке психологии этот процесс принято обозначать как интериоризация (от лат. interior — внутренний), то есть формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности [27;94].
Это не процесс стандартизации личности, когда специально спроектированные условия формируют тот или иной заданный тип личности. Напротив, процесс индивидуализации личности – это процесс, когда при стандартизации условий саморазвивающаяся личность сообразно своим возможностям и способностям интегрирует специфический, неповторимый стиль успешной (или неуспешной) жизнедеятельности. Это происходит уже за счёт другого механизма личностного развития, который определяется концепцией феноменологии развития как единый механизм «идентификации — обособления» [22;85]. Действие механизма развития «идентификация — обособление» выглядит следующим образом: Я (субъект) — сам (самостоятельно) — благодаря другим людям (среда моего развития) — через разнообразные виды деятельности (познание, общение, деятельность самосознания и т.п.) — в зависимости от степени моей активности (самодеятельности) — становлюсь личностью (избирательно вбираю в себя общественный опыт) — управляю самим собой (своим опытом) и жизненными обстоятельствами (моей средой обитания и развития).
Для того чтобы эта схема заработала, чтобы каждый педагог стал социально успешной, одобряемой обществом личностью, активным, инициативным, обладающим высоким потенциалом саморазвития — субъектом жизни, профессиональной деятельности и поведения, должна быть востребована, на наш взгляд, несколько иная парадигма управления образовательным учреждением. А именно:
— присутствуют процессы профессионального управления (научно-обоснованного, проверенного практикой) и самоуправления, когда разнообразные ситуации развития формируют опыт управления самим собой;
— традиционные и инновационные способы не исключаются из арсенала управления образовательным учреждением;
— педагогику мероприятий и педагогику отношений не выносят за скобки инноваций и экспериментов.
Интегрированное управление — это синтез, оптимальное сочетание традиций и новаторства, постоянный диалог различных управленческих культур, допускающий педагогический плюрализм, сосуществование разнообразных приёмов и средств, отобранных по критериям эффективности воздействия на процесс становления и развития, объединённых единой целью. То есть созидание и культивирование субъектно-развивающей среды образовательного учреждения.
Субъектно-развивающая среда — это атмосфера, которая окружает субъект, в которой он, по мнению С.Л. Рубинштейна, обнаруживается и проявляется, создаётся и созидается, а также определяется в своих действиях и актах творческой самодеятельности [29;124].
Такая среда побуждает субъект (педагога) к позитивной активности (субъектности) во взаимодействии с самим собой и окружающей действительностью. При этом формами активности являются разнообразные виды продуктивной самостоятельной деятельности — познания, общения, самосознания и т.п.
Это среда, ориентирующая педагога на формирование умений и навыков в постоянно изменчивых ситуациях жизни.
И, наконец, это специально организованная среда образовательного учреждения, в которой используются системные преобразующие формы, методы, приёмы, технологии и как образ (уклад) жизни, предусматривающие интеграцию взаимообуславливаемых (учебной, методической) частей в единый стиль жизнедеятельности образовательного учреждения.
Предназначение руководства как раз и заключается в укреплении и развитии педагогического мастерства, создавая условия преобразующей самодеятельности педагога. Следовательно, сегодня должно быть востребовано такое методическое управление, где каждый способ, приём или средство, каждое управленческое решение должны стимулировать и побуждать в педагоге стремление к преодолению собственной ограниченности, избавление от комплексов неполноценности, пассивности, духовного прозябания.
Подход стимулирующего управления может реализоваться через различные формы и методы, включающие педагогов в инновационные процессы. Но позитивные изменения при внедрении педагогического новшества можно достичь в том случае, если в процесс вовлечён весь педагогический коллектив, а не отдельные воспитатели или специалисты.
Включённость каждого члена коллектива в инновационные процессы можно реализовать через управленческие действия, которые мы определяем как «самозаказ педагога», когда через определённые формы и методы педагог самостоятельно формулирует для себя программу своего профессионального самосовершенствования в рамках той концепции и программы развития, которые реализует образовательное учреждение.
Сегодня требования к педагогическим работникам не ограничиваются стажем работы и дипломом образования. Педагог должен быть профессионалом своего дела, мыслящим, способным к анализу и к творческой переработке информации. Помочь педагогам должна методическая работа, обеспечивающая профессиональный рост, помогающая разобраться в разнообразной педагогической и психологической информации, в научных инновациях.
Старший воспитатель – одна из ключевых фигур в коллективе дошкольного учреждения. Основой работы старшего воспитателя с педагогами становиться непрерывный процесс повышения их квалификации, через осуществление педагогического сопровождения, учитывая их индивидуальные особенности.
В
нашей работе мы рассмотрим такой
вид методического
1.2. Понятие и виды методической поддержки
Проникновение теории управления в дошкольное образование, разграничение субъектов и объектов управления ДОУ, выделение направлений деятельности руководителя с точки зрения объектов (управление персоналом (кадрами), управление материально-технической базой и др.) привели к некоторой терминологической неясности в связи с применением традиционных и новых терминов. В частности, возникли вопросы об использовании и понимании термина «методическая работа в ДОУ»; что такое методическая работа — объект или аспект управления; как соотносится методическая работа с понятиями «управление педагогическим коллективом», «управление образовательным процессом»; насколько целесообразно сегодня применять этот термин. В нашей работе мы рассмотрим такой вид методической работы, который построен на принципах интеграции, способствующих успешному личностному развитию каждого члена коллектива, независимо от его психофизических или личностных особенностей
Проведенный
анализ психолого-педагогической литературы,
посвященной проблемам
В
педагогической литературе (О.С. Газман,
Е.А. Александрова, Т.В. Анохина, Т.В. Мерцалова,
В.К. Зарецкий, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков,
С.М. Юсфин) «поддержка», преимущественно
рассматривается в аспекте
Под методической поддержкой мы понимаем не социальное становление, а сопровождение педагога в становлении его профессионального роста. На наш взгляд развитию профессионального роста будет способствовать специально организованное методическое сопровождение педагога.
Профессиональная
поддержка как эффективное
Анализ литературы позволил нам выявить, что методическая поддержка рассматривается некоторыми авторами как методическое сопровождение. Первоначально считалось, что адресатом поддержки должен стать лишь тот, кто по тем или иным причинам не вписался в нормы социума. Однако практика последних десятилетий показала, что в индивидуальной помощи, заботе и защищенности, организованной поддержке, нуждается каждый педагог не зависимо от возраста, стажа, образования и уровня профессиональной деятельности.
В конце двадцатого столетия выделение этой проблемы в особую сферу целенаправленной педагогической деятельности было осуществлено О.С. Газманом и его сотрудниками (лаборатория проектирования воспитательных систем ИПИ РАО).
О.С. Газман описал такие виды поддержки (сопровождения) [5;15]:
1.
Непосредственная поддержка/
2.
Опосредованная поддержка/
3.
Ориентационная поддержка/
4. Своевременная поддержка/сопровождение. Осуществляется непосредственно в момент возникшей потребности в поддержке. Характерной особенностью этого вида является вопросно-ответная форма обращенности к конкретному человеку и, при экстренной необходимости, привлечение специалистов в той или иной области (психолога, социального педагога, медика). Целью является создание условий человеку, при которых он самостоятельно или же с помощью специалистов разрешает проблему, доминирующую для него в данный момент времени.
5. Предупреждающая поддержка/сопровождение – предупреждающее последействие оказывается после того, как в жизни человека произошло событие, способное породить проблему. Имеет своей целью нивелировать первоначальный стресс и снять напряженность для того, чтобы человек смог адекватно рассмотреть создавшуюся ситуацию и предупредить возникновение и развитие возможных последствий.
6.
Единовременная поддержка/
7. Пролонгированная поддержка/
8. Дискретная поддержка/сопровождение уместна время от времени, тогда, наблюдается необходимость тактично корректировать развитие ситуации.
На современном этапе развития педагогики
методическая поддержка – это особая
технология образования, которая предполагает
самоопределение педагога в ситуации
выбора и последующее самостоятельное
решение им своей проблемы. Следовательно
в развивающейся личности поддерживается
положительная заданность, а также стремление
к самостоятельности, самодвижению. Авторы
Е.И. Исаев и В. И. Слободчиков считают,
что поддерживать и развивать следует
субъективность, то есть способность личности
к преобразующему отношению к собственной
жизнедеятельности, а также индивидуальность
(неповторимость, особенность человека,
которая выделяет его из всех других
и тем самым позволяет ему оставаться
самим собой).